Тема 17. Конституция IV и V Республики во Франции (1946 и 1958 гг. ). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 17. Конституция IV и V Республики во Франции (1946 и 1958 гг. ).



Цель: отработка навыков сравнительно-правового анализа современных буржуазных конституций, изучение двух последних основных законов в истории Франции, в том числе ныне действующей Конституции 1958 г.

Вопросы для обсуждения

1.Основное содержание Конституции 1946 г. и государственный строй IV республики.

2.Падение IV республики и принятие новой Конституции 1958 г.

3.Характерные черты и особенности Конституции V республики (в сравнении с предшествующей Конституцией).

Основная литература [3, 4, 10, 11, 18, 22, 24, 26, 28]

Дополнительная литература [31, 64, 72, 83]

Тема 18. Конституция Японии 1947 г.

Конституция Японии 1947 г. относится к буржуазным конституциям так называемой новой волны, созданным по окончании II мировой войны. В ней нашли отражение прогрессивные демократические положения, институты и нормы, на содержание которых оказали большое влияние требования демократических сил страны.

Цель: на примере Конституции Японии 1947 г. выявить характерные черты этих конституций, отметить особенности, которые предопределены недавним монархическим прошлым этой азиатской страны.

Вопросы для обсуждения

1. История создания послевоенной Конституции Японии.

2. Государственный строй Японии по Конституции 1947 г.

3.Буржуазно-демократические права и свободы граждан Японии.

4.Антивоенные положения конституции Японии.

Основная литература [3, 4, 10, 11, 18, 22, 24, 26, 28]

Дополнительная литература [33, 72, 83, 96]

Тема 19. Государственное регулирование экономики и социальных отношений в Англии и США XX в.

В XX в. активизируется вмешательство государства в экономические процессы и социальную сферу, создается особый аппарат управления промышленностью и трудовыми отношениями. Усиление регулирующего воздействия государства особенно проявляется в периоды неблагоприятной экономической конъюнктуры, политических катаклизмов.

После II мировой войны катализатором указанной тенденции служат обострение международной конкуренции, научно-техническая революция, требующая крупных капиталовложений в новые отрасли экономики, развитие международной капиталистической интеграции.

Формы регулирующего воздействия государства на систему общественного воспроизводства многообразны и находят отражение в праве. Это, в частности, законы о национализации и создании государственного сектора экономики, принудительное слияние различных отраслей промышленности и антимонополистическое законодательство.

Цель: ознакомление студентов с отдельными примерами правового регулирования экономики («новый курс» Рузвельта) и трудовых отношений (законодательство Англии и США).

Вопросы для обсуждения

1. Законодательство «нового курса» Ф.Рузвельта.

2. Акт о стачках и тред-юнионах 1927 г. в Англии.

3. Закон Вагнера 1935 г. и Закон Тафта–Хартли 1947 г. в США.

Основная литература [1, 5, 6, 10, 17, 18, 22, 24, 26, 28, 29]

Дополнительная литература [31, 40, 43, 60, 72, 76, 83, 86, 89]

Тема 20. Чрезвычайное и антикоммунистическое законодательство в Англии и США в ХХ в.

Цель: на примере чрезвычайного и антикоммунистического законодательства двух ведущих капиталистических стран изучить те антидемократические тенденции, которые проявились в буржуазных государствах в период между двумя мировыми войнами и после второй мировой войны.

Вопросы для обсуждения

1. Закон «О чрезвычайных полномочиях» 1920 г. Закон «О возбуждении недовольства» 1934 г. и Закон «О поддержании публичного порядка» 1936 г. в Англии.

2. Закон Смита 1940 г. Закон Маккарена–Вуда 1950 г. и Закон Хемфри–Батлера 1954 г. в США.

Основная литература [1, 5, 6, 10, 17, 18, 22, 24, 26, 28, 29]

Дополнительная литература [31, 40, 43, 60, 72, 76, 83, 86, 89]

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Часть 1

1. Предмет, методы и периодизация курса «История государства и права зарубежных стран».

2. Возникновение и развитие государства Древнего Египта.

3. Особенности развития общественного строя Древнего Египта.

4. Особенности развития государственного строя Древнего Египта.

5. Основные черты права Древнего Египта.

6. Возникновение и развитие государства Древнего Вавилона.

7. Общественный и государственный строй государства Древнего Вавилона.

