Методические указания по содержанию бакалаврской работы и научно-исследовательскому компоненту 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания по содержанию бакалаврской работы и научно-исследовательскому компоненту



        

Как показывает практика, при выполнении выпускных работ недостаточно внимания уделяется научному компоненту работы. Оговоримся сразу: от обучающегося не требуется что то изобрести, открыть (хотя и не запрещается). Дадим рекомендации, которые могут помочь продвинуться «в науку».

    1) Написание первого раздела часто ориентировано на изложение «основ» теории. Именно так сформулирован заголовок 1-го раздела в Приложении В: «1 Теоретические основы совершенствования стратегии …». Однако можно выйти за рамки «основ». Например, так: «1 Современные походы к совершенствованию стратегии …». Теперь уже требуется исследовать «подходы» разделить их на традиционные и современные и т.д..

    2) Второй раздел часто выполняется без чёткой ориентации на тему и цель бакалаврской работы (без таргетирования): делается стандартный анализ «как у всех», а предложения по совершенствованию неконкретны, не имеют обоснования. Рекомендация:

· предпоследний подраздел назвать полемически остро: «2.3 Критический анализ существующей …»;

· последний подраздел этого раздела (например, 2.4) чётко «направить» на достижение цели бакалаврской работы: повышение, улучшение, перестройка и т.д., как сделано в Приложении В.

    3) Последний подраздел (например, 2.4, если всего два раздела) часто излагается на уровне «предложений» без отражения того, что их внедрение возможно лишь как проект со всеми его атрибутами:

· примерная калькуляция затрат (по месяцам, кварталам…);

· привлечение специалистов: собственных и/или наёмных, подрядных организаций;

· календарный план работ с датами и ответственными исполнителями, расчётом эффективности (прибыль, рентабельность проекта, срок окупаемости), управлением реализацией, преодолением внутреннего сопротивления со стороны части работников, потребностями в источниках финансирования.

Мы призываем в бакалаврской работе как минимум обозначить понимание проектного характера проблемы внедрения, дать краткую характеристику проекта с примерными значениями показателей (хотя бы и на уровне здравого смысла). Обучающиеся разных направлений могут делать акценты на различных аспектах проекта.

    4) Приведём разделы теории, которым нечасто уделяется внимание в бакалаврских работах. По всем этим разделам имеется много разнообразных источников, ниже мы приведёт только некоторые.

4.1) Применение пакетов прикладных программ: финансовых, статистических, имитационных, управленческих и других. Обращение к ним даёт возможности приближения к цифровой экономике, возможности применения математических методов, моделей, многовариантных расчётов.

4.2) Применение методов регрессионного анализа: для отбора значимых факторов, для выделения тренда и построения модели в виде функции регрессии, для прогнозирования временных рядов. Для этого можно использовать стандартные функции из программы EXСEL.

4.3) Применение функционально-стоимостного анализа, хотя бы и на уровне его «идеи». Идея состоит в связывании структуры объекта и эффективности его функций. Такое исследование представляет интерес даже в постановочном плане.

4.4) Выполнение статистических исследований: проверка статистических гипотез, определение минимального объёма выборки, проверка выборки на однородность, исключение влияния инфляции при сопоставлении данных и т.д.

4.5) Применение методов и моделей исследования операций: линейного и нелинейного программирования, теории массового обслуживания, теории управления запасами, сетевого планирования и управления, теории игр и др., см [3, Хачатрян С.Р. и др]. Все эти методы «поддержаны» стандартными компьютерными программами.

4.6) Применение интересных отраслевых разработок. Например: а) применение методов управления запасами для решения промысловых задач [4, с. 50], б) модель конкурентной борьбы за международный рынок сбыта рыбной продукции (дуэльного типа) [5, с. 59].

 


6 Рекомендации по подготовке доклада и презентации

Объём доклада при его спокойном прочтении должен занимать не более 8 минут.

Рекомендации по структуре доклада

1) Представление темы своей работы - обычно это делает секретарь ГЭКа, поэтому начинайте с п.2.

2) Цель работы и задачи.

3) Актуальность исследования.

4) Краткое содержание первого раздела и обязательные выводы.

5) Краткое содержание второго раздела; если работа состоит из двух разделов, то более подробно о предпоследнем подразделе (критический анализ) и последнем (суть предложений и их эффективность).

5) Заключение. Здесь можно следовать плану: а) краткие выводы по результатам выполненной работы, б) оценка полноты решений сформулированных задач и степень достижения поставленной цели, в) рекомендации по конкретному использованию результатов бакалаврской работы, г) оценка эффективности (хотя бы и качественная) от внедрения разработанных предложений.

6) Благодарность. Этот пункт применяют по ситуации, можно кратко поблагодарить своего научного руководителя за помощь в ходе исследования, преподавателей кафедры.

Рекомендации по структуре презентации

1-й слайд. Титульный лист.

2-й слайд. Актуальность исследования.

3-й слайд. Объект и предмет исследования.

4-й слайд. Цель и задачи исследования, методы исследования.

5-й слайд. Содержание бакалаврской работы.

6-й слайд. Краткая характеристика объекта исследования.

7-й и 8-й слайды. Схемы и показатели деятельности объекта исследования.

9-й и 10-й слайды. Анализ внешней и внутренней сред.

11-й слайд. Проект совершенствования деятельности объекта.

