Операционная технология вспашки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Операционная технология вспашки



Прием обработки почвы плугами, обеспечивающий оборачивание обработанного слоя не менее чем на 135 градусов и выполнение других технологических операций. Вспашка предназначена для рыхления почвы, создания благоприятного водно-воздушного, теплового, пищевого режимов и условий для накопления, сохранения и использования влаги, а также для заделки в почву минеральных и органических удобрений, сорной растительности и пожнивных остатков.

Вспашку следует начинать сразу после уборки главной культуры, при достижении физической спелости почвы: от 40 до 70% наименьшей влагоемкости (НВ). Несвоевременная и некачественная вспашка ухудшает работу посевных и уборочных агрегатов, ведет к их поломкам и, в конечном счете, снижает урожай не менее чем на 20%. Вспашку, кроме перепашки зяби, пара и запашки органических удобрений, выполняют плугами общего назначения с предплужниками. Наиболее распространена вспашка на глубину 20-22 см. При недостаточном увлажнении вспашка на глубину 25-30 см повышает урожайность зерновых культур на 0,1-0,2 т/га по сравнению с обработкой на глубину 20-22 см, а сочетание обработки почвы с внесением органических удобрений дает прибавку урожая на 0,3-0,4 т/га. Вспашку проводят поперек или под углом к предыдущей обработке, а на склонах – только поперек склона. Наибольшее распространение получила отвальная вспашка плугами общего назначения с предплужниками, причем требуется зябь выровненная (одновременно с пахотой проводят боронование и прикатывание), глубокая гребнистая (через корпус установлены укороченные отвалы), с почвоуглублением без выноса на поверхность поля малоплодородного слоя, вспашка с кротованием, ярусная мелиоративная вспашка, гладкая пахота без разъемных борозд и свальных гребней оборотными плугами, плантажная вспашка, вспашка рисовых чеков и т.д.

С плугов снимают предплужники при перепашке пара и зяби, при запашке сидеральных удобрений, плохо разложившегося навоза, на переувлажненных и задернелых почвах.

Для пахотных агрегатов, как правило, используют наиболее мощные из имеющихся в хозяйстве тракторов. Однако существует большое разнообразие размеров полей и участков, имеются плуги различной размерности, позволяющие в принципе составить пахотный агрегат с любым трактором.

 

Агротехнические требования

1. Производить вспашку в установленные агротехнические сроки при физической спелости почвы.

2. Глубина пахоты должна соответствовать заданной. Допускается отклонение средней глубины от заданной на выровненных полях ±1 см, а на участках с ярко выраженным микрорельефом - не более ±2 см. Глубина пахоты под свальным гребнем - не менее половины заданной. Глубина вспашки на одном поле должна чередоваться.

3. Пласт почвы должен быть обернут, раскрошен на мелкие комки и уложен без образования пустот. Допускается количество глыб крупнее 10 см при пахоте полей с оптимальной влажностью почвы не более 15% всей поверхности поля.

4. Должен быть обеспечен устойчивый ход плуга по ширине захвата, допускается отклонение действительной ширины захвата от конструктивной не более 10%.

5. Полная заделка в почву разбросанных по поверхности поля удобрений, дернины сорных растений, пожнивных остатков на глубину 12...15 см.

6. Пласт от всех корпусов плуга должен быть одинакового размера, поверхность пашни в захвате плуга и между смежными проходами - слитной, борозды - прямолинейными.

7. Высота гребней (глубина бороздок) не более 5 см, удлинение профиля поверхности поля по сравнению с ее проекцией не более 7%.

6. Разрывы между смежными проходами плуга, скрытые и открытые огрехи и незапаханные клинья не допускаются.

9. После пахоты загонов поворотные полосы, края поля должны быть запаханы, разъемные борозды заделаны, высота свальных гребнет не более 7 см. Дороги, посадки и другие посевы, расположенные рядом с полем, не должны быть повреждены.

10. Скорость движения пахотных агрегатов должна быть оптимальной для данного типа корпуса плуга и состояния почвы.

