Судебный конституционный контроль: понятие, модели. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Судебный конституционный контроль: понятие, модели.



Вопросы к экзамену по конституционному правосудию

1. Судебный конституционный контроль: понятие, модели.

2. Создание и этапы функционирования Конституционного Суда Российской Федерации.

3. Конституционно-правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, юридическая сила, виды и действие.

4. Гарантии самостоятельности и независимости Конституционного Суда Российской Федерации.

5. Состав и порядок формирования Конституционного Суда Российской Федерации.

6. Структура Конституционного Суда Российской Федерации. Председатель и другие должностные лица Конституционного Суда Российской Федерации.

7. Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, структура, виды.

8. Права и обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Занятия и действия, не совместимые со статусом судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

9. Приостановление и прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

10. Цель, задачи и функции Конституционного Суда Российской Федерации.

11. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, их классификация.

12. Разграничение полномочий Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и судов общей и арбитражной юрисдикции.

13. Конституционное судопроизводство как самостоятельный вид судопроизводства.

14. Виды участников конституционного судопроизводства.

15. Доказывание и доказательства в конституционном судопроизводстве.

16. Процессуальные сроки и судебные расходы в конституционном судопроизводстве.

17. Стадии конституционного судопроизводства.

18. Требования, предъявляемые к обращению в Конституционный Суд Российской Федерации.

19. Рассмотрение обращения Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации.

20. Предварительное изучение обращения судьей (судьями) Конституционного Суда Российской Федерации.

21. Основания отказа в принятии обращения к рассмотрению в Конституционном Суде Российской Федерации.

22. Назначение и подготовка дел к слушанию в Конституционном Суде Российской Федерации. Полномочия судьи-докладчика.

23. Подготовительная часть судебного разбирательства в Конституционном Суде Российской Федерации. Полномочия председательствующего в судебном заседании.

24. Исследование дела по существу в Конституционном Суде Российской Федерации.

25. Принятие итогового решения судьями Конституционного Суда Российской Федерации.

26. Оглашение, вступление в силу и опубликование итоговых решений Конституционного Суда Российской Федерации.

27. Исправление неточностей и разъяснение итоговых решений Конституционного Суда Российской Федерации.

28. Действие и исполнение итоговых решений Конституционного Суда Российской Федерации.

29. Особое мнение и мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации, их обнародование.

30. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению и разрешению дел без слушания.

31. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел о толковании Конституции Российской Федерации.

32. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними.

33. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

34. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел по спорам о компетенции.

35. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

36. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел о конституционности законов по запросам судов.

37. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дела о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

38. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дела о соответствии Конституции Российской Федерации инициативы проведения референдума Российской Федерации по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума.

 

Требования, предъявляемые к обращению в Конституционный Суд Российской Федерации.

Обращение направляется в Конституционный Суд Российской Федерации в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами). Обращение может быть направлено в Конституционный Суд Российской Федерации в электронном виде посредством заполнения специальной формы на официальном сайте Конституционного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, определяемом Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. В этом случае переписка с заявителем может осуществляться также в электронном виде в порядке, определяемом Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

В обращении должны быть указаны:

1) Конституционный Суд Российской Федерации в качестве органа, в который направляется обращение;

2) наименование заявителя (в жалобе гражданина - фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;

3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;

4) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт, который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;

5) нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации;

6) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции Российской Федерации, подлежащем толкованию;

7) конкретные, указанные в настоящем Федеральном конституционном законе основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Российской Федерации;

8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации;

9) требование, обращенное в связи с запросом, ходатайством, жалобой к Конституционному Суду Российской Федерации;

10) перечень прилагаемых к обращению документов.

 

 

Предварительное изучение обращения судьей (судьями) Конституционного Суда Российской Федерации.

Предварительное изучение обращения судьями Конституционного Суда РФ осуществляется либо после изучения обращения Секретариатом Конституционного Суда РФ, который не нашел оснований отклонить обращение, либо когда заявитель после уведомления Секретариата о несоответствии обращения требованиям Закона настаивает на принятии решения по этому вопросу Конституционным Судом РФ.

