Тема № 7/1,2: «сословно-представительная монархия в 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 7/1,2: «сословно-представительная монархия в



Л Е К Ц И Я № 7.

 

Тема № 7/1,2: «СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ В

РОССИИ (СЕРЕДИНА ХУ1 – СЕРЕДИНА ХУП ВЕКА)»

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение

1. Общественный строй

2. Государственный строй

Реформы Ивана 1У.

3. Соборное Уложение 1649 г. – свод норм феодального права.

4. Развитие отраслей права.

Заключение

В В Е Д Е Н И Е

 Сословно-представительная монархия – закономерный этап в развитии феодального государства, имевший место в истории Франции (генеральные штаты), Испании (кортесы), Германии (рейхстаги и ландтаги).

Эта форма правления устанавливалась, как правило, после преодоления феодальной раздробленности, создания централизованного государства и способствовала дальнейшему укреплению последнего.

Каждое государство решало свои проблемы при переходе к сословно-представительной монархии.

Для России они выражались в следующем:

1. Необходимость ликвидации экономической и политической обособленности земель бывших удельных князей и бояр, борьбе с ними как с носителями сепаратизма.

2. Стремление господствующего класса феодалов к юридическому оформлению процесса закрепощения крестьян и созданию государственного аппарата, способного эффективно бороться с крестьянскими выступлениями.

3. Необходимость решения внешнеполитических задач.

А) воссоединения русских, украинских и белорусских земель.

Б) обеспечения обороны страны на юге от набегов крымских татар;

В) нейтрализация Казанского и Астраханского ханств, постоянно угрожавших с востока.

Выполнение этих задач не могло быть осуществлено государственным аппаратом раннефеодальной монархии. Ни старые органы центрального и местного управления, ни старая военная организация не могли быть пригодны в новых исторических условиях. Господствующий класс феодалов, и в первую очередь, дети боярские и дворяне, нуждался в новой форме феодальной монархии, способной покончить с боярским сепаратизмом и расширить территорию русского государства. Все это обусловило возникновение в середине ХУ1 века сословно-представительной монархии.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ

В формах феодальной поземельной собственности и правовом статусе основных группировок господствующего класса продолжали развиваться тенденции, появившиеся еще в первой половине ХУ1 в.

Главе государства (с 1547 года царю) принадлежали, как раньше, дворцовые и чернотягловые (или черносошные) земли. Законодательство этого времени довольно четко (особенно Соборное уложение 1649 года) определило различие названных форм феодальной собственности: дворцовые земли – собственные земли царя и его семьи; государственные – принадлежат ему же, но как главе государства. Дворцовые земли и жившие на них крестьяне эксплуатировались обычными для феодализма способами – на них распространялись повинности в виде барщины или оброка. Черносошные крестьяне платили подати государству, выполняли многочисленные повинности типа дорожной, мостовой и т.д. Как и раньше, и дворцовые, и чернотягловые земли раздавались в собственность отдельным феодалам и количество их значительно сокращалось. В 1627 году был издан специальный указ, запретивший дальнейшую раздачу дворцовых земель в вотчины или поместья.

Верхушка феодальной знати носила звание «бояре», которое стало придворным чином, жаловавшимся царем. Другая группа феодалов называлась «служилыми людьми» – дворянами. Продолжался процесс дальнейшего ограничения прав и привилегий старой феодальной знати. Среди мероприятий середины ХУ1 в., направленных на подрыв еще сохранившегося ее влияния, прежде всего нужно назвать опричнину.

В 1565 году Иван Грозный разделил земли государства на земские (обычные) и опричные (особые), включив в последние земли оппозиционной княжеско-боярской аристократии. Некоторые из княжат и бояр погибли, другие – получили новые земли в неопричных уездах из рук царя как пожалование, под условием верности и службы. Тем самым был не только нанесен удар по старой феодальной знати, но и подорвана ее экономическая основ а. В результате раздачи конфискованные земли перешли к служилым людям. Опричнина сделала поместье главной и господствующей формой феодального землевладения. Она же знаменовала и дальнейший этап в развитии феодальной эксплуатации крестьян, привела к росту их повинностей, к сокращению количества земли, находившейся в непосредственном пользовании крестьян.