 

Комплектование агрегатов

 

Увеличение глубины вспашки позволяет больше накопить влаги, повышает скважность почвы, больше угнетает сорняки, вредителей и возбудителей болезней, быстрее восстанавливает структуру и плодородие почвы. Однако с увеличением глубины пахоты растут энергетические затраты, на маломощных почвах глубина пахоты не должна превышать толщину гумусового слоя.

Стандартные культурные корпуса плугов обеспечивают необходимое качество пахоты на почве влажностью 16…22% ("спелые" почвы) в диапазоне скоростей 4,5…7,б км/ч, на почвах с пониженной влажностью 8...12% - 5…6 км/ч. Корпуса, спроектированные для повышенных скоростей в указанных условиях имеют оптимальные скорости соответственно 6…9 км/ч и 7…8 км/ч, для скоростных корпусов – 9…12 км/ч и 10…11 км/ч. Следует учитывать, что с ростом скорости увеличивается сопротивление плуга и с этой точки зрения предпочтительна работа на нижнем пределе оптимальных агротехнических скоростей.

Сопротивление почв при вспашке существенно меняется от механического состава, типа и степени освоенности почвы, ее влажности.

Исходя из изложенного выше, а также учитывая необходимость иметь небольшой запас (5-8%) тягового усилия на преодоление временных дополнительных сопротивлений, и выбирается состав пахотного агрегата. Тракторы ''Кировец" агрегатируют с навесными плугами ПН-8-35 и полунавесными ПТК-9-35. Тракторы Т-4, Т-150, Т-150К работают с плугами ПЛП-6-35, ПЛП-5-35, тракторы ДТ-75М с плугами ПЛП-5-35, ПЛП-4-35, ПН-3-40, тракторы МТЗ с плугами ПЛН-3-35. Освоен выпуск плугов с шириной захвата корпуса 40 см, а также плугов с изменяемой шириной захвата.

Прицепные плуги обеспечивают более высокое качество пахоты, наименьший погектарный расход топлива, но на коротких гонах менее производительны из-за потерь на холостые повороты. Навесные плуги более маневренны, просты в работе и обслуживании, но более энергоемки, менее устойчивы по глубине обработки. Полунавесные плуги по качеству работы и энергоемкости приближаются к прицепным, а по маневренности - к навесным.

 

Подготовка агрегатов

 

Проверку плугов ведут на бетонной, деревянной или просто земляной площадке, выровненной и хорошо укатанной (регулировочной площадке машинного двора).

Расположение корпусов плуга проверяют по носкам лемехов, касающихся поверхности регулировочной площадки. Зазор между носками отдельных лемехов и поверхностью площадки не более 15 мм. Носок долотообразного лемеха должен иметь забор ширины захвата (выходить в поле) на 0...10 мм и забор глубины 5…15 мм. Лезвие лемеха (на прямом участке) должно быть параллельно поверхности площадки, возвышение заднего конца до 10 мм.

Нижний обрез полевой доски должен быть параллельным поверхности площадки, возвышение заднего конца до 10 мм. Задний конец полевой доски должен быть в одной плоскости с полевым обрезом лемеха, отклонение в сторону поля не более 5 мм.

Навеску тракторов типа "Кировец", Т-150К, Т-4, ДТ-75М для работы с навесным и полунавесными плугами устанавливают по двухточечной системе, а тракторов типа МТЗ по трехточечной схеме. Общий шарнир продольных тяг навески смещают вправо у тракторов типа Т-4А и с шестью корпусами на 20 мм, с пятью корпусами на 60 мм, с четырьмя - на 120 мм, Т-150 с пятью корпусами на 60 мм, с четырьмя - на 113 мм, Т-150К при работе с шестью корпусами на 120 мм, с четырьмя-пятью корпусами на 150 мм. При работе с шестью корпусами для тракторов Т-150, ДТ-75М общий шарнир устанавливают на продольной оси трактора. У тракторов типа ДТ-75М смещение вправо для пяти корпусов 60 мм, для четырех - 80 мм. Шарнир центральной тяги навески располагают строго над общим шарниром продольных тяг.

