Связующим звеном между теоретическим и эмпирическим социологическим исследованием религии выступает изучение религии в качестве специфического социального института. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Связующим звеном между теоретическим и эмпирическим социологическим исследованием религии выступает изучение религии в качестве специфического социального института.



В этом случае религия представляет – устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, идей, принципов, ценностей и норм, регулирующих повседневную жизнедеятельность людей и организующих их в систему социальных статусов и ролей в за­висимости от их отношения к богу, другим сверхъестественным силам, дающим духовную опору человеку и достойным его поклонения.

Важнейшими структурными образованиями религии как социального института выступает, во-первых, система определенных знаний, верований, которые сопровождаются особыми эмоциональными переживаниями, чувствами, религиозно-культовыми действиями.

Религиозные знания и верование можно рассматривать как ценностные системы, которые занимают немаловажное место в духовной культуре общества, так как способные изменять поведение человека. Они вмещают моральные ценности и установки, которые аккумулируют в себе нормы и правила человеческого сосуществования, которые вырабатывались на протяжении веков. Так например, в украинском православиивыделяются семь даров Святого Духа: мудрость, ум, совет, мужество, знание, набожность, страх Божий, а отсюда девять даров Святого Духа, которые должны определить смысл жизни верующего. Это любовь, радость, покой, долготерпение, добродушие, милосердие, вера, кротость, сдержанность; во-вторых, конкретные религиозные организации: храмы, служители культа, паства.

Кроме того, в развитых религиях, как правило, содержится некоторый свод морально-нравственных предписаний.

В совокупности этот сложный комплекс многообразных элементов и составляет социальный институт религии.

Существенными компонентами религии как социального института выступают религиозные группы и организации.

Религиозной группой называется социальная общность, которая складывается в процессе отправления общих и религиозных обрядов.

Совокупность таких групп образует религиозную организацию, для которой характерна иерархичность социальных статусов, занимаемых ее членами. Так, в православной церкви клир подразделяеися на низшее, не имеющее сана («церковнослужители»), и высшее, имеющее сан ("священнослужители"), духовенство.

Для высшего духовенства установлены три ступени священства с более дробными подразделениями внутри: дьяконы, священники, архиереи.

Среди религиозных организаций различают три основных типа:

· церковь,

· секта,

· деноминация.

Церковь - это религиозная организация, в основе которой лежит единый символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и деятельность, систему управления жизнедеяльностью, поведением верующих. В церкви имеет место деление на священство и мирян.

Секта возникает как оппозиция по отношению к господствующей церкви или религиозному направлениию.

Секта - это организация меньшинства, первоначально основанная на авторитете какого-либо харизматической лидера; она характеризуется претензией на исключительность своего вероучения.

В сектах, как правило, сильны настроения избранничества, стремления к нравственному совершенству; в них, в отличие от церкви, подчеркивается равенство всех членов, институт священства не играет такой роли, как в церкви, либо просто отсутствует.

Характерными особенностями религиозного сектантства являются:

- претензии на исключительность вероучения, культа, организации;

- самоизоляция, замкнутость внутри религиозных общин;

- отказ от многих сторон общественной жизни;

- формирование у членов секты психологии избранности и непримиримого отношения к инакомыслящим;

- соблюдение строгой дисциплины и выполнения всех предписаний секты;

- руководители религиозных сект более категоричны в своих претензиях на роль "небесных избранни­ков" - "учитель", "гуру", "мессия", "живой бог" и т.п.

Деноминация - это религиозная организация совре­менного типа, которая возникла вследствие распростра­нения идей религиозного плюрализма как наиболее аде­кватных потребностям людей в современном сложно структурированном обществе.

Деноминация отличается веротерпимостью, отсутствием жесткой дисциплины, и давления догматики, а также деления на священство и мирян.

Она представляет собой промежуточное звено между церковью и сектой: иногда деноминация форми­руется на основе сект и может со временем превратиться в церковь.

Но в то время как церковь требует безусловной преданности от своих сторонников, современные деноминации реализуют скорее стремление различных вероучений завоевать побольше сторонников независимо от "чистоты" их веры. (В силу этих особенностей наибольшее развитие деноминации получили в США – «стране индивидуалистов», где их сейчас насчитывается более двухсот).

К протестантским деноминациям, действующим ныне в Украине, относятся: евангельские христиане, баптисты, христиане веры евангельской, адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы, лютеране и др.

В функционировании религии, выступающей в ро­ли социального института, важное значение имеют духовно-нравственные феномены (религиозное сознание, религиозная психология, морально-этические правила), и также религиозная деятельность.

