Религия и культура в средневековом Китае. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религия и культура в средневековом Китае.



http://iessay.ru/ru/other/istoriya-srednih-vekov/stati/srednevekovyj-kitaj.-podnebesnaya/religioznaya-zhizn-i-kultura-srednevekovogo-kitaya

С началом Средневековья в Китае получает распространение буддизм. В VI в. он становится государственной религией. Именно раннее Средневековье стало периодом утверждения буддизма, который оказан огромное влияние на развитие китайской философии, литературы и искусства.

Буддизм имел больше всего сторонников среди знати, тогда как у простонародья был распространен даосизм. Это учение хранило идеи равенства и осуждало богатство. С VII в. начала создаваться даосская церковная организация. Впоследствии правящая верхушка существенно видоизменила даосизм в свою пользу.

Между даосизмом и буддизмом продолжалась борьба за влияние в китайском обществе. Однако обе религии не могли соревноваться с конфуцианством — основой морали, образования, государственного строя, зако­нодательства. Конфуцианство учило поклоняться императору, бить справедливым и честным, любить родителей, с уважением относиться к людям, особенно уважать старших и заботиться о младших. Именно в духе конфуцианства была разработана система обяза­тельных государственных экзаменов, которые сдавали чиновники для получения должности.

Китайская культура эпохи Средневековья достигла небывалых высот. С глубокой древности китайцы вла­дели иероглифическим письмом. Это пробудило к жизни особый вид искусства — каллиграфию.

Государство содействовало развитию образования. Благодаря увеличению количества начальных и высших школ в Китае появились много грамотных и знающих людей. Правда, при династии Сун образованные люди стали редкостью. В период господства монголов обра­зованию собственно китайцев не уделялось внимания.

Большие сдвиги произошли в науке. В VIII в. в Китае открылась Генеральная Академия наук (Палата учёных). Особенно развивались математика, астрономия, приро­доведение. Появились также труды по разным разделам медицины.

В XV в. китайские ученые создали многотомные энциклопедии по истории, географии, медицине, искус­ству и т. п. Распространение научных знаний ускорилось с изобретением книгопечатания. Именно китайцы в VII в. изобрели его самую про­стую форму ксилографию.

Высокого развития достигла китайская поэзия. Её «золотая эпоха» приходится на VIII -ХIII вв.

Развивается китайская архитектура и изобразительное искусство под влиянием буддизма.

целом китайские здания дворцы, храмы, жилища зажиточных горожан или знати, городские ворота, башни, мосты имели легкие, утончённые формы. Они сооружались как из камня или мрамора, так и из дерева или даже металла. Крыши зданий имели загнутые кверху углы. Сверху императорские дворцы или дома знати часто укрывались специальными золотыми листами.

Япония до VII в.

Из изученных обитателей японских островов наиболее древними считаются предки современных айну. Некогда ими был заселен весь архипелаг. Постепенно айну оттеснились на север неоднократно переселявшимися на острова корейцами, китайцами, различными монголоидными маньчжуро-тунгусскими племенами.

Во второй половине IV в. некоторые кланы, добившись превосходства над соседями или объединившись с ними, создали в провинции Ямато государство. От этой провинции и пошло первоначальное название страны.

С образованием государства местные вожди стали рассматриваться как представители центральной власти. Общинники стали платить вождям-старейшинам оброк — зерном и продукцией ремесла. Появилась обязанность производить строительные и ирригационные работы.

Правитель являлся, прежде всего, сакральным вождем. Он возводил свою родословную к главной богине синто Аматэрасу, символу единства режима Ямато. Верховный правитель носил титул «тэнно» (император). Резиденции императоров Ямато с середины VI в. располагались в Асука.

Все свободные люди - рёмин, или «добрые люди». Остальные, кто не имел семейного имени, считались сэммин, или «низкими людьми». Эта категория включала в себя членов сельскохозяйственных и ремесленных гильдий и рабов (якко). Члены гильдий были лишь полусвободными. Их служба или занятие были, как правило, наследственными, и они жили за счет труда на благо правящих слоев общества.

Из общины выделяются собственные владения родовой знати. На ее полях работали подневольные землепашцы из числа обедневших общинников или корпорации несвободных.

Ямато контролировало значительную часть о. Хонсю. Большая же часть остальной территории Японии оставалась под контролем племенных союзов, именовавшихся удзи («семья», «клан»).