Существенные изменения происходили и в самих понятиях «вотчина» и «поместье». Вотчинное или поместное землевладение все в меньшей мере свидетельствовало о принадлежности к той или иной группе феодалов, а больше говорило об определенном комплексе прав на землю.

Вотчинное землевладение становилось условным (т.е. было связано с обязанностью служить царю). В 1556 году было принято специальное «Уложение о службе», определившее равные обязанности, как для вотчинников, так и для помещиков выставлять с имевшейся у них земли определенное (соответствующее размеру и качеству земли) число вооруженных людей (помимо своего личного участия в военной службе).

Ограничивалось право распоряжения старинными вотчинами (прежде всего княжескими, принадлежавшими бывшим князьям). Указ 1551 года запретил их продавать и отдавать монастырям (на помин души) без ведома царя. Позднее было запрещено их обменивать, давать в приданое. Ограничивалось и право передачи этих вотчин по наследству (наследниками могли быть только прямые потомки мужского пола). Нарушение установленного порядка влекло конфискацию земли в пользу государства.

Появилось новое понятие «жалованная» или «выслуженная» вотчина, т.е. данная непосредственно за службу и под условием службы.

Права поместных владельцев постепенно расширяются. Так, в 1618 году, было установлено, что поместья, принадлежавшие лицам, убитым на войне или пропавшим без вести, оставались во владении жен и детей, а при отсутствии таковых передавались «роду и племени» прежних помещиков. Постепенно передача поместной земли по наследству становилась общим явлением. Можно было, и поменять поместье на вотчину, дать поместье в приданое. Царским указом поместные земли могли переводиться в вотчины.

Служилые люди (дворяне) получили право покупки вотчин. Бояре, как и дворяне, наделялись поместной землей. Позднее дворяне стали наделяться землей на праве вотчины. Все это свидетельствовало об интенсивном процессе сближения вотчины и поместья, уравнении в правах боярской знати и поместного дворянства, другими словами – о консолидации господствующего класса феодалов в единое сословие. Наиболее полно (и юридически определенно ) этот процесс был отражен в специальных главах о поместных и вотчинных землях Соборного уложения 1649 года.

Одновременно с консолидацией различных групп феодалов в единое сословие все в большей мере проявлялась и его замкнутость, невозможность перехода в него лиц из других сословий (крестьян, посадских, священников).

Феодалы имели и другие привилегии: не платили подати, были освобождены от повинностей, пользовались преимуществами, предусмотренными уголовным и процессуальным правом. Им (и детям приказных служащих) принадлежало право занимать чиновные должности в приказах. Процесс полного и окончательного закрепощения крестьян привел к существенному росту их зависимости от феодалов. Так, Соборное уложение прямо формулирует право вотчинной юстиции (ст.7 гл.ХШ) по всем делам, за исключением кражи, разбоя, убийства.

Феодалам предоставлялось и право полицейского надзора за крестьянами. На них же возлагалась ответственность за выполнение крестьянами государственных повинностей. Долги помещика могли быть оплачены крестьянским имуществом (ст.262 гл. Х Соборного уложения); крестьянин мог быть поставлен на «правеж» за долги своего господина. Помещики начали решать вопросы брака своих крепостных, распоряжаться их судьбой.

Другим видом земельных владений наряду с вотчиной и поместьем оставалось церковное и монастырское землевладение. Предпринятая в начале ХУ1 века попытка несколько ограничить рост церковно-монастырского землевладения результатов не дала. Земельные владения лиц духовного звания и, особенно монастырей продолжали увеличиваться. Им принадлежало до 1/3 всех феодальных владений в стране. В некоторых местностях (например, Владимирской, Тверской) духовенству принадлежало более половины всех земель.

Вопрос о монастырско-церковном землевладении связан с политическим положением Церкви в Российском государстве. Она являлась не только крупнейшим землевладельцем, но и огромной идеологической силой, аппаратом, помогавшим держать в зависимости миллионы трудящихся. Этим и можно объяснить двойственную политику царской власти относительно церковно-монастырского землевладения, политику компромиссов (характерную даже для правления Ивана 1У).

