Глава 1. Теоретические аспекты конфликта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические аспекты конфликта



Пекарская Дарья Сергеевна

 

ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ В ЭТИЧЕСКИ ПРИЕМЛЕМОЙ ФОРМЕ

Курсовая работа

Специальность 1-010101 Дошкольное образование

 

                                 Студента 2 курса

                                                дневной формы обучения

                                             Научный руководитель:

                                                     Чекина Елена Валентиновна

                                                               Заведующий кафедрой педагогики

                                          и психологии детства

                доцент

Допущена к защите ____________

 

 

Гродно, 2019  

Содержание

Введение……………………………………………… 1Теоретические аспекты конфликта……………………………... 1.1 Проблема конфликта в современной педагогике 1.2 Конфликты в среде дошкольников, способы разрешения конфликтов в этически приемлемой форме 2 Экспериментальное исследование конфликтов между детьми в детском коллективе и способов их разрешения 2.1 Организация исследования конфликтности дошкольников 2.2. Проведение мероприятий по выработке умений детей разрешать конфликты в конструктивной форме Заключение Список использованных источников 4 6 6 9   20   24 29 31

Приложения                                                                                              33

 

Введение

Конфликты – одно из важнейших явлений в современной жизни человека. В современном мире жизнь человека в социуме сложна и полна противоречий, часто происходят столкновения интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп. 

В настоящее время конфликты рассматриваются как сложное социальное явление и неизбежный спутник социальных отношений. Они проявляются и разрешают возникающие противоречия между людьми, группами, социальными сообществами. Общие интересы и требования могут послужить как основой для устойчивой и стабильной дружбы, так и привести к непрекращающимся столкновениям, противоречиям, конфликтам и враждебности в отношениях. Мало кто одобряет конфликтные процессы, но в них участвуют почти все. Конфликты происходят из-за особенностей нашей психики и того факта, что большинство людей не знают природы конфликта или не придают этому значения. Так называемые ситуации, «способствующие конфликту», играют центральную роль в возникновении конфликтов. Фактически, это могут быть - слова, действия (или упущения), приводящие к конфликту. Конфликты возникают из-за разногласий между людьми в обществе или группе, или там, где что-то, или явление не может быть разделено. Это может быть власть, право, территория, игрушка, любовь и т. д. Обычно конфликты приводят к противоречиям между интересами, ценностями, целями, мотивами, ролями [8].

Проблематика конфликта и конфликтного взаимодействия является хорошо освещенной в педагогике и психологии. Проблему конфликта в дошкольном возрасте изучали отечественные и зарубежные исследователи: Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский, В. Н. Мясищев, А. П. Усова, В. С. Мухина, Т. Н. Счастная, Н. Я. Михайленко, А. А. Рояк, А. С. Спиваковская, М. И. Лисина, Т. А. Репина, и др.

Дошкольный возраст является особенно важным периодом в воспитании детей и является возрастом начального образования личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные отношения, существенно влияющие на развитие его личности. Общение со сверстниками играет жизненно важную роль в жизни дошкольника. Это условие формирования социальных качеств личности ребенка, проявления и развития коллективных отношений детей. В детских конфликтных ситуациях присутствует огромное разнообразие отношений между детьми. Все детские ссоры обычно решаются сами по себе, и поэтому к ним нужно относиться как к природным явлениям в жизни. Дети, приходя в коллектив, сталкиваются с разным эмоциональными чувствами, неоднородными претензиями и в то же время с разными возможностями. В результате каждый по-своему отвечает требованиям педагога и сверстников и создает определенное отношение к нему с обеих сторон.

В связи с этим темой курсовой работы мы избрали «Формирование у старших дошкольников умения разрешать конфликты в этически приемлемой форме».

Объект исследования – конфликт в межличностном общении старших дошкольников.

Предмет исследования – формирование у старших дошкольников умения разрешать конфликты в этически приемлемой форме.

Цель работы – на основе изучения понятия конфликта, разработать мероприятия по предупреждению и преодолению конфликтов в среде дошкольников.

Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:

1) Изучить проблему конфликта в современной педагогике.

2) Определить методы разрешения конфликтов среди дошкольников.

3) Реализовать исследование по определению конфликтности среди детей дошкольного возраста.

4) Провести мероприятия по выработке умений детей разрешать конфликты в конструктивной форме.

