Империя великих моголов в XVI – первой половине XVII В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Империя великих моголов в XVI – первой половине XVII В.



Образование Могольского государства: Основателем державы в Северной Индии был тимурид (потомок Тимура-Тамерлана) Бабур (1525—1530 гг.), бывший правитель Ферганы. в 1526 г. разбил армию правителя Дели. Через год, в битве при Сикри, он победил раджпутов. Эти две победы закрепили господство Бабура в Северной Индии. В дальнейшем он овладел фактически всей долиной Ганга. Бабур правил Индией три года. Индусов он рассматривал как «неверных», смотрел на них свысока, но не преследовал. Перед смертью Бабур разделил свои владения между сыновьями, оставив Индию старшему — Хумаюну и приказав остальным ему подчиняться. Хумаюн предпринял попытку расширить свои владения. не удалось закрепить победу ввиду внутренних распрей. Его братья, стремясь отделиться от него, попытались захватить Дели. Главным противником Хумаюна выступил глава афганских феодалов Бихара и Бенгалии Шер-хан Сур. В битвах с Шер-ханом в Бихаре Хумаюн был разбит и бежал в Синд. Там он женился и у него родился сын Акбар. Вскоре преследуемому братьями Хумаюну пришлось бежать еще дальше — в Иран, а Амбара взял на воспитание брат Хумаюна. В свое время в Дели Хумаюн пытался ввести некую систему в управление империей, однако принципы этой организации были далекими от реальной жизни. Он разделил придворных на три группы — государственных деятелей, духовных феодалов и людей искусства, также установил четыре государственных ведомства: ведомство огня, куда были переданы военные дела, ведомство воды, следившее за орошением и дворцовыми винными запасами, ведомство земли, ведавшее налогами, строительством, и ведомство воздуха, которое занималось вопросами, связанными с деятельностью духовенства, поэтов и историографов, а также оплатой их труда. Такое административное деление, где смешивалось главное и второстепенное, не могло быть стабильным и было упразднено с воцарением Шер-шаха.