Царская власть, стремясь удовлетворить земельные интересы дворянства, делала законодательные попытки ограничить рост церковно-монастырского землевладения и даже осуществить частичную его секуляризацию, т.е. передачу земли светской власти. Этот вопрос обсуждался на Стоглавом соборе в 1551году, который отверг секуляризацию. Была лишь запрещена покупка вотчин монастырями и верхушкой духовенства без ведома царя, под угрозой конфискации новоприобретенных земель. Позднее подверглись ограничению вклады вотчин в монастыри (по завещаниям, на «помин» души). При Иване Грозном была проведена частичная конфискация церковно- монастырских земель (в большей мере на Новгородской земле).

Однако все это не дало значительных результатов, и поэтому в 1580 году принимается новое решение, запрещающее митрополиту, архиереям и монастырям покупать вотчины у служилых людей, принимать их в заклад и на помин души, увеличивать какими-либо другими способами свои земельные владения. Вотчины, купленные или взятые в заклад в нарушение этого «приговора», должны отбираться «на государя». Но и это решение не было полностью реализовано.

Обладая большими политическими правами в пределах своих земель, духовенство стремилось к усилению общего политического влияния в стране. В 1589 году в России было учреждено патриаршество, и русская церковь получила самостоятельность. Патриархи избирались на церковном соборе, но утверждались царем. Учреждение патриаршества усилило притязания церкви на политическую власть в стране. Эта тенденция особенно сильно проявилась в начале и середине ХУП в., когда патриархами стали отец царя Михаила Романова Филарет, а затем Никон, пользовавшийся большим влиянием и стремившейся всячески усилить и экономические, и политические позиции церкви, установить ее верховенство над светской властью. Конфликт Никона с царем Алексеем Михайловичем закончился победой последнего. В 1666 году Никона лишили сана и отправили в монастырь.

В середине ХУП в. был нанесен серьезный удар по монастырско-церковному землевладению. Соборное уложение 1649 года содержало положение о том, чтобы патриарху, митрополитам, монастырям вотчин «... не покупати, и в заклад не имати, и за собой не держати, и по душам в вечный поминок не имати...».

Ограничивалась и церковная юрисдикция: из нее исключались дела о таких преступлениях, совершенных духовными лицами, как политические, о душегубстве, о разбое. Уголовная ответственность за преступления против религии и церкви предусматривалась светским законодательством. Им же определялись и преступления против нравственности, семейных устоев, ранее подпадавшие под церковную юрисдикцию. Для суда над духовенством по делам, не связанным с религией, был создан особый Монастырский приказ – государственное учреждение, ведавшее также сбором некоторых податей с монастырских земель.

В середине ХУП в. вводились и серьезные ограничения для монастырей и духовенства в торговле и ремесле. «В Соборном уложении имелось положение о ликвидации так называемых «белых» слобод.

Однако было бы неверным делать вывод об упразднении привилегированного положения духовенства. Оно все еще продолжало владеть многими землями и крепостными крестьянами, имело ряд личных привилегий – не платило податей, не отбывало многих повинностей. Жизнь и честь духовенства защищались повышенными мерами наказания, оно имело в уголовном процессе.

Городское население. В ХУ1-ХУП веках наблюдались дальнейший рост городов, развитие торговли, ремесел, кузнечного, медного, оружейного, пушечного дела и т.п. Появились чугунолитейные, железоделательные заводы, стекольные мастерские, бархатные и шелковые мануфактуры. Увеличилась численность городского населения, усилилась его социальная дифференциация. Городская знать обладала рядом привилегий: она ведала раскладкой и сбором тягла со всего посадского населения; имела право участвовать в заседаниях Земского собора, избирать земские избы, создавшиеся во многих городах и черносошных волостях. Крупные купцы (гости) могли покупать (по царскому разрешению) земельные владения, получали звания думных дьяков и даже, хотя крайне редко, думных дворян. Это характеризовало возрастание политического значения городской знати.

