Индивидуальные особенности речевой деятельности. Языковой паспорт человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальные особенности речевой деятельности. Языковой паспорт человека



Речевая деятельность человека — манера его речи, ис­пользуемый словарь, интонация, жестикуляция, излюбленные выражения, риторические приемы, жесты и многое, многое другое — создает определенный образ этого человека в глазах окружающих, образ, по которому о человеке судят. Этот образ обозначается термином языковой паспорт человека.

Языковой паспорт человека несет информацию о его поле, возрасте, откуда он родом, о его физическом состоянии (бодр или устал), и т. д.).

 

Языковая личность и коммуникативная личность человека

Понятие языковой личности, активно разраба­тываемое в последнее время лингвистами, впервые было сформулировано в книге Виктора Владимировича Виноградова «О поэтическом языке» (Виноградов, 1980). При исследовании языковой личности В. В. Виноградов считал необходимым изучение parole (индивидуального речевого опыта) как сферы творческого раскрытия языковой личности.

Современная теоретическая разработка понятия языковой личности принадлежит Юрию Николаевичу Караулову. (Язык и личность, 1989).

Наличие национально-культурной доминанты в структуре языковой личности каждого русского человека позволяет го­ворить о существовании общерусского языкового типа. Подробное описание его представлено в работе Ю. Н. Караулова «Русский язык и языковая личность».

Волгоградские ученые под руководством проф. Владими­ра Ильича Карасика изучают лингвокультурные типажи — русский интеллигент, английский аристократ, французский буржуа, русский дворянин, английский бизнесмен, американ­ский ковбой, домохозяйка, эксцентрик, английский сноб, фанат, менеджер, политик, пижон, горохо­вый шут и мн. др. (Лигвокультурные типажи 2005).

Типы речевой культуры

В рамках Саратовской научной филологической школы профессором Ольгой Бори­совной Сиротининой разработана теория типов рече­вой культуры. Согласно этой теории, выделяются элитарный тип речевой культуры, средне-литературный тип, литературно-разговорный и фамильярно-разговорный, а также жаргонный и просторечный типы речевой культуры

Элитарный тип речевой культуры личности предполага­ет, что соблюдение этических и коммуникационных норм, норм ли­тературной речи, владение всеми функциональными стилями как устной, так и письменной речи.

Среднелитературный тип речевой культуры характерен для большинства образованного населения России, большин­ства людей с высшим и средним образованием. Этот тип во­площает общую культуру человека в ее упрощенном и далеко не полном варианте.

Для носителей среднелитературной речевой культуры ха­рактерно нару­шение этикетных правил общения, категоричность оценок, не­правильный выбор тональности общения, неуважение к собеседнику, игнорирование норм ты- и вы -общения и др.

Литературно-разговорный, как и фамильярно-разговор­ ный типы русской речевой культуры начали складываться как самостоятельные только в 90-х годах XX века. Они являются отражением разговорного стиля, который в этот период вышел за пределы повседневного, обиходно-бытового общения.

Для носителей «разговорных» типов ха­рактерно владение только разговорной системой общения. Различаются «разговорные» типы только степенью сниженности речи. В литературно-разговорном типе преобладает т ы -общение, в фамильярно-разговорном — ты -общение становится единственно возмож­ным.

Жаргонный и просторечный типы речевой культуры ха­рактеризуются ненормативностью, ориентацией на свою груп­пу общения, ты-общением, вульгаризмами, использованием мата. Негативной тенденцией наших дней является расширение круга носителей сниженных речевых культур.

Коммуникативное поведение

Особенности общения того или иного народа, взя­тые в совокупности, в системе, представляют собой описание коммуникативного поведения этого народа.

Национальное коммуникативное поведение в самом общем виде определяется как совокупность норм и традиций общения народа.

Описание коммуникативного поведения, в отличие от описания языковой личности, проводится на контрастивной основе — например, русское коммуникативное поведение опи­сывается в сопоставлении с английским, американским, не­мецким и т. д. — так можно ярче выявить специфику комму­никативного поведения каждого народа.

Изучение национального коммуникативного поведения позволяет выявить и описать национальную коммуникатив­ную культуру — коммуникативное поведение народа как компонент его национальной культуры; фрагмент нацио­нальной культуры, отвечающий за коммуникативное поведе­ние нации.

Коммуникативное поведение народа описывается как со­вокупность норм и традиций общения. Коммуникативные нормы — коммуникативные правила, обязательные для выпол­нения в данной лингвокультурной общности (знакомого надо приветствовать, за услугу благодарить и т. д.).

Коммуникативное созна­ ние — устойчивая совокупность мыслительных процессов, обеспечивающих коммуникативное поведение (нации, группы, личности).

Большой интерес представляет объяснительный аспект изучения коммуникативного поведения — попытка объяснить те или иные черты общения народа особенностями его мента­литета или национального характера.

В настоящее время интересы исследователей коммуника­тивного поведения значительно расширились и включают групповое и личностное коммуникативное поведение (изуче­ние коммуникативной личности). Большой интерес представ­ляют описания гендерного, профессионального, возрастного коммуникативного поведения, а также коммуникативного по­ведения отдельных выдающихся личностей.

Формы существования языка

Язык как таковой, «язык вообще» существует только как некоторая абстракция в сознании

Формы существования языка, отличаясь друг от друга, со­храняют при этом все основные признаки и функции языка как общественного явления.

Основными формами существования языка выступают:

— устная и письменная формы;

— литературный язык;

— территориально ограниченые формы существования
языка;

— социально ограниченные формы существования языка.

Литературный язык — важнейшая составляющая любого цивилизованного общества. Развитый литературный язык обычно возникает в обществе в период его культурного и эко­номического подъема, обычно в столице государства, и созда­ется силами выдающихся писателей, публицистов, обществен­ных деятелей, речь которых принимается обществом за обра­зец. Основоположником русского литературного языка является А. С. Пушкин.

Территориально ограниченные формы существования языка — это прежде всего территориальные диалекты. Терри ториальный диалект — это вариант национального языка, ис­пользуемый частью этнического коллектива.

К территориально ограниченным формам существования языка относится также ареальный язык — национальный язык, используемый за пределами своей исконной территории (анг­лийский язык в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии; Тер­риториально ограниченные формы существования языка про­тивостоят литературному языку.

Социально ограниченные формы существования языка также противостоят литературному языку. К ним относятся, прежде всего, социальные диалекты и социальные жаргоны.

Социальный диалект — особенности речи определенных социальных групп.

К социальным диалектам могут быть отнесены:

Профессиональные диалекты; гендерлекты.

Социальный жаргон — это совокупность сниженных, экс­прессивных (то есть отличающихся яркостью; выразительно­стью, необычностью) языковых единиц, характерных для уст­ной непринужденной речи определенной социальной группы.

К социальным жаргонам относятся Профессиональные жаргоны — совокупность профессио­нальных слов, обладающих сниженностью и экспрессивно­стью и используемых представителями определенной профес­сиональной группы.

Уголовный жаргон; молодежный жаргон

Еще одна разновидность социально ограниченной формы языка — так называемые культовые языки. В России культовым языком явля­ется церковнославянский, в Армении — древнеармянский язык Грабар, в Индии — санскрит. Использование в отправле­нии религиозного культа необщеизвестного языка создает в богослужении атмосферу тайны, богоизбранности, усиливает производимое богослужением впечатление.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.01 с.)