Административно-правовая форма возмещения вреда здоровью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Административно-правовая форма возмещения вреда здоровью



Судебно-исковая форма возмещения вреда носит эпизо­дический характер, она не приспособлена для случаев мас­сового возмещения вреда здоровью. Поэтому при массовых заболеваниях людей, когда не возникает сомнений ни в ис­точнике воздействия, ни в объеме причиненного вреда, наи­более оперативным становится административный порядок компенсации гражданам причиненного вреда, т. е. когда госу­дарство берет на себя соответствующие обязательства. Массовое причинение вреда возможно, например, в зонах чрезвычайных экологических ситуаций. Согласно действующему законодательству для прожи­вающих в районах, признанных в установленном порядке экологически неблагополучными, устанавливаются c ледую­щие льготы: бесплатная медицинская помощь, медико-генетические и другие обследования при вступлении в брак, санаторно-курортное и восстановительное лечение, обес­печение на льготных условиях лекарственными препарата­ми. Пострадавшим выплачивается экологическое пособие. Оно может быть единовременным или периодическим. Ма­териальными источниками пособия являются централизо­ванные ассигнования государства, средства экологических фондов, другие поступления.

Для рассмотрения вопросов назначения и выдачи эко­логического пособия, установления других льгот образу­ются санитарно-экологические комиссии. Основанием для выдачи пособия отдельным гражданам могут служить акты медицинского освидетельствования, выписки из истории болезни, подтверждающие факт заболевания от воздействия окружающей среды. Административная форма возмещения вреда здоровью граждан широко применялась после чернобыльской аварии. Административная форма возмещения вреда здоровью граждан в будущем должна получить приоритетное разви­тие по сравнению с исковой, так как в зонах той или иной степени экологического риска проживает более 20% рос­сиян, и государство, гарантируя право граждан на здоро­вую и благоприятную окружающую среду, должно соот­ветствующим образом его обеспечить.

3. Если вред нанесен окружающей природной среде, то от имени "потерпевшей" природы истцами выступают со­ответствующие органы власти, экологические органы, ко­торые в судебном порядке взыскивают с причинителя вре­да денежную компенсацию на восстановление природных объектов. Вред окружающей природной среде с точки зрения по­следствий может быть экономическим и экологическим. Под экономическим вредом подразумевается причинение ущер­ба экономическим интересам экологопользователя — гибель урожая на полях вследствие загрязнения земли и т. п. Под экологическим вредом подразумевается нарушение интере­сов общества, которое заинтересовано в благоприятном со­стоянии окружающей природной среды. Экологический вред устраняется путем восстановления природных свойств, но для этого необходимо длительное время и прекращение вредного воздействия. Если вредное воздействие не уменьшается, природа не успевает само­восстановиться и постепенно деградирует. В таких случаях необходимо прибегать к крайним ме­рам: приостанавливать или закрывать вредные предприя­тия (производства) либо перепрофилировать их, выводить в безопасные для населения территории. Но до принятия таких мер применяется имущественная ответственность. Возмещение ущерба производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды. Экономический ущерб природопользователю возмеща­ется с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Если природный объект находится в общем пользо­вании, то сумма ущерба перечисляется в экологический фонд. В отдельных случаях вред может быть возмещен в натуре, т. е. с согласия сторон на ответчика возлагаются обязанности по восстановлению окружающей среды за счет его сил и средств.

4. Чтобы оценить степень экологической опасности, про­водят оценку воздействия на окружающую природную среду (ОВОС) и государственную экологическую экспертизу от­дельных производств и предприятий.

1. ОВОС - это проце­дура учета экологических требований при планировании хозяйственной деятельности, а ГЭЭ — это обязательная процедура контроля за учетом экологических требований при подготовке решения о реализации этой деятельности. Государственная экологическая экспертиза является формой контроля за соблюде­нием правил ОВОС, поэтому экспертиза проводится после проведения ОВОС.

Оценка воздействия на окружающую природную среду организуется и осуществляется с целью выявления и принятия необходимых и достоверных мер по предупреж­дению возможных неприемлемых для общества экологичес­ких и связанных с ними социальных, экономических и дру­гих последствий реализации хозяйственной и иной деятель­ности. ОВОС проводится при подготовке и принятии решения о развитии хозяйственных и иных объектов деятельности, которые могут оказать значительное неблагоприятное воз­действие на окружающую среду. ОВОС являет­ся обязательной процедурой для предприятий по добыче нефти, производству целлюлозы и бумаги, пред­приятий химической промышленности, метрополитена и т. п.

При планировании таких объектов заказчик проекта обязан представить в соответствующие государственные органы документацию, в которой анализируются экологи­ческие и другие последствия от реализации проекта. В этой документации должны быть отражены характер и степень воздействия на природные комплексы, а также экологи­ческие и связанные с ними социальные и экономические последствия намечаемой хозяйственной деятельности. При проведении ОВОС заказчик проекта обязан обес­печить участие заинтересованной общественности, которая уведомляется через средства массовой информации, с це­лью выявления всех возможных неблагоприятных послед­ствий реализации намечаемой деятельности.Окончательное решение о реализации проекта прини­мается после проведения государственной экологической экспертизы.

2. Государственная экологическая экспертиза прово­дится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности условиям соблюдения экологической безопас­ности общества. Основными принципами ее проведения являются: обя­зательность - как мера охраны окружающей природной среды, широкая гласность и участие общественности, от­ветственность в виде штрафа, налагаемого в админист­ративном порядке. Государственная экологическая экспертиза проводится Министерством природных ресурсов РФ и его территори­альными органами. Членами экспертной комиссии являются высококвалифицированные специалисты, которые несут ответственность за правильность и обоснованность своих заключений. В случае по­ложительного заключения экологической экспертизы хозяйственная деятельность должна осуществляться в соответ­ствии с утвержденным проектом. При наличии отрицательного заключения запрещено финансировать и реализовывать такие проекты. Подобный проект после доработки и учета замечаний экспертной ко­миссии может быть направлен на повторную экспертизу. Руководители предприятий, учреждений, организаций, другие должностные лица несут ответственность за невы­полнение требований экспертизы.

Таким образом, экологическая оценка производств и предприятий, которая производится посредством проведе­ния ОВОС и государственной экологической экспертизы, является эффективным средством, позволяющим предотв­ратить ведение хозяйственной деятельности, угрожающей экологической безопасности общества и окружающей при­родной среде.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.005 с.)