Функции Центрального банка как регулятора страхового рынка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции Центрального банка как регулятора страхового рынка



Центральный банк – это банк – посредник между государством и реальной экономикой через остальные банки, фактически – это орган регулирования сочетающий черты банка и государственного ведомства. У Центрального банка свои важные функции которые были сформированы исторически и инструменты которые должны быть закреплены за ним в законодательном порядке.

«Центральный банк – это важнейшая часть государственной машины его состояние сигнализирует о здоровье экономики, а функционирование должно происходить скоординировано с другими государственными институтами.

Центральный банк России выполняет следующие функции, которые условно можно объединить в следующие группы:

- организация, проведение и регулирование денежного обращения;

- обслуживание счетов правительства;

- надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков;

- валютное регулирование и валютный контроль» [3,с.5].

Центральный банк участвует в разработке экономической политики Правительства РФ, а значит, и всей страны в целом. Председатель Банка России или, по его поручению, один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства РФ, а также при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики может принимать участие в заседаниях Государственной Думы.

Банк России консультирует Министерство  финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга.

Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции (по сути, все финансово – значимые вопросы в государстве), издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для исполнения всеми федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, всеми юридическими и физическими лицами. Уставной капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Данное положение, как ни одно другое, позволяет вести разговоры о так называемом "государственном статусе" Банка и его стратегическом значении для всего нашего общества в целом.

Целями Центрального банка признаются защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы РФ, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Получение прибыли не является целью его деятельности. Основной функцией Центрального банка Российской Федерации является защита и обеспечение устойчивости рубля, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

«С 1 сентября  2013 года и по настоящее время страховой надзор осуществляется Банком России. После упразднения ФСФР (Федеральной службы по финансовым рынкам) и передачи практически всех её функций Банку России, ставшему мегарегулятором всех финансовых рынков РФ, страховой надзор и значительная часть страхового регулирования были переданы Центральному банку»[5,с.5].

Страховой надзор включает в себя:

- лицензирование деятельности субъектов страхового дела и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

- контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;

- выдачу в течение 30 дней в предусмотренных Законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями;

- принятие решения о назначении временной администрации, о приостановлении и об ограничении полномочий исполнительного органа страховой организации в случаях и в порядке, которые установлены ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

«Функции надзора за страховыми компаниями в Российской Федерации несколько шире, чем функции органа валютного контроля в целом. К ним относят следующие:

- разработка и совершенствование проектов нормативных правовых актов в сфере страховой деятельности;

- официальные пояснения, комментарии, разъяснения НПА, касающиеся страхования;

- контроль за соблюдением законодательства по страхованию;

- применение санкций к участникам рынка страховых услуг, нарушившим требования страхового законодательства;

- осуществление методологического руководства министерств, ведомств РФ, органов исполнительной власти в субъектах Федерации в сфере страхования;

- проведение единой государственной политики в сфере страхования;

- лицензирование и профессиональная аккредитация участников рынка страховых услуг;

- представление интересов РФ, касающихся страхования, в международных организациях по страховому надзору;

- защита опасных социальных рисков посредством обязательных видов страхования;

- контроль за платежеспособностью, инвестиционной деятельностью, тарифной политикой страховых организаций» [5,с.7].

Субъекты страхового дела обязаны:

- соблюдать требования страхового законодательства;

- представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении, а также документы и информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством о несостоятельности (банкротстве);

- исполнять предписания органа страхового надзора об устранении нарушений страхового законодательства и представлять в установленные такими предписаниями сроки информацию и документы, подтверждающие исполнение таких предписаний;

- представлять по запросам органа страхового надзора в установленные в этих запросах сроки информацию и документы, необходимые для осуществления страхового надзора, в том числе о своем финансовом положении;

- представлять в орган страхового надзора копии положений о филиалах и представительствах, расположенных вне места нахождения субъекта страхового дела, с указанием их адресов (мест нахождения), а также копии документов, подтверждающих полномочия их руководителей.

«Лицензирование является обязательной формой государственного надзора за рынком страховых услуг. Без лицензии страховая компания не имеет права осуществлять страховую деятельность и оказывать страховые услуги. Под лицензией понимается официальный документ, который удостоверяет право страховщика проводить определенные виды страхования на территории государства или на части его территории, заявленной страховой организацией. Она выдается департаментом страхового рынка при Центральном банке РФ на основании заявления, учредительных документов, сведений о финансовом состоянии страховой компании, правил, расчетов и других документов на неограниченный срок. Лицензия может быть отозвана, приостановлена предписанием надзорного органа в отношении страховщиков, недобросовестно выполняющих возложенные обязательства.

От лицензирования следует отличать профессиональную аккредитацию участников страхового рынка (банкострахование) – отбор банками страховых организаций для сотрудничества. В свою очередь, банки реализуют страховые услуги как сопутствующие, например страхование имущества, купленного в кредит» [11,с.9].

Таким образом, создание мегарегулятора позволяет эффективно управлять всей финансовой отраслью, совершать максимально полезные для развития рынка действия.

Для успешного развития финансового рынка важно иметь профессионально поставленное регулирование и объективный надзор, осуществляемые квалифицированными специалистами. Когда все участники рынка убеждены, что регулятор действует исключительно в интересах рынка, который эффективно защищает права инвесторов, тогда больше доверия со стороны инвесторов и выше размер инвестиций, быстрее развиваются институты рынка.

При этом создание и введение в действие «мегарегулятора» способствует ускоренному развитию экономики. В условиях вступления России в ВТО (Всемирная торговая организация) и расширения границ функционирования субъектов этого рынка, такой орган сможет быстрее вывести экономику страны и ее финансовый рынок из кризисной ситуации и укрепить позиции Российской Федерации в международной экономической интеграции.

Единый орган государственного надзора и контроля обеспечивает уверенное укрепление развитие всего финансового рынка и достаточную степень взаимодействия по отношению к рынкам финансов также других государств.

Таким образом, основным плюсом создания мегарегулятора является возможность для государства проводить более согласованную политику по регулированию финансового рынка.

Создание мегарегулятора в России имеет определенные предпосылки и преимущества. Хотя в целом, в России есть надзорный орган, который следит за исполнением законов - это Прокуратура, более конкретные функции переданы и другим структурам и институтам. Центральный банк Российской Федерации эффективно осуществляет не только денежно-кредитную политику, но и выполняет надзорные функции.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 2167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.201 (0.008 с.)