Утверждение государственных отношений сопровождалось упорной и длительной борьбой кланов за главенство в племенном союзе. После серии интриг, короткой, но кровавой гражданской войны, к власти пришли Сога. В 592 г. они убили верховного правителя и посадили на престол императрицу Суйко. Регентом при правительнице стал принц Сётоку-тайси (572—621 г.).

Сётоку-тайси является одной из крупнейших фигур в японской истории. Именно он стал основоположником буддизма в Японии. В 603 г. Сётоку установил для знати иерархический «Табель 12 рангов». Каждому рангу соответствовала определенного цвета шапка. В 604 г. принц издал свод законов, или «Предписаний».

Во времена «Предписаний» Сётоку-тайси государство состояло из клановых групп, находившихся в нестабильном равновесии. Политическая история Японии на протяжении мнотих столетий складывается из борьбы кланов за господство.

Помимо владений вождей великих кланов, вся заселенная территория в Японии принадлежала землевладельцам разной степени значимости. Тем не менее центральная власть постоянно утверждала концепцию, что провинциальные магнаты владеют и управляют своими территориями как представители или даже чиновники императора.

Исконные верования японцев сложились еще на родоплеменной стадии. В их основе находилось обожествление и почитание духов (ками), сочетавшееся с культом предков и мифологическими представлениями (синто).

Япония эпохи Хэйян.

https://history.wikireading.ru/76352

В 794 г. резиденция японского императора была перенесена в г. Хэйанкё (яп. «Столица мира и спокойствия»). Этот год принято считать началом нового периода японской истории — «эпохи Хэйан», которая закончилась в 1185 г. установлением власти военных правителей сёгунов. В период Хэйан распалась надельная система землепользования и распространилось частное землевладение, произошли значительные изменения в экономике, системе государственного управления и культуре.

Процесс образования частных земельных владений (сёэн) начался в VIII в. Согласно указу 743 г. было разрешено вечное частное владение вновь освоенными полями, поэтому большинство «ранних сёэн» возникло на новых землях. Такие владения не имели полного налогового иммунитета.

Еще одной категорией крестьян, обрабатывавших частные земли, были беглецы с государственных наделов из-за высоких налогов. В результате массового бегства крестьян в конце VIII — начале IX в. резко сократился объем налоговых поступлений в столичную казну.

В то же время государство пытается восстановить контроль над расширением частного землевладения.

В начале X в. проводится реформа местного управления, в результате которой значительно расширяются полномочия губернаторов. Теперь губернаторы полностью контролировали налогообложение в провинциях, но были обязаны перечислять в столичную казну определенную сумму налогов. Подушное налогообложение заменялось поземельным.

В X в. начинает формироваться иерархическая земельная собственность: стремясь защититься от фискального гнета и административного произвола со стороны губернаторов, мелкие землевладельцы жертвуют свои сёэн в пользу столичных аристократов.

В период Хэйан система государственной власти претерпела значительные изменения. Уже в первой половине IX в. были созданы учреждения, не предусмотренные законодательством рицурё и подчинявшиеся напрямую императору: личная канцелярия государя (куродо-докоро) и полицейское управление (кэбииси-но тё).

Во второй половине IX в. устанавливается система «правления регентов и канцлеров» (сэккан сэйдзи) из рода Фудзивара при, соответственно, несовершеннолетних и совершеннолетних императорах.

К IX в. объем культурной информации, заимствованный японцами из Китая, был огромен: в каталоге китайских книг «Нихон коку гэндзай сё мокуроку» («Каталог книг, имеющихся в Японии»), составленном Фудзивара-но Сукэё во второй половине IX в., перечислено 1579 китайских сочинений (при этом в каталог не включены буддийские сутры и трактаты). Синтез японских традиций и китайских заимствований дал начало процессу формирования самобытной «национальной культуры» (яп. коку фу бунка). В живописи наблюдается постепенный переход к собственно японским сюжетам, в архитектуре начинает преобладать японский стиль синдэн-дзукури. Происходит становление новых жанров национальной литературы.

В IX в. на основе китайских иероглифов были созданы фонетические азбуки катакана и хирагана. Первым литературным произведением, записанным азбукой хирагана, стала составленная в 905 г. поэтическая антология «Кокин вакасю» («Сборник старых и новых песен»). Хирагана применялась для записи стихов, дневников, художественных произведений. Официальные сочинения (хроники, официальные дневники) записывались иероглифами по-китайски.

