Адаптированная рабочая учебная программа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Адаптированная рабочая учебная программа



Адаптированная рабочая учебная программа

По логопедии

Класс

На 2015-2016 учебный год

Составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных

учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией

доктора педагогических наук В.В. Воронковой, 2011 года,программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, М: Просвещение, 2010г.

Программу составила: учитель-логопед первой квалификационной категории Е.Н.Мотина

                                                         (Ф.И.О. учителя (учителей), составившего (их) рабочую программу)

Г. Железноводск

 

Год.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа

1. Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: под редакцией В.В. Воронковой.– Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011 г. – Сб. 1;

2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012 г.

3. «Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения», Малофеев Н.Н.

4. Учебного плана ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1 VIII вида».

Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по новому оценить логопедическую работу в школе 8 вида.

    Логопедическая работа в школе 8 вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

   Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

    Контингент учащихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение носят характер системного недоразвития речи различной степени тяжести, для которого характерно:

- нарушение звукопроизношения;

- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

- нарушения сложных форм словообразования;

-недостаточнаясформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);

- выраженная дислексия;

-дисграфия.

Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

В данной программе отражён системный подход, который определяет содержание коррекции нарушений речи у обучающихся воспитанниковс ограниченными возможностями здоровья.

Основанием для программы послужила программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида под редакцией: В.В.Воронковой, М. «Владос» 2000год.

Цели и задачи программы

Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи воспитанников, способствующая успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.

Основные задачи программы:

-развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

-создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

-создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей воспитанников.

-обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.

-создание коррекционных условий для развития познавательных функций и личностных особенностей;

-развитие произвольного внимания;

-развитие и совершенствование всех видов сенсорной и словесной логической памяти;

-развитие речевого внимания;

-развитие мышления, формирование мыслительных процессов и операций;

-воспитание речевой и мыслительной активности;

-развитие и совершенствование общей моторики, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики;

-совершенствование имеющейся у обучающихся воспитанников речи;

-практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

-овладение фонетическим строем языка, воспитание артикуляционных навыков, коррекция звукопроизношения, овладение звука- слоговой структурой, формирование фонематического восприятия.

-обучение грамоте, формирование звукобуквенного анализа;

-развитие связной речи.

Программа включает в себя разделы:

1)коррекция звуковой стороны речи;

2)формирование лексико-грамматического строя.

В основе системы занятий по данной программе лежит комплексный подход, который направлен на решение взаимосвязанных задач по развитию фонематического, лексического, грамматического строя речи как основы связанного высказывания. Ведущим принципом планирования занятий является взаимосвязь собственно речевых задач с коррекционными и воспитательными.

Решение речевых задач: воспитание звуковой культуры речи, формирование её грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи и др. – осуществляется через постепенное изложение заданий от занятия к занятию.

Предварительный этап устранения нарушений звукопроизношения является более продолжительным и характеризуется качественно иным содержанием. На этом этапе проводится развитие общей, ручной, речевой моторики, слухового восприятия, внимания, гнозиса, мнезиса. Учитывая особенности просодических компонентов речи обучающихся воспитанников с ОВЗ, на этом этапе проводится работа и над правильным речевым дыханием, над формированием длительного плавного выдоха.

Обучение обучающихся воспитанников в соответствии с предлагаемой системой обеспечивает, с одной стороны, коррекцию речевого дефекта, с другой - подготовку к овладению грамотой в объёме, предусмотренном программой для коррекционной школы.

В первую очередь с помощью специальных приёмов исправляется произношение звуков или уточняется их артикуляция. Усвоение и закрепление артикуляционных навыков на основе осознанного контроля за собственными кинестетическими и слуховыми ощущениями на всех этапах обучения сочетаются с развитием фонематического восприятия. С этой целью обучающиеся воспитанники привлекается к различию между твёрдыми и мягкими звуками, глухими и звонкими, звуками, отличающимися способом или местом артикуляции. Постоянно ставятся задачи, требующие сравнения тех или иных звуковых элементов слова. Развиваются произвольное внимание и слуховая память.

Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава слова.

При разработке методики работы по данной программе материал подбирался с учётом перечисленных задач, т.е. в процессе развития звукопроизношения одновременно, и на том же звуковом материале планируется упражнения в анализе и синтезе звукового состава слова, в письме и чтении.

Развитие лексики проводится в следующих направлениях: обогащение словарного запаса, уточнение значения слова, расширение семантики слова. Особенно важной является работа по усвоению слов обобщающего значения, которые очень медленно усваиваются. В тоже время введение в речь обобщающих слов способствует развитию операции обобщения. В работе по обогащению словарного запаса большое внимание уделяется предикативному словарю (глаголы, прилагательные, числительные).

Формирование грамматического строя речи осуществляется в следующих направлениях:

1)формирование глубинной и поверхностной структуры предложения;

2)совершенствование навыков словоизменения и словообразования;

3)совершенствование связной речи.

В процессе работы по развитию навыков словоизменения и словообразования обращается внимание на изменение существительных по числам, падежам, на употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного. Порядок работы определяется последовательностью появления форм слова в онтогенезе.

Развитие связной речи осуществляется в процессе и на основе всех перечисленных выше направлений работы: обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи. С этой целью в занятия включены упражнения на рассматривание и описание предметов, совместное рассказывание, повторение текста. Система логопедической работы по формированию связной речи предусматривает постепенное увеличение самостоятельности. Поэтому развитие связной речи проводится в следующей последовательности: пересказ с опорой на серию сюжетно-ролевых картинок, пересказ по сюжетной картинке, пересказ без опоры на картинки, рассказ по серии сюжетных картинок, рассказ по сюжетной картинке, самостоятельный пересказ.

Программа составлена с учётом умственных и возрастных возможностей обучающихся воспитанников. Частая повторяемость тем, но с включением элементов новизны. Это связано со слабой памятью, быстрой утомляемостью учащихся. Темы, включённые в программу, рассчитаны на более длительные сроки, т.к. нарушения речи у таких воспитанников носят стойкий характер.

Используется максимальная наглядность: схемы, муляжи правильной артикуляции звуков, технические средства обучения. Лексический материал подобран с учётом умственного и речевого развития. В процессе работы по данной программе осуществляется коррекция нарушений речи, закрепляются правильные речевые навыки, формируется практический уровень усвоения языка.

Таким образом, выполняется основная задача логопедической работы в коррекционной школе: практическое овладение русским языком.

Звуковая сторона речи

-развитие артикуляционного праксиса, речевого дыхания;

-постановка и автоматизация звуков, коррекция слоговой структур;.

- последовательная отработка правильной артикуляции звуков, их характеристика (параллельно с их усвоением на уроке обучения грамоте);

-развитие фонематических процессов;

-формирование прочных звукобуквенных связей;

-понятия «звук» и «буква». Алфавит;

-звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных;

- разделительный ь перед гласными е, ё, и, ю, я.(Смягчающая роль ь);

- различение шипящих ч, щ,ж,ш (сочетание и правописание гласных с шипящими);

-согласование звонкие и глухие (правописание на конце и в середине слова з-с, б-п, в-ф, г-к);

-дифференциация звонких и глухих согласных.

 различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных в корне. Проверка         -

правописания путём изменения формы слова;

- родственные слова. Корень слова;

- различение букв по кинестетическому сходству и оптическому (б-д, р-п, х-ж, т-п, л-м).

 

Личностные:

готовность и способность к саморазвитию в ходе логопедического занятия;

сформированность мотивации на коррекционных занятиях;

ценностно-смысловые установки на занятии;

Метапредметные:

освоение универсальных учебных действий:

-познавательные,

-регулятивные,

-коммуникативные.

Предметные:

-опыт получения, преобразования и применения нового знания в ходе занятия;

-система основополагающих элементов научного знания.

 

III.Основное содержание учебного предмета.

Учебно-тематический план.

Тема раздела

Количество часов

 

1.

2.

3.

4.

 

5.

6.

 

7.

8.

9.

