Общее представление об учебных проектах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее представление об учебных проектах



Общее представление об учебных проектах

Основные понятия

Прежде чем приступить к обсуждению форм и видов учебных проектов, определим некоторые понятия.

Проект – совокупность определенных действий, документов, замысел для создания реального объекта/ теоретического продукта, это что-либо, что задумывается, планируется и реализуется.

Целью проекта, как правило, является создание чего-либо нового, не существующего в данный момент. В результате осуществления (реализации) проекта появляется новое изделие или продукт, производственная линия, технологический процесс.

Метод проектов - совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Проектный метод направлен на:

  • Развитие критического мышления: аналитическое, ассоциативное, логическое, системное.
  • Развитие творческого мышления: пространственное воображения,

самостоятельный перенос знаний, комбинаторные умения, прогностические умения.

  • Умения работать с информацией: отбирать нужную, анализировать, систематизировать и обобщать, выявлять проблемы, выдвигать обоснованные гипотезы их решения, ставить эксперименты, статистически обрабатывать данные, генерировать идеи, владеть культурой коммуникации.

Учебный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени.

 

Классификация проектов

I. Социально (практико) – ориентированный проект

Описание проекта Нацелен на решение социальных (практических) задач
Цель проекта Решение социальных (практических) задач
Проектный продукт Учебные пособия, макеты, модели, инструкции, памятки, рекомендации, тексты, мультимедийные продукты, видео-, фото-, аудио-материалы
Тип деятельности учащегося Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области

II. Исследовательский проект

Описание проекта По структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: эксперимент, моделирование, социологический опрос и т.д.
Цель проекта Подтверждение или опровержение какой – либо гипотезы
Проектный продукт Результат исследования, оформленный установленным образом
Тип деятельности учащегося Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями

III. Информационный проект

Описание проекта Направлен на сбор информации о каком – либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманную структуру и возможности ее коррекции по ходу работы.
Цель проекта Сбор информации о каком-либо объекте или явлении
Проектный продукт Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому – либо вопросу. Это может быть статья, публикация, интерьвью, анкетирование, генеалогическое дерево и т.д
Тип деятельности учащегося Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников, общение с людьми как источниками информации

VI. Творческий проект

Описание проекта Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и представлению результатов
Цель проекта Привлечение интереса,
Проектный продукт Литературное произведение, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, альманах, сказка, путеводитель, видеофильм, театрализация, игра, мероприятие, викторина, состязание, экскурсия и пр.
Тип деятельности учащегося Творческая деятельность.

V. Конструкторский проект

Описание проекта Материальный объект, макет, иное конструкторское изделие с полным описанием и научным обоснованием его изготовления и применения
Цель проекта Создание разных конструкций и моделей из строительного материала деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного бросового материала.
Проектный продукт Модель, поделка и т.д
Тип деятельности учащегося Самостоятельная поисковая деятельность, носящая творческий характер

Оформление индивидуального учебного проекта

Помимо самого конечного продукта реализации проектной деятельности обучающегося, на него составляется паспорт. В паспорте могут быть указаны следующие данные:

1. Название проекта;

2. Автор проекта, руководитель проекта;

3. Учебная дисциплина, учебное заведение;

4. Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, социально(практико)-ориентированный, конструкторский)

5. Цель проекта, задачи проекта (2-4 задачи)

6. Предполагаемые продукты проекта

7. Аннотация (актуальность проекта, значимость, личностная ориентация, кратко – содержание) (Приложение 1)

Можно предложить следующую структуру оформления проекта:

1. титульный лист (название учебного заведения, группа, автор, название проекта, научный руководитель, место, год выполнения проекта);

2. оглавление (перечень частей проекта);

3. краткая аннотация, при необходимости;

4. введение;

5. основная часть (главы, разделы, параграфы и т. д.);

6. заключение;

7. список используемых источников и литературы;

8. приложение.

Эта структура оформления применима не для всех форм реализации индивидуального учебного проекта. (Приложение 2)

 

Мультимедийный продукт

Мультимедийный проект - это современный компьютерный продукт, объединяющий текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию). Мультимедийные технологии не только способствуют совершенствованию образовательного процесса, помогая непосредственно преподавателю в лекционной деятельности, обеспечивая работу с текстом, речью, звуком, неподвижным изображением и движущимся видео. Мультимедийный проект, как форма самостоятельной работы обучающихся над той или иной темой, стимулирует к творческому осмыслению полученной информации, к освоению новых задач. Работая с иллюстрациями, звуком, видео, графикой, обучающиеся учатся грамотно компоновать, монтировать элементы проекта, и, если требуется, знакомятся с основами сценарного дела, драматургии, формообразования и т.д. Преподаватель при этом выступает в роли консультанта, руководителя проекта. 

