Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методические указания к семинарским занятиям
Семинарские занятия по истории государства и права зарубежных стран являются одной из основных форм обучения студентов – юристов. Именно практические занятия призваны способствовать выработке навыков юридического мышления, анализа правовых текстов и норм законов, усвоению базовых понятий и терминов и умению объяснять смысл того или иного типа государственного устройства. Без самостоятельной работы над первоисточником, как бы ни был содержателен соответствующий раздел учебника, студент не может в должной мере прочно и глубоко освоить знания по предмету. При подготовке к семинарским занятиям по истории государства и права зарубежных стран рекомендуется следующий основной порядок: 1. Изучение по теме семинарского занятия соответствующих разделов из учебников и учебных пособий. 2. Непосредственная работа над первоисточником (правовым актом): - выяснение времени его появления и авторства; - усвоение фактов, их анализ и осмысление; - составление краткого конспекта документа. 3. Изучение рекомендованной к семинарскому занятию специальной научной литературы, как общеисторической, так и специальной историко-правовой. 4. Составление расширенного плана (тезисов) выступления на семинарском занятии с цитатами того или иного правового документа. Особое внимание следует обратить на сопоставление, сравнительно-исторический анализ отдельных правовых материалов. Это должно позволить выделить, как общие тенденции, так и особенности государственно-правового и политического развития отдельных зарубежных стран в ту или иную культурно-историческую эпоху. В планы семинарских занятий включены наиболее сложные проблемные вопросы, усвоение которых вызывает у студентов наибольшие трудности. Кроме того, при этом учитывалось также содержание опубликованных в последние годы различных хрестоматий по истории государства и права зарубежных стран. К некоторым темам семинарских занятий, связанным с изучением крупных правовых документов, предлагаются проблемные задачи, решение которых призвано придать им практическую направленность, умение применять полученные теоретические знания в конкретно – практических ситуациях. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Правовые памятники Древнего Междуречья Судебник царя Хаммурапи Цель: изучение на семинарском занятии памятников истории права древневосточных цивилизаций Междуречья – Судебника царя Хаммурапи (Вавилон XVIII в. до н.э.) и позволяет познакомиться с правовым положением отдельных групп населения, рассмотреть особенности государственного строя стран Древней Месопотамии, источники и основные институты права этих государств. Вопросы для обсуждения 1. Источники права стран Древнего Междуречья. Общая характеристика Судебника царя Хаммурапи. 2. Социальная структура и правовое положение основе групп населения Древнего Вавилона. 3. Собственность и обязательства по Судебнику Хаммурапи. 4. Брак и семья в Древнем Вавилоне. 5. Преступления и наказания. Основная литература [2, 3, 8, 10, 12, 21, 22, 24, 26] Дополнительная литература [32, 61, 62, 90, 94] Тема 2. Правовые памятники Древней Индии Законы Ману и Артхашастра Цель: изучение уникальных памятников истории права древнеиндийской цивилизации – Законов Ману (Индия II в. до н.э. – II в. н. э.) и Артхашастры. Это позволяет познакомиться с правовым положением отдельных групп населения Древней Индии, рассмотреть особенности государственного строя, источники и основные институты права. Вопросы для обсуждения 1. Происхождение и эволюция источников права стран Древней Индии, их своеобразие. Общая характеристика Законов Ману и Артхашастры. 2. Социальная структура и правовое положение основе групп населения Древней Индии. Особенности варно-кастового деления древнеиндийского общества. 3. Собственность и обязательства по Законам Ману. 4. Брак и семья в Древней Индии. 5. Преступления и наказания. Основная литература [2, 3, 8, 10, 12, 21, 22, 24, 26] Дополнительная литература [32, 61, 62, 70, 90] Тема 3. Законы XII Таблиц Цель: изучение Законов XII таблиц – древнейшего памятника римского права, в котором нашли отражение процессы социальной дифференциации в древнем Риме и становления его основных институтов. Приступая к изучению римского права, надо усвоить его периодизацию. Римское право лишь в процессе длительного развития превратилось в наиболее совершенную форму права, «покоящуюся на частной собственности». Оно пережило падение Рима, будучи реципировано в феодальной Европе, легло в основу гражданских кодификаций периода капитализма. При изучении истории римского права и, в частности, одного из древнейших его источников – Законов XII таблиц, надо учитывать меняющийся характер институтов этого права, зависящий от конкретных исторических условий развития римского общества. Данное замечание относится не только к теме этого семинара, но и к следующей теме, посвященной Институциям Гая.
Законы XII таблиц как отражение начального этапа в эволюции римского права регулировали правовые отношения римских граждан в период становления и развития римской рабовладельческой республики. Вопросы для обсуждения 1. История составления и источники Законов XII таблиц. 2. Правовое положение основных групп населения в древнем Риме. 3. Вещное право по Законам XII таблиц. 4. Обязательства из договоров и деликтов. 5. Суд и процесс. Основная литература [3, 10, 20, 21,22, 24, 26] Дополнительная литература [32, 49, 55, 62, 75, 78, 85, 88, 91] Тема 4. Институции Гая Цель: изучение классического литературного источника римского права – своеобразного учебника по римскому праву знаменитого римского юриста II в. н.э. Гая, содержание которого вошло в переработанном виде в Corpus juris civilis (Свод Римского гражданского права) (VI в.н.э.). Этот источник познания римского права в период его наивысшего развития дает представление об эволюции основных правовых институтов и сословно-классовой дифференциации населения Рима в период кризиса республики, перехода к монархии и первых веках империи (принципат). В то же время в Институциях Гай описывает и отдельные нормы древнего квиритского права, регулируемого Законами XII таблиц. Особое место при изучении данной темы должно быть отведено характеристике так называемого преторского права, его значению, роли формулярного процесса в закреплении норм преторского права. Вопросы для обсуждения 1. Источники римского права по Институциям Гая. 2. Статус физических лиц и правовое положение различных групп населения. 3. Право собственности: квиритская и бонитарная собственность. 4. Обязательства из договоров и деликтов. 5. Брак и семья по Институциям Гая. Основная литература [3, 10, 20, 21,22, 24, 26] Дополнительная литература [32, 49, 55, 62, 75, 78, 85, 88, 91] Тема 5. Салическая правда Цель: изучение Салической правды – одной из так называемых Варварских правд – правового памятника салических франков. Время ее появления – правление Хлодвига (конец V – начало VI вв.). Среди других Варварских правд Салическая правда имеет наибольшую познавательную ценность, т.к. ее содержание знакомит с социально-экономическими и политическими процессами первых этапов развития раннегосударственного общества в Западной Европе, а также с процессами формирования раннефеодального права, его институтов и правовых норм. Вопросы для обсуждения 1. Общая характеристика Салической правды. Отражение в Салической правде процессов укрепления королевской власти, социальной дифференциации. 2. Правовое положение основных групп населения по Салической правде. 3. Отражение в Салической правде отношений собственности на землю. 4.Преступление и наказания. 5. Суд и процесс в государстве франков. Основная литература [3, 4, 5, 10, 11, 21,22, 24, 26] Дополнительная литература [32, 54, 62, 66, 72]
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.156.35 (0.01 с.) |