Теоретические основы бухгалтерской отчетности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы бухгалтерской отчетности



Введение

 

Финансово – хозяйственная деятельность предприятия является объектом исследования экономической теории, экономики, теории управления, организации и планирования, статистики, бухгалтерского учета и других наук. Каждая из перечисленных дисциплин имеет свой предмет исследования, который отличает её от других.

Предметом анализа и диагностики финансово – хозяйственной деятельности предприятия являются конечные результаты работы, причины их изменения и возможные последствия. Конечный результат хозяйствования может характеризоваться финансовым состоянием предприятия, массой полученной прибыли, объемом произведённой и проданной продукции, уровнем технического и социального развития. Перечисленные характеристики взаимосвязаны и взаимообусловлены, т.к. являются отражением эффективности деятельности в финансовой, экономической, производственной и социальной сферах.

Основной целью бухгалтерского учета считается постоянное отражение в учете всех хозяйственных операций предприятия и выдача в определенные периоды пользователям необходимой информации. Каждый бухгалтер знает, что только соблюдение технологии обработки учетной информации позволяет с минимальными трудовыми затратами получать быстро и качественно нужные показатели. При наступлении отчетных сроков (за месяц, квартал, год) бухгалтер прекращает приём документов относящихся к данному отчетному периоду. Эта дата оговаривается в учетной политике, утверждается в графике документооборота и все службы и сотрудники предприятия должны неукоснительно соблюдать это требование. В распоряжении бухгалтера находится комплект нормативных документов, действующих в России в данном отчетном периоде, комплект бухгалтерских документов (первичных и регистров), с отражением в установленном порядке всех хозяйственных операций, имевших место на предприятии за отчетный период и материалы годовой инвентаризации по всем счетам бухгалтерского учета. Руководствуясь всеми тремя исходными комплектами документов, бухгалтер должен составить отчет в полном объёме и представить в определенной форме каждому пользователю, в соответствии с Российским законодательством (учредителям, ГНИ, статотделу и др.). Независимо от положений учетной политики и принятой на предприятии системы учета при ведении учета и составлении отчетности нужно строго следить за очередностью закрытия (исчислением оборотов и получением сальдо) синтетических счетов и субсчетов. По мере закрытия счетов, не ожидая полного составления баланса можно выдавать отчетные формы. Завершающим этапом бухучета за отчетный период является составление ряда отчетов, составляющих отчетность предприятия, и являющихся заключительным этапом деятельности любого предприятия за отчетный период. Отчетная информация необходима для удовлетворения нужд, как руководства предприятия, принимающего решение, так и других заинтересованных пользователей.

Тема моей курсовой работы «Пояснительная записка - текстовая часть бухгалтерского отчета». Так как пояснительная записка у бухгалтеров не в части – обычно они уделяют ей мало внимания. Считается, что произвольная форма и отсутствие четких требовании к содержанию – признак того, что и инспекторам записка особо не нужна. Но это не так! Форма, раскрывающая нюансы деятельности предприятия, - страховка от лишних вопросов контролеров.

За то, что в составе годовой отчетности нет пояснительной записки, предприятию грозит штраф в размере 50 руб. (п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ). Сумма, конечно, небольшая. И вряд ли какая – нибудь организация станет опасаться такого штрафа. Но отказываться от заполнения пояснительной записки по итогам года не стоит. Дело в том, что это единственная форма отчетности, в которой бухгалтер может объяснить словами нюансы деятельности предприятия. Например, почему остатки материалов и товаров на конец года не соответствуют входящему сальдо в отчетности нового года. Или зачем унифицированную форму Отчета о прибыли и убытках бухгалтер дополнил новой строкой…

Эти и другие вопросы я хочу рассмотреть в своей курсовой работе. Так как считаю, что значимость пояснительной записки куда более велика, чем принято обычно считать.


Пояснительная записка

Записки

Согласно пункту «д» статьи 13 Федерального закона от 21 ноября 1996г. №129- ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухгалтерском учете), в состав годовой отчетности нужно включить пояснительную записку. Однако в законодательстве оговорены случаи, когда организация может не готовить пояснительную записку. Например, ее могут не предоставлять малые предприятия.