12-й слайд. Эффективность предложений по совершенствованию деятельности объекта.

13-й слад. Заключение.

14-й слайд. Спасибо за внимание.

 


Рекомендации по оформлению презентации

    При подготовке презентации следует, с одной стороны, соблюдать те же правила, что и при оформлении текстовых работ. А с другой стороны, широкий экран, возможности использования цветов и мультипликации требуют применения новшеств.

Если коротко, то можно сказать так: при создании презентации следует проявлять: а) хорошее знание своей темы и работы, б) такт, в) художественный вкус, г) грамотность в области русского языка и делового стиля.

Приведём несколько советов: как правильно подготовить презентацию.

1) Первый слайд – титульный лист презентации.

2) Придерживайтесь какого-либо одного выбранного стиля.

3) Не старайтесь поразить комиссию использованием всех возможностей компьютерной программы; защита бакалаврской работы – серьёзное деловое мероприятие.

4) Не используйте для одного слайда больше 3-х цветов (фон, заголовок, текст, рисунок).

5) Цвет фона желателен светлый, нейтральный.

6) Цвет текста рекомендуем выбрать чёрный или другой, но тёмный.

7) Тип шрифта рекомендуем традиционный - TIMES NEW ROMAN, к нему привыкли члены комиссии и присутствующие. В крайнем случае можно использовать шрифт близкий к традиционному.

8) Минимальный размер текста -18, максимальный – для заголовков – 36.

9) Каждый слайд желательно озаглавить.

10) Стремитесь создавать как можно больше графических образов: схем, рисунков, диаграмм, таблиц и меньше – текста. Текста не должно быть много.

11) Число слайдов не должно превышать 14.

12) Ни в коем случае не пытайтесь ваш доклад полностью разместить на слайдах.

13) Последний слайд – Спасибо за внимание.


Рекомендации по защите бакалаврской работы

 

    Приведём список того, что за несколько дней до защиты должно быть «на руках» у автора.

1) Оригинал бакалаврской работы с подписями руководителя, консультантов по разделам (если они имеются), заведующего кафедрой, директора института (в отдельных случаях - с единоличной подписью директора института).

2) Справка по объему заимствований.

3) Отзыв руководителя.

4) Зачетная книжка (она может находиться в учебном отделе).

5) Раздаточный материал - стопка папок (пластиковые скоросшиватели) для председателя и членов ГЭК по их числу в комиссии.

6) Презентация бакалаврской работы (обычно на USB-флеш-накопителе).

7) Текст (или тезисы) доклада, а также слайды раздаточного материала.

8) При наличии - справка или акт о внедрении.

9) При наличии - публикации (их текст можно включить в раздаточный материал).

Не позднее, чем за 2 календарных дня до защиты, обучающийся должен передать бакалаврскую работу, отзыв руководителя и справку по объему заимствования секретарю ГЭК.

    Успех защиты зависит от многих факторов. Назовём только три.

    Первый фактор – как хорошо вы знаете свою работу, как хорошо вы разобрались в теме. Недостаток этого знания приводит к хорошо известному за годы учёбы явлению - возбуждению, которое усиливает доминирующую реакцию: хорошо знающий защищается на отлично, удовлетворительно знающий защищается на неудовлетворительно (в голове - «каша»).

Второй фактор – правильно составленный и произнесённый доклад. Здесь много нюансов. Требования к докладу:

· доклад «читай не так, как пономарь; а с толком, чувством, расстановкой» - слова Фамусова из комедии Грибоедова «Горе от ума» актуальны всегда;

· начало доклада – обязательное обращение: «Уважаемый председатель, уважаемые члены государственной экзаменационной комиссии». Часто дальше следует фраза: «Тема моей работы …». Не нужно. Тему работы огласит секретарь ГЭКа. Берегите время, приступайте к главному.

· время, обычно на доклад отводится около 7 минут; нужно заранее потренироваться, чтобы при спокойном прочтении это заняло ровно столько, сколько установлено, например, 7 минут;

· обучающийся защищает выполненную работу, поэтому нужно постоянно к ней апеллировать; фактически, нужно пройти по заголовкам разделов и подразделов, кратко (очень кратко) раскрывая их содержание, не вдаваясь в детали (образ: с высоты птичьего полёта);

· чуть большее внимание следует уделить тому, что обычно вызывает наибольший интерес у комиссии: а) результаты критического анализа по теме, б) выводы и предложения, ориентированные на цель работы (что повысили, что улучшили);

· окончание доклада: обязательна фраза: «Доклад окончен, спасибо за внимание». Далее секретарь предложит задавать вопросы.

Третий фактор - успешные ответы на вопросы членов комиссии, присутствующих (редко). Обычно задают всего 3-4 вопроса. Отвечать следует «не так, как пономарь», а кратко, чётко. Волнение, шумок в аудитории могут помешать пониманию вопроса, не стесняйтесь обратиться с просьбой: «Повторите, пожалуйста, Ваш вопрос». Маленькая хитрость: если вы не знаете ответа на вопрос (нужно вспомнить, выиграть время подумать, получить подсказку), можно обратиться с просьбой: «Не могли бы Вы уточнить Ваш вопрос»; теперь слушайте, как вопрос будет уточняться, обычно произносится и подсказка.

    Желаем всем обучающимся успешной защиты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.019 с.)