Направленность сестринского вмешательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направленность сестринского вмешательства



Чтобы определить направленность вмешательства, необходимо оценить состояние пациента относительно каждой подсистемы. Эту оценку осуществляют в два этапа: сначала определяют нарушение равновесия в какой-либо подсистеме, а затем определяют причины этого нарушения (структурные или функциональные).

Цель ухода

Нарушение равновесия внутри подсистем поведения служит причиной для сестринского ухода. Целью ухода должно быть восстановление (максимально, насколько это возможно) равновесие в каждой подсистеме.

Он может быть направлен на изменение: 

· мотивов поведения; 

· действия подсистемы, ограниченного прошлым опытом человека;

· поведение человека, определяемого прошлой предрасположенностью к тому или иному типу действия; 

· установки, создаваемой окружающей средой (1-й тип) или прошлым опытом (2-й тип).

 

Приоритетная задача

Приоритетная задача сестры в данной модели - обеспечение равновесия поведенческой системы и функциональной стабильности.

Способы вмешательства

Способы вмешательства подразумевают действия предупреждающие, защищающие, сдерживающие и расслабляющие пациента в ситуациях функционального или структурного стресса: 

· контроль или ограничение поведения какими-то рамками;

·   защита от угроз и других факторов, вызывающих стресс;

·   торможение (подавление) неэффективных реакций;

·  стимулирование к изменению поведения, партнерство, помощь в виде опеки.

Ожидаемый результат

Д. Джонсон полагает, что, во-первых, можно оценить результаты ухода в пределах какой-то подсистемы по поведению пациента, вызванному теми или иными структурными изменениями.

Во-вторых, в том случае, если ожидаемые результаты связаны с изменениями окружающей среды, изменение поведения может быть обусловлено сестринским вмешательством в связи с функциональными изменениями. Если сестринское вмешательство не привело к ожидаемому результату (цели), то вновь формулируются новые цели и новые вмешательства.

Роль сестры

Роль сестры по определению Д. Джонсон является дополняющей по отношению к роли врача, но не зависит от нее. Сестре отведена роль специалиста, восстанавливающего равновесие поведенческих подсистем пациента во время психологического и физиологического кризиса.

 

Например:
Пациент находится на лечении в травматологическом отделении по поводу перелома правого бедра. После скелетного вытяжения, врач назначил пациенту, учиться ходить с помощью костылей. Ходить на костылях ему трудно, но от помощи родственников он отказывается не желая их видеть.

При первичной оценке состояния наблюдается нарушение в агрессивной и зависимой подсистемах.

При планировании сестринского вмешательства, сестре предстоит решить, на что должно быть направлено вмешательство. Для этого ей необходимо получить дополни тельную информацию от родственников.

Медицинская сестра должна определить, оказывался ли пациент в подобной ситуации прежде (чрезмерный страх за свою безопасность). Если оказывался, то у пациента структурные (органические) изменения. Если поведение не типично для пациента можно сделать следующий вывод, что эти изменения функциональной природы.

При планировании ухода медсестра совместно с пациентом определяет цель ухода.
Если проблема пациента связана с функциональными нарушениями, медсестра определяет вмешательства, направленные на изменение окружающей среды, изменение мотивации пациента. Пациенту необходимо запланировать психологическую поддержку и консультирование, позволяющее уменьшить неоправданный страх перед ходьбой на костылях.
Сестринское вмешательство:
- защита пациента от неблагоприятных факторов окружающей среды (порекомендовать родственникам не участвовать и не настаивать на оказании помощи пациенту при ходьбе).
- подавление неадекватных реакций пациента (медицинская сестра может тормозить его неадекватное поведение, убеждая пациента, что его страх преувеличен).

 

 

Адаптационная модель К.Рой

Модель К.Рой созданная в 1976 году использует достижения в области физиологии и социологии. К.Рой полагает, что как для физиологических, так и для психологических систем существует состояние относительного равновесия, которого стремится достичь человек, то есть какой-то диапазон состояний, в котором люди могут адекватно справляться со своими переживаниями. Для каждого человека этот диапазон уникален.

Согласно этой модели, есть определенный уровень адаптации, и все раздражители попадающие в этот диапазон, встречают более благоприятную реакцию, чем те, которые окажутся за его пределами.

К.Рой называет факторы, влияющие на уровень адаптации, раздражителями, они бывают трех типов:

· очаговые - находятся в окружении человека

· ситуационные - возникают при оказании сестринской помощи рядом с очаговыми и оказывают на них влияние.

· остаточные - результат прошлых переживаний, верований, взаимоотношений.

При сочетании с очаговыми и ситуационными они влияют на уровень адаптации. Предлагается четыре способа адаптации изменяющих поведение:

· физиологический;

· Я-концепция;

· роль-функция;

· взаимозависимость.

