Формы взаимодействия музыкального руководителя, воспитателей детского сада и учителей музыки в школах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы взаимодействия музыкального руководителя, воспитателей детского сада и учителей музыки в школах.



Придавая большое значение личности педагога, его руководящей роли в воспитательном процессе, Н.А. Метлов возлагал большие надежды на его активное участие в работе по музыкально-эстетическому воспитанию детей. Степень активности воспитания он ставил в зависимость не только от природных данных (слух, голос, пластика движений) и профессиональной подготовки, получаемой в педагогическом училище или на курсах, но главным образом от согласованности в работе воспитателя и
музыкального руководителя
, от их взаимной заинтересованности в успешном музыкальном воспитании детей.
Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду, - следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально-педагогического процесса.
Наличие в детском саду двух педагогов - музыкального руководителя и воспитателя, к сожалению, не всегда приводит к желаемым результатам. Тут имеют место две крайности.
1. Когда все музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий. Воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей. В таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель, недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.
2. Когда музыкальный руководитель выступает только аккомпаниатором, не принимает непосредственного участия в
проведении музыкальных занятий, не следит за тем, как воспитатель и дети исполняют песни, пляску, движения. Воспитатель малоопытный и недостаточно музыкально подготовленный, работая без всякой помощи и указаний, может допустить в работе ошибки, как в подборе музыкального репертуара, так и в исполнении его. То, что сотрудничество между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо и должно быть в целостном образовательном процессе детского сада, не вызывает сомнений. Вопрос только в том: Каким оно должно быть и как его организовать?
1. Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания и развития детей.
Наибольшая роль воспитателю отводится в тех частях занятия, что связаны с музыкально-ритмической деятельностью (упражнения, танцы, игры), меньшая – в процессе слушания музыки, пения и музицирования. Функции воспитателя в каждой из возрастных групп различны, а степень его активности на занятии обусловлена возрастом детей и теми конкретными задачами, которые стоят на данном занятии.
В младших группах детского сада воспитатель является активным участником педагогического процесса на музыкальном занятии: он поёт вместе с детьми, играет с ними, водит хороводы, следит за правильной позой детей, помогает им при выполнении различных действий.
Музыкальный руководитель привлекает воспитателя для показа движений в упражнениях.

В средней группе детского сада самостоятельность детей возрастает, и функции воспитателя становятся иными. Он действует лишь по необходимости, зачастую в косвенной форме напоминает, указывает, сопоставляет. При разучивании песен, танцев, игр воспитатель показывает их отдельные фрагменты, элементы, при исполнении же с детьми уже выученного музыкального репертуара лишь оценивает их деятельность.

В группах старшего возраста воспитатель выполняет в основном вспомогательные функции: следит, как дети поют, танцуют, выполняют музыкально-ритмические движения и творчески проявляют себя в различных видах музыкальной деятельности; отмечает ошибки, чтобы в дальнейшем (в индивидуальной работе) их исправить. При знакомстве с инструментальной музыкой проводит беседу по картине, при пении может исполнить отдельный куплет или фразу, при разучивании игры выбирает ведущего, помогает распределить роли, т.е. не участвует, а только организует.

Навыки, полученные на занятиях, необходимо закреплять, а это значит, что музыка должна звучать и во время индивидуальной работы, утренней гимнастики, подвижных играх, в вечернее часы досуга, стать иллюстрацией к рассказу, сказке и т.д.
Велика роль воспитателя в руководстве самостоятельной деятельностью детей. В своей работе воспитатель должен применять косвенные методы руководства и гибкий творческий подход. Он активно формирует художественные интересы ребёнка, влияет на его музыкальные впечатления, полученные на занятиях, праздниках, в семье.

Игра, безусловно, является основной деятельностью ребенка вне занятий.
Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной. Проведение сюжетно-ролевых игр с музыкой требует очень осторожного и гибкого руководства воспитателя. Он, наблюдая ход игры, побуждает детей к пению, пляскам, игре на ДМИ. Многие сюжетно-ролевые игры возникают лишь тогда, когда детям дают игрушечный телевизор, пианино, театральную ширму. Дети начинают играть в «музыкальные занятия», «театр», выступать с концертами по «телевидению».

Разнообразна деятельность воспитателя и на праздничных утренниках. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные, случайные изменения.
Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления воспитателей. Они могут исполнить роль какого-нибудь персонажа, спеть песню, исполнить танец.
2. Роль музыкального руководителя в процессе музыкального воспитания и развития детей.
Педагог-музыкант ведет работу в двух направлениях – с детьми ивоспитателями:
Организация и проведение непосредственно самой деятельность с детьми по музыкальному воспитанию и развитию, основы,
которой заложены в методике музыкального воспитания в ДОУ.
Взаимодействие музыкального руководителя с педагогическим коллективом ДОУ, которое включает:
1. Ознакомление воспитателей с теоретическими вопросами музыкального образования детей;
2. Разъяснение содержания и методов работы по музыкальному образованию детей в каждой возрастной группе;
3. Обсуждение сценариев праздников и развлечений;
4. Участие в изготовлении праздничного оформления, декораций, костюмов, в оформлении интерьера дошкольного образовательного учреждения к праздникам;
5. Участие в организации предметно-пространственной музыкальной развивающей среды ДОУ;
6. Оказание методической помощи педагогическому коллективу в решении задач музыкального образования детей;
7. Участие в педагогических советах ДОУ.
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ музыкального руководителя и педагогического коллектива ДОУ включают:
1. Индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых должны обсуждаться вопросы -
индивидуальной работы с детьми,
музыкально-воспитательная работа в группах,
используемый на занятиях музыкальный репертуар,
вопросы организации музыкальной среды ДОУ;
2. Практические занятия педагогического коллектива, включающие разучивание музыкального репертуара.
3. Проведение вечеров досугов и развлечений с последующим анализом и обсуждением с точки зрения взаимодействия всего педагогического коллектива в решении задач музыкального развития детей.

Чтобы совместная работа музыкального руководителя и воспитателя по музыкальному воспитанию и развитию детей приносила желаемые результаты, необходимо вести и определённую работу с родителями, которая должна строиться на принципах взаимодействия и сотрудничества.
Связь между родителями и музыкальным руководителем, в большей степени осуществляет воспитатель, так как имеет больше возможностей встречаться с родителями каждый день.
Совместно же педагоги определяют разнообразные формы работы с родителями и вносят их в свой годовой план работы.
К формам работы относятся:
Открытые музыкальные занятия
Консультации.
Родительские собрания.
Семинары-практикумы.
Совместные праздники и развлечения.
Домашнее задание.
Дети вместе с родителями подбирают картинки или рисуют в «Музыкальных тетрадях», пройденные музыкальные произведения, тем самым закрепляя навыки, полученные на занятии. Домашние задания ценны тем, что совместная деятельность детей и
родителей улучшает климат в семье, вызывает у родителей естественный интерес к жизни ребёнка в детском саду.

«Уголок для родителей» создан специально для того, чтобы знакомить родителей с популярной методической литературой по вопросам музыкально-эстетического воспитания детей. В нём оформляется рекомендуемая для родителей фонотека с аудиозаписями музыкальных произведений, большой выбор «Домашних игр» для развития музыкальных и творческих способностей дете., а так же советы родителям на разные темы.

Подводя итог, следует сказать, что лишь благодаря такому взаимодействию, родителей и педагогов, мы достигнем, во-первых, положительных результатов в музыкальном воспитании и развитии детей, во-вторых, найдём понимание между педагогами и, в-третьих, мы сделаем родителей своими союзниками и активными участниками педагогического процесса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.127.197 (0.005 с.)