Основные закономерности музыкального искусства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные закономерности музыкального искусства.



Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация — источник музыкальной речи. Основные сред­ства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, ди­намика, тембр, лад и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слу­шатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях компо­зиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художест­венных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

Формы построения музыки как обобщенное выражение ху­дожественно-образного содержания произведений. Формы од­ночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллек­тивы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио-и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, сме­шанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфоничес­кий, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество раз­ных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.

В программе первого класса два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты». В программе 2-4 классов семь разделов: «Россия – Родина моя», «День, полный событий», «О России петь – что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».

 

I класс (33 часа)

 

Раздел 1. Музыка вокруг нас (16 часов)

Музыка и ее роль в повседневной жизни чело­века. Композитор — исполнитель — слушатель. Пес­ни, танцы и марши — основа многообразных жизнен­но-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре Садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.

Примерный музыкальный материал

Щелкунчик. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

Детский альбом. П. Чайковский.

Октябрь (Осенняя песня). Из цикла «Времена го­да». П. Чайковский.

Колыбельная Волковы, песня Садко «Заиграй­те, мои гусельки». Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.

Третья песня Леля из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Гусляр Садко. В. Кикта.

Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (1-я часть «Орнамент»). В. Кикта.

Звезда покатилась. В. Кикта, слова В. Тата-ринова.

Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.-В. Глюк.

Шутка. Из сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах

Осень. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.

Пастушья песенка. На тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой.

Капельки. В. Павленко, слова Э. Бог­дановой; Скворушка прощается. Т. Попатенко, слова М. Ивенсен; Осень, русская народная песня, и др.

Азбука. А. Островский, слова 3. Петровой; Алфа­вит. Р. Паулс, слова И. Резника; Домисолька. О. Юдахина, слова В. Ключникова; Семь подружек. В. Дроцевич, слова В. Сергеева; Песня о школе. Д. Кабалевский, слова В. Викторова, и др.

Дудочка, русская народная песня; Дудочка, белорусская народ­ная песня.

Пастушья, французская народная песня; Дударики-дудари, белорусская народная песня, рус­ский текст С. Лешкевича; Веселый пастушок, финс­кая народная песня, русский текст В. Гурьяна.

Поче­му медведь зимой спит. Л. Книппер, слова А. Коваленкова.

Зимняя сказка. Музыка и слова С. Крылова. Рождественские колядки и рождест­венские песни народов мира.

 

Раздел 2. Музыка и ты (17 часов)

Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова — краски — звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные позд­равления. Музыкальные инструменты: лютня, клаве­син, фортепиано, гитара. Звучащие картины. Алжирская сказка «Чудесная лютня». Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.

Примерный музыкальный материал

Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский.

Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.

Добрый день. Я. Дубравин, слова В. Суслова; Ут­ро. А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина; Солнце, гру­зинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили.

Пастораль. Из Музыкальных иллюстраций к по­вести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; Наигрыш. А. Шнитке.

Утро в лесу. В. Салманов.

Доброе ут­ро. Из кантаты «Песни утра, весны и мира». Д. Ка­балевский, слова Ц. Солодаря.

Вечерняя. Из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтении В. Шукшина). В. Гаврилин

Вечер. Из «Детской музыки». С. Прокофьев.

Вечер. В. Салма­нов.

Вечерняя сказка. А. Хачатурян.

Менуэт. Л.-А. Моцарт.

Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто.

Баба Яга. Детская народная игра.

У каждого свой музыкальный инструмент, эс­тонская народная песня. Обраб. X. Кырвите, пер. М. Ивенсен.

Симфония 2 («Богатырская»). 1-я часть (фрагмент). А. Бородин.

Солдатушки, бравы ребятушки, русская народ­ная песня.

Песня о маленьком трубаче. С. Ники­тин, слова С. Крылова.

Учил Суворов. А. Новиков, слова М. Левашова.

Волынка. И.-С. Бах.

Колыбельная. М. Кажлаев.

Колыбельная. Ген. Гладков.

Золотые рыбки. Из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин.

Кукушка. К. Дакен.

Спасибо. И. Арсеев, слова 3. Петровой; Праздник бабушек и мам. М. Славкин, слова Е. Каргановой.

Выходной марш; Колыбельная (слова В. Лебеде­ва-Кумача). Из музыки к кинофильму «Цирк». И. Ду­наевский.

Клоуны. Д. Кабалевский.

Семеро козлят. Заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой.

Заключительный хор. Из оперы «Муха-цокоту­ха». М. Красев, слова К. Чуковского. Добрые слоны. А. Журбин, слова В. Шленского; Мы катаемся на пони. Г. Крылов, слова М. Садов­ского; Слон и скрипочка. В. Кикта, слова В. Татари-нова; Бубенчики, американская народная песня, рус­ский текст Ю. Хазанова; Ты откуда, музыка? Я. Дубравин, слова В. Суслова.

Бременские музыканты. Из Музыкальной фан­тазии на тему сказок братьев Гримм. Ген. Гладков, слова Ю. Энтина



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.188.64 (0.015 с.)