Физиологический способ адаптации - это реакция человека на температуру, влажность, атмосферное давление, пищу, жидкость, кислород. Способность справляться с непривычными, физиологическими раздражителями зависит от возможностей физиологической системы адаптации конкретного человека.

Я-концепция - это желание человека понять самого себя: как собственное поведение, так и телесный образ. Этот способ адаптации помогает человеку справиться с изменениями его психологических и телесных «Я». Этот способ адаптации эффективен при подготовке пациента к операции, особенно при операциях изменяющих его тело; ампутация конечностей, мастоэктомия, наложение стомы.

Роль-функция предполагает изменение роли пациента в семье на работе в зависимости от тех или иных обстоятельств.

Активный, деятельный человек, занимающий определенное положение в обществе, оказывается в лечебном учреждении и вынужден адаптироваться к пассивной роли пациента.

Взаимозависимость - это стремление человека достичь состояния относительного баланса в различных взаимоотношениях. Сестринскому персоналу следует учитывать ограниченность возможностей адаптации в ситуациях, когда пациент, оказавшись полностью зависимым от персонала, испытывает чувство давления, презрения, одиночества, фамильярности.

Автор модели Основные положения модели Источник проблем пациента Направленность Сестринского вмешательства
К. Рой Пациент - это индивид, имеющий набор взаимосвязанных биологической, психологической, и социальной систем, влияющих на поведение. Потребность в сестринском уходе возникает в том случае, когда в окружении человека недостаток или избыток средств и возможностей для использования того или иного способа адаптации При обследовании пациента следует установить эффективные способы адаптации в тех случаях, когда его поведение дает повод для беспокойства. Сестра определяет степень влияния этого раздражителя на поведение пациента.
Цель ухода Сестринское вмешательство Оценка качества и результата ухода Роль медицинской сестры
Определить возможные очаговые (ситуационные, остаточные) раздражители, вызывающие неадекватное поведение, сестра совместно с пациентом намечает цели, позволяющие адаптироваться к изменяющейся окружающей среде. Направлено на раздражители, находящиеся за пределами уровня адаптации пациента, чтобы изменить их, или чтобы они оказались в пределах уровня адаптации. Возможны вмешательства направленные на расширение уровня адаптации, дающего ему возможность справить с имеющимися раздражителя. При оценке качества ухода медицинская сестра и пациент обращают внимание на положительные сдвиги в том или ином способе адаптации. Роль медицинской сестры - способствовать адаптации человека в период здоровья и болезни: благодаря воздействию на очаговые раздражители они попадают в зону того или иного способа адаптации.

 

6. Модель Д. Орем

 

Модель, предложенная Д. Орем (1971), рассматривает человека как единую функциональную систему, имеющую мотивацию к самоуходу.

Возможности и потребности в самоуходе должны быть в равновесии, независимо от того, здоров он или болен.

 Д. Орем выделяет три группы потребностей в самоуходе:

 

Универсальные:  

· достаточное потребление воздуха;

· достаточное потребление жидкости;

· достаточное потребление пищи;

· достаточная возможность выделения и потребления, связанные с этим процессом; 

· сохранение баланса между активностью и отдыхом;

· время одиночества сбалансировано со временем в обществе других людей; 

· предупреждение опасностей для жизни, нормальной жизнедеятельности и хорошего самочувствия; 

· стимулирование желания соответствовать определенной социальной группе в соответствии с индивидуальными способностями и ограничениями.   

Уровень удовлетворения каждой из восьми универсальных потребностей для каждого человека индивидуален. На эти потребности влияют возраст, пол, стадия развития, состояние здоровья, уровень культуры, социальная среда, финансовые возможности. Здоровый человек обладает достаточными возможностями самоухода, чтобы удовлетворить эти универсальные потребности.

 

Потребности, связанные со стадией развития (от младенчества до старости и в период беременности) Эти потребности, удовлетворяются, как правило, всеми взрослыми людьми, поддающимися воспитанию.

 

Потребности, связанные с нарушением здоровья Они обусловлены наследственными, приобретенными заболеваниями и травмами. В этой группе определяются три вида нарушений: анатомические изменения (ожоги), функциональные физиологические изменения (одышка, отеки и пр.), изменение поведения или повседневных жизненных привычек (чувство безразличия, бессонница, внезапное изменение настроения). Если человек справляется с этими проблемами, то общее равновесие сохраняется и уход за ним не требуется.

 

Источник проблем пациента

При нарушении равновесия между возможностями и потребностями в самоуходе, или если потребности самоухода превышают возможности самого человека, то возникает необходимость в сестринском вмешательстве.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.83.178 (0.018 с.)