Тема . Общее устройство прицепов и тягово-сцепного устройства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема . Общее устройство прицепов и тягово-сцепного устройства.



 

Механические сцепные устройства и их элементы — это все детали на раме, несущих элементах кузова и ходовой части механического транспортного средства и прицепа, с помощью которых они соединяются для использования в качестве состава транспортных средств (автопоезда) или автомобиля с прицепом. К ним относятся также съемные или стационарные части, необходимые для крепления либо эксплуатации механического сцепного устройства или его элемента.

Применяемые в настоящее время сцепные устройства делятся на классы, представленные в таблице.

 

Таблица. Классы тягово-сцепных устройств.

Класс Описание
A Шаровые наконечники сцепных устройств и тяговые кронштейны с шаровым приспособлением диаметром 50 мм, устанавливаемые на тягаче
B Сцепные головки, устанавливаемые в проушине прицепа для соединения с наконечником диаметром 50 мм
C Соединительные фланцы со шкворнем диаметром 50 мм, а также с захватом и автоматически закрывающимся стопорным штифтом, устанавливаемые на тягаче
D Проушины сцепных тяг, имеющие параллельное отверстие для шкворня диаметром 50 мм, устанавливаемые на прицепе
E Нестандартные сцепные тяги, включающие инерционные системы и аналогичные детали оборудования, установленного в передней части буксируемого транспортного средства
F Нестандартные тяговые брусы
G Опорно-сцепные устройства плоского типа, оборудованные автоматическим стопорным приспособлением и устанавливаемые на тягаче для соединения со шкворнем диаметром 50 мм
H Шкворни опорно-сцепных устройств диаметром 50 мм, устанавливаемые на полуприцепе
J Нестандартные установочные плиты, включая все элементы и приспособления, необходимые для крепления опорно-сцепных устройств к раме или шасси тягача
K Стандартные сцепные устройства крюкового типа, устанавливаемые на тягаче
L Стандартные тороидальные петли сцепных тяг для использования с устройствами класса К, устанавливаемые на прицепе

Основными элементами сцепных устройств тягачей являются тягово-сцепные устройства (класса А, С, К), седельных тягачей — седельно-сцепные устройства (класса G), прицепов — дышла с петлей или замковым устройством (класса В, D, L), а полуприцепов — тяговый шкворень (класса Н).

Наиболее распространенные виды тягово-сцепных устройств грузовых автомобилей-тягачей — крюковые и беззазорные со шкворнем.

 

Крюковые устройства состоят из следующих основных элементов: крюка, направляющего фланца, защелки с фиксирующей собачкой и демпфера.

Основные элементы беззазорных устройств со шкворнем — вилка, направляющий фланец, шкворень, подъемное приспособление шкворня и направляющее приспособление вилки.

Указанное устройство обеспечивает функцию автоматического соединения тягача с прицепом при движении задним ходом. При этом передний край петли дышла прицепа проходит через направляющее приспособление и заходит в зев вилки устройства, когда шкворень выведен из зева в направлении вверх и зафиксирован в этом положении. Проходя через зев, передний край петли нажимает на штифт стопорного приспособления и поднимает его. Стопорное приспособление освобождает рычаг, с помощью которого осуществляется перемещение шкворня. Под действием пружины шкворень перемещается в отверстие петли дышла и втулку на противоположной стороне вилки и осуществляет сцепку автопоезда. Рычаг подъемного приспособления шкворня поворачивается в исходное положение и блокируется стопорными пальцами.

 

Рис. Грузовые сцепные устройства для буксировки прицепов: а — тяговый крюк (1 — защелка; 2 — крюк; 3 — демпфер; 4 — направляющий фланец; 5 — фиксирующая собачка); б — беззазорное (1 — подъемное приспособление шкворня; 2 — сцепная вилка; 3 — шкворень; 4 — направляющее приспособление; 5 — направляющий фланец)

 

Для сцепки с тягачами прицепов малой грузоподъемности (категорий О1 и О2) в настоящее время широко применяется беззазорное сцепное устройство шарового типа. В этом случае на тягаче устанавливается прицепное устройство (каркас), имеющее на конце сцепной шар диаметром 50 мм.

В процессе сцепки автомобиля с прицепом шар соединяется со сферическим гнездом замкового устройства, которое устанавливается на прицепе и выполняется в различных вариантах.

 

Основными элементами замковых устройств являются сухари, обжимающие сцепной шар, пружина, обеспечивающая достаточное усилие прижатия, рукоятка, с помощью которой производится сцепка и расцепка приспособления, и стопор, которым сухари фиксируются в прижатом положении.

Седельно-сцепное устройство предназначено для подвижного соединения автомобиля-тягача с полуприцепом для обеспечения возможности угловых перемещений звеньев автопоезда в горизонтальной и вертикальной плоскостях относительно оси сцепного шкворня. Оно представляет собой отдельный узел, устанавливаемый на раме с помощью болтов или стремянок в задней части автомобиля-тягача в месте, которое определяется исходя из распределения нагрузки от веса полуприцепа, приходящегося на седельно-сцепное устройство, по осям тягача. Иногда такое устройство монтируют на специальное приспособление, позволяющее быстро варьировать место установки сцепного устройства по длине рамы. Такое приспособление может иметь ручной или пневматический привод механизма, фиксирующего седло в заданном положении.