8. Законы царя Хаммурапи.

9. Периодизация истории Древней Индии.

10. Общественный строй Древней Индии.

11.  Государственный строй Древней Индии в Маурийский период.

12.  Источники права Древней Индии. Дхармашастра Ману (Законы Ману).

13. Периодизация истории Древнего Китая. Общественный и государственный строй царства Шан (Инь).

14.  Общественный и государственный строй царства Чжоу в Древнем Китае.

15.  Государственный строй царства Цинь. Реформы Шан Яна в Древнем Китае.

16.  Царство Хань. Правление Ван Манна в Древнем Китае.

17.  Право Древнего Китая.

18.  Возникновение государства на территории Древней Греции. Образование Афинского государства.

19.  Реформы Солона и Клисфена в Афинах.

20.  Государственный строй Афин в классический период в V–IV вв. до н.э.

21.  Общая характеристика афинского права.

22.  Возникновение государства в Спарте. Общественный и государственный строй спартанской республики.

23. Особенности возникновения государства в Древнем Риме. Реформы Сервия Туллия.

24. Общественный и государственный строй Римской республики.

25.  Государственный строй Римской империи.

26.  Развитие римского права. Законы XII Таблиц. «Институции» Гая. Дигесты Юстиниана.

27.  Особенности развития средневекового государства.

28.  Особенности развития средневекового права.

29.  Формирование государства франков. Основные периоды развития.

30.  Государственный строй франков.

31.  «Салическая правда» франков.

32.  Становление феодального государства во Франции. Реформы Людовика IX.

33.  Образование сословно – представительной монархии во Франции.

34.  Установление абсолютной монархии во Франции.

35.  Средневековое право Франции.

36.  Раннефеодальная монархия в Германии.

37.  Закрепление политической децентрализации в Германской империи. Золотая булла (XIV в.).

38.  Особенности германской сословно-представительной монархии. Рейхстаг и имперский суд.

39.  Особенности абсолютизма в Германии. Государственный строй Пруссии и Австрии.

40.  Эволюция источников феодального права Германии.

41.  Англия в период раннефеодальной монархии. Общественный и государственный строй.

42.  Англия в период централизованной сеньоральной монархии.

43.  Общественный и государственный строй Англии в период сословно-представительной монархии.

44. Особенности английского абсолютизма.

45. Право средневековой Англии.

46.  Особенности возникновения государства Арабский Халифат.

47.  Общественный и государственный строй Арабского Халифата.

48.  Мусульманское право (шариат).

Часть 2

49. Колониальный период: организация управления в североамериканских колониях Англии.

50. Образование США. «Декларация независимости» 1776 г. Статьи конфедерации 1781 г.

51. Конституция США 1787 г. Правовое положение различных ветвей власти. Билль о правах   1791 г.

52. Государство США в XIX–начале XX вв.

53. Английская буржуазная революция: политические течения и основные этапы.

54. Утверждение конституционной монархии в Англии. Конституционные акты.

55.  Эволюция конституционной монархии в Англии. Избирательные реформы и реформы местного управления и суда в XIX веке.

56. Английская колониальная империя.

57. Французская буржуазная революция и законодательство ее основных этапов.

58. Государственный строй Франции от первой республики до первой империи.

59. Эволюция государственного строя Франции от режима Реставрации до установления Второй империи.

60. Парижская Коммуна 1871г. и установление Третьей республики во Франции.

61. Гражданский кодекс 1804 г. и уголовный кодекс 1810 г. во Франции.

62. Германская империя в XIX веке. Конституция германской империи 1871 г.

63. Германское уголовное уложение 1871 г. и гражданское уложение 1896 г.

64. Революция Мейдзи. Буржуазные реформы 70–80 гг. XIX века в Японии.

65. Конституция 1889 г. в Японии. Судебная реформа. Политические партии. 

66.  Развитие партийной системы и изменения в государственном строе Великобритании в XX в.

67. Падение Третей республики и оккупация Франции. Четвертая республика во Франции. Конституция 1946 г.

68. Пятая республика во Франции. Конституция 1958 г.

69. Развитие политической системы Франции в 60–90 гг. ХХ в.

70. Веймарская республика в Германии. Конституция 1919 г.

71. Установление фашистской диктатуры в Германии. Механизм фашистской диктатуры.

