Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Высшие ценности государства как управленческая категория
Функцию закрепления и защиты общественно значимых ценностей выполняет государство. Выявлять и закреплять их в культуре — удел общества. Права и свободы человека — это только одна из составных частей находящегося в ведении государственной защиты ценностного 2 Чижевский А.Л., Шишина Ю.Г. В ритме Солнца. М., 1969; Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976; Карнаух В.К. Космические циклы и социальные ритмы: кон- цепция А.Л. Чижевского // Деятели русской науки XIX–XX веков. Вып. I. СПб., 2001. С. 122–137; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1992; Гумилев Л. Н. Этно- сфера: История людей и история природы. М., 1993. арсенала. Ими он далеко не ограничивается. Каждое государство исто- рически выработало свой специфический набор иерархии ценностных ориентиров. Для российского государства, имеющего в своем основа- нии самостоятельную цивилизационную парадигму русской цивили- зации, тематика специфичности ценностного выбора представляется особо актуальной. В этой связи возникает проблема номинации выс- ших государственных ценностей. Для того чтобы это номинирование имело объективные основания, необходимо выработать методологию выявления общественно значимых ценностей. Наука о ценностях — аксиология — существует довольно давно. Однако до настоящего времени она развивалась преимущественно вне практического применения, ограничиваясь сферой этнографической, культурологической и этической феноменологии. Новационность по- ставленной и решенной авторами задачи заключается в соединении ак- сиологического дискурса с практикой государственного управления3. Подход по использованию ценностей в качестве управленческой категории составляет один из базовых методологических принципов Центра проблемного анализа и государственно-управленческого про- ектирования. Установление ценностных целей является сообразно с методологией Центра исходным этапом в процессе выстраивания го- сударственных политик. Соответственно ставится задача анализа выс- ших ценностных оснований государственной политики Российской Федерации в целом. Структура работы основывается на логике примененного в ней компаративистского анализа. С одной стороны, это историко-компара- тивистское, с другой — страново-компаративистское исследование.
Первое направление дает максимально широкую развертку высших ценностей российского государства в пространстве исторического вре- мени. Глубина исторического анализа определяется доступностью со- поставимых эмпирических данных. Проверка значимости различных ценностных ориентиров для российского государства осуществляется по критерию устойчивости и воспроизводства их на различных исто- рических этапах. Исследуются и исторические трансформации. Самовосстановление ценности при возможных ее морфологических модификациях на том или ином этапе также означает ее имманентную связь с существовани- 3 Чавчавадзе Н.Э. Культура и ценности. Тб., 1984; Философия и аксиология. Велико Търново, 1993; Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетич. ак- сиологии. М., 1994; Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: Опыт многомерной реконструкции // ВФ. 1996. N 4; Kluckhohn С. Values and Value-Orientations in the heory of Action // Toward a general theory of action. Camb., Massachusets, 1962; P a rs o n s T. he Social System. N.Y., 1964. ем российского государства (рис. В. 1). Если при смене исторической модели государства в последовательности модель Московской Руси (Третий Рим) — модель Российской империи (православие — само- державие — народность) — модель СССР (коммунизм) — модель РФ (идеологическая неопределенность) обнаруживаются некие неизмен- ные, исторически устойчивые ценности, то это подтверждает гипотезу об аксиологической преемственности исторической России.
Модель Московской Руси (Третий Рим) Модель Российской империи (православие – самодержавие – народность) Модель СССР (коммунизм) Модель РФ (идеологическая неопределенность) Футуромодель постлиберальной посткосмополи- тической России
исторически устойчивые ценности
Рис. В. 1. Методика историко-компаративистского (ретроспективного) анализа
Применение методики страново-компаративистского анализа по- зволяет выявить универсальные ценности государств мира и наряду с этим определить идентифицирующие отличительные особенности ценностей российского государства (рис. В. 2). Соотношение между собой полученных данных может выражаться в установлении как их оппозиций (принципиальное отличие российских государственных ценностей от ценностей других государств), так и иных соотношений. Например, констатации «матрешечного» соотнесения общего и част- ного. Например, традиционная религия как универсальная ценность, православие — специфическая ценность российского государства.
Если ценностный портрет России и других стран полностью совпа- дает, то это будет означать иллюзорность тезиса о существовании осо-
Рис. В. 2. Методика страново-компаративистского анализа бой российской цивилизации. И, наоборот, при несовпадении аксиоло- гических профилей стран следует признать специфичность российского цивилизационного ареала. Методика странового анализа используется также на предмет выявления существующих в мировой практике форм нормативного закрепления, генерации и массовой трансляции высших государственных ценностей. Соподчиненным инструментарием высту- пает контент-анализ, применяемый к текстам конституций стран мира и программам политических партий. Обоснована авторская гипотеза о наличии ценностного компонента позиционирования соответствую- щего государства в официальных документах высокого государствен- ного уровня. Впервые к слабоформализуемому в традиционном гуманитарном дискурсе феномену высших российских ценностей применяется ин- струментарий «статистического портретирования». До настоящего вре- мени высшие ценностные ориентиры России постигались в основном интуитивно, в установленной в философии «русской идеи» традиции экзистенциального постижения. В результате доминирования данной тенденции возникает крайний релятивизм в определении высших рос- сийских ценностей, и неизбежно дезавуирование самой научной темы, превращающейся фактически в раздел публицистики. Новационность предлагаемого в настоящем исследовании подхода заключается в ана- лизе высших ценностей российского государства на основе строгой системной методологии и использования методик, характерных для точных наук.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.127.232 (0.008 с.) |