Для плугов ПЛП-6-35 и ПЛН-5-35 при работе трактора Т-150 с шестью корпусами понизители на переднем брусе установить на крайние справа отверстия (или от обреза третьего корпуса на 105 мм влево), с пятью корпусами - на вторые отверстия справа, а пальцы подвески - на нижние отверстия понизителей. Для трактора Т-150К понизители присоединительного треугольника закрепляют в крайнем левом положении.

Рассоединяют жесткую связь рычага подъема навески с рычагом штока гидроцилиндра, вынув из отверстий соединительный болт, с тем чтобы не передавать колебания трактора на плуг.

Длина раскосов механизма навески при агрегатировании с четырехкорпусными плугами 650-720 мм, с пятикорпусными 720-770 мм, с восьмикорпусными – 865 мм. Это обеспечивает нормальный ход плуга по глубине и необходимый просвет переднего корпуса в транспортном положении. Длина левого раскоса тракторов МТЗ по центрам шарниров 515 мм и не изменяется.

Давление в шинах колес "Кировца" - 0,12…0,14 МПа, Т-150К у передних колес 0,12 МПа, у задних - 0,1 МПа, давление в шинах колес плуга 0,2 МПа.

Для полунавесных плугов соединить маслопровод гидроцилиндров с основным цилиндром на тракторе через переходной штуцер, чтобы обеспечить подъем плуга одним рычагом распределителя.

Для работы с прицепным плугом установить прицепную скобу, а основной гидроцилиндр установить на плуг штоком назад.

Колеса тракторов типа МТЗ устанавливают несимметрично (левое на 700 мм, а правое на 800 мм от оси симметрии трактора).

При настройке плуга, соединенного с трактором, колеса последнего опираются на поверхность регулировочной площадки, кроме МТЗ, когда под левое заднее колесо подкладывают брусок толщиной на 1,5...4 см меньше заданной глубины вспашки.

Бруски такой же толщины устанавливают под опорные колеса плугов. Винтовым механизмом опорных колес раму плуга выравнивают до положения, параллельного плоскости площадки, при этом используют также регулировку длины раскосов и верхней тяги. Проверяется после этого прилегание лемехов основных корпусов к поверхности площадки. Для полунавесных и прицепных плугов заднее колесо должно опираться на площадку и болтом вертикальной регулировки заднего колеса слегка отрывают последний корпус от поверхности площадки.

 

Подготовка поля

Как правило, подготовка ведется для пахотных отрядов специально выделенным звеном и должна быть закончена за 1-2 дня до прихода на это поле основных пахотных звеньев.

Направление пахоты для обычных полей чередуется во взаимно-перпендикулярных направлениях, за исключением случаев, когда ширина поля менее 300 м. Но и в этом и во всех других случаях ежегодно чередуют в одних и тех же загонах пахоту всвал и вразвал (чтобы предотвратить снос почвенного слоя в одну сторону). В районах ветровой эрозии лучше пахать поперек направления господствующих ветров, в районах водной эрозии - поперек склона, в районах избыточного увлажнения - вдоль или под углом к склону.

Наиболее распространенный способ движения - вспашка с чередованием загонов всвал и вразвал. Сначала пашут нечетные загоны всвал, а затем оставшиеся четные загоны вразвал. Этот способ движения по сравнению с применением одного способа движения на каждом загоне сокращает вдвое затраты на разметку загонов, число свальных гребней и развальных борозд на поле, число распахиваемых клиньев (они могут быть только на четных загонах). Этот способ удобен для групповой работы агрегатов, так как каждому агрегату или звену может быть выделено по два загона. Также удобно и то, что трактор в этом случае делает одинаковое количество левых и правых поворотов (меньше разница в износе механизмов поворота).

Если в состав пахотного агрегата входят бороны, катки, то лучше - работать всвал, так как правый поворот в этом случае можно выполнить с меньшим радиусом.

Вспашку с чередованием загонов всвал и вразвал выгодно применять при длине гона для тракторов ''Кировец", Т-4А, Т-150К более 900 м, ДТ-75М, МТЗ- более 600 м из-за наличия петлевых поворотов. При длине гона меньше указанных размеров лучше использовать беспетлевой комбинированный способ движения, когда один загон пашут сначала вразвал, а потом всвал. Основное преимущество этого способа на небольшой длине гона благодаря уменьшению длины холостых ходов.

