Вопрос 84. Особенности современного этапа международных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 84. Особенности современного этапа международных отношений



Современные международные отношения находятся в состоянии пе­рехода от конфронтации и противостояния, основанных на ядерном сдер­живании, к новому мировому порядку, опирающемуся на партнерство и сотрудничество во имя мира. Однако осуществить этот поворот на прак­тике очень трудно. Новые механизмы, которые смогли бы обеспечить стабильность и всеобщую безопасность, только формируются. Еще со­храняются недоверие и предрассудки в отношениях недавних "врагов", а теперь партнеров.

Значительные средства продолжают тратиться на гонку вооружений. Так, военные расходы в последнее время достигли 1000 млрд. долл. в год, более половины ученых мира работали над созданием новых видов ору­жия массового уничтожения. В это же время 80 млн. человек на планете живут в условиях абсолютной нищеты, а из 500 млн. голодающих около 50 млн. ежегодно умирают от истощения.

Современный этап международных отношений характеризуется тес­нейшей взаимосвязью и взаимозависимостью участников мирового со­общества Это обусловлено тем, что прогресс и выживание человечества можно обеспечить только совместными усилиями всех государств Гло­бальные проблемы, которые встали перед человечеством (предотвращение ядерной войны, прекращение гонки вооружения, мирное разрешение меж­государственных и межнациональных вооруженных конфликтов, преодоле­ние нищеты, экономической и культурной отсталости, разрешение энер­гетического, сырьевого и продовольственного кризисов, создание здоро­вой среды обитания человека и т. д.) - все это можно преодолеть, лишь объединив возможности и ресурсы всего мирового сообщества.

Новый мировой порядок формируется на основе таких принципов, как демократизация, демилитаризация, гуманизация партнерских отношений, независимоот возможностей и размеров конкретного государства. Важным шагом в установлении мира на земле стала ратификация российским парламентом в апреле 2000 г. Договора ОСВ-2.

Вопрос 85. Механизм формирования и функционирования международных политических отношений

Механизм формирования и функционирования международных поли­тических отношений включает в себя, по меньшей мере, три тесно свя­занных между собой элемента:

- взаимоотношения субъектов и участников этих отношений;

- процесс принятия ими внешнеполитических решений;

- способ разрешения международно-политических конфликтов.

Главным элементом системы международных отношений являются го­сударства и межгосударственные организации. Важнейшей частью струк­туры международных отношений являются межгосударственные отноше­ния. Структура международных отношений обладает определенной иерар­хией присущих ей элементов. Эта иерархия представлена несколькими уровнями отношений:

- глобальными - отношения между ведущими в экономическом и поли­тическом отношении странами или их объединениями (США, Россия, Китай, страны Западной Европы, Япония);

- региональными (Ближний Восток, Центральная Америка, Южная Аме­рика, Юго-Восточная Азия и т. д.);

- групповыми (блоковыми) (НАТО, ЕЭС, АСЕАН, ОПЕК);

- двухсторонними (Россия - США; Россия - Китай и т. п.).

Одной из ведущих тенденций современного развития выступает ин­тернационализация всех сторон жизни, переходящая в ряде сфер в гло­бализацию, усиление взаимозависимости стран и народов.

 

Вопрос 86.Содержание и принципы международной политики

Содержание международной политики невозможно раскрыть без ана­лиза национального интереса, ибо как в политике всегда выражаются общезначимые или групповые интересы, так в международной политике - преимущественно национальные интересы. Национальный интерес пред­ставляет собой осознание и отражение в деятельности лидеров коренных потребностей национального государства. Эти потребности выражаются в обеспечении национальной безопасности и условий для самосохранения и развития общества.

Концепция "национального интереса" была разработана Г. Моргентау. Он определил понятие интереса с помощью категорий власти. В его кон­цепции понятие национального интереса состоитиз трех элементов:

- природы интереса, который должен быть защищен;

- политического окружения, в котором действует интерес;

- рациональной необходимости, ограничивающей выбор целей и средств для всех субъектов международной политики.

Внешняя политика независимого государства, по мнению Г. Морген­тау, должна опираться на физическую, политическую и культурную ре­альность, помогающую осознать природу и сущность национального ин­тереса. Такой реальностью выступает нация. Все нации мира на междуна­родной арене стремятся к удовлетворению своей первоочередной потребно­сти, а именно - потребности физического выживания. В мире, разделенном на блоки, союзы и т. д., где не прекращается борьба за власть и ресурсы, все нации стремятся к защите своей физической, политической и куль­турной идентичности перед лицом вторжения извне.

Вероятно, это утверждение было актуальным для времен "холодной войны", когда мировое сообщество было разделено на два противостоя­щих друг другу лагеря: социалистический и капиталистический.

В современном мире, где с холодной войной вроде бы покончено, а страны в силу различных причин становятся все более взаимозависимы­ми и взаимосвязанными, их выживание и развитие может быть обеспе­чено лишь при условии всестороннего сотрудничества и взаимодействия. Любое государство, преследуя собственный национальный интерес, должно уважать и учитывать интересы других государств. Лишь тогда оно может обеспечить не только собственную безопасность, но и не нарушит безопасности других государств. Национальная безопасность означает состояние защищенности жизненно важных интересов личности» обще­ства и государства от внутренних и внешних угроз, способность государ­ства сохранять свой суверенитет и территориальную целостность и вы­ступать субъектом международного права.

В современных условиях, когда сохраняется опасность ядерной вой­ны, национальная безопасность является неотъемлемой частью всеобщей безопасности. До недавнего времени всеобщая безопасность основыва­лась на принципах "сдерживания путем устрашения", конфронтации и противостояния ядерных держав (СССР, США, Франции, Великобрита­нии, Китая) Но подлинно всеобщую безопасность невозможно обеспе­чить за счс1 ущемления интересов каких-либо государств, ее можно дос­тичь лишь на принципах партнерства и сотрудничества. Поворотным пунктом в формировании новой системы всеобщей безопасности стало признание мировым сообществом невозможности победы и выживания в мировой ядерной войне.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.007 с.)