Религиозное сознание - это совокупность верований (вероисповеданий), которые устанавливают связь между человеческой натурой, окружающей природой и сверхъ­естественными силами, которые считаются священными.

Например, буддисты верят, что души людей могут дос­тичь совершенства путем непрерывных воплощений, по­этому в буддистской системе мироздания жук не менее важен, чем человек. Напротив, христианство ставит че­ловека над сотворенным миром, ибо только он сотворен "по образу и подобию божьему".

Религиозное сознание функционирует на идеологическом и социально-психологическом уровнях.

Идеологический уровень (специализированное соз­нание) включает в себя некоторую совокупность теолого-философских теорий (догматы, утверждения о мире, природе, обществе и человеке), а также религиозно ориен­тированные философские, экономические и социально-правовые доктрины. Носителями этого сознания являются социально подготовленные люди: богословы, священники.

Психологический уровень (уровень обыденного сознания) представляет собой своеобразный синтез ре­лигиозных образов, разрозненных идей, представлений, экстатических видений, эмоций и т.д. Здесь весьма вели­ка роль традиций и обычаев.

Религиозная психология - своеобразная направлен­ность психических процессов (познавательных, эмо­циональных, волевых) верующих людей, их чувств, ожиданий, надежд на сверхъестественные объекты -Бога, духа и т.п.

Религиозная деятельность - это реальное поведение верующих, в котором реализуется религиозное сознание. Она существует в культовой и внекультовой формах.

Культ - это система действий, с помощью которым люди пытаются повлиять на сверхъестественные силы, являющиеся предметом их веры. Форма культа: религи­озные обряды, жертвоприношения, проповедь, молитва, богослужение, религиозные праздники.

Внекультовая деятельность охватывает сферу производства и истолкования религиозных идей и догматов, сочинение богослов­ских произведений, миссионерскую деятельность, учас­тие в работе соборов, преподавание религиозных дисциплин, религиозную пропаганду, управленческую деятельность в общине и т.д.

Свод морально-этических правил - это представле­ния о праведном образе жизни. Большинство религий предписывают верующим систему заповедей или норм, регулирующих поведение людей, например, заповеди Моисея в Ветхом Завете, заповеди Христа в Новом Завете, шариат в исламе.

Социология религии уделяет большое внимание выяснению социальных функций, которые выполняет религия в современном обществе. Само понятие "функции религии" включает характер и направ­ление воздействия религии на общество в целом и на отдельные его элементы.

Большинство отечественных социологов придерживаются мысли, что социальный институт религии выполняет: мировоззренческую, интегрирующую, регулятивную, психотерапевтическую и коммуникативную функции.

Мировоззренческая функция. Религия включает определенное миропонимание, по-своему объясняет мир, сущность природы, по-своему определяет место в нем человека, его чувства, отношение к миру, его оценку. Своеобразие религиозного мировоззрения состоит в том, что оно отражает дей­ствительность сквозь призму веры в Бога.

Интегрирующая функция присущая всем религиям, ее глубоко изучил Э. Дюркгейм. Принятие определенной религии, ее символов, ценностей включает человека в определенное сообщество, а общее выполнение обрядов сплачивает людей, стабилизируя это сообщество. Интегрирующая функция прежде всего распространяется на конкретную конфессию, а если их в обществе несколько, то возможные межконфессиональные конфликты. Тем не менее религия благодаря своему гуманистическому направлению выполняет общую стабилизирующую роль.

Кроме того, как институциолизированная, официально признанная система идей и ценностей, религия старается поддержать порядок во всей той общественной системе, в которую она входит, выполняя регулятивную функцию.

Регулятивная функция состоит в поддерживании и усилении действия традиционных для сообщества норм поведения и в осуществлении социального контроля.

Социальный контроль социальным институтом религии осуществляется как формально — через поощрение и наказание верующих церковными организациями, так и неформально — самими верующими как носителями моральных норм относительно своего окружения. Свод моральных норм, запретов и предписаний реализуется на уровне общественного и индивидуального сознания и поведения.

Исследуя разные сферы человеческой и общественной жизни, М. Вебер обнаружил причинно-следственную связь, за которым религиозно-этические ценности являются причиной, а поведение человека — следствием.

Итак, регулятивная функция религии вместе с тем является ценностно-нормативною, так как она предписывает верующим определенные стандарты поведения, обусловленные господствующими религиозными ценностями, продиктованные религиозными канонами.