К середине ХУП века сложилась определенная сословная группа, получившая общее название «посадские люди». Это было городское население, которое включало гостей, гостиную сотню, суконную сотню, черные сотни и слободы. К сотням гостиной и суконной принадлежали купцы, обладавшие меньшими капиталами по сравнению с гостями.

Как утверждает В.О. Ключевский, гостей и торговцев обеих сотен никогда не бывало много. В 1649 году гостей было только 18 человек; в гостиной сотне – 158; в суконной – 116. Высшие слои купечества и промышленных дельцов пополнялись из столичных черных сотен и из провинциального посадского купечества.

Посадские люди других городов, а также черных сотен и слобод Москвы делились на «лучших», «середних» и «молодших». Основными постоянными податями посада были: прямая государева подать; стрелецкая подать; ямские деньги; полоняночные деньги. Кроме этого, взимались чрезвычайные сборы (пятая деньга, десятая деньга, т.е. определенная часть стоимости имущества).

На посадских людей возлагалось выполнение различных тяглых служб. Например, подводная повинность, постоялая повинность, постройка и ремонт городских укреплений, ямская гоньба и др.

Среди городского населения довольно большой процент составляли служилые «по прибору» (стрельцы, казаки, пушкари и др). Стрельцы селились в слободах, жили совместно с семьями, получали жалованье и кроме военного дела занимались промыслами, торговлей, огородничеством.

Значительная часть дворов и населения в городах находилась на землях, принадлежавших феодалам (духовным и светским) и монастырям. Население этих земель освобождалось от посадского тягла и поэтому называлось «белым». «Белые» слободы постоянно пополнялись выходцами из черного посада, стремившимися освободиться от городских податей.

Законодательство неоднократно формулировало различные запреты, стремясь ограничить привилегии монастырей и бояр в торгово-ремесленных делах, но «белые» слободы продолжали существовать. Беломестцы переманивали к себе людей, увеличивая население своих слобод и уменьшая тем самым число тяглецов города.

В 1648 году в Москве вспыхнуло крупное восстание. Его поддержали в ряде других городов. Царское правительство оказалось вынужденным упразднить «белые» слободы.

Слободы, принадлежавшие патриарху, митрополиту, владыкам, монастырям, боярам, окольничим и другим крупным феодалам, переходили государю «безлетно и бесповоротно». Все торговые и ремесленные люди этих слобод должны были платить государственные подати. Исключение делалось для кабальных людей – они оставались у прежних владельцев и для дворовых людей патриарха – певчих, дьяков, подьячих, истопников, сторожей, поваров, хлебников, конюхов и т.п.

Соборное уложение определило монопольное право посада на торговлю и ремесло. Исключение было сделано лишь для служилых людей в Москве. Им разрешалось заниматься торговлей и ремеслом, но с уплатой податей.

Соборное уложение содержало предписание вернуть на посад всех его бывших жильцов и запрещало впредь населению посада выходить из него. Городское население (исключая городскую знать) оказалось фактически закрепощенным, записанным за определенным посадом. Указ 1658 года предусматривал жестокие наказания за самовольный переход из одного посада в другой.

Крестьяне. Во второй половине ХУ1- первой половине ХУП веков проходил процесс дальнейшего закрепощения крестьян. Этому способствовали укрепление государственного аппарата, создание специальных органов по борьбе с беглыми крестьянами, «лихими» людьми (Разбойный приказ, губные избы). Судебник 1550 года повторил статьи Судебника 1497 года о «Юрьеве дне», но увеличил взимавшую с крестьян плату за выход.

С 1581 года стали вводиться «заповедные лета», практически отменявшие действие положения о «Юрьеве дне». В 1597 году издается указ об «урочных летах», устанавливающий пятилетнюю давность сыска беглых. Писцовые книги, составленные в 80-90-е годы, стали актами закрепощения крестьян. Оформление крепостной зависимости крестьян вызвало обострение классовой борьбы, что привело к первой крестьянской войне в России под руководством И.Болотникова (1606-1607 гг.). Ответом на крестьянскую войну явилось дальнейшее усиление крепостничества.

