Органы управления и надзора по охране природы. Их цепи и задачи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы управления и надзора по охране природы. Их цепи и задачи.



1. Новые эколого-экономические подходы предполагают материальную заинтересованность природопользователя в осуществлении природоохранной деятельности. Экономический механизм охраны окружающей природной среды начал формироваться у нас в стране в конце 80-х гг. В настоящее время новые экономические подходы находят все более широкое применение в области охраны окружающей природной среды. Основными структурными элементами экономического механизма являются: учет природных ресурсов; финансирование природоохранной деятельности; лимитирование, лицензирование и плата за природопользование; экономическое стимулирование охраны окружающей при­родной среды.

Государственный учет природных ресурсов. Такой учет осуществляется по единой системе органами статистичес­кого учета по видам и подвидам ресурсов (земель, вод и другим объектам природы), их количеству и качеству. На основании этих данных создаются кадастры природных ре­сурсов государственного уровня.

Кадастр - это систематизированный свод данных, включающий опись объектов или явлений в ряде случаев с их экономической, экологической, социальной оценкой; со­держит характеристику объектов, их классификацию, дан­ные о динамике, степени изученности; может включать ре­комендации по использованию, предложения по охране.

Различаются земельный, водный, лесной государствен­ные кадастры; государственный кадастр животного мира; государственный кадастр полезных ископаемых. Данные кадастровой оценки земель ис­пользуются при определении платежей за землю, для оценки использования земель.

Финансирование природоохранной деятельности. При рыночной экономике на первое место выступает самофи­нансирование предприятий всех форм собственности, ко­торое производится из собственных средств предприятия, за счет кредитов, за счет экологического страхования. Не­которые мероприятия финансируются государством (Фе­дерацией, ее субъектами), муниципальными органами, а также за счет экологических фондов и добровольных по­жертвований.

Кредиты на экологические мероприятия могут предо­ставляться различными системами банков, но существуют и специализированные экологические банки (в Перми — Экопромбанк, в Саратове — Поволжский Экобанк), даю­щие предприятиям возможность финансирования своей эко­логической деятельности.

Экологическое страхование, физических и юридичес­ких лиц предусматривает возмещение вреда при наступле­нии предусмотренного договором страхового случая (эко­логического или стихийного бедствия, аварии, катастро­фы). Выплата возмещения производится за счет денежных средств (фондов), которые создаются из уплачиваемых страховых взносов. На экологическое страхование заключается договор. 

Государственное финансирование идет главным об­разом на выполнение целевых программ, на ликвидацию последствий техногенных и экологических аварий и катаст­роф, на строительство наиболее значимых природоохранных сооружений (очистных установок, контрольно-измери­тельных приборов).

Экологические фонды функционируют на всей терри­тории России. В систему экологических фондов входит Фе­деральный экологический фонд; фонды субъектов Российс­кой Федерации; местные (муниципальные) экологические фонды. Средства фондов формируются за счет платы за выб­росы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую при­родную среду; за размещение отходов и другие виды захо­ронений; средств, полученных по искам о возмещении вре­да, а также средств от реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства и незаконно добытого с их помощью. Экологические фонды расходуются:

Ê на мероприятия, направленные на оздоровление ок­ружающей среды;

Ê проведение мероприятий и программ по охране ок­ружающей природной среды;

Ê научные исследования;

Ê внедрение экологически чистых технологий;

Ê строительство очистных сооружений;

Ê выплату компенсаций гражданам на возмещение вре­да, причиненного здоровью загрязнением окружающей при­родной среды.

Лимитирование природопользования — это система эко­логических ограничений по территориям, которая представ­ляет собой установленные предприятию - природопользователю на определенный срок предельные объемы использо­вания (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов производства.

Эти лимиты устанавливаются предприятиям - природопользователям специально уполномоченными на то госу­дарственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

Природопользова­ние лимитируется по двум направлениям:

Ê изъятие природных ресурсов из окружающей среды (добыча полезных ископаемых, забор воды и т. п.);

Ê привнесение веществ и энергии в окружающую сре­ду (сбросы и выбросы загрязняющих веществ, размещение бытовых и промышленных отходов и т. п.).

При установлении лимитов учитывается экологическая обстановка в регионе, необходимость сокращения сбросов и выбросов, сроки достижения государственных и региональ­ных экологических программ.

Лицензирование природопользования проводится практически по всем видам природопользовательской деятель­ности.

Лицензия это разрешение, выдаваемое природопользователю специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды.

В лицензии указываются: цели пользования, срок действия,    требования по рациональному использованию и охране при­родных ресурсов, лимиты использования, нормативы пла­ты и другие условия.

Виды лицензий:

Ê на использование отдельных ресурсов (земли, воды, недр, лесов, животного мира);

Ê на отдельные виды деятельности (изучение недр, захоронение отходов и т. д.);

Ê на сбросы и выбросы загрязняющих веществ;

Ê лицензия на комплексное природопользование.

Плата за природопользование включает:

Ê плату за право пользования природными ресурсами; (землей, водой, недрами и т. д.) в пределах установленных

Ê лимитов;

Ê плату за сверхлимитное и нерациональное исполь­зование природных ресурсов;

Ê плату за загрязнение окружающей среды, т. е. за» выб­росы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах установленных лимитов;

Ê плату за загрязнение сверх установленных лимитов.

Внесение платы не освобождает от выполнения мероп­риятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмеще­ния вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды направлено на то, чтобы природопользователь был материально заинтересован в проведении при­родоохранных мероприятий и рациональном использовании природных ресурсов.

Основными мерами стимулирования являются следую­щие:

Ê налоговые и иные льготы за внедрение малоотход­ных и безотходных технологий, строительство очистных со­оружений, иную природоохранную деятельность (по нало­гу на прибыль, на имущество предприятий, земельному налогу);

Ê освобождение от налогообложения экологических фондов;

Ê установление повышенных норм амортизации основ­ных производственных природоохранных фондов;

Ê применение поощрительных цен и надбавок на эко­логически чистую продукцию;

Ê введение специального налогообложения экологичес­ки вредной продукции и технологий;

Ê льготное кредитование природоохранной деятель­ности.

2.  В систему органов управления и надзора по охране природы входят органы общей компетенции и органы специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенции от­носятся: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ, муниципальные органы. Наряду с охраной окружающей природной среды эти органы веда­ют и другими вопросами, входящими в круг их полномочий.

К государственным органам специальной компетен­ции относятся органы, которые  выполняют только при­родоохранные функции. Эти органы в свою очередь подразделяются на: комплексные, отраслевые и функциональ­ные.

Комплексные органы выполняют все природоохранные задачи или какую-либо из них. К таким органам относятся: Министерство природных ресурсов РФ (МПР России); Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава РФ (Санэпиднадзор РФ); Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России); Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Роскомгидромет).

Отраслевые органы выполняют функции управления и надзора по охране и использованию отдельных видов природных ресурсов или объектов. К ним относятся: Государственный комитет РФ по земельной политике (Роскомзем); Федеральная служба лесного хозяйства Российской Феде­рации (Рослесхоз); Государственный Комитет РФ по рыболовству (Госкомрыболовство); Министерство сельского хо­зяйства РФ (Минсельхоз России).

Функциональные органы выполняют одну или несколь­ко родственных им функций в отношении всех природных объектов.

К ним относятся: Федеральный надзор России по ядер­ной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России); Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России); Государственный таможенный комитет Российской Федерации (ГТК РФ); Министерство внутренних дел РФ (МВД России).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.013 с.)