Моцарт — первый профессиональный композитор 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Моцарт — первый профессиональный композитор



Моцарт становится первым компо­зи­тором, не состоящим на служ­бе . В 1781 году он порвал со своим патроном — архиепископом Зальц­бург­ским, уехал в Вену и стал жить отдельными заказами, а позже — и организацией «акаде­мий» (так тогда назывались симфонические концерты по подписке, чаще всего авторские). Так, в течение трех летних месяцев 1788 года он написал для такой «академии» сразу три симфонии (№ 39, 40 и 41) . К этому добавилась продажа прав на издание нот, а еще позже — всевозможная меценатская поддержка. Что, впрочем, не сделало компози­тора богатым.

Как раз в это время Моцарт достиг высшей точки класси­чес­кого симфонизма XVIII века, оставив далеко позади своих современников. Гениальное новаторство Моцарта особенно заметно в Сороковой и Сорок первой симфониях. Именно гибкая, вздыхаю­щая мелодия главной партии первой части Сороковой и по-баховски сложный финал Сорок первой дали жизнь музыке будущего века, в первую очередь Бетховена и Шуберта . Три последние симфонии Моцарта и по сей день исполняют чаще прочих.

Вольфганг Амадей Моцарт. Симфония № 41. Исполняет Royal Concertgebouw Orchestra, дирижер Николаус Арноркур

ВАЖНО!

Экономика музыки

Традиционно композиторов и исполнителей обеспечивали работой монастыри, соперничавшие друг с другом просвещенные монархи и князья, церковные общины, меценаты. Прежде чем с ними начала конкурировать публика в нынешнем смысле слова, прошли сотни лет, в течение которых музыка была предметом роскоши, приви­ле­гией очень немногих. В эпоху Моцарта концертная жизнь, похожая на современную, только начинала формироваться в полуфеодальных немецкоязычных странах и Франции, поэтому моцартовский фриланс во многом еще держался на концертах по подписке, частных уроках и подарках сиятельных лиц. Для сравнения: Гайдн большую часть жизни прослужил в Австрии придворным капельмейстером, а освободившись от контракта, поехал в капиталистическую Англию с ее общедоступными концертами — и там снискал огромный коммерческий успех как свободный художник.

VI Романтизм

ГОД

Начало формирования национальной идентичности в музыке

Сначала в Чехии, Германии, а потом и в других странах Восточ­ной и Северной Европы появляются хоровые обще­ства — небольшие, но много­чис­ленные объединения, исполняющие несложный хоровой репертуар. С этих «низовых» обществ начинает складываться такое явление, как национальная музыка и вообще музыкальный романтизм с его интересом к национальным традициям и малым фор­мам — фортепианным пьесам и песням, которые удобны для домашнего исполнения.

ГОДЫ

Паганини — первый виртуоз

В эпоху романтизма возникает новый тип музыканта — виртуоза, и складывается культ особого его почитания. Никколо Паганини, начавший как вундеркинд и продол­живший карьеру почти непрерывно гастролирующего скрипача, привлекал публику не только мастерской и точной игрой, но и загадочным, порой экзальтированным поведением. Его собственные каприсы для скрипки (сочинения свободной формы, благодаря Паганини ставшие виртуозно-изысканным жанром), ноты которых мог купить каждый исполнитель, были первым вызовом виртуоза не виртуозу.

Никколо Паганини. Каприс № 24. Исполняет Яша Хейфец (скрипка)

ГОД

Появление музыки с литературным содержанием

Новый для XIX века жанр — програм­мная симфония, то есть имеющая литературную программу, появляется с легкой руки Бетховена. Пытаясь создать что-то, что соединяло бы не только инстру­мен­тальную и вокальную музыку, но и уравнивало музыку и литературу, Бетховен вынужден закончить Девятую симфонию (1824) как ораторию: в финале солистами и хором исполняется «Ода к радости» на слова поэмы Фридриха Шиллера. Надо заметить, что более ранние сочинения с названиями (концерты Вивальди, симфонии Гайдна) опирались на живопись или в лучшем случае описательную поэзию; в них отсутствовал литера­турный нарратив. Непосредственно он появляется у Гектора Берлиоза в его «Фантасти­ческой симфонии» 1830 года: Берлиоз не использует вокал, но предлагает слушателю прочитать написанный им сопроводительный текст, состоящий из названия и краткого литературного вступле­ния к каждой части. Эти эксперименты продолжил Феликс Мендельсон. Две его увертюры — «Гебриды, или Фингалова пещера» (1832) и «Морская тишь и счастливое плавание» (1828–1834) — считаются непосредственными предше­ственниками жанра симфони­ческой поэмы, созданной Ференцем Листом. Таким образом, романтики не придумали собственной крупной формы, но перепридумали старую, наполнив ее новаторским для своего времени содержанием.

Флешмоб «Ода к радости» из Симфонии № 9 Людвига ван Бетховена. Нюрнберг, 2014

Е ГОДЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.231.155 (0.004 с.)