Сцепной шкворень имеет цилиндрическую форму с заплечиком по нижнему торцу, препятствующим расцепке при вертикальных относительных перемещениях тягача и полуприцепа.

 

Рис. Сцепной шкворень, предназначенный для седельно-сцепного устройства: 1 — охватываемая поверхность; 2 — заплечик

 

Рис. Седельные сцепные устройства: а-в — варианты исполнения; 1 — захват; 2 — рукоятка; 3 — шарнир; 4 — вкладыш; 5 — седло

Варианты применяемых в настоящее время сцепных устройств представлены на рисунке. Несмотря на различное исполнение, эти устройства имеют ряд общих элементов, таких как седло, воспринимающее вертикальную нагрузку от полуприцепа, шарнир, позволяющий седлу перемещаться на определенный угол в вертикальной плоскости, захват, фиксирующий сцепной шкворень в рабочем положении и воспринимающий тяговые нагрузки, вкладыш, к которому прижимается сцепной шкворень в зафиксированном положении и воспринимающий нагрузки при накате полуприцепа на тягач, и рукоятка, предназначенная для блокировки захвата в рабочем положении и разблокировки его при расцепке.

Основными контролируемыми элементами сцепного устройства являются захват, вкладыш и сопрягаемые детали шарнира.

 

Тема: «Общее устройство прицепов и тягово-сцепных устройств» - 1 час.

 

Классификация прицепов.


Прицепы к легковым автомобилям делятся на универсальные грузовые, предназначенные для перевозки различных грузов, и прицепы специального назначения.


К прицепам специального назначения относятся:

 

·самосвалы для перевозки сыпучих грузов;

·цистерны для перевозки жидкостей;

·прицепы для перевозки техники — лодок, гидро - или мотоциклов, снегоходов и т. п.;

·прицепы-автовозы для перевозки автомобилей;

·туристические прицепы для багажа и комфортного отдыха туристов;

·прицепы-дачи — с объемным кузовом, предназначенные для отдыха и ночлега туристов на стоянках. Обычно оборудуются газовой плиткой, емкостями для воды, биотуалетом и т. п.;

·коммерческие прицепы — передвижные павильоны для торговли, оснащенные необходимым оборудованием (холодильником, витриной и т. п.);

·прицепы для перевозки животных (например, скаковых лошадей)

Характеристики прицепов

Прицепы к легковым автомобилям можно разделить на универсальные грузовые (другое их название — жилые прицепы), использующиеся для перевозки грузов, и на прицепы специального назначения.

 

Наиболее массово потребляемая группа прицепов, конечно же, — универсально грузовые прицепы. Такие прицепы по конструкции внешнего кузова могут быть разделены на 2 группы: это прицепы-дачи с жесткими неразборными корпусами-кузовами и складные прицепы-палатки (тенты).

Для буксировки любого прицепа легковой автомобиль (тягач) должен быть оборудован стандартным тягово-сцепным устройством (ТСУ). При сцепке шаровая головка тягово-сцепного устройства (ТСУ) автомобиля соединяется со сферическим гнездом замкового устройства прицепа.

 

Среди прицепов специального назначения можно выделить:

· коммерческие прицепы— оборудованы для передвижной торговли, оснащены необходимым для торговли оборудованием (холодильник, витрина и т. д.);

· цистерны для перевозки жидкостей;

· самосвалы для перевозки сыпучих грузов(в основном все прицепы, представленные в нашем магазине, имеют самосвальную функцию выгрузки груза);

· прицепы для транспортировки техники— лодок, снегоходов, мотоциклов, гидромотоциклов и т. п.

 

Прицеп – транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движ

 

 

ения в составе механического транспортного средства. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски (гл. 1 ПДД РФ). По своему назначению прицепы для легковых авто различаются как грузовые, прицепы-дачи, специализированные прицепы для перевозки различной техники.

По грузоподъемности прицепы для легковых автомобилей различаются на категории: О1 – прицепы, максимальная масса которых не более 0.75 т; О2 – прицепы, максимальная масса которых свыше 0.75 т, но не более 3.5 т.

Конструкция прицепов

Основные узлы вконструкции прицепов следующие:

·рама (стальная конструкция)

·кузов

·дышло

·ходовая часть прицепа с узлом сцепки и тормозной системой

·система освещения

·возможно дополнительное оснащение, которое применяется для упрощения загрузки прицепа

·дополнительные разнообразные решения, которые применяются в зависимости от груза и способа его расположения в прицепе

Прицепы различаются по внутренней классификации, исходя из их функциональной сферы применения и направленности:

·Одноосные прицепы

·Двухосные ящичные прицепы

·Прицепы для транспортировки водной техники (мотоциклов и лодок)

·Трейлеры для перевозки автомобилей

·Фургонные прицепы

·Прицепы-платформы и

· Прицепы специального назначения

 

Устройство прицепов


Основные узлы прицепа —рама, дышло, кузов и подвеска.