10.

 

 

Обследование.

Звуковой анализ.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных.

Развитие фонематической и зрительной дифференциации на материале звонких и глухих согласных.

Обследование.

Развитие фонематической, зрительной дифференциации в группе свистящих – шипящих, аффрикат и звуков, входящих в ихсостав.

Дифференциация сонорных согласных

Развитие связной речи.

Проверочная работа.

Обследование.

8

12

13

32

 

6

17

 

4

24

14

 

8

 

 

Итого

Ч.

 
  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.     9.   10. 11. 12. 13.     14. 15.   16.   17.     18.     19.   20.   21.   22.   23.   24.   25.   26.   27.  

Класс

I четверть. (35ч.).

Звуковой анализ(12ч.).

Дифференциация понятий «звук» - «буква».

Гласные звуки и буквы («а» «о» «у» «ы» «э» «и»).

Выделение гласных звуков из звукового ряда, слога, слова.

Слогообразующая роль гласных. Слоговой состав

слова.

Деление слов на слоги. Выделение гласных из слога.

 

Последовательность слогов в слове. Составление слов из слогов. Анализ и синтез слов.

 

Ударение в слове.

Упражнение в произношении и определении ударного гласного звука в словах.

Согласные звуки и буквы. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы.

 

Гласные второго ряда. Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда.

Проверочная работа.

Обобщение по теме.

Мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных буквой «ь» в конце слова.

Предупредительный диктант.

 

 

1

1

1

1

1

1

 

1

 

 

 

Коррекция слухового восприятия на основе упражнений, игр «Угадай звук», «Подбери нужное слово».

Коррекция фонематического восприятия, памяти. «Слушай и запоминай», «Кто больше?»

Закреплять умение дифференцировать твёрдые и мягкие согласные».

 

    1.   2.   3.   4.   5.   6.   7. 8.   9.   10.   11.   12.

                                        II четверть (28ч.).

Слуховой диктант.

Дифференциация «б -п» в изолированной позиции, в слогах.

Дифференциация «б -п» в словах.

Дифференциация «б -п» в предложениях и текстах.

Слуховой диктант.

Дифференциация «д -т» в изолированной позиции, в слогах.

Дифференциация «д -т» в словах.

Дифференциация «д -т» в предложениях и текстах.

Слуховой диктант.

 

1

1

1

2

1

1

2

2

1

1

1

2

1

 

 

 

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

Коррекция фонематического слуха: «Какой звук слышится чаще других».

Коррекция фонематического восприятия «Слушай и запоминай».

Коррекция мышления на основе работы над словами-паронимами «Закончи предложение».

Корригировать устную речь через систему вопросов. Ответь на вопрос, задай вопрос.

Коррекция мыслительных операций; волевых усилий при выполнении заданий; слухового восприятия.

Развитие и коррекция устной словом, его значением; связями слов в предложении и предложений в тексте.


13.   14.   15. 16.   17.   18.   19.   20     1   2.   3.   4.   5. 6.   7.   8.   9.     10.     11. 12.   13.   14.   15.   16.   17. 18.   19.   20.

Дифференциация «д -т» в словах.

Дифференциация «д -т» в предложениях и текстах.

Слуховой диктант.

Дифференциация «г -к» в изолированной позиции, в слогах.

Дифференциация «г -к» в словах.

Дифференциация «г -к» в предложениях и текстах.

Слуховой диктант.

Обобщение по теме.

III четверть. (40ч.).

Обследование речи уч–ся.

Дифференциация «в - ф» в изолированной позиции, в слогах.

Дифференциация «в - ф» в словах.

Дифференциация «в - ф» в предложениях и текстах..

Слуховой диктант.

Дифференциация «ж -ш» в изолированной позиции, в слогах

Дифференциация «ж - ш» в словах.

Дифференциация «ж - ш» в предложениях и текстах.

Слуховой диктант.

Предупредительный диктант.

Дифференциация «з –ж» в слогах, словах.

Дифференциация «з –ж» в словах, предложениях.

Дифференциация «с – ц» в слогах, словах.