В 1607 году «урочные лета» были увеличены до 15 лет. Соборное уложение 1649 года зафиксировало завершение процесса полного и окончательного закрепощения крестьян и отменило «урочные лета». Беглых крестьян возвращали независимо от срока, прошедшего после ухода от прежнего владельца, вместе с семьей и всем имуществом. Статья 1 гл.Х1 Соборного уложения дает полный перечень всех существовавших категорий крестьянского населения, подчеркивая при этом, что процесс закрепощения охватывает и государственных, и дворцовых крестьян, и крестьян, принадлежавших духовенству, монастырям, а не только вотчинных и помещичьих. Закон устанавливал наказание для тех, кто принял и скрыл у себя беглых крестьян.

Прикрепление крестьян к земле и к феодалу было оформлено как наследственное и потомственное состояние, характерное для социального положения всего крестьянского сословия.

ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Старая структура войска – народное ополчение и дворянская конница – не была пригодна в новых исторических условиях. Правительством Ивана 1У была проведена военная реформа, которая создала новую структуру вооруженных сил. В 1550 г. Иван 1У учредил стрелецкие полки – пешие и стремянные (конные).

В стрельцы принимались свободные люди, получившие за службу жалование и пользовавшиеся правом беспошлинного занятия ремеслом и торговлей. Часть стрельцов наделялась землей. Стрелецкие полки были вооружены за счет казны огнестрельным оружием, проходили определенную военную подготовку. Одновременно с организацией стрелецких полков «Уложение о службе» 1556 г. упорядочило военную службу феодалов и их ратников. Оно устанавливало, что каждый феодал был обязан по указу царя выставить одного конного вооруженного ратника с каждых 150 десятин земли, как вотчинный, так и поместной. Следовательно, имелись две системы вооруженных сил – стрелецкие полки и дворянское ополчение. Постепенно значение ополчения падает, а к концу ХУ1 в. исчезает вовсе.

Создание стрелецкого войска не означало организации регулярной армии, в начале ХУП века была предпринята еще одна важная реформа в организации вооруженных сил – создаются постоянные и регулярно пополняемые полки (рейтарские, пушкарские, драгунские и т.д.). Эти полки так называемого иноземного («нового строя») были лучше обучены и вооружены, дисциплинированы, более четко организованы и являлись зародышем новой постоянной и регулярной армии, окончательно оформившейся в России лишь в начале ХУШ века.

Они комплектовались из детей боярских, дворян, свободного населения. К середине ХУП в. было сформировано 10 рейтарских и драгунских полков. Они имели единообразное вооружение и обладали высокой боеспособностью.

Большое внимание начинает уделяться пограничной службе. На воевод, посылаемых в окраинные местности, возлагались функции по организации охраны границ, созданию крепостей, «засек», острожек. Кроме этого, важной государственной функцией воевод был набор на военную службу служилых людей из дворян и детей боярских. Воевода составлял на них списки, вел учет, проводил военные смотры, проверял готовность к службе. По требованиям Разрядного приказа воевода направлял военнослужащих на места службы. Он ведал также стрельцами и пушкарями, наблюдал за состоянием крепостей.

В ХУП веке были созданы драгунские полки из крестьян некоторых пограничных уездов. В целях охраны границ использовалось и казачество южных и восточных районов России. В этот период на службу в русскую армию поступают иностранцы. В основном они стояли во главе полков и обучали их боевым приемам. Для поддержания армии были введены налоги: «стрелецкий корм», «пищальные» (на приобретение оружия), «полоняничные» (на выкуп пленных) и т.д.

Источниками Соборного Уложения стали: Предшествующие Судебники; Стоглав; указанные книги приказов; царское законодательство; литовское и византийское законодательство; церковное право; решения Земских соборов.

Как кодекс русского феодального права Уложение построено по определенной системе, отражающей различные отрасли права, но при этом нормы уголовного права были здесь господствующими. Многие нормы и государственного и судебного права содержат уголовно-правовые санкции, так что порой трудно провести грань между отраслями права.

Все главы Соборного уложения можно разбить на пять групп:

1.Нормы уголовного и государственного права – главы 1-1Х.

2.Нормы судебного права – судоустройства и судопроизводства – главы Х-ХУ.

3.Нормы гражданского права (право собственности – вотчинное, поместное, право на холопов) – главы ХУ1-ХХ.