72. Германия после Второй мировой войны. Образование ГДР и ФРГ.

73. Объединение Германии. Договор об объединении 1990 г.

74. Становление национальных государств Центральной и Юго-Восточной Европы после Первой мировой войны.

75. Образование народно-демократических правительств и конституционное законодательство государств Центральной и Юго-Восточной Европы после Второй мировой войны

76. Демократических революций 1989–1990 гг. государств Центральной и Юго-Восточной Европы. Развитие конституционного законодательства.

77. Правовое регулирование экономики и социально-хозяйственных отношений в США. Мировой экономический кризис 1929–1933 гг.

78. «Новый курс» Франклина Рузвельта.

79. Совершенствование методов государственного регулирования экономики и социальных отношений в США после Второй мировой войны. Закон о занятости 1946 г. Закон Тафта–Хартли    1947 г.

80.  Поправки к Конституции и демократизация избирательного права в США в XX в.

81. Изменения в политической системе Японии в первой трети XX века.

82. Демократизация государственного строя Японии после Второй мировой войны. Конституция 1947 г.

83. Изменения в источниках и системе права стран Запада (XX в.).

84. Основные изменения в гражданском и торговом праве стран Запада (XX в.) Субъекты права.

85. Трудовое и социальное законодательство стран Запада (XX в.). 

86. Уголовное право и процесс стран Запада (XX в.).

 

ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

В соответствии с Государственным стандартом по специальности «Юриспруденция» изучение учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран» студентами заочной формы обучения предполагает наряду с усвоением лекционного материала и подготовкой к семинарским занятиям выполнение в период экзаменационной сессии аудиторной контрольной работы.

Студент самостоятельно изучает и анализирует предлагаемую основную и дополнительную литературу, памятники и другие источники права по определенной теме и делает собственные выводы. Все это способствует формированию у будущих профессиональных юристов исторического сознания, юридического мышления и правовой культуры. Изучение дисциплины позволяет лучше понять современные государственно-правовые процессы, прогнозировать их возможное развитие в будущем, усвоить положительный опыт прошлого и применять его на практике. История государства и права зарубежных стран дает студентам знания, необходимые в дальнейшей деятельности по осуществлению экономических реформ, демократизации политической жизни нашего общества, охране прав и свобод его граждан, строительству правового и социального государства.

Изучение и анализ источников права различных исторических эпох как важнейший элемент самостоятельной работы студентов вырабатывают профессиональные качества юриста, опыт и навыки составления правовых документов, готовит их к правотворческой деятельности.

Контрольная работа состоит из двух частей.

1. Теоретическая часть включает вопросы по истории государства и права зарубежных стран, выполняется в соответствии с предложенным вариантом и планом ответа, составленным самим студентом и должна содержать анализ учебного материала, памятников и источников права различных исторических периодов.

Данная часть предполагает четкие, логически последовательные и аргументированные ответы на поставленные вопросы. Рекомендуется сравнительный анализ государственно-правовых и политических институтов, динамики их развития как в отдельных, так и в различных странах, не только в рамках одной эпохи, но и в разные исторические периоды.

2. Вторая часть контрольной работы требует решения ситуационной задачи, что предполагает знание не только учебной литературы, но и главным образом анализ источников истории государства и права конкретных зарубежных стран в отдельные периоды развития (древности, античного мира, Средневековья, Нового и Новейшего времени).

Особые требования предъявляются к оформлению контрольной работы. Онна должна быть выполнена с соблюдением полей. Работу необходимо писать аккуратным почерком, без сокращений, орфографических и стилистических ошибок. Следует указывать варианты и формулировки контрольных заданий (для теоретического желательно составить план ответа).

Работа завершается подписью и датой.

Вариант первый

1. Законы царя Хаммурапи в Древнем Вавилоне.

2. Установление конституционной монархии в Англии и ее развитие в XVII–XVIII вв.

3. Задачи 1, 2 из раздела 2.

Методические указания

При ответе на первый вопрос необходимо раскрыть процесс возникновения писаного права в Месопотамии, сущность, источники и систему Законов Хаммурапи, рассмотреть правовое положение основных групп населения в Древнем Вавилоне. Также следует обратить внимание на правовые нормы, регулировавшие имущественные и брачно-семейные отношения. Студент должен выявить общие принципы уголовного права, характер наказания в зависимости от сословной принадлежности правонарушителя и потерпевшего и тяжести преступления, особенности судебного процесса.