Дифференциация «с – ц» в словах, предложениях

Дифференциация «ч – ц» в слогах, словах, предложениях

Дифференциация «ч – щ» в слогах, словах, предложениях.

Дифференциация «ч –т» в слогах, словах, предложениях.

1

2

1

1

2

2

1

1

 

6

1

 

2

2

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

 

 

 

 

Коррекция логического мышления, фонематического слуха «Исправь меня»

 

Коррекция звукопроизношения, памяти.

 

Коррекция фонематического восприятия, памяти «Сочиним сказку, «Слушай и запоминай».

 

 

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

Коррекция грамматической стороны речи.

Коррекция долговременной памяти (воспоминание. пояснение,вывод).

 

 

Корригировать устную речь через систему вопрос ответ на вопрос, задай вопрос.

Коррекция на внимание: учить сосредотачиваться на предлагаемом материале в процессе деятельности.

Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении.

Развитие слухового внимания, фонематического восприятия на основе дифференциации слогов, близких по звучанию «Топни – хлопни». Развитие и коррекция словесно-логического мышления «Назови одним словом».

Развитие и коррекция словесно-логического мышления «Один – много».

21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28.   29. 30.   31. 32.

Дифференциация «з –ж» в слогах, словах.

Дифференциация «з –ж» в словах, предложениях.

Дифференциация «с – ц» в слогах, словах.

Дифференциация «с – ц» в словах, предложениях

Дифференциация «ч – ц» в слогах, словах, предложениях

Дифференциация «ч – щ» в слогах, словах, предложениях.

Дифференциация «ч –т» в слогах, словах, предложениях.

Словарный диктант.

Предупредительный диктант.

Проверочная работа.

1

1

1

1

1

1

1

1

 

2

2

1

1

 

 

 

 

Коррекция устной речи «Закончи предложение по картинке».

Коррекционные упражнения по развитию логического мышления «Слоговое лото».

Фонетическая зарядка со звуками [ж-ш].

Коррекция зрительного восприятия «Прочти слово».

Уточнить артикуляцию данных звуков. Учить различать на слух и в произношении.

Коррекция логического мышления, памяти на основе операций анализа и синтеза. Упражнения, направленные на усиление концентрации внимания, устойчивости зрительного восприятия «Кто что подарил?»

 

  1.   2. 3. 4. 5. 6.   7.   8.   0.   10. 11.   12. 13.   14. 15.   16. 17.   18. 19.   20. 21.   22. 23. 24. 25. 26.  

 

 

Четверть. (35ч.).

Проверочная работа.

Театрализация стихотворных текстов.

 «Лис и мышонок».

 

Театрализация стихотворных текстов.

 «Медведь и лиса».

 

Театрализация стихотворных текстов.

 «Кисонька - Мурысонька».

 

Игра – драматизация прозаического текста, чтение по ролям. «Где мои вещи?».

 

Игра – драматизация прозаического текста, чтение по ролям. «Для чего нужны руки?».

 

Игра – драматизация прозаического текста, чтение по ролям «Машенька».

 

Проверочная работа.

 

Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин: «Про девочку Машу и куклу Наташу».

Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин: «Как Алеша хотел белку испугать».

Последовательный пересказ текста с опорой на вопросы.

Последовательный пересказ текста с ярко выраженной причинно – следственной.

Проверочная работа.

Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин: «Незнайкин подарок».

Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин: «Про девочку Машу».

Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин: «Надежный помощник».

Составление рассказа по одной сюжетной картине «Заботливая сестра».

Составление рассказа по одной сюжетной картине «Заботливая сестра».

 

Составление рассказа по одной сюжетной картине «Случай в лесу».

 

Обобщение по теме.

Контрольная работа.

Обследование речи учащихся.

 

 

 

 

2

1

1

1

 

1

 

1

1

1

1

1

1

1

1

 

1

1

1

2

2

1

 

1

1

1

1

 

1

 

1

1

1

8

 

 

 

 

 

 

Коррекция устной речи «Закончи предложение по картинке»

Коррекция фонематического восприятия, памяти. «Слушай и запоминай» «Кто больше»

Коррекция звукопроизношения, памяти.