4.Нормы уголовного права – главы ХХ1-ХХП.

5.Нормы уголовного и административного права – о стрельцах, казаках, питейный устав – главы ХХШ-ХХУ.

Деление закона (впервые!) на тематические главы, пожалуй, еще нельзя отнести к отраслевому регулированию, но в каждой главе уже имеется конкретный объект нормотворчества.

Состав государственных и политических преступлений описан в главе государской чести, и как его государское здоровье оберегать». Самая суровая кара – смертная казнь – полагалась за умысел, направленный против жизни и здоровья государя, за измену. Наравне с изменниками подлежали наказанию и их родственниками, если они знали об этом.

Глава «О государевом дворе, чтобы на государевом дворе ни от кого никакого бесчинства и брани не было» – выделена особо. Нарушение порядка на государевом дворе признавалось тяжким преступлением. Так, если кто-либо затеял здесь ссору, обнажил оружие и пусть даже не убил, а лишь нанес своему противнику рану, виновного предписывалось «казнити смертию». Обнажение оружия влекло отсечение руки. За ношение оружия без разрешения предписывалось «бити батоги и вкинути на неделю в тюрму», да еще отсечь руку, «чтобы на то смотря иным неповадно было воровати, в государеве дворе красти». Как видим, закон не только карал, но и старался предупредить преступления.

Впервые в истории законодательства Российского государства Уложение подробно регламентирует вопросы, относящиеся к вооруженным силам – материальное обеспечение войска, порядок призыва на случай войны, ответственность за дезертирство, порядок ухода военнослужащих в отставку по старости или болезни. Измена в форме перехода на сторону противника считалась тягчайшим преступлением и за нее предусматривалась смертная казнь через повешение на виду у неприятельских полков.

При всем стремлении законодателя сделать Соборное уложение всеобъемлющим кодексом, регулирующим все без исключения правоотношения, этого сделать не удалось. Во второй половине ХУП в. возникла необходимость дополнения кодекса, тем более, что общественное развитие требовало правовой регламентации многих новых явлений общественно-политической жизни. Эту задачу выполняли Новоуказанные статьи, дополнявшие, изменявшие или отменявшие статьи Соборного уложения. Так, Новоуказанные статьи «О разбойных и убийственных делах» 1669 г. существенно дополняли Соборное уложение в вопросах уголовной ответственности. Право собственности получает дальнейшее развитие в Новоуказанных статьях «О поместьях и вотчинах» 1677г. Разновидностью новоуказанных статей были «Уставная грамота» 1654г., «Новоторговый устав» 1667 г.

В Соборном уложении определился статус главы государства – царя, самодержавного и наследного монарха.

Уложение содержало комплекс норм, регулировавших важнейшие отрасли государственного управления. Эти нормы можно отнести к административным. Прикрепление крестьян к земле (гл.Х1 «Суд о крестьянах»), посадская реформа, изменившая положение «белых слобод» (гл.Х1Х), перемена статуса вотчины и поместья в новых условиях (гл.ХУ1,ХУП), регламентация работы органов местного управления (гл.ХХ), режим въезда и выезда (гл.У1) – все эти меры составили основу административно-полицейских преобразований.

Обязательственное право.

Обязательственное право ХУП в. Продолжало развиваться по линии постепенной замены личностной ответственности по договорам имущественной ответственности должника. Ответственность не была индивидуальной. Друг за друга отвечали супруги, родители, дети.

Долги по обязательствам переходили по наследству. В случае стихийных бедствий предусматривалась отсрочка уплаты долга до 3 лет.

Одним из важнейших условий при заключении договора была свобода волеизъявления договаривавшихся сторон. Однако это условие часто не выдерживалось. Поэтому, в качестве гарантий против насилия и обмана законодатель предусматривал введение специальных процедурных моментов, таких как присутствие свидетелей при заключении сделки, ее письменная или «крепостная» (нотариальная) форма, при которой документ официально засвидетельствовался и регистрировался в учреждении. Обязательной «крепостная» форма сделки была для договоров о передаче недвижимости. Определялся порядок признания договора недействительным. Недействительными считались договоры, заключенные в состоянии опьянения, с применением насилия или путем обмана.

