Глава 2. Экспериментальное исследование конфликтов между детьми в детском коллективе и способов их разрешения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Экспериментальное исследование конфликтов между детьми в детском коллективе и способов их разрешения



2.1 Организация и методы исследования конфликтности дошкольников

Организация данного исследования была основана на наборе исследовательских задач, которые определили теоретическую, эмпирическую и диагностическую основу исследования; этапы и логику исследования; направления исследования; содержание и технологическое обеспечение исследовательских процедур. Исследование проводилось среди детей ГУО "Дошкольный центр развития ребенка №11 г. Гродно". С целью реализации исследовательской работы были выделены 2 группы детей (по 20 человек в каждой группе) старшего дошкольного возраста: экспериментальная группа, в которую мы будем внедрять психолого-педагогические условия, и контрольная группа, выделенная для сравнения результатов с первой группой. Также участниками исследования являлись воспитатели – 4 человека. Определение уровня конфликтного взаимодействия дошкольников было реализовано на основе следующих показателей:

- социометрический статус дошкольника в группе сверстников;

- особенности взаимодействия дошкольника в системе «ребенок-ребенок»;

- С целью определения отношения ребенка в конфликтной ситуации, применялась методика Е. О. Смирнова «Картинки» (Приложение В).

В соответствии с задачами исследования и выделенными показателями уровня развития конфликтного взаимодействия были подобраны следующие методики:

1. Социометрическая методика «Картинки» (Е. О. Смирнова).

2. Методика «Наблюдение в процессе свободной деятельности» (А. И. Анжарова).

Методика 1. Методика «Картинки» (Е. О. Смирнова).

Предлагаются ребенку четыре картинки с ситуациями из повседневной жизни детей в Детском саду:

· Группа детей не принимает своего сверстника в игру.

· Девочка сломала у другой девочки её куклу.

· Мальчик взял без спроса игрушку девочки.

· Мальчик рушит постройку из кубиков у детей.

Ребенок должен понять изображенный на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он сделал на месте обиженного персонажа. В качестве критериев оценки отношения ребенка к конфликтной ситуации выступает способ реагирования ребенка на данную ситуацию:

- избегание конфликтной ситуации («Обижусь»);

- агрессивное решение конфликтной ситуации («Прогоню», «Побью»);

- вербальная реакция на конфликтную ситуацию («Скажу, что так нельзя»);

- продуктивный способ решения конфликтной ситуации («Построю новый дом»).

В тех случаях, когда из четырех ответов более половины являются агрессивными, можно говорить о том, что ребенок склонен к агрессивности. Если же большинство ответов детей имеют продуктивное или вербальное решение, можно говорить о благополучном, неконфликтном характере отношения ребенка к сверстнику (Рис. 2.1.).

Рисунок 2.1. - Отношение к конфликтной ситуации

Анализ результатов выполнения методики «Картинки» показал, что детям в контрольной группе было легче уйти (30%) от конфликтной ситуации, жалуясь взрослому, или агрессивно решить конфликт (40%). Именно так поступило большинство детей. К нахождению компромисса прибегли только 30% детей обследуемой группы: с помощью вербальной реакции 10%, а с использованием продуктивного способа 20%.

Результаты экспериментальной группы позволяют сделать вывод о том, что поиск оптимального решения ситуации при возникновении конфликтной ситуации используется в 25%: вербальная реакция – 15%, продуктивный способ – 10%. Также как и в контрольной группе дети экспериментальной показали большой процент решения конфликта с помощью агрессивного поведения (35%). Что касается избегания конфликта, то данный способ решения выбрали 40% детей. В данной группе преобладает именно этот способ выхода из конфликтной ситуации.

Как мы видим на рисунке, в обеих группах результаты сильно не отличаются. В экспериментальной группе у детей старшего дошкольного возраста также, как и в контрольной преобладают дети с позицией избегания и агрессии к конфликтным ситуациям. Дети с продуктивным способом решения и вербальной реакцией на конфликт менее выражены, чем первые два показателя.

Методика 2. Наблюдение в свободной деятельности (А. И. Анжарова) (Приложение А).

Цель: выявить особенности взаимодействия ребенка в системе «ребенок-ребенок».

Содержание: в группе было организованное невключенное наблюдение за процессом коммуникативного взаимодействия старших дошкольников в свободной деятельности.

Критерии и оценка результатов. При наблюдении обращали внимание на следующие показатели поведения детей:

• инициативность – отражает желание привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение;

• чувствительность к воздействиям сверстника – отражает желание и готовность ребёнка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в согласовании собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника.