Для успешной реализации проекта, необходимо обратить внимание на выбор темы и на цели, которые решаются учащимися самостоятельно. Если тема проекта интересна и в дальнейшем разработанный проект будет использован на занятиях, т.е. найдет свое практическое применении, то студенты будут работать над проектом с большей отдачей.

Разработку мультимедийного проекта можно разбить на следующие этапы:
1. Планирование работы над проектом: выбор темы проекта, уточнение задач и конечной цели.
2. Проведение поисково-исследовательской работы по данной теме и ее обобщение.
3. Разработка сценария.
4. Подготовка материала и его оформление.
5. Выполнение проекта.
6. Защита проекта.

Рассмотрим подробнее некоторые из форм реализации проектов

Презентация

Чаще всего презентация выполняется с помощью пакета Microsoft Power Point, либо аналогичного пакета в других программных средах. Виды презентаций:

1) рекламные презентации, они должны привлекать внимание, объём содержащейся в презентации информации небольшой, широко применяют различные мультимедийные эффекты, показ, как правило, автоматический. Главная задача этого вида презентации – завладеть вниманием аудитории;

2) обучающие презентации, которые просматриваются индивидуально за компьютером, объём информации может быть большой, должна быть возможность выборочного просмотра, необходимо использовать управление навигацией (управляющие кнопки, гиперссылки), анимация по необходимости. Основное требование к таким презентациям – удобная навигация и доступность по содержанию;

3) демонстрационные презентации, сопровождающие публичное выступление (доклад, объяснение на уроке), такие презентации небольшие по объёму, текстовая информация оформляется чаще всего в виде списка или небольшого тезиса, уместны мультимедийные эффекты, часто используются слайды с диаграммами, графиками и схемами, просмотр последовательный, управляемый докладчиком. Основное требование – отражение самой главной информации и удобство просмотра с большого расстояния.

Проект – презентация должен содержать НЕ БОЛЕЕ 15-20 слайдов, включая слайд-заголовок и слайд-заключение. В заголовке или заключении презентации должна быть размещена информация об авторе и руководителе проекта, желателен слайд-содержание.

Содержание презентации должно соответствовать заявленной теме, материал должен быть изложен логично, последовательно, язык изложения должен быть понятен аудитории. В презентации необходимо использовать различные виды слайдов.

Требования к оформлению:

· гармоничность цветовой гаммы (цвет фона и шрифта),

· единый стиль слайдов,

· наглядность шрифта (размер, различение линий),

· размещение и комплектование объектов,

· использование и уместность анимационных эффектов,

· удобство навигации и временных параметров.

Реферат

Реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда или трудов специалистов по избранной теме, обзор литературы определенного направления.

Задача реферата – обобщить достигнутое другими, самостоятельно изложить проблему на базе фактов, почерпнутых из литературы.

Объем, структура и содержание работы

Общий объем реферативной работы должен составлять примерно 15-17 страниц. Правильно оформленная работа должна включать в себя:

· Титульный лист.

· План (оглавление).

· Введение.

· Основную часть.

· Заключение.

· Список литературы.

· Приложение (я).

Титульный лист является первой страницей работы (Приложение 2). На титульном листе указывается специальность, тема работы, направление науки, фамилия, имя автора, место, где она выполнялась, ФИО руководителя, его должность, год выполнения работы.

После титульного листа помещается оглавление (Приложение 5), в котором приводятся разделы работы с указанием страниц.

Во введении отражаются следующие основные моменты:

 - актуальность выбранной темы, ее практическая и теоретическая значимость;

 - цель и конкретные задачи исследования;

- объект и предмет исследования;

- краткий обзор литературы и источников по данной теме.

Введение должно быть кратким (1-2 страницы) и четким. Его не следует перегружать общими фразами. Главное, чтобы читающий понял, чему посвящена работа, какие задачи автор сам для себя наметил.

Основная часть состоит из глав, которые могут делиться на параграфы, а параграфы, в свою очередь, - на пункты. В основной части подробно описывается содержание работы. Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать.