Коррекция мышления на основе работы со словами-паронимами «Закончи предложение».

Коррекция логического мышления, фонематического слуха «Исправь меня».

Коррекция устной речи «Закончи предложение по картинке».

Коррекция внимания, памяти на основе проведения дидактических игр «Поехали-поехали» «Будь внимателен».

 

Активизация словарного запаса. ИграКоррекция связной устной речи на основе составления предложений по картинке».

 

Коррекционная работа по развитию диалогической речи. Сказка «Теремок»

Воспроизведение скороговорок в заданном темпе с различной силой голоса, в сочетании с ритмическими движениями.

Коррекционная работа по развитию логического мышления.Игра «Найдите слово в слове».

Работа над развитием речи. «Из одного слова-несколько» «Наборщик» «Доскажи словечко».

Коррекция логического мышления, грамматического строя речи. Игра «Исправь ошибку».

Коррекция памяти. Игра «На одну тему».

 

Активизация словарного запаса. Игра «Подбери действием» «Угадай предмет (по действиям).

Коррекция связной устной речи на основе составления предложений по серии сюжетных картинок.

                             

V.Основные требования к знаниям и умениям обучающихсяпо русскому языку.

Учащиеся должны уметь:

· анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, Р-Л, свистящие и шипящие, аффрикаты, твёрдые и мягкие на слух, в произношении, написании;

· списывать по слогам с рукописного и печатного текста;

· писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, простые по структуре предложения, текст после предварительного анализа;

· писать предложения с заглавной буквы, в конце предложения ставить точку;

· составлять по заданию предложения, выделять предложения из речи и текста.

 

Основные требования к знаниям и умениям обучающихсяпо чтению и развитию речи.

Учащиеся должны уметь:

· читать по слогам короткие тексты;

· слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;

· по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказывать, о чём читали или слушали.

Учащиеся должны знать:

наизусть 3-5 коротких стихотворений, отчётливо читать их перед классом.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихсяпо развитию устной речи.

Учащиеся должны уметь:

· называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;

· участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;

· составлять простые распространённые предложения, правильно употребляя формы знакомых слов, использовать предлоги и некоторые наречия.

Учащиеся должны знать:

· названия и свойства изученных предметов и их частей;

· обобщающие названия изученных групп предметов.

VI. Материально-техническое обеспечение программы и используемая литературы.

1. Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.

2. Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелёва, Т.В.Чиркина. Основы логопедии. – М.: «Просвещение»,1989.

3. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.

4. Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская. Исправление недостатков произношения у школьников. – М.: «Просвещение», 1969.

5. А.К.Аксёнова, Э.В.Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 1987.

6.Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.

7.М.Ф.Фомичёва. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: «Просвещение», 1989.

8.Г.А.Каше, Р.И.Шуйфер, Н.А.Никашина, Э.А.Евлахова. Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся. – М., 1960.

9. Е.В.Мазанова. Коррекция аграмматическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

10. Е.В.Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

11. Е.В.Мазанова. Коррекция акустическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

12. Е.В.Мазанова. Коррекция оптическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М., 2007.

13.М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. – Волгоград: «Панорама», 2006.

14.М.Ю.Гаврикова. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие. – М.: «Глобус», 2007.

15. О.С.Гомзяк. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий. – М.: «ТЦ Сфера», 2007.

16. Т.А.Ткаченко. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап: Пособие для логопеда. – М., 2005.

 

Адаптированная рабочая учебная программа

По логопедии

Класс

На 2015-2016 учебный год

Составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных

учреждений VIII вида: Сб.1. –М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, под редакцией

доктора педагогических наук В.В. Воронковой, 2011 года,программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, М: Просвещение, 2010г.

Программу составила: учитель-логопед первой квалификационной категории Е.Н.Мотина

                                                         (Ф.И.О. учителя (учителей), составившего (их) рабочую программу)

Г. Железноводск

 

Год.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-22; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.251 с.)