Организация страхового надзора  в Российской Федерации до 2004 Г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация страхового надзора  в Российской Федерации до 2004 Г.



Страховой надзор – это контроль деятельности страховых организаций, со стороны специально уполномоченных государственных органов, (органов страхового надзора), которые осуществляют лицензирование страховой деятельности, проверку деятельности страховых компаний, обществ взаимного страхования, страховых брокеров и других профессиональных участников страхового рынка, следят за их платёжеспособностью, разрабатывают рекомендации по формированию и размещению страховщиками страховых резервов, способствуют развитию страхования, в ряде случаев утверждают тарифы премий.

«При нарушении страховщиками тех или иных нормативно-правовых актов, регулирующих их деятельность, органы страхового надзора могут применять к ним санкции (штрафы, приостановка или отзыв лицензии).

Первый орган страхового надзора появился в Российской империи в 1894 году, когда в структуре Министерства внутренних дел в составе хозяйственного департамента был учреждён особый страховой отдел и при нём — страховой комитет» [2, с.241].

Сразу после Октябрьской революции 1917 года, советская власть взяла под свой контроль отдельные виды страхования, главным образом социального и медицинского, которые проводились до революции через страховые больничные кассы.

29 ноября 1917 года Народный комиссариат труда утвердил «Положение о страховом совете» — коллегиальном органе для «заведыванiя всеми делами, относящимися къ страхованiю рабочихъ», который становился прообразом органа страхового регулирования.

16 декабря 1917 года выходит новое «Положение о страховых присутствиях», которым оформлялась децентрализованная (региональная) система страхового надзора за деятельностью рабочих больничных (страховых) касс. Однако попытки обеспечить определённую преемственность предпринимались только в этих социальных видах страхования, которые себя очень хорошо зарекомендовали до революции и в которых за счёт отчислений рабочих-пролетариев были накоплены значительные средства.

Одновременно советская власть ввела контроль за прочими (коммерческими) страховыми операциями, а в 1918 году и вовсе запретила страхование, национализировав все страховые компании.

«В 1925 году, помимо Госстраха, страховые операции были разрешены для обществ взаимного страхования, при этом функции страхового надзора осуществляло главное управление Госстраха. В 1928 году операции по личному страхованию начали проводить предшественники Сбербанка — Государственные трудовые сберегательные кассы СССР, надзор за их страховой деятельностью также осуществлял Госстрах.

В 1989—1992 годах создаются первые негосударственные страховые компании: («АСКО», «Россия», «РОСНО», «РЕСО-Гарантия» и другие), лицензии им выдавало Министерство финансов РСФСР на основании временного положения о лицензировании, одновременно возникла задача организации контроля их деятельности со стороны государства» [6,с.35].

«10 февраля 1992 года был издан Указ Президента РФ «О государственном страховом надзоре Российской Федерации» (сокращенное название нового органа исполнительной власти — Госстрахнадзор России), в июле 1992 года было утверждено положение о Госстрахнадзоре. Главной задачей Госстрахнадзора провозглашалось обеспечение соблюдения всеми участниками страховых отношений страхового законодательства для эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков и государства. Функции Госстрахнахдзора включали:

- ведение Государственного реестра страховых организаций;

- выдача лицензии на проведение страховой деятельности;

- установление правил формирования и размещения страховых резервов, форм учёта и показатели отчётности по страховым операциям;

- контроль за тарифами по имущественному и личному страхованию;

- обобщение страховой практики, разработка предложений по развитию страхового дела в Российской Федерации;

- рассмотрение заявлений, предложений и жалоб граждан, предприятий, учреждений и организаций по вопросам страхования».