В заключении следует четко сформулировать основные выводы, к которым пришел авторов процессе анализа избранного материала (при этом должна быть подчеркнута их самостоятельность, новизна, теоретическое и (или) практическое значение. Выводы должны быть краткими и органически вытекать из содержания работы. При оценке работы учитывается и грамотность текста.

Список использованной литературы (библиографический список) содержит библиографическое описание использованных источников и приводится в конце работы. Библиографический список располагается в алфавитном, хронологическом или систематическом порядке. В тексте работы должны быть ссылки на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).

Например: [1 – 3], где 1 - 3 порядковый номер источников, указанных в списке источников информации.

Приложение - этот элемент структуры работы не является обязательным. В приложении помещают вспомогательные или дополнительные материалы. В случае необходимости можно сделать дополнительные таблицы, рисунки, графики т.д., если они помогают лучшему пониманию работы. Каждое приложение надо начинать с новой страницы.

Основные требования к оформлению текста работы

Текст работы печатается на компьютере. Шрифт – Times New Roman, кегль 12 или 14, ненаклонный. Текст печатается в качественном режиме на одной стороне белой бумаги хорошего качества, формата А4, через 1,5 интервал. Поля: слева от текста – 30 мм, справа - 15 мм, сверху и снизу – по 20 мм (контуры полей не наносятся). Выравнивание страниц – по ширине, отступ красной строки – 1,25. Страницы нумеруют в вверху по центру страницы. Первая страница (титульный лист) и вторая (оглавление) не нумеруются, но считаются.

Критерии оценки реферативных работ

критерии показатели
1.Новизна реферированного текста - актуальность проблемы и темы; -новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы; -наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.
2. Степень раскрытия сущности проблемы - соответствие плана теме реферата; - соответствие содержания теме и плану реферата; - полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы; - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал; - умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.
3. Обоснованность выбора источников -круг, полнота использования литературных источников по проблеме; -привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).
4. Соблюдение требований к оформлению - правильное оформление ссылок на используемую литературу; - грамотность и культура изложения; - владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы; - соблюдение требований к объему реферата; - культура оформления: выделение абзацев.
5. Грамотность   - отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей; - отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых; - литературный стиль.

 

 

Приложение 1

Паспорт индивидуального проекта это приложение вставить в реферат или презентацию

 

1 Наименование учебного заведения  
2 Специальность  
3 Курс  
4 Группа  
5 Автор проекта  
6 Руководитель проекта  
7 Консультанты по проекту (если они есть)  
8 Предмет, в рамках которого осуществляется проект  
9 Учебные дисциплины, где может быть использован проект  
10 Тип проекта (Социально (практико) – ориентированный, исследовательский, информационный, творческий или конструкторский) Вероятно лучше взять информационный проект
11 Форма реализации проекта  
12 Краткое описание (по желению)  

 

 

Приложение 2

бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Вологодской области

«Череповецкий лесомеханический техникум им. В.П. Чкалова»

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

 

Тема: «формулировка темы»

 

По дисциплине: Код. Название

 

 

             Выполнил студент группы ______________

                                                     Специальность (шифр, название специальности)

________________________________________________________________________

ФИО_______________________________

Руководитель проекта________________

____________________________________

Дата _______________________________

Результат ___________________________

Подпись_____________________________

 

 

г. Череповец

20____год

 

 

Приложение 3

Преподаватель (ФИО)

 

Дисциплина

 

Группа

 

№ п/п

Тема проекта

Форма Результат (оценка)  

 

     

 

     

 

     

 

     

 

     

 

     

 

     

 

     

 

     

 

     

 

     

 

     

 

     

 

     

 

     

 

     

 

     

 

     

 

     

 

     

 

     

 

     

 

     

 

     

 

     

 

     

 

     

 

     

 

     

 

     

 

     

 

     

 

     

 

     

 

     

 

             

 

Общее представление об учебных проектах

Основные понятия

Прежде чем приступить к обсуждению форм и видов учебных проектов, определим некоторые понятия.

Проект – совокупность определенных действий, документов, замысел для создания реального объекта/ теоретического продукта, это что-либо, что задумывается, планируется и реализуется.

Целью проекта, как правило, является создание чего-либо нового, не существующего в данный момент. В результате осуществления (реализации) проекта появляется новое изделие или продукт, производственная линия, технологический процесс.

Метод проектов - совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Говоря о методе проектов, мы имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Проектный метод направлен на:

самостоятельный перенос знаний, комбинаторные умения, прогностические умения.

Учебный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени.

 

Классификация проектов



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.076 с.)