1540 -1545 г. в Дели правил Шер-хан, принявший титул Шер-шаха. Своей первоочередной задачей он считал обуздание феодалов. Шер-шах стремился ввести твердую норму при сборе доли урожая. Платя своим наемным воинам исключительно деньгами, Шер-шах пытался, где только возможно, перевести натуральный налог в денежный. Он жестоко подавлял сопротивление крестьян и всякие сепаратистские движения. при осаде одной из раджпутоких крепостей погиб. Среди афганских феодалов вновь разгорелась борьба за престол. Акбара (1556-1605 гг.) в Северной Индии укрепилась власть Моголов. Своей столицей Акбар сделал Агру. Первоначально государством фактически правил регент Акбара Байрам-хан. Он отнял Аджмир и крепость Гвалиур у раджпутов и упрочил за Моголами Пенджаб. В 1560 г. власть захватила другая дворцовая группа. Вскоре, отстранив временщиков, Акбар стал править самостоятельно. Это был умный, сильный, смелый юноша, любивший охоту, обладавший феноменальной памятью. Уже в раннем возрасте он понял, что править Индией можно, лишь опираясь как на мусульман, так и на индусов. он решил заручиться поддержкой воинственных раджпутов и заключил с ними союзы. С помощью союзников-раджпутов Акбар покорил сопротивлявшиеся раджпутские княжества. Система управления: Главным, ведомством в Могольском государстве было финансовое, во главе которого стоял диван. Налоговыми чиновниками были в основном индусы. Ведомство по религиозным делам называлось садарат. Главный садр назначал судей по уголовным и гражданским искам мусульман. В областях и округах действовали параллельно гражданская и военная власти. Положение крестьян: Крестьяне уплачивали ренту государству в виде налога с земли. Долей государства была объявлена 1/3 урожая. Обработка земли была государственной повинностью, и сборщику налогов предписывалось строго следить за тем, чтобы засевалась вся пригодная площадь. Тяжким бременем для крестьян оказался осущестлявшийся в центральных областях государства перевод натурального налога в денежный. Кроме уплаты налога крестьянство вынуждено было еще временами работать бесплатно на государство, на строительстве крепостей, городов и т. п. Эта повинность называлась бегар. В Могольокой империи существовали две формы государственной собственности на землю — халиса и джагир. Вся завоеванная территория поступала в фонд государственных земель, именовавшийся халиса. Из этого фонда правитель раздавал джагиры- условное пожалование, а также пожалования различным священнослужителям и богословам. Получавший джагир обязывался содержать соответствующие величине джагира отряды войск, из которых и состоял основной костяк армии правителя. Земля, отданная в джагир, продолжала считаться государственной собственностью. владения джагирдара обычно не передавались по наследству и после смерти владельца отходили в казну. существовала также частная земельная собственность феодалов-заминдаров. Заминдарами при Акбаре называли покоренных князей, которые признавали сюзеренитет Могольской империи и соглашались платить дань. Суюргал в Могольской Индии, называвшийся также мульк или инам, был частнофеодальной собственностью. Суюргалы жаловались главным образом суфийским шейхам и мусульманским богословам, а в отдельных случаях — и лицам недуховного звания. При Акбаре в связи с его религиозной политикой суюргалы стали давать и священнослужителям других вероисповеданий. Суюргал был обычно небольшим владением, передававшимся по наследству, и на его владельца не возлагалось никаких обязанностей, кроме вознесения молитв за правителя. Религиозная реформа Акбара: Акбар понимал, что индусы будут верно служить ему лишь тогда, когда он будет уважать их религиозные обычаи. Поэтому в 1563 г. он отменил налог на индусов-паломников, а через год ликвидировал и джизию(подушная подать с иноверцев). был построен молитвенный дом (специально для обсуждения религиозных вопросов). Яростные споры при обсуждениях привели к тому, что Акбар стал все дальше отходить от мусульманской ортодоксии. При своем дворе Акбар начал вводить обычаи индусов и парсов. Это вызвало в 1580 г. широкое восстание. Это восстание удалось подавить. Акбар стал насаждать при дворе новую религию, названную им «дин-и-илахи» (божественная вера), в которой должны были слиться разумные, по его мнению, элементы основных религий Индии. Главной ее идеей было возвеличение Акбара как «справедливого правителя». В 80-е годы Акбар снова стал проводить завоевательную политику, но теперь речь шла лишь о расширении пределов прочно установившейся империи. присоединил Кашмир, Орисса Кандагар. В 1605 г. умер Акбар. На престол взошел Салим, его сын, под именем Джахангира. Воцарение Джахангира (1605—1627) было отмечено некоторым отходом от политики веротерпимости, провозглашенной Акбаром. Это вызвало недовольство. Джахангир стремился подчинить те части Индии, которыми не смог овладеть его отец. Джахангир не раз сталкивался с португальцами, нападавшими на могольские корабли. В результате могольский падишах стал поддерживать соперников португальцев — англичан п голландцев, которые как раз к этому времени появились в Индийском океане. Могольские правители в XVII в. еще не теряли надежды подчинить свое всю Южную Индию. В 1627 г. Джахангир умер и на трон вступил Шах Джахан (1627—58). Во избежание возможных восстаний других претендентов на престол он приказал убить всех своих ближайших родственников. По богатству и пышности двор Шах Джахана превосходил все предыдущие. В главных городах империи были воздвигнуты великолепные здания. Армии численно разрослись, но их боеспособность снизилась. Во время походов обозники и слуги во много раз превышали число воинов. В бою полагались не столько на конницу и пехоту, сколько на боевых слонов. в горных афганских землях, где слоны пройти не могли, войска Шах Джахана не добились успеха. Почти сразу же после вступления на престол Шах Джахану пришлось вести борьбу с мятежными феодалами. Одной из своих главных задач Шах Джахан считал покорение Декана.

Персия в VII-XV вв.