Каноны любой религии обязательно содержат определенную часть общечеловеческих ценностей и гуманных норм, которые предлагают, например, верующему христианину полюбить ближнего как самого себя, прощать своим врагам, любить семью и детей, честно работать, не убивать, не обманывать, не воровать.

Особенно ощутимо регулятивная функция религии проявляется, если воспитание и первоначальная социализация человека происходят под влиянием религиозных идей и ценностей, если институт религии признан государством.

Психотерапевтическая функция института религии состоит в том, что разные религиозные действа — богослужение, молитвы, ритуалы успокоительно действуют на людей, порождают положительные эмоции, вселяют уверенность, защищают от стрессов.

Понятно, почему к религии часто обращаются люди, отягощенные земными неурядицами, болезнями, личными трагедиями, так как даже сам характер проведения культовых действ успокоительно действует на человека.

Например, похоронные и поминальные обряды способные приглушить боль потери близких. Большее того, они сплачивают людей, организуют их для моральной и материальной поддержки тех, кто испытал трагедию.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. даже советская власть вспомнила о психотерапевтической функции религии, значительно ослабив борьбу с церковью.

Коммуникативная функция. Религия - средство общения людей в границах определенных религиозных организаций, определенных групп. Общение осуществ­ляется прежде всего в культовой деятельности. Богослужение в хра­ме, молитвенном доме, участие в таинствах, общая молитва – главное средство общения и единения верующих с Богом и друг с другом.

Функции религии определены конкретной историко-социальной обстановкой, они осуществляются, проявляются в комплексе и зависят от общественных условий, от уровня развития культуры каж­дого народа на всех этапах его истории.

Все функции религии выполняются церковью, тем не менее их не следует смешивать с функциями церкви.

Церковь — организация верующих, которая сложилась в процессе развития вероучение и объединение людей в границах общей религии.

Для церкви присущее существование системы обязательных догматов, обрядов (культов), ее управление основано на иерархии.

Церковь — не только религиозное учреждение, но и социальный институт, поэтому она решает не только религиозные проблемы, но и социальные.

Поддерживая правящий режим, церковь выполняет свою основную функцию — социально-политическую; проводит активную борьбу за мир, безопасность, и в этом проявление миротворческой функции; содержа за свой счет детские дома, больницы, пансионаты для стариков и т.п. и этим выполняет благотворительную функцию. Кроме того, церковь выполняет функции управления церковными приходами, подготовки кадров священиков, экономическую, культурно-просветительскую, внешних связей и т.п..

Все эти функции являются универсальными и присущие каждому типу религии.

Тем не менее общей особенностью развития религии в XX ст. является ее секуляризация — процесс вытеснения религиозно-мифологических объяснений мира научно-рациональными, что ослабило влияние религии на другие социальные институты — образование, экономику, политику, семью и т.п.

Следствием этого процесса стало распространение атеизма, обособление церкви от государства, а также, ослабление всех рассмотренных функций.

Все более отдаляясь от других сторон жизни, религия в современном обществе становится делом свободного выбора личности, сферой индивидуального внутреннего опыта.

Социологический анализ религии не может обойтись без соответствующей интерпретации. Специфика функционирования религии проявляется в тех религиоз­ных отношениях, которые складываются в процессе ре­лигиозной деятельности людей в соответствии с их рели­гиозным сознанием. Влияние и распространенность их в системе общественных отношений зависит от того, какое место занимает религия среди других социальных инсти­тутов данного общества, а в связи с этим и какое влия­ние она оказывает на все сферы общественной жизни.

Поэтому важнейшей характеристикой состояния религи­озных отношений в обществе является религиозность на­селения. В социологии религии принято выделять три фактора, характеризующих данный феномен:  религиозная вера (идентификация себя как верую­щего человека); -религиозное поведение (посещение богослужений, участие в совершении обрядов и таинств); принадлежность к определенной религиозной конфессии.

Строго говоря, подлинно верующим может счи­таться лишь человек, обнаруживающий устойчивые при­знаки всех трех составляющих религиозности.

Степень религиозности   указывает на то, каково влияние религии на индивида или группу; уровень религиозности – на то, каково соотношение религиозных и нерелигиозных индивидов в данной социальной группе; характер религиозности выявляет специфику и отличия религиозного сознания и деятельности тех или иных социальных групп.

