Высшие ценности государства как управленческая категория 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Высшие ценности государства как управленческая категория



 

Функцию закрепления и защиты общественно значимых ценностей выполняет государство. Выявлять и закреплять их в культуре — удел общества. Права и свободы человека — это только одна из составных частей находящегося в ведении государственной защиты ценностного

2 Чижевский А.Л., Шишина Ю.Г. В ритме Солнца. М., 1969; Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976; Карнаух В.К. Космические циклы и социальные ритмы: кон- цепция А.Л. Чижевского // Деятели русской науки XIX–XX веков. Вып. I. СПб., 2001. С. 122–137; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1992; Гумилев Л. Н. Этно- сфера: История людей и история природы. М., 1993.


арсенала. Ими он далеко не ограничивается. Каждое государство исто- рически выработало свой специфический набор иерархии ценностных ориентиров. Для российского государства, имеющего в своем основа- нии самостоятельную цивилизационную парадигму русской цивили- зации, тематика специфичности ценностного выбора представляется особо актуальной. В этой связи возникает проблема номинации выс- ших государственных ценностей. Для того чтобы это номинирование имело объективные основания, необходимо выработать методологию выявления общественно значимых ценностей.

Наука о ценностях — аксиология — существует довольно давно. Однако до настоящего времени она развивалась преимущественно вне практического применения, ограничиваясь сферой этнографической, культурологической и этической феноменологии. Новационность по- ставленной и решенной авторами задачи заключается в соединении ак- сиологического дискурса с практикой государственного управления3.

Подход по использованию ценностей в качестве управленческой категории составляет один из базовых методологических принципов Центра проблемного анализа и государственно-управленческого про- ектирования. Установление ценностных целей является сообразно с методологией Центра исходным этапом в процессе выстраивания го- сударственных политик. Соответственно ставится задача анализа выс- ших ценностных оснований государственной политики Российской Федерации в целом.

Структура работы основывается на логике примененного в ней компаративистского анализа. С одной стороны, это историко-компара- тивистское, с другой — страново-компаративистское исследование.

Первое направление дает максимально широкую развертку высших ценностей российского государства в пространстве исторического вре- мени. Глубина исторического анализа определяется доступностью со- поставимых эмпирических данных. Проверка значимости различных ценностных ориентиров для российского государства осуществляется по критерию устойчивости и воспроизводства их на различных исто- рических этапах.

 

Исследуются и исторические трансформации. Самовосстановление ценности при возможных ее морфологических модификациях на том или ином этапе также означает ее имманентную связь с существовани-

3 Чавчавадзе Н.Э. Культура и ценности. Тб., 1984; Философия и аксиология. Велико Търново, 1993; Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетич. ак- сиологии. М., 1994; Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: Опыт многомерной реконструкции // ВФ. 1996. N 4; Kluckhohn С. Values and Value-Orientations in the heory of Action // Toward a general theory of action. Camb., Massachusets, 1962; P a rs o n s T. he Social System. N.Y., 1964.


ем российского государства (рис. В. 1). Если при смене исторической модели государства в последовательности модель Московской Руси (Третий Рим) — модель Российской империи (православие — само- державие — народность) — модель СССР (коммунизм) — модель РФ (идеологическая неопределенность) обнаруживаются некие неизмен- ные, исторически устойчивые ценности, то это подтверждает гипотезу об аксиологической преемственности исторической России.

 

            


Модель Московской Руси

(Третий Рим)


Модель Российской империи (православие – самодержавие – народность)


Модель СССР

(коммунизм)


Модель РФ

(идеологическая неопределенность)


Футуромодель постлиберальной посткосмополи- тической

России


 

исторически устойчивые ценности

 

Рис. В. 1. Методика историко-компаративистского (ретроспективного) анализа

 

Применение методики страново-компаративистского анализа по- зволяет выявить универсальные ценности государств мира и наряду с этим определить идентифицирующие отличительные особенности ценностей российского государства (рис. В. 2). Соотношение между собой полученных данных может выражаться в установлении как их оппозиций (принципиальное отличие российских государственных ценностей от ценностей других государств), так и иных соотношений. Например, констатации «матрешечного» соотнесения общего и част- ного. Например, традиционная религия как универсальная ценность, православие — специфическая ценность российского государства.

Если ценностный портрет России и других стран полностью совпа- дает, то это будет означать иллюзорность тезиса о существовании осо-

 

 

Рис. В. 2. Методика страново-компаративистского анализа


бой российской цивилизации. И, наоборот, при несовпадении аксиоло- гических профилей стран следует признать специфичность российского цивилизационного ареала. Методика странового анализа используется также на предмет выявления существующих в мировой практике форм нормативного закрепления, генерации и массовой трансляции высших государственных ценностей. Соподчиненным инструментарием высту- пает контент-анализ, применяемый к текстам конституций стран мира и программам политических партий. Обоснована авторская гипотеза о наличии ценностного компонента позиционирования соответствую- щего государства в официальных документах высокого государствен- ного уровня.

Впервые к слабоформализуемому в традиционном гуманитарном дискурсе феномену высших российских ценностей применяется ин- струментарий «статистического портретирования». До настоящего вре- мени высшие ценностные ориентиры России постигались в основном интуитивно, в установленной в философии «русской идеи» традиции экзистенциального постижения. В результате доминирования данной тенденции возникает крайний релятивизм в определении высших рос- сийских ценностей, и неизбежно дезавуирование самой научной темы, превращающейся фактически в раздел публицистики. Новационность предлагаемого в настоящем исследовании подхода заключается в ана- лизе высших ценностей российского государства на основе строгой системной методологии и использования методик, характерных для точных наук.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.127.232 (0.008 с.)