Соборному уложению известны договоры:

-   купли-продажи; мены; хранения; дарения; займа; поклажи; найма имущества и другие.

Право собственности.

Впервые регламентировался институт сервитутов (т.е. юридическое ограничение права собственности одного субъекта в интересах права пользования другого или других). Закон знал личные сервитуты – ограничения в пользу определенных лиц, специально оговоренных в законе – например, потрав лугов ратниками, находящимися на службе, право на их въезд в лесные угодья, принадлежащие частному лицу (гл.УП.). Вещные сервитуты (ограничение права собственности в интересах неопределенного числа субъектов) включали: право владельца мельницы в производственных целях заливать нижележащий луг, принадлежавший другому лицу; возможность возводить печь у стены соседского дома или строить дом на меже чужого участка (гл. Х).

Развитие сервитутного права свидетельствовало о формировании четких представлений о праве частной собственности, возникновении большого числа индивидуальных собственников и, как следствие этого, о столкновении их собственнических интересов.

Брачно-семейное право.

Как и прежде вопросы семьи и брака находились в ведении церкви. Брачный возраст определялся Стоглавом: для мужчин в 15 лет, для женщин – в 12 лет. Юридические последствия имел брак, заключенный только в церкви. В отличие от Киевской Руси, где по церковному уставу Ярослава требовалось согласие брачующихся, в Московском государстве в ХУ1-ХУП вв. браки заключались и без такого согласия. Жених зачастую не видел своей невесты до венчания. Браку предшествовал сговор (обручение). Сторона, отказавшаяся от вступления в брак, уплачивала другой стороне определенную денежную сумму –так называемый заряд. Кроме сговора, браку предшествовало также получение «венечной памяти» – документа, выдававшегося архиереем и разрешавшего вступление в брак. Брак совершался путем венчания; вступление в брак второй и третий раз оформлялись путем благословения. В четвертый раз заключать брачный союз не разрешалось. Оно считалось «воровством», вдова и дети при таком браке не пользовались правом на наследование недвижимой собственности.

Расторжение брака производилось только при наличии предусмотренных законом поводов (церковный устав Ярослава). В дополнении к ним в ХУП в. Поводом к разводу становится пострижение в монашество одного из супругов (при этом другой супруг лишался права вступить в повторный брак), при обвинении супруга в антигосударственной деятельности, при неспособности жены к деторождению.

Если для вступления в брак свободных людей требовалось согласие родителей, то для крепостных крестьян – еще и согласие помещиков. Юридический статус мужа определял правовое положение жены: вышедшая замуж за дворянина становилась дворянкой, вышедшая за холопа – холопкой. Закон обязывал жену следовать за мужем на поселение, в изгнание, при переезде. В ХУП в. наблюдалось некоторое ослабление личных прав мужа над женой. Однако, в Соборном уложении сохранилось право мужа наказывать жену, вместе с собой записывать в служебную кабалу. Убийство жены каралось слабее, чем любое другое убийство. Право родителей отдавать детей в полные холопы заменяется на право передачи в услужение на определенный срок и только по достижении ими пятнадцатилетнего возраста. Отец мог наказывать детей, но не чрезмерно. За убийство ребенка грозило тюремное заключение, а не смертная казнь, как за убийство постороннего человека.

Закон знает понятие «незаконнорожденный». Лица этой категории не могли усыновляться и принимать участие в наследовании недвижимого имущества.

Наследственное право.

Законодательство различает наследование по закону и завещанию. При этом главное внимание уделяется порядку передачи по наследству земли. Завещание оформлялось письменно и подписывалось завещателем, а в случае его неграмотности, свидетелями и подтверждалось церковными властями. Воля завещателя ограничивалась сословными принципами: нельзя было завещать земли церквам и монастырям; родовые и жалованные вотчины, а равно поместья не подлежали завещательному распоряжению. Завещательные распоряжения могли касаться только купленных вотчин и движимого имущества.