Разновидность этого способа движения - узкозагонный, когда в условиях повышенного увлажнения необходимо создать большое число развальных борозд для отвода избыточной влаги в дренажную сеть.

Используют на вспашке и беззагонно-круговой способ движения, чаще от центра к периферии, но для небольших полей неправильной формы и от периферии к центру. С точки зрения переноса пласта их лучше чередовать. Преимущества первого из указанных здесь круговых способов - на всем поле только один свальный гребень, нет развальных борозд, очень малы холостые проезды. Однако этот способ требует более точной разметки и соблюдения единообразия ширины захвата (иначе потери времени на распашку клиньев сведут на нет все преимущества), постоянный левый поворот при этом способе и на угол в 270° неприятен из-за односторонних износов механизма поворота.

Если есть возможность поворота агрегата за пределами поля, то специально поворотную полосу не выделяют, но контрольные борозды обязательны и в этом случае. Контрольную линию пашут четырехкорпусным плугом на глубину 8...12 см с открытой бороздой в сторону поля.

Ширина поворотной полосы для агрегатов с тракторами "Кировец" не меньше 27 м, Т-150К – 25 м, Т-4А, ДТ-75М – 20 м, МТЗ – 7…10 м. Ширину поворотной полосы выбирают так, чтобы ее можно было распахать четным числом проходов агрегата, специально выделяемого для запашки поворотных полос, небольших клиньев и заделки развальных борозд (при групповой работе).

Ширина загона выбирается исходя из длины поля, состава агрегата и способа движения. Так, для длины гона в 2000 м и комбинированного петлевого способа движения с чередованием загонов оптимальная ширина загонов для агрегатов с тракторами "Кировец" 60 проходов агрегата, с тракторами Т-4А, Т-150К и ДТ-75М по 66 проходов. Для беспетлевого комбинированного способа движения и длины гона 500 м оптимальная ширина загонов для агрегатов с ДТ-75М – 32 прохода с МТЗ - 38 проходов. При движении по поворотной полосе со скоростью 11…12 км/ч ширина загона может быть доведена до 220 м. Минимальная ширина загона при вспашке узкозагонным способом /Сmin=(6-8)Рy/ примерно равна 25...30 м. Ширина вспашки полосы в центре поля при беззагонно-круговом способе движения должна составлять 24…30 проходов агрегата. При ширине основания оставшейся части поля до 110 м его распахивают как один загон.

 

 

Рис.2.1. Схема движения агрегата при подготовке поля для вспашки с чередованием загонов

 

Рис.2.2. Схема движения агрегата при подготовке поля для беспетлевого комбинированного способа движения

 

 

Рис.2.3. Разметка поля при подготовке поля для беззагонно-кругового способа и схема движения агрегата при движения из центра поля неправильной формы: Суч – ширина участка; Сц – ширина центрального загона; К – клин центрального загона.

 

     

 

Рис.2.4. Разметка поля и схема движения агрегата при подготовке поля с загоном треугольной формы:

       Ст – ширина основания треугольного загона;

       Ет – ширина поворотной полосы у медианы.

При разбивке поля первые проходы агрегата (разметка загонов) выполняются всвал. Важно обеспечить при этом прямолинейность хода и образовать свальный гребень нужного качества.

Выполнение свала за два прохода агрегата наиболее просто и общеизвестно. Наладка плуга - передний корпус на половину, задний – на полную глубину вспашки. Высота свального гребня при этом до 15 см, может остаться скрытый огрех. Схема движения агрегата при подготовке поля для способа движения с чередованием загонов дана на рис.2.1, для беспетлевого комбинированного способа - на рис.2.2. Если нечетные загоны пашут всвал, то линия первого свала от края поля будет на расстоянии С/2, остальные друг от друга на 2С.

Наиболее качественный свальный гребень образуется за четыре прохода агрегата, два из них разметочные. Первый проход – задний корпус, например четырехкорпусного плуга, на половину заданной глубины, первый корпус – по поверхности поля. Обратный проход после левого поворота, задний корпус дополнительно заглубляют на 3…5 см по сравнению с первым проходом, трактор вести так, чтобы образовалась развальная борозда двойной ширины. Далее плуг настраивается на полную глубину вспашки всеми корпусами, трактор делает правые повороты и ведется так, чтобы передний корпус засыпал одну развальную борозду, а вторую обратным ходом. При умелом выполнении свала этим способом свальный гребень практически не выделяется.