В середине VII в. Персия была завоевана арабами, но они не смогли поглотить и ассимилировать ее народ. Ислам распространился быстро и вытеснил зороастризм. Но даже и в религии ислама персы шли своим путем. В исламе произошел раскол и возникли две ветви — шиитская и суннитская. Персия стала преимущественно шиитской.Но хотя Персия и не была ассимилирована, арабская цивилизация оказала на нее очень сильное влияние. Ислам дал новый стимул для развития ее искусства. Арабское искусство и культура, в свою очередь, испытали на себе влияние персидских образцов. Персидская роскошь проникла в быт простых детей пустыни, и двор арабского халифа отличался такой же пышностью и великолепием, как и всякий другой императорский двор. Багдад, столица империи, превратился в величайший город мира. В IX в. Багдадская империя пришла в упадок и распалась на ряд государств. Персия стала независимой. Но пришедшие с востока тюркские племена в конечном счете захватили ее. Они подчинили своей власти также и правителей Багдада, номинально сохранявших титул халифа. В начале XI в. возвысился Махмуд Газневи. Он совершил набег на Индию, стал угрозой для халифа и создал свою империю, но ненадолго (977—1178 гг.). Конец империи положило другое тюркское племя — сельджуки. К концу XII в. еще одно тюркское племя изгнало сельджуков из Персии и основало Хорезмское или Хивинское царство. Вопреки всему этому традиции в хозяйстве, искусстве и жизни Персии продолжали сохраняться. В X в. и первой половине XI в. она переживала такой подъем в развитии сельского хозяйства и ремесла, какого в Средние века никогда не знала ни до того, ни после. Оросительные работы, заботы о которых брало на себя государство, получили большое развитие. Высокого уровня достигла система подземных оросительных каналов. Возделывались в основном традиционные культуры: ячмень, пшеница, в южных районах — рис. Разводились и технические культуры: хлопчатник, лен, красильные растения. По-прежнему значительным был кочевой и полукочевой сектор экономики, в котором преобладали кочевники-иранцы (курды), а на юго-западе — арабы. Особое значение в хозяйственной жизни имел город. Он являлся экономическим и политическим центром округи или (для больших городов) области.  IХ—Х вв. — время усиленного внедрения ислама среди населения Ирана. Однако зороастризм сохранил сильные позиции. Под властью ряда различных тюркских династий персидское искусство и литература продолжали процветать. На языке дари (или фарси) начинают складываться самостоятельные литературы персов. Итак, несмотря на войны, конфликты и политические изменения, продолжалась живая традиция персидско-арабского искусства и культуры. Она породила многие шедевры литературы, живописи и архитектуры.

В 1220 г., завоевав Среднюю Азию, орды Чингис-хана вторглись в Иран. В результате этого нашествия многие районы Ирана были совершенно опустошены, оазисы превратились в пастбища для кочевников, а оросительные сооружения в своем большинстве были разрушены. Во многих местах Ирана все поголовье скота было уведено или уничтожено. Однако полностью Иран был завоеван только в середине XIII в. внуком Чингис-хана Хулагу. Причинив свою долю разрушений, в том числе уничтожив Багдад, Хулагу превратился в миролюбивого правителя, отличавшегося терпимостью. В 1261 г. он принял титул ильхана (буквально хан племени). Это название распространилось и на основанную им династию(1256—1353 гг.). Тяжелое хозяйственное состояние государства побудило правителя Газанхана (1295—1304 гг.) изменить внутреннюю политику. Руководящая политическая роль на время перешла от монголо-тюркской военно-кочевой знати к местной оседлой служилой знати. В результате ряда реформ были установлены точные размеры поземельной подати и определены сроки уплаты ее. Всякие произвольные поборы запрещались. Восстанавливалась чеканка серебряной монеты. Были проведены широкие оросительные работы. Вместе с тем законодательство Газанхана подтвердило прикрепление крестьян к земле и запрещение права перехода. Была установлена единая система мер и весов.