Цель работы – на основе изучения понятия конфликта, разработать мероприятия по предупреждению и преодолению конфликтов в среде дошкольников.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и социально-педагогической литературы, тестирование, количественный и качественный анализ данных.

Исследование проводилось среди детей Ясли-сада № 46 г. Гродно. Всего обследуемых было 40 детей (две группы по 20 детей).

Теоретическая значимость работы заключается в том, что обобщены и углублены знания о проблеме в современной педагогике «конфликт», методы разрешения конфликтов среди дошкольников.

Практическая значимость работы состоит в том, что, на основе исследования была разработана и внедрена в практическое руководство мероприятия по преодолению конфликтов.

 

 

Таблица 1.1-Причины возникновения конфликтов

«Разрушение игры» В данном случае действия детей, которые прерывали или затрудняли процесс игры, — например разрушение игровых построек, игровой обстановки, а также воображаемой игровой ситуации.
«По поводу выбора общей темы игры» Чаще спор возникает при выборе игры
«По поводу состава участников игры» Вопрос о составе участников игры
«Из-за ролей» Разногласия о том кто будет выполнять малопривлекательную роль.
«Из-за игрушек» Споры из-за обладания игрушками, игровыми предметами и атрибутами.
«По поводу сюжета игры» Как будет проходить игра, игровые ситуации, персонажи и каковы будут действия тех или иных персонажей.
«По поводу правильности игровых действий» Споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре.

 

В целом, можно отметить два особых возраста: это возраст три-четыре года, когда дети начинают активно обсуждать такие вопросы, как распределение ролей, правильность игровых действий, выбор общей темы игры, что указывает, на наш взгляд, интенсивное развитие игры как совместной деятельности; а во-вторых, указывает на то, что игра имеет большое значение, отражает дальнейшее развитие и формирование довольно стабильных отношений между детьми в дошкольной группе.

Д. Б. Эльконин предложил мысль о том, что у младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего дошкольного возраста — из-за ролей, а в более старшем возрасте — из-за правил игры (Таблица 1.2.).

Таблица 1.2.-Способы воздействия детей на других участников игрового конфликта

1 «Физическое воздействие» действия, когда дети, особенно младшие, толкают друг друга, дерутся, а также отнимают игрушки, разбрасывают их, занимают чужое место в игре и т. д.
2 «Опосредованное воздействие» Воздействие на соперника через других людей. Сюда отнесены жалобы на сверстника воспитателю, плач, крик с целью привлечь внимание взрослого, а также воздействие с помощью других детей, вовлекаемых в конфликт для подтверждения своих притязаний.
3 «Психологическое воздействие» способы воздействия на соперника, которые адресованы непосредственно ему, но осуществляется это на уровне плача, крика, топанья ногами, гримасничанья и т. д., когда ребенок не объясняет своих притязаний, а оказывает на соперника определенное психологическое давление.
4 «Словесное воздействие» Средством воздействия является уже речь, но это главным образом различные указания сопернику, что он должен делать или чего он делать не должен. Это высказывания типа «Отдай», «Уходи», своеобразная маркировка собственных действий — «Я буду врачом», отказ выполнять требуемое партнером действие, а также вопросы, требующие конкретного ответа, например, «Куда ты дел машину?». В последнем случае сверстник также должен выполнить определенное действие, но уже не предметное, а речевое.
5 «Угрозы и санкции» высказывания, в которых дети предупреждают соперников о возможных негативных последствиях их действий, например, «А я расскажу»; угрозы разрушения игры — «Я с вами не буду играть»;угрозы разрыва отношений в целом — «Я с тобой больше не дружу», а также различные междометия и слова, произносимые с угрожающей интонацией: «Ну!», «Ах, так!», «Понял?»
6 «Аргументы» высказывания, с помощью которых дети пытаются объяснить, обосновать свои притязания или показать неправомерность притязаний соперников. Это высказывания типа «Я первый», «Это мое», заявления о своем желании — «Я тоже хочу», апелляция к своему положению в игре — «Я учительница и знаю, как надо учить», риторические вопросы типа «Зачем ты все разломал?», «Чего ты сюда пришел?», в которых явно просматривается негативная оценка действий партнера, а также прямые оценки своих действий и действий соперников («Ты не умеешь играть», «Я лучше знаю, как надо лечить») и разнообразные обидные прозвища, дразнилки и т. д. В эту же группу отнесены и случаи, когда дети пытаются апеллировать к определенным правилам, например, «Надо делиться», «Продавец должен быть вежливым» и т. д.

