Товарищеская воспитательная забота 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Товарищеская воспитательная забота



Это забота о раскрытии и развитии творческих сил человека (подрастающего и взрослого) в действиях на общую радость и пользу.

Сущность товарищеской воспитательной заботы – единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности к человеку. Оно проявляется в методах такой заботы – товарищеского убеждения, побуждения и приучения. Единство этих методов воспитания определяется необходимостью целостного развития трех сторон личности – познавательно-мировоззренческой, эмоционально-волевой и действенной.

(Иванов И.П. Педагогика коллективных творческих дел. – Киев: Освита, 1992. – С.4; Иванов И.П. Наша забота // Педагогика общей заботы. – СПб.: Образование, 1996. – С. 28).

ТОВАРИЩЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ВОСПИТАННИКОВ

В учебной работе, прежде всего на уроках, товарищеское общение педагогов и учащихся носит преимущественно характер открытой (обучающей) воспитательной заботы воспитателя о воспитанниках, воспитанников друг о друге и является в этом качестве важнейшим средством воспитания в процессе обучения, существенным условием реализации системы дидактических принципов.

В воспитательной работе товарищеское общение осуществляется в трех видах:

· во-первых, как повседневное общение воспитателей и воспитанников во внеучебной жизни – на переменах, после уроков и так далее;

· во-вторых, как организованные встречи воспитателей и воспитанников для совместного решения каких-либо практических задач;

· в-третьих, как организованные встречи воспитателей и воспитанников с новыми для детей и для взрослых явлениями в окружающей жизни: в природе, искусстве, технике, спорте.

(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. – Рязань, 1994. – С. 56-59).

ТОВАРИЩЕСКОЕ УВАЖЕНИЕ

Сложное личностное отношение, в состав которого входят три основных компонента: вера, знание и стремление.

Вера в творческие возможности человека, в его способность участвовать в улучшении окружающей жизни, в то, что человек хочет и может стать лучше.

Знание сильных и слабых сторон и воспитателя и воспитанника, понимание их природы и способов развития и преодоления

Стремление раскрыть, развить сильные стороны личности и преодолеть слабые стороны, стремление концентрирующее, мобилизующее воспитателя на сплав веры и знаний, побуждающее доводить дело до логического завершения.

(Иванов И.П. Лекции по педагогике. - Рукопись).

ТОВАРИЩЕСТВО ПОКОЛЕНИЙ

Это одна из закономерностей гуманистического, демократического воспитания, сформулированная И.П. Ивановым: "Чем успешнее строятся и укрепляются отношения общей заботы воспитателей и воспитанников, тем полнее и глубже развивается товарищеская самодеятельность воспитанников, то есть идущая под их собственным воздействием на себя, творческая забота об окружающих людях и о себе как их товарище:

• это общая забота об улучшении окружающей жизни, жизни школы, класса, родного края, далеких людей;

• это общая практическая обучающая забота воспитателей и воспитанников о своем едином коллективе, друг о друге, о каждом отдельном воспитаннике;

• это общая забота о воспитательском коллективе как самих воспитателей, так и воспитанников, их родных и других педагогов.

Высшей формой прогрессивных воспитательных отношений является творческое содружество воспитателей и воспитанников.

(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. – Рязань, 1994.- С. 21-22).

ФОРМАЛИЗМ В ВОСПИТАНИИ

Сущность формализма в воспитании – это невнимательное, шаблонное отношение к человеку или целому коллективу. Формализм в воспитании многолик и проявляется в целом ряде односторонних воспитательных приемов и действий. К ним надо отнести и дробление воспитательного процесса, когда целостный реальный процесс развития человека и коллектива планируется, осуществляется и оценивается как сумма обособленных разделов и мероприятий. Формализм проявляется и в погоне за количеством воспитательных воздействий при полном игнорировании их качественной стороны, и в односторонней трактовке применяемого воздействия (например, беседа – только с целью нравственного воспитания, или только эстетического и так далее) при полном забвении комплексного характера воспитательных средств, и в косности, консервативности используемых форм воспитательной работы, и в показном характере ее, чрезмерном увлечении проведением мероприятий для воспитанников.

(Иванов И. П. Педагогика коллективного творческого воспитания. – Киев: Освита, 1992).

ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ

Формы воспитания можно разделить на три группы:

1) формы отношений товарищеского творческого обучения – творческие занятия всех видов, личные и коллективные поручения учебного характера и тому подобное;

2) формы отношений творческого содружества – коллективные творческие дела, творческие игры, личные и коллективные поручения жизненно практического характера, творческие праздники и тому подобное;

3) синтетические формы этих отношений – повседневное товарищеское общение, творческие встречи разных видов.

(Иванов И.П. Наша забота // Педагогика общей заботы. – СПб.: Образование, 1996. – С. 16).

ФУНКЦИИ ВОСПИТАНИЯ

К основным функциям воспитания могут быть отнесены:

• открытая или скрытая передача готового опыта;

• открытое или незаметное усвоение передаваемого опыта;

• создание нового опыта совместно с воспитателями и воспитанниками (под руководством воспитателей);

• обмен между воспитанниками и воспитателями как усвоенным учебным, так и собственным опытом;

• накопление и укрепление вновь созданного опыта и закрепление его в виде традиций и привычек;

• преодоление отрицательного опыта.

(Иванов Н.П. Звено в бесконечной цепи. – Рязань, 1994. – С. 6).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.85.142 (0.008 с.)