Американский социолог Ч.Глок полагает, что су­ществует пять основных факторов религиозности:

- религиозный опыт (виды мистических и экста­тических состояний, не пережив которых, человек не мо­жет говорить о своей глубокой религиозности);

- религиозная вера;

- религиозное поведение;

- уровень религиозной информированности (зна­ние индивидом основных положений вероучения);

- степень воздействия религии на поведение личности и групп.

Проведенные в последние годы украинскими, российскими, белорусским, социологами исследования динамики религиозности показали, что на огромных геополитических пространствах постсоветского общества проявляется бурный рост религиозности и столь же бурное разрушение атеизма. Наиболее рельефно этот процесс проявляется в быстром и внушительном росте религиозных объединений.

Исследователи отмечают и другие особенности развития религиозности.

В последние годы наблюдается относительно быстрое развитие протестантских общин (в основном баптистов и пятиде­сятников).

Следует также иметь в виду, что в последнее время на общем фоне своеобразного религиозного "ренессан­са" в Украине возникли новые, достаточно экзотичные для нее религиозные общины, такие, в частности, как кришнаиты, бахай, мормоны, буддисты.

Провозгласив себя независимым государством, Украина одновременно конституционно гарантировала всем своим согражданам свободу совести и вероисповеданий.

Это создало широкую правовую основу для плюрализации духовной жизни, мировоззренческих позиций и установок отдельных индивидов и их различных социальных общностей - семейных, территориальных, этно-национальных и др. В таких условиях резко усилилась активность религиозных организаций, возросло их влия­ние, которое поддерживают не только верующие. К иде­ям высшего суда, истины, добра, искоренения зла, бездуховности (необязательно в ортодоксальной церковной трактовке) обращается, не скрывая этого, значительная часть наших сограждан.

 

              Выводы по теме

1. Социология религии возникла в конце XIX -- начале XX в. Ее основоположниками считаются западные социологи Э.Дюркгейм и М.Вебер.

  2. Религия социальное явление, ее возник­новение, существование, эволюция детерминированы определен­ными общественными условиями прошлого и настоящего.

    Религия не существует в обществе в каком-то изолированном, самодостаточном состоянии. Она тесно включена в общественную структуру, переплетаясь и взаимодействуя с другими сферами и формами жизнедеятельности общества: политикой, экономикой, культурой, правом, моралью и т.д., оказывая в зависимости от конкретно-исторических условий то большее, то меньшее влияние на эти сферы.

  3. Социологию религия интересует как социальное явление, как важный структурный компонент гражданского общества в самых разных его социальных проявлениях и на разных — социальных же — уровнях.. Предметом социологического анализа являются религиозное сознание и поведение, религиоз­ные отношения, религиозные организации и институты — в их взаимосвязи как между собой, так и с другими компонентами обще­ства.

 

111111111111111111111111111111111111111111111

1111111111111111111111111111111111111111111111111

  «Утверждаю»

Заведующий кафедрой

Гуманитарных дисциплин

_________ С.И.Кудинов

«20» ноября 2006 г.

 

 

Лекция № 11

 

Социология религии

 

                1. Социальная сущность религии и формы ее распространения.

                2. Основные религии мира и их альтернативные идеологии.

                3. Религия как социальный институт и ее социально-историческая роль.

 

 

Литература:

           

  1. Дворецька Г.В. Соціологія. Навчальний посібник. – К., 2002, с.238-252.

2. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. -- М., 2003.

3. Тошенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М., 2003, с.401-406.

4. Социология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.        

       Под ред. проф. А.Н.Елсукова. Минск. «Тетра Системс», 1998 г. с.372-390).

5. Общая социология. Учебное пособие. З.Т. Голенкова, М.М.Акулич, В.Н.Кузнецов.                   

        УИЦ Гардарики, М:2005

6. В.В.Касьянов, В.Н.Нечипуренко, С.И Самыгин Социология. Учебное пособие.                       

        Ростов на Дону, Изд. Центр «Март», 2000, с. 447-481.

  7.   А.А.Ерышев. Религоведение. Учебное пособие. Киев, 1999. 

 

Глава 5. СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

                                       (Тощенко Ж.Т.)

 

    Религия является объектом исследования целого ряда общест­венных наук, каждая из которых рассматривает ее под своим уг­лом зрения, своими специфическими методами. Предметом иссле­дования в каждой из них становятся те или иные стороны, элементы религии, ее взаимосвязи с различными сторонами дей­ствительности.

    Так, философию религия интересует как форма общественного сознания, как специфическое концептуальное видение мира, как особенный способ его познания.