Ответ на второй вопрос следует начать с анализа итогов английской буржуазной революции и политической ситуации, сложившейся в стране после реставрации монархии. При этом необходимо показать роль парламента в борьбе с попытками Стюартов восстановить абсолютизм, раскрыть содержание принятых им в XVII–XVIII вв. конституционных актов и на их основе охарактеризовать государственное устройство Англии в указанный период.

Литература

1. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / под ред. З.М. Черниловского. М.: Юрид. лит., 1984. 472 с.

2. Дьяконов И.М. Общественный государственный строй Древнего Двуречья. М.: Наука, 1959. 300 с.

3. Дьяконов И.М. Законы Вавилона, Ассирии и Хеттского царства // Вестник древней истории. 1952. № 3.

4. Якобсон В.А. Возникновение писаного права в Древней Месопотамии // Вестник древней истории. 1981. № 4.

5. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII–XIX вв. / под ред. П.Н. Галанзы. М.: Госюриздат, 1957. 587 с.

6. История буржуазного конституционализма XVII-XVIII вв. / редкол.: В.Г. Нерсесянц (отв. ред.) и др. М.: Наука, 1983. 296 с.

7. Ливанцев К.Е. История буржуазного государства и права. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986.  288 с.

Вариант второй

1. Законы Ману в Древней Индии.

2. Конституция США 1787 г. и ее основные черты.

3. Задачи 5, 6 из раздела 2.

Методические указания

При ответе на первый вопрос необходимо показать особенности права Древней Индии, выявить соотношение дхармашастр с другими источниками права, проследить процесс зарождения варнового деления как особой формы социального неравенства, раскрыть правовой статус отдельных варн. На основе анализа правовых норм, содержащихся в Законах Ману, студент должен охарактеризовать отношения земельной собственности в Древней Индии, способы защиты правом различных ее форм, общие положения о договорах, порядок регулирования брачно-семейных отношений и наследования, раскрыть понятие преступления и виды наказаний.

Ответ на второй вопрос связан с анализом внутриполитической обстановки в США после окончания борьбы за независимость. Студент должен раскрыть причины созыва весной 1787 г. в Филадельфии конституционного конвента и дать оценку итогов его работы. При характеристике Конституции США 1787 г. необходимо особое внимание уделить ее структуре и кругу регулируемых вопросов, основным принципам Конституции, в общих чертах показать систему федеральных органов власти и управления в рамках принципа разделения властей.

Литература

1. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / под ред. З.М. Черниловского. М.: Юрид. лит., 1984. 472 с.

2. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М.: Наука, 1993. 317 с.

3. Бонгард-Левин Г.М. Индия в древности. М.: Наука, 1985. 758 с.

4. Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 192 с.

5. Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты/ под ред. О.А. Жидкова. М.: Прогресс, 1993. 768 с.

6. Конституция США: история и современность / под ред.  А.А. Мишина, Е.Ф. Язькова. М.: Юрид. лит., 1988. 320 с.

7. Мишин А.А. Принцип разделения властей в конституционном механизме США. М.: Наука, 1984. 190 с.

Вариант третий

1. Государственный строй Афин в V в. до н.э.

2. Конституционное законодательство Великой Французской буржуазной революции XVIII в.

3. Задачи 25, 26 из раздела 2.

Методические указания

Ответ на первый вопрос необходимо начать с анализа основных этапов развития афинского государства, при этом подробно остановиться на реформах Солона и Клисфена и показать их значение. Студент должен раскрыть сущность и основные черты рабовладельческой демократии в Афинах, охарактеризовать систему государственных органов, выявить причины упадка афинской демократии.

При ответе на второй вопрос студент должен познакомится с основными конституционными документами французской революции, изучить историю их создания и содержание. Особое внимание необходимо обратить на изменения формы государства, принципы организации и деятельности государственных органов, закрепленные в этих актах. При характеристике Конституции 1793 г. студент должен раскрыть ее основные черты и историческое значение.

Литература

1. Громаков B.C. История рабовладельческого государства и права (Афины и Рим). М.: ВЮЗИ, 1986. 80 с.

2. Кечекьян С.Ф. Государство и право Древней Греции. М: Изд-во Моск. ун-та, 1963. 72 с.