 

Предварительное изучение обращения судьей (судьями) Конституционного Суда РФ является обязательной стадией производства в Конституционном Суде РФ.

 

Результаты работы с обращением руководитель Секретариата докладывает Председателю Конституционного Суда РФ, который в порядке, установленном Конституционным Судом РФ, поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения. Оно должно быть завершено не позднее двух месяцев с момента регистрации обращения. Данный срок является максимальным, в него включается время, в течение которого обращение рассматривается работниками Секретариата.

 

В случае, если судьей проверяется обоснованность решения Секретариата о несоответствии обращения требованиям Закона, такая проверка должна быть проведена в срок не позднее месяца.

 

При предварительном изучении обращения судья может поручить управлениям Секретариата подготовить дополнительные аналитические и справочные материалы, вопросы для экспертов и т. д. Судья организует работу по выполнению его поручений и соблюдению установленных сроков предварительного изучения обращений, находящихся у него в производстве. На данной стадии судья может связываться с заявителем с целью выяснения его позиции, выяснения уточняющих вопросов, представления дополнительных документов.

 

Обращения, по которым завершено предварительное изучение, рассылаются всем судьям и вносятся в пленарное заседание Конституционного Суда РФ для рассмотрения вопроса о принятии к рассмотрению. Заявитель, а также органы или должностные лица, издавшие оспариваемый акт или участвующие в споре о компетенции, могут быть заблаговременно уведомлены о времени и месте заседания Конституционного Суда РФ по вопросу о принятии соответствующего обращения к рассмотрению.

 

Завершением стадии предварительного изучения обращения судьями Конституционного Суда РФ является заключение судьи (судей) о принятии обращения к рассмотрению либо об отказе в принятии обращения к рассмотрению, которое докладывается в пленарном заседании.

 

Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом РФ в пленарном заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения. О принятом решении уведомляются стороны.

 

 

Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дела о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Запрос о даче такого заключения допустим, если обвине­ние в государственной измене или совершении иного тяжкого преступле­ния выдвинуто Государственной Думой и имеется заключение Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Россий­ской Федерации признаков соответствующего преступления.

 

Запрос направляется в Конституционный Суд не позднее месяца со дня принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения. К запросу прилагается текст решения Государственной Думы, протокол или стенограмма обсуждения этого вопроса, текст заключения Верховного Суда Российской Федерации. Заключение Конституционного Суда должно быть дано не позднее десяти дней после регистрации запроса.

 

По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд принимает заклю­чение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения или о его несоблюдении. В последнем случае рассмотрение обвинения прекраща­ется.

 

 

Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дела о соответствии Конституции Российской Федерации инициативы проведения референдума Российской Федерации по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума.

Согласно п. «в» ст. 84 Конституции РФ Президент РФ на­значает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

 

Соответствующее полномочие впервые было предоставлено КС РФ ФКЗ от 10 октяб­ря 1995 г., а затем фактически продублировано в ФКЗ от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О рефе­рендуме Российской Федерации».

В ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» нихера нет – очень жаль.

 

Субъекты. Следует признать, что данное производство имеет два подвида: производство по запросу Верховного Суда РФ в соответствии с ч. 17 ст. 15 Федерального конституци­онного закона от 28 июня 2004 г. и производство по запросу Президента РФ в соответствии с ч. 1 ст. 23 того же Закона.

 

Верховный Суд РФ обя­зан обратиться в Конституционный Суд РФ, если решение ЦИК России о несоответствии вопроса (вопросов) требованиям ст. 6 указанного Закона оспорено в Верховном Суде РФ и из заключения ЦИК России следует, что какой-либо вопрос рефе­рендума не соответствует Конституции РФ.

 

Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. Президент РФ в обязательном порядке не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, направляет их в Конституци­онный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ ини­циативы проведения референдума по предложенному (точнее, уже поставленному) вопросу (вопросам) референдума.