В IX в. были составлены пять официальных исторических хроник.

В конце IX — начале X в. появляется новый жанр сюжетной прозы моногатари (яп. «повествование»).

К началу X в. относится появление жанра лирической прозы никки (яп. «дневник»)

В XI в. появляются исторические повести (рэкиси моногатари). В период Хэйан впервые были составлены сборники буддийских устных рассказов (буке сэцува). В IX в. возникают новые буддийские школы. Со второй половины XI в. начинает расти популярность культа будды Амида. Его последователи считали, что для спасения и возрождения в райской Чистой земле достаточно лишь повторять имя этого будды.

Япония в XIII-XV вв.

Камакурский сёгунат.

С победой рода Минамото над Тайра в 1185 г. началась новая эпоха в истории Японии. В начале первого из сёгунатов - Минамото (или Камакура, по месту расположения ставки сёгуна) - шло увеличивалась роль военного сословия в обществе. Бакуфу - ставка военного правительства. Минамото Ёритомо получил в 1192 г. от императора титул сэйи тайсёгун (великий полководец и покоритель варваров), что означало официальное признание его власти. Он основал новую военную столицу Камакура. Отсюда первый сёгунат называют камакурским (1192-1333 гг.). Сёгун исполнял в основном церемониальные обязанности по поддержанию связей с императорским дворцом, принятию вассальных присяг и т.д., в то время как власть в правительстве-бакуфу принадлежала регентам - сиккэнам. Сиккэнами становились представители тесно связанного с Минамото рода Ходзё, сохранявшего свою власть до 1333 г. Первый сиккэн - Ходзё Токимаса - стал регентом в 1203 г. при сыне Минамото Ёритомо - Ёриэ. С 1219 г., когда был убит последний сёгун из дома Минамото, все важнейшие правительственные посты полностью перешли к родственному Минамото дому Ходзё. Наблюдался дальнейший рост производительных сил. В отдельных районах стали собирать по два урожая в год. Повышается значение ремесла и торговли, увеличивается число городов. В ряде городов, в крупных землевладениях и при монастырях, с 12-13 вв. появляются ремесленные цехи — дза. Складываются купеческие гильдии — кабу. Усиливается роль денег. Активно действуют ростовщики. С конца 12 в. появляются денежные векселя. Во второй половине 13 в. возникает денежная форма земельной ренты. В области литературы важным элементом стали военные повести гунки («записки о войнах»): они писались для воинов, были наполнены самурайской моралью, отражали неписаный кодекс поведения самураев — бусидо.

 

Во второй половине XIII в. над Японией нависла серьезная внешняя опасность — вторжение монголов. Внук Чингисхана Хубилай попытался присоединить Японию к подвластной ему империи Юань. В ноябре 1274 г. к западным берегам Японии подошел монгольский флот, захвативший острова Цусима и Ики. Но нагрянувший тайфун сильно повредил этот флот. Захватчики вынуждены были отступить. В 1281 г. против Японии были двинуты сразу два флота, общей численностью в 3500 судов и лодок с более чем 100-тысячной армией. Когда подошла главная армада, страшной силы тайфун, пронесшийся над Японией, вновь потопил большую часть монгольского флота. С тех пор тайфун стал именоваться «Божественным ветром» (камикадзэ).

Средства, предназначавшиеся на оборону, усилили экономическую мощь юго-западных даймё (крупнейшие военные феодалы), а крупные военные силы, оказавшиеся в их распоряжении, увеличили их военное могущество. Император Годайго (1318-1331, 1333—1339) начал борьбу за возвращение политической власти непосредственно императору. В 1331 г. Годайго был вынужден бежать из столицы, но его схватили и отправили в ссылку. Правительство возвело на трон императора Когона, происходившего из другой ветви императорского дома. Годайго смог в 1333 г. вернуться из ссылки, а после перехода на его сторону Асикага Такаудзи, командовавшего войсками, сумел захватить столицу и контроль над большей частью страны. Император Когон отрекся, и власть полностью оказалась в руках Годайго.

 

Сёгунат Муромати (Асикага).