3. Черниговский З.М. История рабовладельческого государства и права. М.: ВЮЗИ, 1960. 291 с.

4. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII–XIX вв. / под ред. П.Н. Галанзы. КС: Госюриздат, 1957. 587 с.

5. Ливанцев К.Е. История буржуазного государства и права. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986.  288 с.

6. Манфред А.З. Великая Французская буржуазная революция XVIII в. М.: Госполитиздат, 1956.

Вариант четвертый

1. Законы XII таблиц в Древнем Риме.

2. Государственный строй V республики во Франции.

3. Задачи 7, 8 из раздела 2.

Методические указания

При подготовке ответа на первый вопрос требуется изучить историю возникновения государства в Древнем Риме, раскрыть содержание источников Законов XII таблиц. При характеристике правового положения основных групп населения, студент должен показать из каких элементов складывалась правоспособность лица. Анализ отношений собственности и владения, а также обязательственного права необходимо проводить на основе конкретных норм, содержащихся в законах. Кроме этого студент должен осветить организацию гражданского судебного процесса в Древнем Риме.

Ответ на второй вопрос строится на основе анализа политического кризиса во Франции во второй половине 1950-х гг., который привел к существенным изменениям в государственном строе. Тщательно ознакомившись со структурой и содержанием Конституции 1958 г., студент должен подробно рассмотреть систему высших органов власти и управления, определить характер взаимоотношений между различными ветвями власти, а также отметить роль конституционной практики в последующем развитии государственного строя V республики во Франции.

Литература

1. Законы XII таблиц / отв. ред. В.И. Уколова. М.: Институт всеобщ. истории РАН, 1996. 229 с.

2. Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М.: Зерцало, 1997. 608 с.

3. Новицкий И.Б. Римское право. М.: ТЕИС, 1996. 245 с.

4. Римское частное право / под ред. B.C. Нерсесянца. М.: НОРМА, 1997. 704 с.

5. Конституции буржуазных государств /отв. ред. П.К. Пантелеев. М.: Юрид. лит., 1982. 407 с.

6. Французская Республика: Конституция и законодательные акты/ под ред. В.А. Туманова. М.: Прогресс, 1989. 445 с.

7. Крутоголов М.А. Президент Французской Республики. М.: Наука, 1980. 336 с.

8. Крутоголов М.А. Парламент Франции: Организация и правовые аспекты деятельности. М.: Наука, 1988. 239 с.

9. Конституционный совет Франции: Организационные и правовые аспекты деятельности. М.: Наука, 1993. 224 с.

10. Сироткин В.Г. История Франции: Пятая республика. М.: Высш. школа, 1989. 198 с.

Вариант пятый

1.Институции Гая.

2. Государственное регулирование экономики и социальных отношений в Англии и США в XX в.

3. Задачи 11, 12 из раздела 2.

Методические указания

При ответе на первый вопрос студенту необходимо показать основные этапы развития римского рабовладельческого права, отметить значение деятельности юристов в Древнем Риме. Особое внимание следует обратить на источники права, названные Гаем в Институциях, и раскрыть их содержание. Кроме этого, студент обязан провести анализ вещного, обязательственного, брачно-семейного и наследственного права по Институциям Гая.

Ответ на второй вопрос должен строится на основе изучения законодательства «нового курса» Ф. Рузвельта, при этом студент должен раскрыть сущность проведенных в 1930-х годах в США реформ. При анализе механизма государственного регулирования экономики и социальных отношений в Англии и США в XX в., необходимо познакомиться с основными нормативными актами в этой области, раскрыть их содержание, цели и значение.

Литература

1. Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М.: Зерцало, 1997. 608 с.

2. Новицкий И.Б. Римское право. М.: ТЕИС, 1996. 245 с.

3. Римское частное право /Под ред. В.Е. Нерсеянца. М.: НОРМА, 1997. 704 с.

4. Бельсон Я.М., Ливанцев К.Е. История государства и права США. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982. 167 с.

5. Жидков О.А. США: антитрестовское законодательство на службе монополий. М.: Наука, 1976. 176 с.

6. Ливанцев К.Е. История буржуазного государства и права. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986.  288 с.

7. История государства и права зарубежных стран /под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. М.: НОРМА, 1998. 712 с.

Вариант шестой

1. Салическая правда франков.

2. Государственный строй Италии по Конституции 1947г.