В пояснительной записке приводят те сведения о деятельности организации в отчетном периоде, которые не были раскрыты в типовых формах отчетности. Эти сведения можно разделить на три блока:

- общие данные об организации;

- расшифровка отдельных статей из форм бухгалтерской отчетности;

- аналитические показатели, которые характеризуют деятельность организации.

Действующие нормативные акты устанавливают лишь общие требования к пояснительной записке. Поэтому каждая организация самостоятельно определяет объем информации, а также форму ее подачи: текст, таблицы, схемы и т.п.

Составляя пояснительную записку, надо учитывать интересы всех пользователей бухгалтерской отчетности. Значит, если исполнительный орган организации (совет директоров, наблюдательный совет, и т. д.) считает, что пользователям необходима какая- либо дополнительная информация, то ее следует представить. Это установлено пунктом 39 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99). «Изменения в бухгалтерской отчетности относящиеся как к отчетному году, так и к предшествовавшим периодам (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.»

 Если организация подлежит обязательному аудиту, в пояснительной записке должно быть отражено мнение аудитора о достоверности предоставленных данных. Если бухгалтерская отчетность является составной частью отчета совета директоров акционерного общества или отчета наблюдательного совета, то в пояснительной записке указывается мнение аудитора о том, противоречит ли представленная информация бухгалтерской отчетности, аудит которой сделан.

Пояснительная записка состоит из общей части и разделов, в которых расшифровываются некоторые показатели Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках. В этих разделах также отражается данные, не вошедшие в типовые формы бухгалтерской отчетности, но имеющие значение для пользователей бухгалтерской отчетности.

Пояснительная записка должна содержать как минимум три раздела:

- краткую характеристику структуры и основных направлений деятельности;

- учетную политику организации;

- основные факторы, повлиявшие в отчетном году на хозяйственные и финансовые результаты деятельности организации.

Этих сведений достаточно, если организация раскрыла все существенные показатели в Бухгалтерском балансе и других формах годовой отчетности. Но так бывает не всегда. Поэтому зачастую в пояснительной записке также необходимо представить сведения об аффилированных лицах, отразить события после отчетной даты и условные факты хозяйственной деятельности, упомянуть о государственной помощи. Кроме того, надо записать важнейшие показатели по видам деятельности и рынкам сбыта. А в последнем разделе записки следует привести расшифровки и текстовые пояснения к формам бухгалтерской отчетности.

Государственная помощь.

Сюда заносят данные о государственной помощи, которую организация получила в отчетном году. Это могут быть субвенции, субсидии, бюджетные кредиты и т.д. Но в этот раздел не входят сведения о налоговых кредитах, отсрочках или рассрочках по уплате налогов и сборов.

Если организация получила государственную помощь нескольких видов, в пояснительной записке следует прокомментировать каждый из них. При этом следует указать:

- характер и величину полученных бюджетных средств;

- назначение и величину бюджетных кредитов;

- характер прочей государственной помощи, от которой организация получает экономическую выгоду;

-не выполненные к отчетной дате условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и активы.

Выводы

Рассмотрев и изучив тему курсовой работы «Пояснительная записка» я могу сделать вывод, что в ПК «Бургенский», как и во многих других организациях составлению данного документа уделяют минимум внимания. Мало кто понимает, что пояснительная записка – это страховка от лишних вопросов, раскрывающая нюансы деятельности организации. Я считаю, причиной такого пренебрежительного отношения является именно отсутствие разъяснительной информации, так как собирая материал для курсовой работы я столкнулась именно с этой проблемой.

Готовя отчетность не все бухгалтера помнят, что пояснительная записка играет важную роль и при составлении используют произвольную форму не учитывая нормативные акты, оговоренные в ст.13 Закона РФ «О бухгалтерском учете».

Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности дает разъяснение во многих случаях. Например, об изменениях в учетной политики на новый год, если с 1 января предусматриваются изменения в ведении бухгалтерского учета организации, такое требование предусмотрено пунктом 23 ПБУ 1/98.

В качестве примера пояснительной записки в курсовой работе использован документ составленный для отделения ФСС. Изучая соответствующую литературу по теме пояснительной записке я не нашла информации использования подобных документов в налоговой отчетности. Я считаю, что это существенная недоработка.