Если рассматривать старший дошкольный возраст, как переломный этап становления личности ребенка, а также установление межличностных отношений со сверстниками, то изначально, необходимо отметить доминирование «словесного воздействия» на конкурентов в конфликте. Другими словами, конфликт как явное противоборство все чаще преобразуется в словесный конфликт, то есть существует конкретная «культура» поведения ребят в процессе реализации их желаний. В начале физические воздействия заменяются словом, вслед за тем словесные способы влияния усложняются и представляются в форме всевозможных обоснований, оценок, открывающих дорога к обсуждению неоднозначных вопросов и поиску взаимоприемлемого заключения [15].

Не считая такого, что приведенные данные дают возможность обозначить, собственно, что в роли некого социально-психологического символа в качестве метода контроля за поведением игровой группы имеет возможность в некоторых случаях играть и иной человек, взрослый или же сверстник. Они принимают участие в конфликтной ситуации одним из его членов, с целью, чтобы доказать собственные недовольства и выиграть конфликт. Как не припомнить тут довольно известный в древности, а временами и в данный момент традицию просить разрешения спора у посредника-мудреца, или же в том числе и элементарно случайного пешехода. Всё это приобретает характер процесса межличностных взаимодействий между людьми.

Необходимо рассмотреть методы разрешения детских игровых конфликтов в этически оптимальной форме.

1-ый метод дает собой уход от разрешения появившегося противоречия, когда 1 из сторон, к которой предъявлено «обвинение», переводит тему беседы в другое русло. При данном «обвиняемый» ссылается на нехватку времени, несвоевременность спора, и «оставляет фон брани». Уход как вариант финала конфликтной ситуации больше всего характерен для «мыслителя», который не всякий раз незамедлительно готов к разрешению трудности. Ему нужно время для продумывания оснований и методик заключения конфликтной задачи. Подобный образ разрешения пользуется и «практик», добавляя при данном элемент взаимности обвинения. Но в общем «практику» больше характерна энергичность позиции, в следствие этого она часто избирается в межличностных противоречиях. Стратегия ухода зачастую находится у «собеседника», собственно, что разъясняется главным его свойством – «сотрудничество при любых обстоятельствах». «Собеседник» осознает ситуацию взаимодействия. Он еще больше податлив в отношениях и общении, любит уход от конфликта, ежели конфронтацию.

2 метод представляет вариант сглаживание, когда 1 из сторон или оправдывает себя, или дает согласие с жалобой, но лишь только в этот момент. Оправдание себя всецело не постановляет конфликт и в том числе и имеет возможность нагнетать его, так как внутреннее, мысленное возражение увеличивается. Данный способ чаще всего пользуется «собеседник», так как для него предпочтителен всякий, в том числе и самый нехороший, неуравновешенный мир, чем исключительно «хорошая война». Естественно, это не значит, собственно, что он не имеет возможность применить способ принуждения из-за хранения отношений, но с целью уничтожения, а не усугубления противоречий.

3-ий метод – это компромисс. Под ним понимается раскрытое рассмотрение мнений, нацеленных на поиск более комфортного для обеих сторон заключения. В данном случае партнеры ставят доводы в собственную и в чужую пользу, не оставляют решения конфликта на потом и не склоняют к 1 вероятному варианту. Превосходство данного финала во взаимности, равности прав и обязательств и легализации (открытости) жалоб. Компромисс при соблюдении правил поведения в инциденте на самом деле снимает интенсивность или же может помочь отыскать подходящее заключение.

И. Ю. Кулагина детально обрисовывает становление ребят. Малыши дошкольного возраста приблизительно равны в отношении числа конфликтов, которые завершились успешно. Нередко, конфликтные ситуации, происходящие в детских играх, быстрее не преодолеваются, собственно что приводит к разрушению общения между ребятами. Приобретенные данные еще дают возможность квалифицировать, кто и в какой степени считаются зачинателями удачного урегулирования игрового конфликта. Малыши чаще всего сами решают неоднозначные трудности, с которыми они сталкиваются в ирге. В связи с данным практикующие преподаватели признают, собственно, что старший дошкольный возраст считается более сложным для учителя детского сада. Вполне вероятно, вследствие того, собственно, что в данном возрасте малыши обретают конкретную свободу от понятия взрослого при заключении неоднозначных вопросов, они разрабатывают собственные личные критерии поведения в предоставленных обстановках [12].

