Религия как социальное явление. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религия как социальное явление.



     Социологию религия интересует как социальное явление, как важный структурный компонент гражданского общества в самых разных его социальных проявлениях и на разных — социальных же — уровнях.

 

    Предметом социологического анализа ,который осуществляет социология религии как отраслевая социологическая дисциплина, являются   

· религиозное сознание и поведение,

· религиоз­ные отношения,

· религиозные организации и институты — в их вза­имосвязи как между собой, так и с другими компонентами обще­ства.

 

      Но, исследуя, например, состояние и отдельные проявления ре­лигиозного сознания, социология религии не берется отвечать на вопрос

n об истинности или ложности тех или иных положений ве­роучения, религиозных догм (существует ли Бог, загробный мир, божественное провидение, предопределение и т.п.),

о степени адек­ватности отражения религиозным сознанием действительности.

 

     Религиозное сознание изучается социологией как социальный факт, как одна из реально существующих систем мировоззрения, социальных норм и ценностей в том аспекте, в каком оно выступа­ет регулятором социального поведения личности, группы, боль­ших масс людей.

 

    Так же и религиозный опыт (в трудах многих современных за­падных социологов часто используется термин «религиозная практика») изучается социологией не с точки зрения его канони­ческого содержания и предназначения, а как структурный элемент конкретной религиозной системы, как одна из форм социального поведения и общения людей, внешнего, эмпирически наблюдае­мого и фиксируемого проявления людьми своих взглядов и рели­гиозных убеждений, организующего начала социальной жизни больших и малых человеческих сообществ.

 

    Когда мы говорим о религии как о социальном явлении, мы имеем в виду, что она предстает перед социологом как реально существующий социальный факт, подсистема общества, им по­рожденная и, в свою очередь, оказывающая влияние на его жизнь и развитие, на сознание и взаимоотношения людей на разных уровнях — от индивидуального и межличностного до глобально­го, в масштабах всего человечества.

 

Религиозное сознание, состав­ляющее стержень религии (как религиозная идеология, вероуче­ние, теология, так и массовое религиозное сознание), определяя поведение людей, воздействуя на него, становится социальным

фактом и в этом своем качестве (и только в этом) является предме­том социологического исследования.

   

Социология религии иссле­дует не только распространенность религиозного сознания в об­ществе (религиозность группы, социального слоя, населения и т.п.) и, соответственно, степень влияния религии на общественные про­цессы, его конфессиональные варианты, но также и его внутрен­нее содержание в таких аспектах, которые позволяют судить о тен­денциях и динамике его развития под влиянием изменений, происходящих в обществе.

 

      Особо следует отметить тот факт, что религия является специфической формой культуры со своей системой ценностей, которая в значительной степени коррелирует с нравственными установка­ми, с общепринятыми нормами и правилами поведения, одновре­менно распространяя определенные эталоны поведения.

Такая трактовка важна для преодоления одностороннего взгляда на ре­лигию как выражения идеологических установок одного класса в его господстве над другим.

 

     Религия, как уже отмечалось, социальное явление. Ее возник­новение, существование, эволюция обусловлены определен­ными общественными условиями прошлого и настоящего, а в ре­лигиозных представлениях, образах, вероучительных текстах специфическим способом закодированы определенные типы об­щественных отношений, нормы и правила человеческого общежи­тия.

В разных конкретно-исторических условиях эти коды способ­ны актуализироваться по-разному, чем и объясняется тот факт, что весьма различающиеся по своему социальному содержанию и направленности действия людей нередко мотивируются одними и теми же религиозными предписаниями.

 

    Религия не существует в обществе в каком-то изолированном, самодостаточном состоянии. Она тесно включена в общественную структуру, переплетаясь и взаимодействуя с другими сферами и формами жизнедеятельности общества:

n политикой,

n экономикой,

n культурой,

n правом, моралью и т.д.,

  часто проявляясь и функцио­нируя как бы на «чужой» территории, оказывая в зависимости от конкретно-исторических условий то большее, то меньшее влияние на эти сферы.

 

     Это воздействие религии на общество и происходящие в нем процессы реализуется через

n ее институты (культовые учреждения, религиозные организации, объединения верующих),

n через систе­му организации религиозного культа,

n религиозную идеологию и массовое религиозное сознание.

      Все эти компоненты структуры религии и их взаимосвязи с различными компонентами структуры общества имеют социальные измерения и доступны как теорети­ческому анализу, так и эмпирическому наблюдению, и, как тако­вые, становятся предметом социологического исследования.

1111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.5.68 (0.006 с.)