Запрос Верховного Суда РФ в Конституционный Суд РФ до­пустим, если:

 

во-первых, есть жалоба в Верховный Суд РФ на ре­шение ЦИК России с заключением о несоответствии вопроса (вопросов) референдума требованиям, предусмотренным ст. 6 ФКЗ от 28 июня 2004 г.;

 

во-вторых, в заключении ЦИК России констатируется несоответствие Кон­ституции РФ какого-либо вопроса референдума.

 

Запрос Президента РФ в Конституционный Суд РФ допус­тим при наличии положительного решения ЦИК России о ре­зультатах выдвижения инициативы проведения референдума Российской Федерации и соответствующих документов, преду­смотренных Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г.

 

При обращении Верховного Суда РФ предметом рассмотре­ния в Конституционном Суде РФ являются предлагаемые на референдум вопросы, которые квалифицированы в заключении ЦИК России как не соответствующие Конституции РФ.

 

В случае обращения Президента РФ предмет рассмотрения в Конституционном Суде не определен достаточно четко: либо это только предлагаемые вопросы референдума, либовся про­цедура инициативы проведения референдума, включая и по­ставленные на референдум вопросы. Это затрудняет и решение вопроса о пределах такой проверки.

 

Следуя буквальному смыслу ст. 23 «Назначение референдума» Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г., не­обходимо признать, что предметом проверки конституционности является вся процедура инициативы проведения референдума.

 

Предмет судебного конституционного контроля, равно как и пределы такого контроля, будет определяться вопросами, на­шедшими отражение в Конституции РФ либо имеющими кон­ституционное значение.

 

Вопросы, выносимые на референдум Российской Федера­ции, не должны ограничивать, отменять или умалять общепри­знанные права и свободы человека и гражданина, а также кон­ституционные гарантии таких прав и свобод.

Итоговое решение и его юридические последствия. Важно и целесообразно законодательно установить непро­должительный срок, в течение которого Конституционный Суд РФ будет обязан рассмотреть дело о проверке конституци­онности инициативы проведения общероссийского референду­ма по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума.

Вопросы к экзамену по конституционному правосудию

1. Судебный конституционный контроль: понятие, модели.

2. Создание и этапы функционирования Конституционного Суда Российской Федерации.

3. Конституционно-правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, юридическая сила, виды и действие.

4. Гарантии самостоятельности и независимости Конституционного Суда Российской Федерации.

5. Состав и порядок формирования Конституционного Суда Российской Федерации.

6. Структура Конституционного Суда Российской Федерации. Председатель и другие должностные лица Конституционного Суда Российской Федерации.

7. Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации: понятие, структура, виды.

8. Права и обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Занятия и действия, не совместимые со статусом судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

9. Приостановление и прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации.

10. Цель, задачи и функции Конституционного Суда Российской Федерации.

11. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, их классификация.

12. Разграничение полномочий Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и судов общей и арбитражной юрисдикции.

13. Конституционное судопроизводство как самостоятельный вид судопроизводства.

14. Виды участников конституционного судопроизводства.

15. Доказывание и доказательства в конституционном судопроизводстве.

16. Процессуальные сроки и судебные расходы в конституционном судопроизводстве.

17. Стадии конституционного судопроизводства.

18. Требования, предъявляемые к обращению в Конституционный Суд Российской Федерации.

19. Рассмотрение обращения Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации.

20. Предварительное изучение обращения судьей (судьями) Конституционного Суда Российской Федерации.

21. Основания отказа в принятии обращения к рассмотрению в Конституционном Суде Российской Федерации.

22. Назначение и подготовка дел к слушанию в Конституционном Суде Российской Федерации. Полномочия судьи-докладчика.

23. Подготовительная часть судебного разбирательства в Конституционном Суде Российской Федерации. Полномочия председательствующего в судебном заседании.

24. Исследование дела по существу в Конституционном Суде Российской Федерации.

25. Принятие итогового решения судьями Конституционного Суда Российской Федерации.

26. Оглашение, вступление в силу и опубликование итоговых решений Конституционного Суда Российской Федерации.