Проблема упадка, конфликтов – 1 из самых трудных и острых задач в развитии и воспитании ребят. И то, как воспитатели станут готовы верно бороться с данными обстановками, во многом станет находиться в зависимости от совершенного становления ребят. Необходимо предложить и в том числе и обучить ребят наилучшим методикам общения в конфликтных ситуациях. Объяснение характера конфликта, ее осознание может послужить почвой для компромиссов, а иногда и в принципе разрешиться на начальном этапе. Урегулирование детских конфликтов надлежит содействовать решению соглашения по спорному вопросу между ребятами, собственно, что подразумевает двойную роль сторон в конфликте.

В качестве ведущих способов, методов, форм обучения ребят конструктивным методикам разрешения конфликтов могут использоваться:

• сюжетно-ролевые игры (с наличием проблемной ситуации);

• имитационные игры (имитирующие в «чистом виде» какой-нибудь «человеческий» процесс);

• интерактивные игры (игры на взаимодействие);

• социально-поведенческие тренинги (направленные на изучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации);

• обыгрывание конфликтов и моделирование выхода из них;

• психогимнастика;

• чтение и рассмотрение художественных произведений;

• просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов со следующим моделированием передовых версий; обсуждения вопроса.

Основные методы уничтожения противоречий, лежащих в базе детских инцидентов, имеют все шансы быть следующими:

- устранение объекта конфликта;

- раздел объекта инцидента между сторонами;

-установление последовательности или же других правил взаимного применения объекта;

- компенсация одной из сторон за передачу объекта иной стороне;

- разведение сторон конфликта;

- перенесение отношений в иную плоскость, допускающую выявление у их совместного внимания и пр.

А. А. Рояк рассмотрел следующие методы для разрешения детского конфликта:

- институциональный: систиматическая организация работы по ориентации и обучению и присутствие зрительных инструментов, важных для разрешения конфликтных ситуаций,

- консенсуальный: у ребят есть идеи о том, ка правильно поступить в конфликтных ситуациях, чтоб прийти к решению данной ситуации,

- фактор кумулятивности: не разрешить продолжение конфликтных ситуаций передовыми задачами и средствами,

- фактор исторического опыт: для того, чтобы не допустить собственные конфликтные ситуации, малыши спрашивают совета у воспитателя, психолога или же авторитета в данной области,

- фактор равновесия сил: в группе дошкольников учитель-специалист обязан создать атмосферу равенства для действенного урегулирования конфликта мирным путем или предотвратить его,

- психологический: позволение конфликтной обстановки чаще всего зависит от личных характеристик и профессионализма воспитателя, собственно, что содействует поиску выхода из конфликта ребятами [20].

необходимо обозначить, собственно что позволение детских конфликтов находится в зависимости от личности воспитателя, ребяческий конфликт пропорционален профессионализму педагога.

Однако, для разрешения конфликта, необходимо придерживаться следующей установленной и апробированной системы:

1 фаза – вводная. «Пострадавший» обязан заявить, собственно, что он желает задать вопрос,

2 фаза – средняя (спор). Разговаривать нужно о сущности дела, в обязательном порядке откликаться на критику, на основание недоразумения, излагать мысль непосредственно и внятно.

3 фаза – завершающая, когда принимается заключение по вопросу, вызвавшему возражение, осознается оплошность или же указывается обратное, параллельно формируется позитивное отношение к оппоненту.

Следовательно, в результате абстрактного изучения конфликтных ситуаций между ребятами было установлено что ключевая сложность разрешения детских конфликтов заключается по причине недостаточной сформированности волевых характеристик, с поддержкой которых уточняется вероятность мирного разрешения возникших конфликтных ситуаций в основной деятельности дошкольников – игровой, о чем говорят предпосылки появления инцидентов между ребятами и выбор методик влияния друг на друга в ходе межличностного конфликта. В следствие этого и методы решения и предотвращения детских конфликтов, имеют собственные своеобразные особенности.

Выводы по главе

1. Конфликт - это самый острый способ разрешения существенных противоречий, происходящих в процессе взаимодействия, который заключается в противодействии субъектам конфликта и обычно сопровождается негативными эмоциями. Конфликт имеет определенную структуру: объект, субъект, участники, конфликтные действия, конфликтная ситуация. Среди причин конфликтов между дошкольниками в игре следующие: разрушение игры, о выборе общей темы игры, о составе участников игры, о ролях, о игрушках, о сюжете игры, о правильности игровых действий.

2. Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных игровых действиях ребенка и сверстников. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре (последние оказываются ниже требований) или между ведущими потребностями ребенка и сверстников (потребности находятся за пределами игры). Владение конструктивными способами преодоления конфликтных ситуаций будет иметь глобальное значение в дальнейшей школьной жизни учащихся. Неблагополучие отношений ребенка со сверстниками, его глубокий конфликт с ними порождаются недостаточной сформированностью ведущей деятельности ребенка. Выделяют недостаточную сформированность операций игры и искажения в ее мотивах в качестве главной причины внутренних конфликтов у дошкольников. В соответствии с причинами дифференцированы два типа таких конфликтов: конфликт при несформированности игровой деятельности и конфликт при искажении мотивационной основы деятельности.

 

 

Рисунок 2.1. - Отношение к конфликтной ситуации

Анализ результатов выполнения методики «Картинки» показал, что детям в контрольной группе было легче уйти (30%) от конфликтной ситуации, жалуясь взрослому, или агрессивно решить конфликт (40%). Именно так поступило большинство детей. К нахождению компромисса прибегли только 30% детей обследуемой группы: с помощью вербальной реакции 10%, а с использованием продуктивного способа 20%.

Результаты экспериментальной группы позволяют сделать вывод о том, что поиск оптимального решения ситуации при возникновении конфликтной ситуации используется в 25%: вербальная реакция – 15%, продуктивный способ – 10%. Также как и в контрольной группе дети экспериментальной показали большой процент решения конфликта с помощью агрессивного поведения (35%). Что касается избегания конфликта, то данный способ решения выбрали 40% детей. В данной группе преобладает именно этот способ выхода из конфликтной ситуации.

Как мы видим на рисунке, в обеих группах результаты сильно не отличаются. В экспериментальной группе у детей старшего дошкольного возраста также, как и в контрольной преобладают дети с позицией избегания и агрессии к конфликтным ситуациям. Дети с продуктивным способом решения и вербальной реакцией на конфликт менее выражены, чем первые два показателя.

Методика 2. Наблюдение в свободной деятельности (А. И. Анжарова) (Приложение А).

Цель: выявить особенности взаимодействия ребенка в системе «ребенок-ребенок».

Содержание: в группе было организованное невключенное наблюдение за процессом коммуникативного взаимодействия старших дошкольников в свободной деятельности.

Критерии и оценка результатов. При наблюдении обращали внимание на следующие показатели поведения детей:

• инициативность – отражает желание привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение;

• чувствительность к воздействиям сверстника – отражает желание и готовность ребёнка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в согласовании собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника.

Каждый пункт необходимо оценивать по трехбалльной системе. Чем больше величина, тем лучше представлены показатели поведения данного ребенка.

В процессе наблюдения обращали внимание на наличие данных показателей и степень их выраженности у каждого дошкольника.

Анализ наблюдения по выделенным показателям выявил, что ярко выраженной инициативностью обладали двое детей, то есть 20% дошкольников, принявших участие в эксперименте (Маша А., Иван В.). Эти дети легко шли на контакт со сверстниками, активно с ними взаимодействовали. Эти дети активно старались привлечь к себе внимание сверстников, старались получить от них оценку себе и своим действиям. У этих детей было очень развито вербально общение, сформированы коммуникативные навыки.

У четырех детей или 40% обследуемой группы инициативность проявлялась ситуативно, в зависимости от ситуации происходила ответная реакция на действия собеседника. Иногда они старались обратить на себя внимание сверстников, например, пытались самостоятельно организовать игру, но их начинания заканчивались, как правило, отрицательно. Вследствие этого, дети предпочитали избегать общения со сверстниками, играли либо одни, либо образовывали пары между собой. Можно отметить, что данную группу больше интересовала оценка взрослого, нежели сверстника.

