Воспитание в первобытном обществе. Зарождение организованных форм воспитания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитание в первобытном обществе. Зарождение организованных форм воспитания.



Лекция 1

Тема: «Образование и педагогическая мысль на ранних этапах развития человечеств»

Цель: формирование навыков о воспитании, образовании и зарождении педагогической мысли в древнем мире;

развитие критического мышления, групповой самоорганизации, умения вести диалог;

воспитание у обучающихся средствами урока уверенности в своих силах, сознательного и серьёзного отношения обучающихся к учебной дисциплине, убеждая их в том, что полученные знания пригодятся им в будущей деятельности.

Литература

1. Вершинина, Н.А. История педагогики как науковедческая дисциплина / Н.А. Вершинина // Изв.Рос.гос.пед.ун-та им. А.И. Герцена Сер. Психол.-пед.науки. - 2007. - №8.- С.56-68. - С. 2007.

2. История педагогики и образования: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. З.И. Васильева. - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 429с.

3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: учеб. пособие / Под ред. А.И. Пискунов. - М.: Сфера, 2001. - 512с.

4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: учеб. пособие / Под ред. А.И. Пискунов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Сфера, 2005. - 512 с.

5. Латышина, Д.И. История педагогики. История образования и педагогической мысли учеб. пособие / Д.И. Латышина. - М.: Гардарики, 2002. - 603 с.

6. Попов, В.А. История педагогики и образования: учеб. пособие для студентов вузов / В.А. Попов; ред. В. А. Сластенин. - М.: Академия, 2010. - 203с.

7. Старикова, Л.Д. История педагогики и философия образования: учеб. пособие для студентов / Л.Д. Старикова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 435с.

План лекции

1. История педагогики как область научного знания.

2. Зарождение воспитания в первобытном обществе.

2.1. Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества.

2.2. Зарождение организованных форм обучения и воспитания.

2.3. Возникновение дифференциации воспитания в условиях разложения первобытно-общинного строя.

3. Воспитание и педагогическая мысль античного мира.

3.1. Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции.

3.2. Просвещение в эпоху эллинизма (III -I вв. до н.э.).

3.3. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме.

3.4. Зарождение христианской традиции воспитания

3.5. Воспитание на периферии Римской империи в первые века нашей эры.

Лекция 1

Тема: «Образование и педагогическая мысль на ранних этапах развития человечеств»

Цель: формирование навыков о воспитании, образовании и зарождении педагогической мысли в древнем мире;

развитие критического мышления, групповой самоорганизации, умения вести диалог;

воспитание у обучающихся средствами урока уверенности в своих силах, сознательного и серьёзного отношения обучающихся к учебной дисциплине, убеждая их в том, что полученные знания пригодятся им в будущей деятельности.

Литература

1. Вершинина, Н.А. История педагогики как науковедческая дисциплина / Н.А. Вершинина // Изв.Рос.гос.пед.ун-та им. А.И. Герцена Сер. Психол.-пед.науки. - 2007. - №8.- С.56-68. - С. 2007.

2. История педагогики и образования: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. З.И. Васильева. - 4-е изд., испр. - М.: Академия, 2008. - 429с.

3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: учеб. пособие / Под ред. А.И. Пискунов. - М.: Сфера, 2001. - 512с.

4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: учеб. пособие / Под ред. А.И. Пискунов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Сфера, 2005. - 512 с.

5. Латышина, Д.И. История педагогики. История образования и педагогической мысли учеб. пособие / Д.И. Латышина. - М.: Гардарики, 2002. - 603 с.

6. Попов, В.А. История педагогики и образования: учеб. пособие для студентов вузов / В.А. Попов; ред. В. А. Сластенин. - М.: Академия, 2010. - 203с.

7. Старикова, Л.Д. История педагогики и философия образования: учеб. пособие для студентов / Л.Д. Старикова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 435с.

План лекции

1. История педагогики как область научного знания.

