Технологическая карта учебного исследования «Образ жаворонка в диалектной языковой картине мира» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологическая карта учебного исследования «Образ жаворонка в диалектной языковой картине мира»



Автор - Ганичева Светлана Алексеевна, учитель русского языка БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей»

 

1. ВЫДВИЖЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ   Описание проблемной ситуации. Жаворонок – птица, играющая значительную роль в крестьянской культуре славян: известны весенние обряды, связанные с жаворонком, приметы, существуют легенды, объясняющие происхождение жаворонка и т.д. В то же время черты образа жаворонка в народной картине мира изучены преимущественно на фольклорном материале. Образ этой птицы в диалектной языковой картине мира (то есть картине мира, отражённой в русских говорах) объектом специального изучения в науке ещё не становился. Какими чертами обладает этот образ, чем они обусловлены – эти ответы на эти вопросы в данный момент отсутствуют. Формулировка проблемы: Какие черты имеет образ жаворонка, отражённый в диалектной языковой картине мира, и чем обусловлены эти черты?
2. ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Обоснование актуальности темы. Актуальность с точки зрения лингвистики Актуальность с научной точки зрения определяется, во-первых, тем, что исследовательская работа выполняется в русле когнитивной лингвистики – одного из активно развивающихся сейчас направлений языкознания. Задача когнитивной лингвистики – изучить взаимосвязь языка и познавательной деятельности человека. Одно из ключевых понятий когнитивной лингвистики – языковая картина мира, то есть отражённый в языке образ действительности. Языковая картина мира имеет разновидности, одной из которых является диалектная языковая картина мира, отражённая в говорах и являющаяся объектом исследования в данной работе. Во-вторых, актуальность работы обусловлена обращением к диалектному материалу. В наше время диалектные черты стремительной утрачиваются, а вместе с ними исчезает и история языка, его особенности, многообразие, отраженный в говорах традиционный крестьянский взгляд на мир. Поэтому очень важным является изучение пока ещё сохраняющихся диалектных особенностей языка. Актуальность для учащегося  Во-первых, работа с понятием языковая картина мира формирует умение устанавливать глубинные связи явлений, умение осознавать истоки собственных стереотипов и устойчивых убеждений и объективировать их в сознании, способствует пониманию относительности и субъективности разных точек зрения на мир и, как следствие, развитию критического мышления и воспитанию толерантности.  Во-вторых, когнитивная интерпретация языковых фактов, попытка через них проникнуть в сознание людей, а также само осознание того, что работа выполняется в русле современного, актуального для науки направления хорошо стимулирует познавательный интерес.  В-третьих, выбранная тема обладает не только субъективной, но и объективной новизной, поэтому её автор сможет в полной мере почувствовать себя исследователем-первооткрывателем.
3. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ Объект исследования: образ жаворонка в диалектной языковой картине мира. Предмет исследования: черты образа жаворонка, отражённые в лексической системе русских говоров
4. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ГИПОТЕЗЫ Предположим, что образ жаворонка в русской диалектной языковой картине мира отражает как наблюдаемые человеком черты внешнего вида и поведения этой птицы, так и традиционные народные фольклорные и мифологические представления о жаворонке.
5 ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ     Цель исследования: определение образа жаворонка, отраженного в лексике русских говоров. Задачи (соответствуют этапам исследования): 1. Сформировать теоретическую базу работы: определить содержание понятий «языковая картина мира», «диалект», «диалектная языковая картина мира», «тематическая группа», «лексико-семантическая группа». 2. Выбрать из диалектных словарей («Словарь вологодских говоров», «Словарь говоров Русского Севера», «Словарь русских народных говоров») слова тематической группы «Жаворонок»; 3. Описать состав лексико-семантических групп, которые могут быть выделены внутри этой тематической группы; 4. Определить, какие черты образа жаворонка, существующего в сознании носителей русских говоров, отражены в строении этих лексико-семантических групп; 5. Установить, чем обусловлены эти черты (наблюдаемыми человеком особенностями поведения птицы; обрядовой символикой жаворонка; мифологическими представлениями о жаворонке и др.).
6. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Изучение и анализ специальной литературы; метод сплошной выборки (из диалектных словарей выбираются слова тематической группы «Жаворонок»); классификация лексического материала по лексико-семантическим группам; метод когнитивного анализа лексико-семантических групп
7. ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ · Определение содержания понятий «языковая картина мира», «диалект», «диалектная языковая картина мира», «тематическая группа», «лексико-семантическая группа» · Описание лексико-семантические группы, которые составляют тематическую группу «Жаворонок», существующую в лексике русских говоров. · Выявление черт образа жаворонка, отражённых в строении этих лексико-семантических групп. · Определение, чем обусловлены эти черты (наблюдаемыми человеком особенностями поведения птицы; обрядовой символикой жаворонка; мифологическими представлениями о жаворонке и др.) · Компьютерная обработка данных, систематизация и обобщение, формулирование выводов. · Оформление исследовательской работы
8. ФОРМА ПРЕЗЕНТАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ Защита исследовательской работы на научно-практической конференции учащихся БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей» в форме доклада, сопровождаемого мультимедийной презентацией.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.004 с.)