3. Задачи 13, 14 из раздела 2.

Методические указания

Рассмотрение первого вопроса следует начать с характеристики Салической правды. На основе конкретных примеров студент должен показать социально-классовые различия между отдельными категориями населения, а затем раскрыть процесс развития частной собственности у франков. Особое внимание следует уделить понятию преступления и видам наказания, организации судебного процесса.

При ответе на второй вопрос необходимо показать причины краха фашистского режима и процесс образования республики в Италии. Далее студент должен охарактеризовать Конституцию 1947 г., систему высших органов власти и управления и принципы ее функционирования, раскрыть основные черты политического режима и его развитие в современный период.

Литература

1. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран /под ред. З.М. Черниловского. М.: Юрид. лит., 1984. 472 с.

2. Гуревич А.Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. М.: Высш. шк, 1970. 224 с.

3. Корсунский А.Р. Образование раннефеодального государства в Западной Европе. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1963. 186 с.

4. Неусыхин А.И. Проблемы европейского феодализма. М.: Наука, 1974. 298 с.

5. Салическая правда / под ред. В.Ф. Семенова. М.: Образц. тип. им. Жданова, 1950. 168 с.

6. Италия: Конституция и законодательные акты/ под ред. В.А. Туманова. М.: Прогресс, 1988.  391 с.

7. Конституции зарубежных государств / сост. В.В. Маклаков. М.: Изд-во БЕК, 1997. 586 с.

8. Гантман В.И. Государственный строй Италии. М.: Изд-во МГИМО, 1961. 339 с.

9. Протопопов А.С., Резников Л.З. Государственный строй Италии. М.: Госюриздат, 1960. 86 с.

10. Филимонова М.В., Медведев С.И. Государственный строй Итальянской Республики. М.: ВЮЗИ, 1985. 40 с.

Вариант седьмой

1. Великая хартия вольностей 1215 года в Англии.

2. Конгресс, президент и Верховный суд в политической системе США.

3. Задачи 24, 27 из раздела 2.

Методические указания

Ответ на первый вопрос необходимо начать с анализа особенностей развития английского государства в XI–XII вв. Затем студент должен раскрыть причины конфликта между королем и его вассалами, закончившегося подписанием Великой Хартии вольностей показать, как в этом документе нашли отражение материальные интересы различных социальных слоев феодальной Англии, рассмотреть политические требования баронства (так называемые «конституционные статьи») и дать оценку Великой хартии вольностей.

При рассмотрении второго вопроса необходимо выявить основные тенденции в развитии политической системы США после Второй мировой войны, показать эволюцию государственного строя в современный период. Особое внимание следует уделить так называемой «системе сдержек и противовесов» как части конституционного механизма США. Далее студент должен раскрыть правовой статус конгресса, президента и Верховного суда США и характер взаимоотношений между различными ветвями власти.

Литература

1. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран /под ред. З.М. Черниловского. М: Юрид. лит., 1984. 472 с.

2. Гутнова Е.В. Возникновение английского парламента (из истории английского общества и государства XIII в.) М.: Изд-во Моск. ун-та, 1960. 580 с.

3. Петрушевский Д.М. Очерки из истории английского государства и общества в средние века. М.: Соцэкгиз, 1937. 224 с.

4. Селезнев Н.А. Всеобщая история государства и права (Феодальное государство и право Англии). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1963. 93 с.

5. Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты / под ред. О.А. Жидкова. М.: Прогресс, 1993. 768 с.

6. Государственный строй США / отв. ред. А.С. Никифоров. М.: Юрид. лит., 1976. 328 с.

7. Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США: политико-правовой комментарий. М.: Междунар. отношения, 1995. 334 с.

8. Политические институты США: история и современность /отв. ред. В.И. Борисюк. М.: Наука, 1987. 271 с.

ЗАДАЧИ

Задача 1

Куданна – воин (баирум) царя Хаммурапи во время одного из походов попал в плен. Спустя год его выкупил тамкар Бамху-Намхе, приехавший в страну по торговым делам. Однако по возвращении на родину выяснилось, что его поле занято другим воином, доля в добыче присвоена сотником и семья бедствует. Он обращается с жалобой к царю. В суд обратился и тамкар с требованием возместить средства, затраченные на выкуп.

Каким будет решение суда?