После монгольского завоевания произошло перераспределение земельного фонда. Множество земель, принадлежавших местной знати, с прикрепленными к ним крестьянами перешло в казну. А в начале XIV в. земли переходят в руки монголо-тюркской военно-кочевой знати на правах икта, а также к мусульманским религиозным учреждениям. Огромными были размеры земель ильханской фамилии. Ильханы приняли мусульманство, но оставались вполне терпимы по отношению к другим религиям. Проведенные при Газанхане реформы смогли лишь несколько задержать, но не смогли предотвратить политический распад государства Хулагуидов. В Иране сложился ряд независимых государств. Большую роль в распаде державы Хулагуидов сыграли народные восстания. Наиболее значительным из них было так называемое сербедарское движение. Сербедары образовали государство, просуществовавшее с 1337 по 1381 г. В 1370 г. в Средней Азии образовалась империя Тимура. Завоевание Персии войсками Тимура было начато в 1381 г. и закончено в 1393 г. Огромные территории, завоеванные Тимуром, отпали после его смерти. Его наследникам достались сравнительно небольшие владения, в том числе и Персия. потомки свирепого завоевателя прославились своей щедростью, гуманностью и поощрением искусств. Постепенно Тимуридов оттесняли все дальше и дальше на восток. В начале XVI в. иранский национализм одержал победу и Тимуриды были окончательно изгнаны из Персии.

Государство Сефидов.

