Язык как общественное явление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Язык как общественное явление



Рассмотрим роль языка в обществе, формы существования общенарод­ного языка.

Речевое общение

Речевая деятельность, протекающая между двумя или не­сколькими людьми, представляет собой общение.

При обсуждении проблем общения мы исходим из понятия полноценного общения. Под полноценным общением понимает­ся общение в полном объеме своих функций и признаков.

Полноценное общение можно определить через перечис­ление его основных признаков. Оно выступает как осознанный, рационально оформленный, целенаправленный информацион­ный обмен между людьми, сопровождающийся индивидуали­зацией собеседников, установлением эмоционального контак­та между ними и обратной связью.

Признаки:

 

Обмен информацией.

Осознанность информационного обмена.

Целенаправленность передачи информации.

Рациональная оформленность и нформационного обмена.

Индивидуализация собеседника.

Обратная связь.

Эмоциональный контакт с собеседником.

Функции общения

Б. Д. Парыгин:

социальные — связанные с потребностями общества в целом;

социально - психологические (связанные с общественны­ми потребностями личности);

индивидуально-психологические (связанные с индивиду­альными потребностями личности).

Социальные функции общения связаны с потребностями общества в целом:

Функция обмена информацией. Функция передачи знаний, опыта.

Функция формирования норм общественного поведения.

Социально-психологические функции общения (потребности личности)

Функция коммуникативного самовыражения личности.

Функция оценки деятельности человека.

Функция подавления агрессии.

Функция отождествления себя с группой.

 Функция познания людьми друг друга.

Индивидуально-психологические функции общения

Эти функции общения связаны с удовлетворением потребностей конкретной личности как социального и биологического индивида.

Функция формирования сознания.

Поддержание функций сознания.  

Функция поддержания физического здоровья.

Функция усиления психических процессов.

 

И др.

 

Виды речевого общения

Типология видов общения возможна по разным основаниям.

По теме общения: политическое, научное, бытовое, рели­гиозное, философское, учебно-педагогическое, воспитательное и т. д.

Каждый из этих видов общения имеет свои особен­ности, свои правила, стратегии и тактики ведения.

По цели общения — деловое и развлекательное. Деловое общение предполагает конкретную предметную цель, развле­кательное предполагает проведение вре­мени в общении, оно не связано непосредственно с утилитар­ными, деловыми задачами.

По степени официальности — официальное и неофици­альное общение. Официальное общение ведется в официальных, то есть в формальных коммуникативных ситуациях — начальник и под­чиненный, коллега — коллега, продавец — покупатель, кли­ент — слушатель, учащийся — преподаватель, гражданин — представитель власти, и т. д.

По форме общения: закрытое, открытое, смешанное. Закрытое общение — это общение, при котором содержание раз­говора как бы оказывается малосущественным. При закрытом обще­нии важно придерживаться темы и соблюдать форму и прави­ла, принятые в этой социальной среде или группе. Таково, например, так называемое светское общение или разговор на общие темы.

Фатическое общение — это общение-времяпрепровожде­ние, цель которого — установить или поддержать контакт с собеседником. Светское общение — разновидность фатического, но это фатическое общение, соответствующее требова­ниям, нормам, принятым в культурном общест­ве; это этикетное фатическое общение.

Виды открытого общения: деловой разговор, беседа с то­ варищем, приятелем, разговор друзей, влюбленных.

Смешанное общение содержит элементы открытого и за­крытого общения одновременно. Например, смешанный, асимметричный характер носит диалог учитель — ученик, начальник — подчиненный, препо­даватель — студент, врач — пациент, служащий — клиент. Всегда асимметричный характер носит воспитательное обще­ние. Асимметричное общение — один из наиболее трудных видов общения для зависимого собеседника.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.005 с.)