Родовые вотчины наследовали сыновья, а при отсутствии сыновей – дочери. Вдова могла наследовать только часть выслуженной вотчины «на прожиток», т.е. в пожизненное пользование. Родовые и жалованные вотчины могли наследоваться только членами рода, к которому принадлежал завещатель.

Купленные вотчины могла наследовать вдова завещателя, которая, кроме того, получала четверть движимого имущества и собственное приданное, внесенное ею в семейный бюджет при вступлении в брак.

Поместье переходило по наследству к сыновьям, каждый из которых получал из него «по окладу». Определенные доли выделялись «на прожиток» вдовам и дочерям. До 1684 г. в наследовании поместья участвовали и боковые родственники.

Уголовное право.

В Соборном уложении нет определений, характерных для так называемой Общей части уголовного законодательства. Общее понятие преступления в законе отсутствует. Вместе с тем, из содержания статей Уложения можно сделать вывод, что под преступлением понималось нарушение царской воли, закона.

Таким образом, противоправность как важнейший элемент понятия уголовно наказуемого деяния достаточно четко законом не была определена, что давало возможность произвольно, по усмотрению судебно-административных органов, устанавливать рамки уголовной ответственности.

Субъектами преступлений могли быть как отдельные лица, в том числе и холопы, так и группы лиц. Закон разделяет их на главных и второстепенных, понимая под последними соучастников.

Возраст, с которого возникала уголовная ответственность, а также вопрос ответственности неменяемых уголовным правом не регламентировались.

Субъективная сторона преступления обусловлена степенью вины. Уложение знает деление преступлений на умышленные, неосторожные и случайные. За неосторожные действия совершивший их наказывался также, как за умышленные преступные действия. За случайные преступления наказание не устанавливалось.

В признаках объективной стороны преступления закон выделяет смягчающие и отягчающие обстоятельства. К первым относились состояние опьянения, неконтролируемость действий, вызванная оскорблением или   угрозой (аффект), ко вторым – повторность преступления, размеры вреда, особый статус объекта и предмета преступления, совокупность нескольких преступлений.

Соборному уложению известно и положение о крайней необходимости, освобождающее от уголовной ответственности.

Уложение знало и институт необходимой обороны, но без установления ее пределов (например, соразмерности обороны и степени опасности).

Более подробно по сравнению с предшествующим законодательством регламентировано соучастие. Соборное уложение упоминает о подстрекательстве, пособничестве, укрывательстве. Для соучастников закон устанавливал либо одинаковое наказание, не требуя определения степени участия и вины каждого из них, либо различное.

В отличие от предшествующего законодательства в Соборном уложении виды преступлений изложены по определенной системе, хотяи не всегда в достаточной мере выдержанной законодателем.

Объектами преступления Соборное уложение считало церковь, государство, семью личность, имущество и нравственность. Впервые в истории русского законодательства в светскую кодификацию были включены преступления против религии, ранее находившиеся в юрисдикции церкви. В системе преступлений они были поставлены на первое место.

Система преступлений по Соборному уложению выглядела следующим образом:

1) Преступления против церкви: богохульство, совращение православного в иную веру, прерывание хода литургии в храме.

2) Государственные преступления: любые действия (и даже умысел), направленные против государя или его семьи, бунт, заговор, измена. По этим преступлениям ответственность несли не только лица, их совершившие, но и их родственники и близкие (за недоносительство).

3) Преступления против порядка управления: злостная неявка ответчика в суд и сопротивление приставу, изготовление фальшивых грамот, актов и печатей, самовольный выезд за границу, фальшивомонетничество, нарушение порядка содержания питейных заведений, самогоноварение, принесение в суде ложной присяги, дача ложных свидетельских показаний «ябедничество» и другие.

4) Преступления против благочиния: содержание притонов, укрывательство беглых, незаконная продажа имущества (краденого, чужого, неоформленного должным образом), недозволенная запись в заклад (к боярину, в монастырь, к помещику), обложение пошлинами освобожденных от них лиц.

5) Должностные преступления: лихоимство (взяточничество, неправомерные поборы, вымогательство), неправосудие (заведомо несправедливое решение дела), подлоги по службе (фальсификация документов, сведений, искажения в денежных бумагах и пр.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.246.193 (0.072 с.)