Общая организаторская забота 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая организаторская забота



Включает в себя коллективное планирование, коллективную организацию повседневной жизни, общих творческих дел на радость и пользу людям, творческих праздников и коллективное подведение итогов выполнения намеченного плана.

(Иванов И.П. Наша забота // Педагогика общей заботы. – СПб.: Образование, 1996. – С.16).

ОБЩАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАБОТА

Это забота об улучшении жизни (своей и окружающей) путем создания и сохранения материальных и духовных ценностей, использования материальной, трудовой культуры (трудовая забота), научных знаний (познавательная забота), создания и использования художественно-эстетической культуры, художественных образов (художественно-эстетическая забота), физической культуры (оздоровительно-спортивная забота), культуры поведения, то есть обращения с окружающими и культуры общения, обмена с другими личным опытом (моральная забота).

(Иванов И.П. Наша забота // Педагогика общей заботы. – СПб.: Образование, 1996. – С. 16).

ОДНОСТОРОННЕЕ ПОНИМАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Процесс только или по преимуществу открытой передачи готового общественно необходимого опыта и усвоения этого опыта воспитанниками. Это характерно для регрессивных типов воспитательных отношений: авторитаризма, чрезмерной опеки и "свободного" воспитания. Объективная позиция воспитателя в этом процессе - это позиция передатчика готового опыта, объективная позиция воспитанника – позиция пассивного или активного потребителя такого опыта, послушного или "свободного" исполнителя воли воспитателя.

Этот характер взаимодействия отражается в направляющих развитие данного взаимодействия типах субъективных воспитательных отношений: авторитарная требовательность воспитателей к воспитанникам и "уважение" к ним как к послушным исполнителям воли старших, или в "уважении" к воспитанникам без требовательности к ним, или в уважении и требовательности к воспитанникам как активным потребителям готового опыта, активным исполнителям воли воспитателей.

(Иванов И.П. Лекции по педагогике. - Рукопись).

ОТНОШЕНИЯ "СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ"

Тип воспитательных отношений, которые возникают и развиваются в противоположность авторитаризму (авторитарным отношениям), но их противоположность относительная, ибо результаты получаются часто те же самые. В этих отношениях воспитатели тоже передают воспитанникам готовый опыт, но не организуют их деятельность, а воспитанники могут усваивать передаваемый опыт, а могут не усваивать, они сами организуют свою деятельность, в которой накапливают собственный опыт.

В этих отношениях воспитатели занимают объективную позицию, то есть действуют в качестве помощников воспитанников, а воспитанники действуют как свободные, относительно самостоятельные накопители готового и нового опыта.

В условиях "свободного воспитания" деятельность воспитанника неизбежно принимает характер потребительский, эгоистический, потому что воспитанник не может сам, без организующего участия старших успешно заботиться об улучшении окружающей жизни (для этого недостаточен его личный жизненный опыт: этого нельзя добиться в одиночку, обособленно – слишком велики трудности), и он неизбежно начинает заботиться прежде всего о себе, бороться за себя, за удовлетворение своих потребностей – на остальное у него уже не хватает ни сил, ни времени.

(Иванов И.П. Лекции по педагогике. - Рукопись).

ОТНОШЕНИЯ РАЗУМНОЙ ОПЕКИ

Тип воспитательных отношений, в которых воспитатели открыто и скрыто передают готовый опыт воспитанникам, организуя для овладения им активную, творческую деятельность воспитанников, но не сводя к этому воспитательный процесс. В этих отношениях воспитатели действуют как наставники, а воспитанники занимают объективную позицию активных творческих учеников. Именно такие воспитательные отношения строили и обобщали передовые педагоги прошлых времен (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я. Корчак, С.Т. Шацкий и другие)

(Иванов И.П. Лекции по педагогике. - Рукопись).

ОТНОШЕНИЯ ЧРЕЗМЕРНОЙ ОПЕКИ

Тип воспитательных отношений, в которых воспитатели – только или по преимуществу – передают воспитанникам готовый опыт и организуют (прямо и опосредованно, через самих воспитанников) активную и даже творческую деятельность воспитанников по усвоению этого опыта во всех сферах жизни. А воспитанники – только или по преимуществу – овладевают передаваемым опытом в активной, даже творческой деятельности во всех сферах жизни (не только в учебной работе, но и в быту, во время отдыха, в общественной деятельности). Здесь воспитатели занимают активную, "передаточную" позицию, то есть действуют только или по преимуществу как активные, даже творческие передатчики готового опыта, а воспитанники действуют только или по преимуществу как даже творческие потребители готового опыта – в практической и организаторской деятельности.

(Иванов И.П. Лекции по педагогике. - Рукопись).

ПЕДАГОГИКА АВТОРИТАРИЗМА

Практика педагогической воспитательной деятельности, построенной на убеждении, что усвоение передаваемого опыта должно происходить в пассивной деятельности воспитанников, организуемой воспитателями.

(Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. – Рязань, 1994. – С. 3).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.111.49 (0.008 с.)