«В сентябре 1992 года, в рамках реструктуризации органов исполнительной власти, очередным указом президента Государственный страховой надзор реорганизован в Федеральную инспекцию по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор). В апреле 1993 года, после принятия Закона об организации страхового дела, выходит очередной указ — о преобразовании Федеральной инспекции по надзору за страховой деятельностью в Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью (сокращенное название сохранилось при этом прежнее — Росстрахнадзор). Одновременно Правительство РФ утвердило новое положение о Росстрахнадзоре, измененное позже одноименным постановлением Правительства в октябре 1994 года. У Росстрахнадзора появляются территориальные органы, а список его функций заметно расширен» [6,с.37].

«Было установлено, что Росстрахнадзор:

- выдаёт страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности;

- осуществляет лицензирование аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);

- организует проведение аттестации на право аудита страховщиков;

- ведет единый Государственный реестр страховщиков и объединений; страховщиков, а также реестр страховых брокеров;

- осуществляет контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платёжеспособности страховщиков;

- устанавливает правила формирования и размещения страховых резервов, показатели и формы учёта страховых операций и отчётности о страховой деятельности;

- устанавливает нормативные размеры соотношений между активами и принятыми обязательствами страховщика;

- разрабатывает и утверждает по вопросам страховой деятельности, отнесенным к компетенции Росстрахнадзора:

- нормативные документы, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, участвующими в организации и проведении страхования и перестрахования;

- методические документы, в том числе методику расчёта соотношений между активами и принятыми обязательствами страховщика, методику расчёта ставок страховых взносов и типовые правила страхования;

- обобщает практику страховой деятельности, разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании;

- устанавливает — по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по статистике — план счетов и правила бухгалтерского учёта, показатели и формы учёта страховых операций и отчётности страховщиков, а также сроки публикаций страховщиками годовых балансов, счетов прибылей и убытков;

- рассматривает заявления, предложения и жалобы граждан, предприятий, учреждений и организаций по вопросам страхования» [6,с.38].

Был введен перечень мер воздействия (санкций) к страховщикам — нарушителям: выдача предписания, приостановка лицензии на право страхования, отзыв лицензии, обращение в суд с иском о ликвидации страховой организации.

«В августе 1996 года проходит очередное изменение структуры федеральных органов исполнительной власти и функции органа страхового надзора передаётся Департаменту страхового надзора Минфина РФ. К этому моменту выдано уже почти 3000 лицензий страховым компаниям и медицинским страховым организациям. Спустя почти два года Минфин утвердил Положение о Департаменте страхового надзора» [10,с.14]. Такая продолжительная пауза в большой степени была вызвана тем, что назначенный в 1996 году начальник Департамента Валерий Сухов (ранее несколько лет проработавший заместителем руководителя Росстрахнадзора) в мае 1998 года перешел на должность генерального директора «Росгосстраха» (и годом позже трагически погиб в авиакатастрофе в Абхазии) и руководство было поручено Илье Ломакину - Румянцеву, ранее в системе страхового надзора не работавшему.

Изучив историю страхового надзора в России, можно прийти к выводу, что необходимость в страховом надзоре возникала постепенно, исходя из ряда определенных причин. Одной из причин создания страхового надзора, было формирование страхового рынка в 1885 году, который состоял из акционерных страховых обществ и взаимных учреждений. Тогда начали поступать жалобы и заявления страхователей в Министерство Внутренних дел. Причиной этому послужило то, что страховщики нарушали Правила страхования и условия Уставов. Таким образом, возникла потребность в установлении для страховых обществ и учреждений правил поведения на рынке и контроля над их исполнением. Гражданское общество стало инициатором создания страхового надзора в России.

Страховой Комитет решал вопросы, по созданию правовых и организационных аспектов страхового дела, рассматривал жалобы, занимался анализом финансовой отчетности, сохранностью и размещением капиталов, назначал, проводил и давал оценку ревизиям, также ему поручались вопросы, связанные с контролем над соблюдением учреждениями и обществами Уставов и Правил страхования. На Страховой Комитет возлагалось немало задач, но это было необходимо для развития только создавшегося страхового надзора.

 

1.2. Организация страхового надзора с 2004 по 2017 г.