Рама универсальных грузовых прицепов обычно выполняется в виде металлической сварной конструкции, состоящей из двух продольных лонжеронов и двух-четырех поперечин. Прицепы для перевозки техники имеют пространственную раму.

Дышло — А-образный или I-образный горизонтальный рычаг, закрепленный на передней стороне рамы прицепа.

 

На дышле находятся узел сцепки, страховочные

 тросы, складная подставка (или подкатное колесо) (у некоторых прицепов).

·Узел сцепки (рис. 2) служит для соединения прицепа с тягово-сцепным устройством автомобиля. Для ТСУ шарового типа узел сцепки состоит из "чашки", надеваемой на сцепной шар, и запорного механизма, фиксируемого рычагом и удерживающего узел на шаре. Некоторые конструкции узла сцепки имеют индикатор износа и механизм регулировки зазора между "чашкой" и сцепным шаром.


Узел сцепки для соединения прицепа с тягово-сцепным устройством автомобиля

 

·Страховочные тросы (цепи) предотвращают полное разъединение прицепа и автомобиля в случае расцепления узла сцепки. Фиксируются в специальных страховочных петлях ТСУ. Эксплуатация прицепа без тросов (цепей) не допускается.

 

· Складная подставка (или подкатное колесо) служит для удобства загрузки и разгрузки прицепа, отсоединенного от автомобиля, позволяя удерживать его в горизонтальном положении. Для облегчения стыковки прицепа с ТСУ подставка иногда оснащается небольшим колесом.


На дышле может размещаться запасное колесо прицепа. Дышло бывает складным (в сложенном состоянии убирается под днище прицепа) или съемным и оснащается удлинителем для перевозки длинномерных грузов. Некоторые типы складного дышла позволяют, не отсоединяя прицеп от тягача, опрокидывать кузов назад, что удобно при разгрузке сыпучих грузов, например песка.

Кузова универсальных грузовых прицепов бывают металлическими сварными или сборными оцинкованными или окрашенными. Существуют также модели с металлическим каркасом и деревянным полом и бортами. Задний борт, а иногда и остальные, может откидываться, облегчая погрузку и разгрузку прицепа. Некоторые модели имеют надставные борта, увеличивающие полезный объем кузова. Большинство универсальных прицепов снабжено съемным прорезиненным тентом, который монтируется на разборном металлическом каркасе.

Прицепы для перевозки техники вместо кузова оснащаются специальными, как правило, регулируемыми ложементами (полозьями), на которые укладывается перевозимый груз. Наиболее дорогие модели имеют пол и крышу из стеклопластика, а также снабжаются лебедками и опускающейся платформой для удобства погрузки-разгрузки техники.

У прицепов-автовозов кузов представляет собой массивную платформу, приспособленную для надежного крепления транспортируемого автомобиля. Такие прицепы оснащаются мощной лебедкой, упорными стойками, препятствующими опусканию платформы при погрузке, и перфорированными трапами, не позволяющими колесам автомобиля скользить.

Кузова прицепов-дач и коммерческих прицепов изготавливают из многослойных панелей (так называемых сандвич-панелей1), закрепленных на металлическом каркасе.

Кузов туристического прицепа — пластиковый или металлический короб, внутри которого размещается складной палаточный домик.

 

Электрооборудование прицепа


Все прицепы оснащаются приборами световой сигнализации.

 

К обязательным приборам относятся:


-два задних указателя поворота оранжевого цвета;
-два задних стоп-сигнала красного цвета;
-два задних габаритных фонаря красного цвета;
-фонарь освещения номерного знака белого цвета;
-один или два задних противотуманных фонаря красного цвета;
-два задних треугольных световозвращателя красного цвета (вершины треугольников должны быть направлены вверх);
-два передних нетреугольных световозвращателя белого цвета;
-два боковых нетреугольных световозвращателя оранжевого цвета.
Кроме того, прицепы шире 1,6 м должны иметь два передних габаритных фонаря белого цвета, а прицепы длиннее 6 м - два боковых габаритных фонаря оранжевого цвета.
Питание электроприборов осуществляется от автомобиля через розетку на ТСУ. Для этого к дышлу прицепа крепится штепсельная вилка. Наиболее распространенная схема контактов розетки ТСУ для легковых автомобилей изображена на
Прицепы-дачи и коммерческие прицепы оснащаются внутренним электрооборудованием: освещением салона (дежурное освещение 12 В), бортовой вилкой и кабельной розеткой для подключения к внешней сети 220 В, распределительным щитом, освещением витрины, принудительной вытяжной вентиляцией и другим дополнительным оборудованием. Электрооборудование таких прицепов обычно выполняется по двухпроводной схеме.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 3164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.044 с.)