В отличие от налоговых деклараций в бухгалтерскую отчетность после сдачи вносить исправления нельзя. Поэтому все корректировки следует делать в том же периоде, когда обнаружена неточность. Если ошибки были обнаружены перед сдачей годовой отчетности, то естественно, что бухгалтерские формы за год надо заполнить уже с учетом найденных неточностей. Но при этом в пояснительной записке лучше указать, какие операции в отчетности за 1 квартал (полугодие или 9 месяцев) были отражены неверно. А также на что это повлияло – например, из – за ошибки была уменьшена сумма амортизационных отчислений, доначислен налог на имущество, перечислены пени. И объяснить, как ошибка была исправлена (в месяце, когда была найдена ошибка, были сделаны такие – то проводки).

Введение

 

Финансово – хозяйственная деятельность предприятия является объектом исследования экономической теории, экономики, теории управления, организации и планирования, статистики, бухгалтерского учета и других наук. Каждая из перечисленных дисциплин имеет свой предмет исследования, который отличает её от других.

Предметом анализа и диагностики финансово – хозяйственной деятельности предприятия являются конечные результаты работы, причины их изменения и возможные последствия. Конечный результат хозяйствования может характеризоваться финансовым состоянием предприятия, массой полученной прибыли, объемом произведённой и проданной продукции, уровнем технического и социального развития. Перечисленные характеристики взаимосвязаны и взаимообусловлены, т.к. являются отражением эффективности деятельности в финансовой, экономической, производственной и социальной сферах.

Основной целью бухгалтерского учета считается постоянное отражение в учете всех хозяйственных операций предприятия и выдача в определенные периоды пользователям необходимой информации. Каждый бухгалтер знает, что только соблюдение технологии обработки учетной информации позволяет с минимальными трудовыми затратами получать быстро и качественно нужные показатели. При наступлении отчетных сроков (за месяц, квартал, год) бухгалтер прекращает приём документов относящихся к данному отчетному периоду. Эта дата оговаривается в учетной политике, утверждается в графике документооборота и все службы и сотрудники предприятия должны неукоснительно соблюдать это требование. В распоряжении бухгалтера находится комплект нормативных документов, действующих в России в данном отчетном периоде, комплект бухгалтерских документов (первичных и регистров), с отражением в установленном порядке всех хозяйственных операций, имевших место на предприятии за отчетный период и материалы годовой инвентаризации по всем счетам бухгалтерского учета. Руководствуясь всеми тремя исходными комплектами документов, бухгалтер должен составить отчет в полном объёме и представить в определенной форме каждому пользователю, в соответствии с Российским законодательством (учредителям, ГНИ, статотделу и др.). Независимо от положений учетной политики и принятой на предприятии системы учета при ведении учета и составлении отчетности нужно строго следить за очередностью закрытия (исчислением оборотов и получением сальдо) синтетических счетов и субсчетов. По мере закрытия счетов, не ожидая полного составления баланса можно выдавать отчетные формы. Завершающим этапом бухучета за отчетный период является составление ряда отчетов, составляющих отчетность предприятия, и являющихся заключительным этапом деятельности любого предприятия за отчетный период. Отчетная информация необходима для удовлетворения нужд, как руководства предприятия, принимающего решение, так и других заинтересованных пользователей.

Тема моей курсовой работы «Пояснительная записка - текстовая часть бухгалтерского отчета». Так как пояснительная записка у бухгалтеров не в части – обычно они уделяют ей мало внимания. Считается, что произвольная форма и отсутствие четких требовании к содержанию – признак того, что и инспекторам записка особо не нужна. Но это не так! Форма, раскрывающая нюансы деятельности предприятия, - страховка от лишних вопросов контролеров.

За то, что в составе годовой отчетности нет пояснительной записки, предприятию грозит штраф в размере 50 руб. (п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ). Сумма, конечно, небольшая. И вряд ли какая – нибудь организация станет опасаться такого штрафа. Но отказываться от заполнения пояснительной записки по итогам года не стоит. Дело в том, что это единственная форма отчетности, в которой бухгалтер может объяснить словами нюансы деятельности предприятия. Например, почему остатки материалов и товаров на конец года не соответствуют входящему сальдо в отчетности нового года. Или зачем унифицированную форму Отчета о прибыли и убытках бухгалтер дополнил новой строкой…

Эти и другие вопросы я хочу рассмотреть в своей курсовой работе. Так как считаю, что значимость пояснительной записки куда более велика, чем принято обычно считать.


Теоретические основы бухгалтерской отчетности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.021 с.)