В 1335 г. Асикага Такаудзи присвоил себе титул сёгуна. В 1336 г. смог закрепиться в столице. На престол был посажен представитель северной ветви императорского дома. Война возобновилась, причем у обоих лагерей появились свои собственные императоры. Начался «период двух правительств» — северного и южного. Такое положение продолжалось до 1392 г. Время политического господства Асикага именуется сёгунатом Муромати (1336—1573 гг.) - там находилась резиденция сёгунов. Появление новой сёгунской династии не означало централизации страны: территория, подвластная сёгуну, ограничивалась провинциями, лежавшими вокруг Киото. Вся остальная часть страны находилась в руках местных самураев-даймё. В 1392 г. третьему сёгуну из дома Асикага подчинились все даймё. Южный император при этом отрекся от престола в пользу северного. Социальная структура общества не претерпела принципиальных изменений. Придворная аристократия, военное дворянство и верхушка духовенства составляли высший слой общества. Ниже них на социальной лестнице располагались крестьяне, ремесленники и торговцы. Клановая система разрушилась, и ее сменила семья. Верность главе клана замещается повиновением главе семьи. Относительно прочная власть сегунов Асикага сохранялась до начала 40-х годов 15 в. Центробежные тенденции стали особенно очевидными во время «Войны годов Онин» (1467-1477), в ходе которой два самых могущественных клана Хосакава и Ямано боролись за влияние на правительство сёгуна и другие влиятельные роды. Власть Асикага была подорвана окончательно, но ни одному из кланов не удалось установить прочный контроль над сёгунатом. С событий «Войны годов Онин» начался период, известный как сэнгоку дзидай («эпоха воющих провинций» - 1467-1573), в течение которого сохранялась номинальная власть Асикага, но фактически центрального правительства не существовало. Власть на местах принадлежала выдвинувшимся в ходе междоусобной войны - главам могущественных кланов (даймё), превратившимся в территориальных князей. Владельцы княжеств активно совершенствовали структуру своих владений: создавали сферу товарного обращения, транспортные пути, почтовые станции и прочее.

Распад разбросанных по стране вотчин-сёэнов (сёэн - частновладельческое феодальное поместье) привел к переходу от мелкого и среднего землевладения к крупному. В 15 в. формируется новая сельская община, представлявшая собой хорошо организованный коллектив, способный эффективно отстаивать свои интересы в условиях постоянных войн. С 15 в. резко увеличивается площадь орошаемых земель. Внедрялись новые с/х технологии, позволявшие собирать до трех урожаев в год. Широко распространились новые культуры: табак, сахарный тростник, хлопчатник, лен, развивалось животноводство. Торговля с Китаем приносила сегунам значительные доходы. Из Китая продолжали ввозить предметы роскоши, а также керамику, а из Японии в Китай везли золото, серебро и мечи. В 13-15 вв. в Японии появляются многочисленные новые буддийские учения. В 14-15 вв. самой сильной буддийской школой стала «Риндзай дзэн», монастыри которой получали поддержку со стороны сёгуната Асикага, став также важными образовательными центрами. Конец 15-16 вв. характеризуются в Японии ростом городов, ремесла и торговли. Это время можно считать «золотым веком» в развитии японских городов.

 

Япония в XVI в.

Конец 15-16 вв. характеризуются в Японии ростом городов, ремесла и торговли. Это время можно считать «золотым веком» в развитии японских городов. Возникали городские и сельские центры по производству шелковых тканей, бумаги, фарфоровой посуды, гончарных изделий. Развитие ремесла вызывало активизацию торговли. Стала процветать деятельность ростовщиков. Начало 40-х гг. 16 в. ознаменовалось проникновением в Японию европейцев, которых влекли сюда со времен Марко Поло фантастические сведения о ее несметных богатствах. Главным предметом ввоза стало огнестрельное оружие — аркебузы и мушкеты. С проникновением в Японию португальских купцов в стране появились и стали применяться часы, очки, табак, стулья, шляпы, трусы. Вслед за европейскими купцами появились португальские, испанские и другие миссионеры, которые начали вести христианскую пропаганду. Одним из ближайших результатов появления в Японии европейцев был дальнейший рост сепаратистских тенденций, в особенности на юге страны. Традиционные порядки были поколеблены. Не прекращались крестьянские восстания. В этой обстановке среди некоторых групп японских самураев и купечества усилились тенденции к объединению государства. Инициаторами этого объединения выступили самураи-землевладельцы средней руки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.235.104 (0.024 с.)