Упадок реальной власти халифов в начале II тысячелетия н.э. способствовал не только политической децентрализации мира ислама, его полицентризму, но также увеличению роли некоторых новых духовных течений в рамках ислама. Речь идет о суфиях, своеобразных монахах ислама, и создававшихся ими суфийско-дервишеских орденах, внутренняя структура которых была основана на фанатичной преданности низших членов – послушников-мюридов – главе ордена, всевластному шейху, часто обладавшему харизматическим авторитетом и считавшемуся святым. Ордена такого типа были как в среде суннитов, так и у шиитов.
Имя ордену дал шейх Сефи ад-Дин (1252–1334). Члены ордена стали носить особую чалму с 12 красными полосами в честь 12 святых имамов и получили наименование кызылбашей (красноголовых). Они исповедовали шиизм умеренного толка.
В 1499 г. кызылбаши во главе с двенадцатилетним Исмаилом, только что ставшим их шейхом, выступили против североазербайджанского ширваншаха и захватили часть его земель, включая Баку и Шемаху. В 1502 г. в Тебризе Исмаил был провозглашен шаханшахом новой династии Сефевидов (1502–1736). Продолжая активную завоевательную политику, Исмаил и его преемники вскоре объединили в рамках своего государства все собственно иранские земли, а также Азербайджан, часть Армении, Ирака, Туркмении и Афганистана. Шиизм умеренного толка (имамизм) стал обязательной религией для населения государства.
Во главе нового государства оказались кызылбаши, из числа которых назначались военачальники, наместники в провинциях, сановники при дворе шаха. Если не считать кочевников с принадлежавшими им родовыми землями, вся земля, как это было и раньше, считалась государственной и делилась на ряд категорий: дивани (казенные), хассе (домены шахской родни и самого шаха), вакуфы.
Размер налога-хараджа был при Исмаиле снижен до 1/6 урожая. Были уменьшены налоги с городского населения. Впрочем, все эти реформы не способствовали серьезному укреплению центральной власти, которая больше держалась на авторитете самого Исмаила (1502–1524). При его преемниках она стала слабеть. В начале 70-х годов XVI в. это вызвало ряд народных восстаний, подавление которых стоило немалых усилий. Шахская власть пришла в упадок, что заметно сказалось после смерти шаха Тахмаспа в 1576 г.: среди двенадцати его сыновей и поддерживавших их различных кочевых племен начались длительные войны.
Слабостью Ирана воспользовались турки. Войны, междоусобицы, захваты и разорение городов вызвали экономический кризис. Караванные пути и водно-торговые артерии, в частности Волго-Каспийский путь, были перекрыты вражескими войсками и практически не функционировали. Под тяжестью все возраставших поборов восставали и бежали крестьяне. В этих условиях и был провозглашен очередным шахом 17-летний Аббас.
Аббас I оказался хитрым, умным и властным правителем. Он не только быстро избавился от опеки своих покровителей, но и энергично взял рычаги власти в свои руки. Подавив восстания, положив конец междоусобицам, Аббас обратился к решению нелегких международных проблем. В 1587–1588 гг. он одержал важную победу над узбеками в сражениях близ Герата и в Хорасане. Затем в 1590 г. он пошел на заключение невыгодного мира с турками, который развязал ему руки для решительных реформ. Целью этих реформ было укрепление центральной власти.
Как и в османской Турции, главной проблемой для Ирана была армия. Имея в виду явную склонность кызылбашских ханов к феодальным раздорам, Аббас поставил первой своей целью ослабить именно их. Аббас провел также финансовые реформы: были введены новые монеты и отрегулированы налоги. Некоторые районы Центрального Ирана, и в частности столица Исфаган, были на несколько лет вообще освобождены от налогов. В других районах харадж был сокращен до первоначальной 1/6 части урожая. Снизились налоги и с кочевников.
Несколько изменилась при Аббасе и система земледелия. Резко расширился фонд казенных земель дивани. Союргал практически везде был заменен тиулем с ограниченными правами владельцев пользоваться лишь строго оговоренной суммой налоговых поступлений. Был увеличен фонд шахских земель (хассе), продолжали процветать вакуфы. Сохранялись и мульки, владельцы которых платили в казну минимальный налог – 10%. Крестьянская община несла ответственность за выплату всех налоговых сборов, чему способствовал принцип круговой поруки. Крестьяне, кроме всего, выполняли еще и повинности перед государством. Немусульмане платили подушную подать джизию.
При Аббасе расцвели ремесла и торговля в богатейших городах, налоговый сбор с которых определялся правительством. Существовали казенные шахские ремесленные мастерские с большим количеством лучших мастеров, работавших преимущественно по найму. Внешняя торговля и международные торговые пути находились под особым покровительством властей: мостились дороги, строились караван-сараи. Торговля шелком стала государственной монополией, а центром ее (шелк стал основой иранского экспорта) был 600-тысячный Исфаган.
Реформировал Аббас и систему административного управления. Структура власти при нем в некоторых отношениях напоминала османскую, но была существенно солиднее. Всесильным главой был шаханшах, по воле которого любой из его подданных мог быть в любую минуту подвергнут наказанию, вплоть до казни. От имени шаха правил меджлис из семи сановников-министров во главе с великим вазиром, который, в отличие от его османского коллеги, был более гражданским, нежели военным лицом. Все министры имели ведомства-диваны с соответствующими канцеляриями и штатами. Территория страны была поделена на две основные зоны – земли дивана и земли хассе, т.е. шахские. Во главе областей дивана стояли губернаторы-беглербеги, а округами в каждой области руководили хакимы. В областях земель хассе, куда кроме шахских были включены также и вакуфные и мульковые, руководителями были сановники-вазиры. Шиитское духовенство тоже имело два соответствующих штата судей-кади и богословов, обслуживавших земли дивана и земли хассе. В целом административный аппарат сефёвидского Ирана при Аббасе был едва ли не наиболее сложным и громоздким из всех, что создала исламская государственность. Но он оказался достаточно эффективен для управления Ираном. В стране существовали и окраинные автономные территории – Картли, Кахетия, Луристан, Курдистан, Арабистан, – где была собственная традиционная система управления. И вся эта сложная бюрократическая машина при Аббасе находилась в руках не недавних кочевников-кызылбашей, но имевших восходящие к Ахеменидам традиции администрации персов.
Реформы, способствовавшие резкому усилению власти шаханшаха, послужили основой для активной внешней политики. Аббас I вел успешные войны с Турцией, заставив ее возвратить отданные ей в 1590 г. земли. Он отвоевал у Великих Моголов Кандагар, изгнал португальцев из очень важного для международной торговли острова-порта Хормоз в Персидском заливе, вел переговоры с европейскими державами и покровительствовал английской Ост-Индской компании. При Аббасе начались посольские связи Ирана с Россией (1588). Можно считать, что именно на рубеже XVI–XVII вв. сефевидский Иран благодаря реформам и политике Аббаса I достиг зенита своего внешнеполитического влияния и внутриполитического могущества. После смерти Аббаса его преемники жили некоторое время за счет этого могущества. Но не очень долго.

Государство Сасанидов.

