Особенности визуального восприятия пространства города (вставить упорядоченную информацию из грабового стр55-59) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности визуального восприятия пространства города (вставить упорядоченную информацию из грабового стр55-59)



Если планировочная структура исторического города это относительно устойчивый элемент структуры, то объемно-пространственные структуры подвержены более частым изменениям во времени. И все-таки, устойчивыми остаются исторические образы, ассоциации, формирующие историческое пространство. Или, достигнув определенного эстетического апогея, пространственные структуры были зафиксированны в этой точке. Подобная точка может являться точкой отсчета.

 

Историческая среда города, не смотря на то, что это как правило моно функциональный организм удивительно комфортно воспринимается нашим сознанием. Когда начинаешь анализировать свои ощущения, от восприятия исторической части города вспоминаются следующие аналогии: сомасштабность – пропорциональность, спокойная ритмичность,  внимание к деталям, мелкая и многообразная пластичность. Становится ясно, что речь идет о пространственных категориях – пространстве вцелом, о последовательно перетекаемым и упорядоченно взаимоувязанным пространствам в которых формируется наше внутреннее состояние, вовлеченное в единый сценарий последовательных действий.

Историческому пространству города уделялось немаловажное внимание и визуально-образному восприятию в том числе. До определенного исторического момента городская среда, объемно пространственное её насыщение развивалось, подчиняясь законам гармонии и целостности.

В композиционно-художественной структуре исторического городского пространства имели значение следующие визуально определяемые (значимые) элементы: доминанты, акценты, фон

Доминанта это преобладающий элемент городской среды или архитектурного ансамбля, как правило по смыслу, подчиняющий себе организованное вокруг действо, контрастно отличающийся от окружения по ряду характеристик: размеру, форме, цвету, фактуре поверхности и т. д.

Композиционный акцент это нюансное преобладание в ансамбле или городской застройке, но в любом случае концентрирующее на себе внимание, но не главенствующее подчинение, оно отражает определённую ритмичность и является обязательным элементом поддерживающим связь и целостность построения действа в общей композиции города или архитектурного ансамбля. Но при этом при всем акценты разбивают монотонность и невыразительность форм или пространств. Если в целом рассматривать структуру соподчинения элементов, то композиционные акценты подчиняют пространство доминанте, а доминанта собирает их в единое целое.

Фон это основная масса, образующих пространство поверхностей, которая создает представление об объемах, колорите, материалах, обладающих похожими характеристиками, но в любом случае создающих благоприятное окружение для более ярких компонентов – акцентов и доминант.

 

Суммируя представления о средствах формирования композиции, перейдем к конкретным приемам ее организации. Напомним, что к основным композиционным средствам относятся: пространственное ограничение и целостность, определенность размера и формы, вид симметрии, членения, фактура и цвет поверхности, тектоника, ритмичность, контрастные и нюансные сопоставления, соподчиненность, масштабность, ассоциативные проекции. Каждое средство обладает собственным набором инструментов, часть которых может принадлежать к смежным средствам. Например, тектоника включает представления о материале, его массе и весе, гравитационных ассоциациях, симметрии и асимметрии. Понятие масштабности оперирует, в принципе, теми же структурными понятиями.

Ряд свойств вовлекается в композиционные рассуждения в виде оппозиционных пар: тяжелое—легкое, симметричное—асимметричное, тождество—контраст, ритм—метр, горизонтальное—вертикальное, компактность—расчлененность, плотность—транспарантность, гармония-диссонанс и т.д.

 

Ассоциации

В исторической проекции ассоциативный арсенал постоянно обогащается образами, сопутствующими развитию цивилизации. Формирование архитектурных стилей в значительной степени опиралось на активное использование ассоциаций — антропометрических, зооморфных, тектонических, технических, отражающих состояния, движение и т.п.

Ассоциации должны быть лаконичны

Человеку свойственно упорядочивать окружающее, что связано с инстинктивным желанием ориентации в пространстве.

 

При взгляде на сложное многопредметное образование, человек стремится обнаружить в нем какую-либо систему, свести наблюдаемую сложность к более простому порядку.

Разделение множества на упорядоченные группы помогает восприятию многоэлементных образований. Примерно такой порядок восприятия человеком элементов сложного городского скопления построек различного назначения. Они подразделяются и композиционно, и в сознании человека на отдельные структурные элементы города: площади, улицы, группы домов.

Отмечается, что особенно ярко воспринимаются объекты, которые помогают человеку ориентироваться в пространстве, т.е. само местоположение объекта — в центре группы на пересечения направлений стимулирует восприятие. Особенно, если это дополнено действием фактора неожиданности, который поддерживает интерес зрителя.

 

В этом разделе исследуется масштабные, объемные, композиционные, типологические, стилистические характеристики объекта (фасада уличного ряда) с оценкой их изменений во времени. Включает в себя изучение и анализ панорамы уличного ряда по следующим составляющим:

Построение композиционного каркаса локального уровня — включает покомпонентное выявление использования композиционных приемов на исследуемой территории. На отдельных чертежах последовательно выявляют­ся: ансамблевые образования; ритмометрические закономерности застройки; ха­рактер уличных пространств, их контрастные и нюансные проявления; взаимо­действие масс зданий и прилегающих к ним пространств.

 

ансамблевые образования

При построении схемы ансамблевых образований выявляется расположение и взаимодействие композиционных осей, полученных на основе выделения симметричных и асимметричных комплексов. Длина композиционных осей определяется до соприкосновения с застройкой или композиционным акцентом. Некоторые композиционные оси при этом вытягиваются в цепочки, что свидетельствует об их удлинении и принадлежности к композиционному каркасу более высокого уровня.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.006 с.)