У четырех детей или  20% исследуемых (Рома К., Максим С., Настя К., Костя Н.) инициатива в общении вообще отсутствовала, они совершенно не стремились наладить нормальные отношения со сверстниками, старались предотвратить общение. Эти дети не проявляли активности и инициативы, скорее присутствовала замкнутость, им интересно было играть самостоятельно, без участия других детей, не было стремления получить не положительную, не отрицательную оценку своих действий со стороны товарищей. При проведении исследования была зарегистрирована чувствительность в общении со сверстниками только у двоих детей (Маши К., Иван В.), у Ивана В. данный показатель ярко выражен. Данные ребята были чувствительны к воздействиям сверстников, они были способны откликаться на действия сверстников, регулировать собственное поведение, в зависимости от пожеланий и настроений сверстника. У остальных детей показатель чувствительности не проявился. Дети предпочитали руководствоваться собственные желаниями, они не способны были согласовывать свои действия с действиями сверстников. В их взаимодействии наблюдали такие действия и обращения, как спор, требования. У детей, имевших трудности в общении (Рома К., Максим С., Настя К., Костя Н.) наблюдались такие действия и обращения как обман, разрушение.

Для выявление уровня сформированности коммуникативных умений и навыков детей применена методика Ю. В. Микляевой (Приложение Б). Целью было выявить уровень сформированности коммуникативных умений и навыков. Оценивались умения: поздороваться, обратиться, привлечь внимание, побудить к действиям, передать информацию, поблагодарить, спросить, задать уточняющий вопрос, выразить несогласие, выразить отрицание.

Оценка каждого из данных параметров оценивалась в 1 балл. Невыполнение задания – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 10.

10-7 баллов – высокий уровень — зарегистрирован у 30% исследуемых,

4-6 баллов – средний уровень - зарегистрирован у 50% исследуемых,

3 и менее баллов – низкий уровень - зарегистрирован у 20% исследуемых.

Полученные результаты позволили установить, что понятие «способность разрешать конфликты» характеризует в общем виде процесс осмысления ребенком ситуации, требующей проблемного разрешения в соответствии с усвоенной им системой знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, адаптации и коммуникативных умений.

Обобщив результаты методик и опираясь на критериально-уровневую шкалу, можно сделать вывод, что на констатирующем этапе характерен средний уровень конфликтного поведения детей старшего дошкольного возраста. Для детей среднего уровня характерен статус предпочитаемых или изолированных. В процессе взаимодействия со сверстниками они не являются инициаторами конфликтов, легко вступают в контакт, активно и продуктивно взаимодействуют. В процессе сюжетно-ролевой игры у них возникают конфликты из-за выбора роли или нарушения игровых правил. Такие дети не проявляют физической агрессии, они стараются разрешить конфликт, избегая его или обращаясь за помощью к педагогу. Так же они используют вербальные способы поведения в конфликтной ситуации. Результаты представлены на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2. – Уровень конфликтного поведения

Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать вывод, что трудными для ребенка могут оказаться не только какие-либо экстремальные, но и достаточно типичные, часто повторяющиеся ситуации, которые требуют от него согласования действий с другими детьми, принятия и понимания сверстника.

Выводы по главе.

В период дошкольного возраста ребенок проходит значимый для его дальнейшего развития путь. Внедрение в практику дошкольных учреждений обучения по преодолению конфликтности позволит расширить охват детей педагогической помощью. Для детей дошкольного возраста, важно получить позитивный опыт выстраивания линий поведения и использования возможностей самоконтроля при взаимодействии с социальной средой, с позиции своего субъектного развития конструктивно вступая в межличностные отношения со сверстниками в дошкольном микросоциуме.

В результате проведенной работы дошкольники приобрели навыки и умения по развитию отношений, основанных на равенстве или готовности (способности) конструктивно решать проблемы, связанные с положением в группе, помогать детям чувствовать себя едиными с другими. Развивать открытость, способность выражать интерес друг к другу и отношение к другим. Удалось продемонстрировать детям, что значит взаимное признание и уважение. Развивать коммуникационные навыки и способность разрешать конфликты без насилия. Стимулировать интерес к общей цели. Развивать готовность внести свой вклад в общее дело. Приобрели навык и научились применять в деятельности считаться с интересами других.

Заключение

Данные теоретического исследования показали, что конфликт – это форма социального взаимодействия между двумя или более субъектами, возникающий по причине несовпадения желаний, интересов, ценностей или восприятия. Конфликтное взаимодействие может быть охарактеризовано как социальная неадекватность, т.е. несоответствие свойств и характеристик личности основным социальным характеристикам среды. Личностными причинами конфликтов являются: субъективная оценка поведения субъекта как недопустимого, низкая конфликтоустойчивость, слабое развитие эмпатии, неадекватный уровень притязаний. Конфликты различают и по способу их разрешения: конструктивные и деструктивные.