 

Иранская династия Сасанидов, сменившая парфянскую династию Аршакидов (247 г. до н. э. — 224 г. н. э.), правила Новоперсидским царством с 224 до 651 г. Основоположником династии был Арташир, сын Папака и внук Сасана. Правители этой области были вассалами Аршакидов, но обладали некоторой самостоятельностью, в частности еще со времен Селевкидов чеканили свою монету.
От Аршакидов Сасаниды унаследовали неоднородную в этнополитическом, хозяйственно-экономическом и культурном отношении державу. В зависимости от природных условий в тех или иных областях Ирана получил распространение земледельческий или (полу)кочевой тип хозяйства. На большей части территории Ирана, представляющей собой сухое и каменистое плато, население вело полукочевой образ жизни.

Уже первые Сасаниды — Арташир и его сын и наследник Шапур I (241–272) — предприняли ряд мер по укреплению верховной власти и централизации страны, создав основные институты сасанидского государства и церкви. Все царствование Арташира прошло в военных походах.

Города, пользовавшиеся самоуправлением в парфянскую эпоху, при Сасанидах перешли под контроль центральной власти. Ктесифон, оставшийся, как и прежде, столицей, получил иранское наименование Бех Ардашир. Ардашир и Шапур I развернули широкое строительство новых городов, которым присваивали царские имена (Ардашир-хуррэ, Бех Шапур, Нишапур и др.). Они ввели в практику переселение ремесленников из захваченных византийских городов в новые города Ирана.

На основе местных зороастрийских общин Сасаниды создали единую государственную религиозную систему и установили в храмах царские священные огни, в то время как династийные огни местных правителей подверглись уничтожению.

Наряду с зороастрийцами, в Иране проживало много приверженцев и других религий. Религиозная пестрота населения Ирана способствовала зарождению и распространению нового религиозного учения — манихейства. (Основоположник манихейства – Мани).

Конец эпохи ранних Сасанидов знаменует царская надпись Нарсе (293–302), младшего сына Шапура I. В этой надписи в последний раз наряду со среднеперсидским использован и парфянский язык. После этого единственным официальным языком в Иране стал персидский.

Империя Сасанидов стала важным звеном в системе государств, расположенных на Шелковом пути и других трансазиатских маршрутах, связывавших Китай, Центральную Азию и Ближний Восток.

На востоке при Шапуре II (309–379) Сасаниды завоевали Кушанское царство. Успешной была и борьба против вторжений кочевников. На западе империи Сасанидов постоянным источником конфликтов с Римом (впоследствии с Византией) была борьба за обладание Арменией, Месопотамией и Сирией.

Усиление позиций христианства как в Византии, так и в самом Иране, стимулировало меры, направленные на укрепление позиций зороастризма и возвышение правящей династии. В первой половине V в. для главы зороастрийской церкви был введен титул мобадан мобад (т. е. «верховный жрец верховных жрецов»). Началось создание исторической хроники «Хвадай-намак» («Книги владык») с погодным изложением правлений сасанидских шахов, которое предварялось (полу)легендарными сведениями о предшествующих династиях — мифических Пишдадах и Кейанидах, а также Ашканидах. Все династии генеалогически связывались между собой, так что, согласно преданию, в Иране правил один царский род.

Социальные институты, характерные для парфянского времени, продолжали существовать и в сасанидскую эпоху, но подверглись определенной трансформации. В правовом отношении все население империи делилось на две группы: полноправные члены общин и неполноправные лица (в том числе рабы). Наряду с этим существовало деление на сословия (пешак) жрецов, воинов и прочих свободных лиц (крестьян, ремесленников и торговцев). Перейти в более высокое сословие можно было только при наличии специального решения царя и знати. При Сасанидах получило развитие рабство, имевшее наследственный характер. Насчитывалось четыре категории рабов, которые использовались в сельском хозяйстве, строительстве, в качестве прислуги, могли быть предоставлены в качестве залога кредитору.

Собственность на землю существовала в виде храмовых поместий, где трудились зависимые лица, а также арендаторы; частных владений (дастакертов) с прикрепленными к земле рабами; общинного землевладения. Поземельный налог (хараг) составлял шестую или третью часть урожая и являлся основным источником доходов казны. Лица, принадлежавшие к высшим сословиям (жрецов и воинов), освобождались от уплаты налогов. Незороастрийцы платили дополнительный налог — подушную подать (гезит).