27. Исправление неточностей и разъяснение итоговых решений Конституционного Суда Российской Федерации.

28. Действие и исполнение итоговых решений Конституционного Суда Российской Федерации.

29. Особое мнение и мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации, их обнародование.

30. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению и разрешению дел без слушания.

31. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел о толковании Конституции Российской Федерации.

32. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними.

33. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

34. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел по спорам о компетенции.

35. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

36. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дел о конституционности законов по запросам судов.

37. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дела о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

38. Производство в Конституционном Суде Российской Федерации по рассмотрению дела о соответствии Конституции Российской Федерации инициативы проведения референдума Российской Федерации по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума.

 

Судебный конституционный контроль: понятие, модели.

Судебный конституционный контроль (СКК)- это проверка на соответствие конституции законов и иных нпа, решений и действий органов публичной власти, их должностных лиц. (решения КС выносятся от имени государства, как правило, являются окончательными, обжалованию не подлежат и имеют общеобязательную юридическую силу.

 

СКК– это наиболее действенное и эффективное средство в охране и защите конституции, осуществляемый судами общей юрисдикции и специализированными, конституционными судами. В зависимости от того, какие суды осуществляют контроль, различают 2 основные модели: I. североамериканскую и II.Европейскую (континентальную), но есть еще и III. Смешанная (совмещение элементов1 и 2ой)

 

 

I. Принята кроме США, в Канаде, в ряде европейских государств (Дания, Ирландия, Норвегия, Швеция); во многих странах Латинской Америки (Аргентина, Боливия, Мексика и др); Австрии и Новой Зеландии; в азиатских странах (Израиль, Индия, Иран и др); в ряде англоязычных африканских стран (как правило, там, где действует система общего права).

 

Особенность: данный контроль осуществляется судами общей юрисдикции.

 

Виды: 1. контроль осуществляется всеми общими судамипри рассмотрении конкретных дел (гр, административных, уг-х) в соответствии с правилами обычной судебной процедуры (децентрализованный контроль).

 

2.контроль верховными (высшими) судебными инстанциями, возможно по особой процедуре (децентрализованный контроль)

 

II.Является преобладающей в мире, принята в большинстве стран Западной Европы, Латинской Америки (Колумбия, Коста-Рика, Корея и др), Азии (Ирак, Кипр, Сирия, Турция и др), Африки (Ангола, Египет, Мали и др), т.е. эта модель характерна для государств, в которых действует принцип верховенства и высшей юридической силы конституции.

 

Имеет 2 разновидности: Конституционность объектов контроля проверяют специализированные – конституционные – суды либо специальные конституционные коллегии, палаты в составе высших судов, для которых конст контроль является единственной (исчерпывающей) функцией, и осуществляют ее по правилам специальной процедуры (ценрализованный контроль).

 

В РФ действует европейская модель в виде функционирования самостоятельно КС РФ. В федеративных гос-ах сущ-ет как федеративный КС РФ, так и СК S-в РФ, которые правда не образуют единую инстанционную систему судебного конст контроля (Германия, Россия и др).

 

III. Верховный суд Канады – главная апелляционная инстанция страны – рассматривает конституционно-правовые вопросы при осуществлении обычного судопроизводства по конкретным делам, в тоже время он наделен специальными полномочиями рассматривать по запросу Правительства «важные вопросы права или факта», касающиеся толкования Конституции, конституционности или толкования федерального или провинциального законодательного акта, а так же по любому иному важному вопросу права или факта, касающемуся любой другой области. Решения носят рекомендательный характер.

 

Верховный суд Израиля – последняя апелляционная инстанция по гражданским, уголовным и иным делам, осуществляет конституционный контроль в качестве Высшего Суда справедливости.

 

В странах Латинской Америки – североамериканская (децентрализованная) модель + европейская (централизованная) модель = создание специализированных судов, наделенных полномочиями конст контроля, с использованием традиционной для латинского конституционализма процедуры ампаро, процессуальных средств защиты и коллективных прав (Перу, Бразилия, Мексика и др)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.118.95 (0.091 с.)