Каждый пункт необходимо оценивать по трехбалльной системе. Чем больше величина, тем лучше представлены показатели поведения данного ребенка.

В процессе наблюдения обращали внимание на наличие данных показателей и степень их выраженности у каждого дошкольника.

Анализ наблюдения по выделенным показателям выявил, что ярко выраженной инициативностью обладали двое детей, то есть 20% дошкольников, принявших участие в эксперименте (Маша А., Иван В.). Эти дети легко шли на контакт со сверстниками, активно с ними взаимодействовали. Эти дети активно старались привлечь к себе внимание сверстников, старались получить от них оценку себе и своим действиям. У этих детей было очень развито вербально общение, сформированы коммуникативные навыки.

У четырех детей или 40% обследуемой группы инициативность проявлялась ситуативно, в зависимости от ситуации происходила ответная реакция на действия собеседника. Иногда они старались обратить на себя внимание сверстников, например, пытались самостоятельно организовать игру, но их начинания заканчивались, как правило, отрицательно. Вследствие этого, дети предпочитали избегать общения со сверстниками, играли либо одни, либо образовывали пары между собой. Можно отметить, что данную группу больше интересовала оценка взрослого, нежели сверстника.

У четырех детей или  20% исследуемых (Рома К., Максим С., Настя К., Костя Н.) инициатива в общении вообще отсутствовала, они совершенно не стремились наладить нормальные отношения со сверстниками, старались предотвратить общение. Эти дети не проявляли активности и инициативы, скорее присутствовала замкнутость, им интересно было играть самостоятельно, без участия других детей, не было стремления получить не положительную, не отрицательную оценку своих действий со стороны товарищей. При проведении исследования была зарегистрирована чувствительность в общении со сверстниками только у двоих детей (Маши К., Иван В.), у Ивана В. данный показатель ярко выражен. Данные ребята были чувствительны к воздействиям сверстников, они были способны откликаться на действия сверстников, регулировать собственное поведение, в зависимости от пожеланий и настроений сверстника. У остальных детей показатель чувствительности не проявился. Дети предпочитали руководствоваться собственные желаниями, они не способны были согласовывать свои действия с действиями сверстников. В их взаимодействии наблюдали такие действия и обращения, как спор, требования. У детей, имевших трудности в общении (Рома К., Максим С., Настя К., Костя Н.) наблюдались такие действия и обращения как обман, разрушение.

Для выявление уровня сформированности коммуникативных умений и навыков детей применена методика Ю. В. Микляевой (Приложение Б). Целью было выявить уровень сформированности коммуникативных умений и навыков. Оценивались умения: поздороваться, обратиться, привлечь внимание, побудить к действиям, передать информацию, поблагодарить, спросить, задать уточняющий вопрос, выразить несогласие, выразить отрицание.

Оценка каждого из данных параметров оценивалась в 1 балл. Невыполнение задания – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 10.

10-7 баллов – высокий уровень — зарегистрирован у 30% исследуемых,

4-6 баллов – средний уровень - зарегистрирован у 50% исследуемых,

3 и менее баллов – низкий уровень - зарегистрирован у 20% исследуемых.

Полученные результаты позволили установить, что понятие «способность разрешать конфликты» характеризует в общем виде процесс осмысления ребенком ситуации, требующей проблемного разрешения в соответствии с усвоенной им системой знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, адаптации и коммуникативных умений.

Обобщив результаты методик и опираясь на критериально-уровневую шкалу, можно сделать вывод, что на констатирующем этапе характерен средний уровень конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста. Для детей среднего уровня характерен статус предпочитаемых или изолированных. В процессе взаимодействия со сверстниками они не являются инициаторами конфликтов, легко вступают в контакт, активно и продуктивно взаимодействуют. В процессе сюжетно-ролевой игры у них возникают конфликты из-за выбора роли или нарушения игровых правил. Такие дети не проявляют физической агрессии, они стараются разрешить конфликт, избегая его или обращаясь за помощью к педагогу. Так же они используют вербальные способы поведения в конфликтной ситуации. Результаты представлены на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2. – Уровень конфликтного поведения

Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать вывод, что трудными для ребенка могут оказаться не только какие-либо экстремальные, но и достаточно типичные, часто повторяющиеся ситуации, которые требуют от него согласования действий с другими детьми, принятия и понимания сверстника.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.123.238 (0.016 с.)