В сасанидский период происходило постепенное расслоение общины (наф): с одной стороны, выделялась ее верхушка (дехкане), с другой — рядовые общинники пополняли формировавшийся слой «простонародья» (рам).

К концу V в. набрало силу маздакитское движение, приведшее к важным социально-политическим и экономическим изменениям в империи. Маздак был иранцем, принадлежавшим к сословию жрецов. Он проповедовал веру, близкую к манихейству, но с социальным акцентом, ратовал за общественное и имущественное равенство и возвращение к общинным порядкам. Видную роль в движении играли дехкане.

Маздак расположил к себе шаханшаха Кавада I. После того как Кавад I принял учение Маздака, родовая знать и зороастрийское духовенство совершили дворцовый переворот, приведя к власти его брата Замаспа (496–498), но через некоторое время Кавад при поддержке эфталитов вернул себе трон, подвергнув заговорщиков репрессиям.

Сын Кавада Хосров в 528–529 гг. разгромил Маздака и его ближайших сторонников.

Вступив на престол, Хосров I Ануширван (531–579) провел глубокие реформы административного, экономического, социального и военного плана. Хосров разделил государство на четыре части (куст): западную (Хорабаран, или Месопотамия), восточную (Хорасан), южную (Нимруз и, после его завоевания, Йемен) и северную (Азербайджан). В результате реформ Хосрова I выросла роль и численность государственных чиновников (дабиров), составивших фактически особое сословие.

До реформы Хосрова I основные доходы казны формировались за счет поземельного и подушного налогов, а также введенных в V в. экстраординарных сборов. Согласно налоговой реформе Хосрова I, вводились фиксированные ставки земельной подати, размер которой зависел от количества обрабатываемой земли, способа ее орошения и возделываемых культур. Земельная подать, так же как и подушный налог, стали взиматься в денежной форме.

Укрепление державы сопровождалось и внешними успехами. В 540 г. Хосров захватил у Византии Антиохию и переселил ее жителей в предместье Ктесифона. В 562 г. он заключил мир с Византией на 50 лет, вынудив ее платить дань. В 571 г. персы, стремившиеся включить в зону своего влияния торговые пути Красного моря, захватили Йемен, изгнав оттуда византийских союзников — аксумитов.

Реформы Хосрова I вызвали сопротивление родовой знати, что привело к восстанию Бахрама Чубина, узурпировавшего трон в начале 590 г. С помощью византийского императора Маврикия мятеж был подавлен и на престол вступил Хосров II Парвиз (590–628), внук Хосрова I. Воспользовавшись сложным внутренним положением в империи после убийства Маврикия Фокой в 602 г., Хосров II начал войну с Византией, которая поначалу складывалась весьма успешно. Однако решительный отпор императора Ираклия, который в союзе с хазарами разорил Закавказье и угрожал Ктесифону, свел на нет эти успехи. Хосров был свергнут и убит своим сыном Кавадом II в 628 г. С этого времени началась анархия, пока в 633 г. знать во главе с полководцем Рустамом не посадила на трон Йездигерда III (633–651).

Он воевал с лахмидским государством (лахмидский правитель был убит сасанидами), где собранная Йездигердом иранская армия подверглась разгрому. Это поражение решило судьбу Сасанидской империи. В 643–644 гг. под власть арабов перешел весь Западный Иран до границ Хорасана.

В 645–651 гг. арабские войска неуклонно продолжали продвигаться на восток вслед за убегающим Йездигердом III, который, не оставив попыток организовать сопротивление мусульманам, из Фарса перебрался сначала в Керман, а оттуда в Мерв, столицу Хорасана. Там шаханшах восстановил против себя правителя Мерва и бесславно погиб. Сын Йездигерда Пероз, рассчитывая вернуть себе трон, бежал еще дальше на восток, за Амударью, но не нашел там ни у кого поддержки. Пероз умер в 672 г. при дворе китайских императоров. Государство Сасанидов вошло в состав Арабского халифата.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.039 с.)