В поле зрения философии при изучении религии оказываются такие гносеологические пробле­мы, как специфика религиозного отражения действительности, вопрос об его адекватности, содержание религиозного сознания. Философия стремится дать ответ о природе и происхождении религии, ее гносеологических корнях, об истинности религиозных представлений и образов.

    История и другие исторические науки (археология, этнография и др.) исследуют конкретные формы функционирования религии, возникавшие и сменявшие друг друга в определенных историчес­ких условиях, на тех или иных этапах развития человеческого об­щества, в тех или иных странах или регионах мира.

История изуча­ет роль религиозных систем, конфессий, религиозных организаций и движений в жизни конкретных цивилизаций, стран и народов, в общем ходе исторического процесса.

    Культурология, эстетика, искусствоведение рассматривают ре­лигию как важную составляющую, как мощный пласт мировой и национальных культур, духовного наследия человечества.

 

     Что касается социологии религии, то как научная дисциплина свои первые шаги она сделала в середине XIX века.

Уже О. Контом (1798—1857) была четко выражена мысль, что религия, представляющая собой неотъемлемую часть человеческого общества в период его возникновения, постепенно вытесняется и преодолева­ется научными знаниями.

Несколько иную точку зрения на религию высказал Г.Спенсер (1820-1903). Он рассматривая ее как один из регулятивов жизни об­щества в деле поддержания образцов поведения, но менее значи­мый по сравнению с рынком и политической деятельностью.

Э.Дюркгейм (1858—1917 ) в своей работе «Элементарные фор­мы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии» (1912) обстоятельно обосновал свой главный тезисрелигия как фак­тор социальной интеграции, выполняющий в обществе некую не­обходимую для его существования функцию.

 

К. Маркс (1818—1883 ) рассматривал религию в качестве важ­ного социального фактора, обладающего вполне реальными фун­кциями в жизни общества:

· идеологической, ибо религия оправды­вает существующие социальные порядки, и

· компенсаторной, представляющей собой «сердце бессердечного мира» — страдания в этом мире не напрасны, они будут вознаграждены в будущей жизни.

 

    Особое место в социологии религии занимает позиция М. Вебера (1864—1920), который считал, что главная функция религии — функция смыслополагания, рационализации человеческой деятельности.

В своей работе «Протестантская этика и дух капи­тализма» он доказывает, что протестантизм способствовал раци­онализации экономической деятельности и воспитанию аскетиз­ма.

Он убедительно показал, что идеология протестантизма привела к вершинам успехов предпринимательской деятельности именно представителей этого религиозного направления, пропо­ведующего аскетизм, воздержание, требовательность к себе и ок­ружающим.

В этой связи напрашивается сравнение и со старооб­рядческой ветвью православия: по данным А.П. Шихарева (1996), 2% старообрядцев дали 80% представителей купеческого и предпринимательского мира России конца XIX — начала XX века.

 

     В дальнейшем социологические концепции религии развивали -- Б. Малиновский, А.Р. Рэдклиффмен, Т. Парсонс, Н. Луман, Р. Мертон, а в 60-е годы XX века — Р. Белл.

 

   В отечественной философской и социологической мысли вид­ное место принадлежит С.Н. Булгакову, в принципе разделяюще­му веберовскую точку зрения на роль религии в экономической жизни.

   В 1920-е годы науковедческий аспект исследования рели­гии был заменен предвзятым идеологическим подходом, в основе которого лежало рассмотрение религии как пережитка прошлого в сознании и поведении людей, а не как особенной формы обще­ственной и личной культуры человека.

 

    В советский период религия была вытеснена на периферию об­щественной жизни, церкви было запрещено вести какую-либо са­мостоятельную социальную (даже благотворительную) деятель­ность. Ее научным исследованием занимался сравнительно узкий круг академических ученых.

 

    Сегодня религия оказалась в центре общественного внимания.

В обществе широко используются ре­лигиозные символы и сюжеты для обретения привлекательного имиджа.

Религия все чаще рассматривается как фундамент под­линной морали, как незаменимое средство нравственно-духовно­го возрождения (Л.Н. Митрохин, 1995).

Вместе с тем исследования 1990-х годов во многом повторяют то, что было выявлено в специальных исследованиях 1970—1980-х годов (Р.А. Лопаткин, В.Г. Пивоваров, Г.М. Закович и др.), кото­рые свидетельствовали о серьезной укорененности в обществен­ном сознании идей религиозного видения мира и предупреждали об опасности форсирования атеистических усилий (да еще и с по­мощью государства) по пропаганде светского мировоззрения и светского

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.069 с.)