2. Зарождение воспитания в первобытном обществе.

2.1. Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества.

2.2. Зарождение организованных форм обучения и воспитания.

2.3. Возникновение дифференциации воспитания в условиях разложения первобытно-общинного строя.

3. Воспитание и педагогическая мысль античного мира.

3.1. Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции.

3.2. Просвещение в эпоху эллинизма (III -I вв. до н.э.).

3.3. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме.

3.4. Зарождение христианской традиции воспитания

3.5. Воспитание на периферии Римской империи в первые века нашей эры.

Воспитание в первобытном обществе. Зарождение организованных форм воспитания.

Категория воспитания – одна из основных в педагогике. Обращение к проблеме происхождения воспитания не только обусловлено логикой научного знания, но и помогает представить и понять историческую сущность воспитания как важнейшей составляющей социокультурного развития человека и общества.

Исторически сложились различные концепции генезиса воспитания.

1. Эволюционно-биологическая (Ш.Летурно,А.Эспинас): происхождение воспитательной деятельности людей первобытного общества объясняется присущей взрослым особям животного мира инстинктивной заботой о своём потомстве.

2. Психологическая теория (Пол Монро): происхождение воспитания связано с проявлением у детей бессознательного инстинкта к подражанию взрослым. В соответствии с его концепцией первобытное воспитание предстаёт как «непрогрессирующее приспособление» человека к среде (Педагогическая энциклопедия. – С. 590).

3. Социокультурная теория (современные исследователи Н.П. Дубинин, Л.С. Васильев, Г.Б. Корнетов): происхождение воспитания человека обусловлено:

- наличием социальной формы движения материи,

-самого человека с необходимыми природными задатками и способностями,

- состоянием культуры, в которой зафиксирован общественный опыт,

- системой общественных отношений, включаясь в которые, дети становятся субъектами воспитательного воздействия.

Рассматривая категорию воспитания в широком социальном смысле, учёные отмечают объективный процесс воздействия на человека окружающей его среды (в данном случае – общества), что позволяет отождествлять связь воспитания с социализацией личности.

Воспитание в узком смысле – это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему необходимых качеств личности, взглядов, убеждений.

Зарождение воспитания как особого вида человеческой деятельности произошло приблизительно 40-35 тысяч лет назад, когда появился человек современного физического типа.

На ранней стадии развития первобытнообщинного строя воспитание

• осуществлялось в процессе жизнедеятельности;

• было ориентировано на повседневную борьбу за выживание;

• имело половозрастную дифференциацию;

• предполагало групповое, коллективное начало.

В период родовой и соседской общины смысл и содержание воспитания качественно изменяются. Для воспитания было характерно:

• зарождение семейного воспитания;

• сочетание половозрастной дифференциации с социальной (воспитание вождей, жрецов, воинов, рядовых общинников);

• появление специальных людей, осуществлявших воспитательный процесс: старейшины, служители культа, опытные воины;

• связь воспитания с религиозно-мифологическим мировоззрением;

• наличие организованных форм воспитания: совместные и раздельные для мальчиков и девочек игры и занятия, создание «домов молодежи» - прообразов первых школ; введение инициаций – процедуры посвящения во взрослые, сопровождающейся традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями.

Программа подготовки к инициации:

для мальчиков была более длительной и сложной (проверялась трудовая, нравственная, физическая подготовка) и включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину;

для девочек – обучение ведению домашнего хозяйства.

Воспитание в первобытном обществе прошло сложный путь: от примитивной подготовки подрастающих поколений, неотделимой от совместной жизни и деятельности детей и взрослых, до возникновения семейного воспитания и специально организованных форм воспитательного воздействия, в практике реализации которых складывалось обучение. Таким образом, динамика социального развития постепенно приводила к известной упорядоченности воспитания.

2. Воспитание и образование в государствах Древневосточной цивилизации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.008 с.)