Успешное разрешение конфликта определяется как объективными, так и субъективными факторами. Конфликт тогда можно считать разрешенным, когда устраняются объективные причины, предмет разногласий, породившие конфликтную ситуацию. Если это невозможно, то завершение конфликта зависит от желания и умения сторон прийти к согласию, готовности пойти навстречу друг другу. Если же конфликтная ситуация будет разрешена только частично, то при возникновении незначительного инцидента возможно новое столкновение сторон.

В последние годы в психологической литературе появилось большое количество публикаций, затрагивающих проблему конфликтности детей дошкольного возраста. В частности, причины конфликтов анализируются в работах А. И. Анжаровой, М. И. Лисиной и др. Типология и проявление конфликтности в дошкольном возрасте были предметом изучения А. И. Захарова, А. А. Рояк, П. М. Якобсона и других. Особенности разрешения дошкольниками конфликтов выявлялись в исследованиях М. В. Ермолаевой, Я. Л. Коломинского и др.

Поведение детей в конфликтной ситуации нередко характеризуется импульсивностью, реактивностью. Дошкольники ведут себя в таких случаях спонтанно, без элементарного планирования и выбора оптимального способа реагирования. При этом трудными для ребенка могут оказаться не только какие-либо экстремальные, но и достаточно типичные, часто повторяющиеся ситуации, которые требуют от него согласования действий с другими детьми, принятия и понимания сверстника. В конечном итоге, конфликтные отношения способствуют искажениям в поведении ребенка, в его отношении к сверстникам и к самому себе.

Способность конструктивно разрешать конфликты является неотъемлемым атрибутом успешной личности. Полученные данные позволяют сделать следующие выводы: 1) Способность разрешать конфликты в старшем дошкольном возрасте у детей направлена на разрешение проблемных ситуаций, возникающих в процессе обучения и воспитания. 2) Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций оказывает продуктивное влияние на развитие старших дошкольников и их коррекцию. 3) Регуляция деятельности при разрешении противоречий обнаруживает тип реакций у старших дошкольников в зависимости от уровня: является ли он низким, нормальным или высоким. 4) Способность разрешать конфликты служат адекватному формированию личности детей. Внедрение в практику дошкольных учреждений обучения по преодолению конфликтности позволит расширить охват детей педагогической помощью. Для детей дошкольного возраста, важно получить позитивный опыт выстраивания линий поведения и использования возможностей самоконтроля при взаимодействии с социальной средой, с позиции своего субъектного развития конструктивно вступая в межличностные отношения со сверстниками в дошкольном микросоциуме.

Таким образом, главная задача взрослых (родителей, воспитателей) - научить детей определенным жизненным правилам среди других людей, которые понимают способность выражать свое желание, прислушиваться к желанию другого, ладить друг с другом. При этом ребенок должен быть равным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям более сильного взрослого или партнера. Поэтому основная задача взрослых помочь детям увидеть в каждом человеке, у которого есть свои желания и опыт вместе, чтобы найти решение сложной ситуации, предложив им варианты решения конфликта.

Пекарская Дарья Сергеевна

 

ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ В ЭТИЧЕСКИ ПРИЕМЛЕМОЙ ФОРМЕ

Курсовая работа

Специальность 1-010101 Дошкольное образование

 

                                 Студента 2 курса

                                                дневной формы обучения

                                             Научный руководитель:

                                                     Чекина Елена Валентиновна

                                                               Заведующий кафедрой педагогики

                                          и психологии детства

                доцент

Допущена к защите ____________

 

 

Гродно, 2019  

Содержание

Введение……………………………………………… 1Теоретические аспекты конфликта……………………………... 1.1 Проблема конфликта в современной педагогике 1.2 Конфликты в среде дошкольников, способы разрешения конфликтов в этически приемлемой форме 2 Экспериментальное исследование конфликтов между детьми в детском коллективе и способов их разрешения 2.1 Организация исследования конфликтности дошкольников 2.2. Проведение мероприятий по выработке умений детей разрешать конфликты в конструктивной форме Заключение Список использованных источников 4 6 6 9   20   24 29 31

Приложения                                                                                              33

 

Введение

Конфликты – одно из важнейших явлений в современной жизни человека. В современном мире жизнь человека в социуме сложна и полна противоречий, часто происходят столкновения интересов как отдельных людей, так больших и малых социальных групп. 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.093 с.)