«Страховой надзор с 2004 года осуществляла Федеральная служба страхового надзора (ФССН) — федеральный орган исполнительной власти, находившийся в ведении Министерства финансов и осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). Образована в соответствии с Указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Постановлением Правительства РФ № 330 от 30 июня 2004 года «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора»»[10,с.18].

Функции ФССН:

- принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий;

- выдача и отзыв квалификационных аттестатов;

- ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела и реестра объединений субъектов страхового дела;

- осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путём проведения проверок их деятельности;

- осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или об их ликвидации;

- выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;

- получение, обработка и анализ отчетности, представляемой субъектами страхового дела;

- обращение в случаях предусмотренных законом в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела — юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела — физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

- обобщение практики страхового надзора, разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.

За все время работы ФССН было отозвано более 960 страховых лицензий, число субъектов страхового рынка сократилось почти вдвое с более 1400 компаний в марте 2004 года до примерно 770 компаний в марте 2011 года.

«4 марта 2011 года Указом Президента РФ № 270 Федеральная служба страхового надзора была присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР) -  это орган исполнительной ветви власти, который реализует функции, направленные на нормативно-правовое регулирование сферы финансовых рынков. В соответствии с данным Указом,  ей были переданы функции по контролю и надзору упразднённой Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков упразднённого Министерства труда и социального развития Российской Федерации и функции по контролю деятельности бирж упраздненного Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, функции по контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений Министерства финансов Российской Федерации» [10,с.20].

Основные функции Федеральной службы по финансовым рынкам:

- осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;

- обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- осуществление в рамках установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации функций по контролю и надзору за субъектами страхового дела, в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж, бюро кредитных историй и жилищных накопительных кооперативов;

- контроль и надзор в сфере страховой деятельности, включая ведение Реестра субъектов страхового дела, выдачу, приостановку и отзыв лицензий страховым, перестраховочным и брокерским компаниям, а также обществам взаимного страхования, контроль за исполнением нормативных актов, регулирующих страховую деятельность и выдачу предписаний об устранении нарушений, контроль финансовой устойчивости страховых организаций.

За два неполных года работы ФСФР было отозвано 77 страховых лицензий.

«В 2013 году, после упразднения ФСФР и передачи практически всех её функций Банку России, ставшему мегарегулятором всех финансовых рынков РФ, страховой надзор и значительная часть страхового регулирования были переданы Центральному банку» [10,с.21]. Проект создания финансового мегарегулятора был запущен ещё 4 марта 2011 года, когда президент Медведев подписал указ  «О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка».

 «24 июля 2013 года президент Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с передачей Центральному банку РФ полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков». В новой организационной структуре Центрального банка РФ основная часть полномочий по регулированию рынка страхования и страховому надзору была передана ряду департаментов, находящихся в управлении первого заместителя председателя Банка России Сергея Швецова. По состоянию на май 2017 года различными вопросами страхового надзора и регулирования занимались не менее 6 различных департаментов Банка России. За четыре года (с июня 2013 по июнь 2017 года) была отозвана 191 лицензия, число субъектов страхового дела сократилось с 618 до 324» [10,с.25].

Начиная с 1991 года функции страхового надзора выполняли разные органы: подразделение Минфина РСФСР, Государственный страховой надзор Российской Федерации, Федеральная инспекция по надзору за страховой деятельностью, Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью, Департамент страхового надзора, Федеральная служба страхового надзора, Инспекции по Федеральным округам, Федеральная служба по финансовым рынкам, Служба Банка России по финансовым рынкам, Департамент страхового рынка. Все эти изменения вели к поиску лучших путей исполнения страхового надзора.

Сегодня функции страхового надзора в РФ выполняет Центральный банк. Функции ЦБ как мегарегулятора страхового рынка автор данной работы рассмотрит по второй главе.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.5 (0.018 с.)