Могла ли семья воина претендовать на поле, пожалованное царем, в случае невозвращения его из похода?

При каких условиях земельный надел мог бы оставаться полностью (или частично) в ее распоряжении?

Каковым был правовой режим имущества воинов, получаемого за службу?

Имел ли тамкар право на возмещение денег, потраченных на выкуп воина?

Если да, то, каким образом это происходило?

Разъясните возможные варианты по законам Хаммурапи.

Задача 2

Садовник из Ниппура Лу-Инанна оставил на хранение у хорошо знакомого тамкара Ур-Гула 10 мин серебра. Он рассчитывал на то, что сможет забрать деньги в течение очень короткого срока, и счел необязательным составить письменный договор в присутствии свидетелей. Однако вскоре дом тамкара был ограблен, и он отказался вернуть Лу-Инанна деньги. Лу-Инанна обратился в суд города Ниппур.

Каким будет решение суда по Законам Хаммурапи?

Каковы правила заключения договора по законам?

При каких условиях договор хранения считался действительным?

Какая ответственность вытекала из его нарушения?

Задача 3

Обедневший мушкенум Шамаш-Гамиль из Сиппара, не сумев своевременно заплатить тамкару долг (10 сиклей серебра), продал в рабство свою жену и сына. Вскоре его сын Ку-Энлиль заболел и умер в доме кредитора. Шамаш-Гамаль обратился в суд, обвинив кредитора в дурном обращении с заложником, что и стало, по его мнению, причиной смерти.

Что ожидало заложников по Законам Хаммурапи?

А если бы Шамаш-Гамиль отдал в кабалу раба или рабыню, но не смог их выкупить?

Каковым было бы решение суда в случае смерти в доме кредитора членов семьи должника? Раба или рабыни?

Какую ответственность нес кредитор в случае потери, нанесения увечий или падежа заложенного скота и т.д.?

Как изменилось бы решение суда, если бы речь шла о рабах или имуществе авилума?

Задача 4

Авилум Ку-Инанна из г. Уммы нанял строителя для постройки дома. Однако вскоре крыша нового дома обвалилась, и под его развалинами погибло все имущество хозяина. Ку-Инанна обратился в суд, обвинив строителя в недобросовестном выполнении строительных работ.

Каким будет решение суда по Законам Хаммурапи?

Как изменилось бы это решение в случае смерти под развалинами дома самого Ку-Инанна или его сына?

На какую оплату мог претендовать строитель в случае добросовестного выполнения работы?

Задача 5

Обедневший вайшья Панчи нанялся в работники к земледельцу Барбале. Однако вскоре заболел и смог выполнить работу лишь спустя некоторое время. Хозяин отказался оплатить ему жалованье, сославшись на нарушение сроков работы. Панчи обратился в суд.

Каким могло быть решение суда по законам Ману?

А если работник не выполнил работу по беспечности?

Какова норма оплаты наемного труда по законам Ману?

Какие меры предусмотрены законами Ману при невыплате жалованья пастуху, торговцу, возчику?

Какие еще виды договоров регламентируют Законы Ману?

Каковы условия действительности договора по Законам Ману?

Допускают ли Законы Ману возможность расторжения договора?

Задача 6

Вайшья Рани в течение 12 лет обрабатывал заброшенный участок своего соседа Мотхура и тем самым спас от голодной смерти свою семью. Мотхур не возражал. Однако после его смерти наследники потребовали возвращения участка и выплаты арендной платы за все время пользования им. Они обратились в суд.

Каким образом будет решен данный спор по Законам Ману?

Имеют ли дети Мотхура право на данный участок?

На арендную плату? Как изменится решение суда, если Рани присвоил бы данный участок, запугав соседа?

Как поступит суд в случае нарушения межевого знака?

Каковы по Законам Ману основные способы приобретения права собственности?

Задача 7

Флавий Гракх выступил в суде и дал ложные свидетельские показания в отношении Кассия, подозреваемого в убийстве. Ложность свидетельства Флавия была раскрыта.

Какое наказание должен понести Флавий по Законам XII таблиц?

Задача 8

Некто Октавий совершил кражу овцы и был пойман с поличным.

Какое наказание ожидает вора по Законам XII таблиц?

Задача 9

Авл Волзувий неоднократно просил своего соседа Гая Тиберия срубить дерево, которое хотя и росло на земле Гая Тиберия, но сильно склонилось над участком Авла Волвузия и мешало ему пользоваться им в полной мере. Кроме того, оно закрывало вид на море. Однако сосед категорически отказывался, ссылаясь на свое право распоряжаться всем, что растет на его земле. В ответ Авл Волвузий срубил дерево сам.

Правомочны ли его действия по Законам XII таблиц?

Задача 10

Римский гражданин Марк Марий обратился к Квинту Сею с просьбой о денежном займе в сумме 250 ассов. Квинт Сей согласился, заявив при этом, что у него в наличии только 150 ассов. Оставшуюся сумму он обещал передать через несколько дней. Представив свидетелей, стороны сразу же произвели стипуляцию, и Марк Марий торжественно обязался заплатить Квинту Сею 250 ассов. Однако Квинт Сей свое обещание не сдержал и, более того, спустя год потребовал выплаты всей суммы (250 ассов), ссылаясь на стипуляцию. Марк Марий согласился заплатить только 150 ассов.

Каким образом решиться спор по Законам XII таблиц?

Задача 11

Тиберий Кассий безвозмездно предоставил Гаю Муцию в пользование плуг сроком на шесть дней с условием вернуть его в целостности и сохранности. Договор получил должное юридическое оформление. Однако уже спустя три дня, сославшись на внезапно возникшую необходимость, Тиберий Кассий потребовал возвращения плуга, мотивируя свое право тем, что передал плуг по доброй воле, безвозмездно. Гай Муций отказался немедленно вернуть плуг, настаивая на соблюдении договора.

Как решится спор по римскому классическому праву?

Задача 12

Марк Манилий, собственник дома и виноградника, предоставил своему вольноотпущеннику Гаю Ицилию право пожизненного проживания в этом доме и пользования частью виноградника. Однако после его смерти наследники выселили Гая Ицилия из дома и отобрали виноградник. Гай Ицилий обратился в суд.

Каким будет решение суда по Законам XII таблиц и по классическому римскому праву?

Задача 13

Бездомный франкский крестьянин поселился на окраине деревни, к которой не принадлежал по рождению. Построил виллу и засеял свободный участок земли, примыкавший к усадьбе. Но, спустя несколько месяцев, соседи потребовали выселения пришельца. Ему пришлось продать дом и засеянное поле, что также было оспорено.

Что послужило тому основанием? Каким образом чужаки могли селиться в деревнях франков по Салической правде?

Как изменится решение суда, если бы новым поселенцем стал приближенный короля (королевский сотрапезник, дружиник), получивший специальную грамоту на землю?

Задача 14

Житель франкской деревни обратился к тунгину с жалобой, что сви­ньи и рогатый скот соседа постоянно вытаптывают его засеянное поле. Несмотря на неоднократные предупреждения, сосед никаких мер не при­нимает и отказывается возместить убытки, утверждая, что нет убедитель­ных доказательств. Однако у заявителя имеются свидетели, которые могут подтвердить приведенные факты (соседи, родственники).

Каким будет решение суда по Салической правде? Как проходил судебный процесс? Каким образом стороны могли доказать виновность (или невиновность)?

Задача 15

Родственники Пита Гастингса добились 1 сентября 1685 г. выдачи Хабеас корпус акт. Доставленный 5 сентября 1685 г. в Лондон арестованный предстал перед судьей Клифордом. Последний отказался рассматривать дело Гастингса, сославшись на осенние судебные каникулы.

Правомерны ли действия судьи?

Задача 16

14 июля 1680 г. в полдень Джон Гардинг был задержан шерифом графства Йоркшир Томасом Бейли и помещен в тюрьму. Спустя некоторое время Джон Гардинг потребовал предъявления ему копии предписания об аресте. Тюремный смотритель Ричард Уилкинс отказался выполнить его требование, заявив, что арест произведен шерифом.

Правомерны ли действия судьи?

Задача 17

Освобожденный 13 апреля 1685 г. из-под стражи, где находился в связи с обвинением в краже 1 ф. ст., Роберт Пэн 17 октября 1685 г. был вновь арестован по этому же основанию мировым судьей Генри Милем. 30 октября 1685 г. родственники арестованного обратились к судье суда Королевской скамьи Джону Хэтчу с прошением выдать Хабеас корпус акт. Хэтч отклонил это



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.30 (0.204 с.)