Существует и два способа образования свального гребня за три прохода. Один из них, с образованием развальной борозды, на первом проходе задний корпус идет на половину заданной глубины, а передний едва касается поверхности поля. На второй проход задний корпус заглубляется на полную глубину, а передний на половину заданной глубины. Трактор после левого поворота ведут так, чтобы второй корпус шел в уже образованной развальной борозде. Третий проход без переналадки плуга и после правого поворота выполняется так, чтобы поднять первым корпусом и уже уложенный им слой почвы и новый пласт половинной толщины. Способ отпашки предусматривает установку заднего корпуса плуга на полную глубину, передний – едва касается поверхности поля. Второй и третий проход выполняют с установкой всех корпусов на полную глубину. При втором проходе после правого поворота трактор ведут так, чтобы первый корпус частично засыпал открытую борозду. На третьем проходе трактор ведут вдоль частично засыпанной борозды, чтобы засыпать ее. Недостаток этого способа – плохая заделка высокой стерни при втором проходе.

Разметка поля и схема движения пахотного агрегата при подготовке поля неправильной формы для беззагонно-кругового способа движения из центра поля показана на рис.2.3. С учетом обеспечения одинаковой ширины каймы, равной ½ (Сучц), центральный загон должен иметь клин К.

Если при разбивке поля образуется загон треугольной формы (рис.2.4), то по обе стороны медианы треугольника отбивают поворотную полосу Ет, по размеру несколько большую, чем обычно. Треугольный загон запахивают вразвал.

 

Работа агрегата на загоне

Пахотные агрегаты окончательно регулируют на первых двух проходах. Здесь регулируют равномерность глубины пахоты изменением длины верхней тяги навески, длины раскосов, положения опорных колес, упорного болта механизма заднего колеса.

Изменение положения предплужников производят при забивании плуга почвой (недостаточен вынос предплужников или мала глубин их хода) или плохой заделке пожнивных остатков (излишний вынос и чрезмерная глубина хода). При глубине пахоты 18…20 см предплужники лучше снять, т.к. в этом случае трудно добиться, чтобы плуг не забивался, а стерня - удовлетворительно заделывалась.

При недостаточном выносе дискового ножа влево или задевании ступицы ножа за поверхность поля наблюдается неустойчивый ход заднего корпуса по глубине.

Чем точнее выдерживается ширина захвата переднего корпуса за счет правильного вождения трактора относительно стенки борозда предыдущего прохода, тем ближе будет рабочий захват к конструктивному.

Недостаточное крошение почвы и плохая заделка пожнивных остатков кроме других причин может объясняться тем, что скорость движения агрегата меньше допускаемой для данного типа корпусов.

При петлевом комбинированном способе движения сначала пашут загоны всвал, а потом оставшиеся вразвал. При беспетлевом комбинированном способе движения пашут первый загон вразвал, пока ширина невспаханной полосы не станет равна 1/4•С, затем переходят на движение всвал вокруг вспаханной полосы со стороны поля.

При групповой работе агрегатов независимую их работу можно обеспечить только при петлевом комбинированном способе движения, когда на каждые агрегат отводят два загона. В других случаях несколько пахотных агрегатов пускают в загон (поле) вслед один за другим, распределяя их по периметру загона равномерно, чтобы они не задерживали друг друга.

Поворотные полосы, как правило, распахивают вразвал, чтобы у края поля не образовывались борозды. После этого производится заделка развальных борозд как на загонах, так и на поворотных полосах. Лучше всего обеспечивается заделка развальных борозд гусеничным трактором с четырехкорпусным навесным плугом. Плуг настраивают так, чтобы передний корпус шел на глубине, примерно равной глубине борозды, а задний едва касался поверхности поля. Трактор ведут так, чтобы передний корпус сбрасывал пласт в развальную борозду. Эти работы по завершению обработки поля, как и по подготовке поля, целесообразно поручать специально выделенному агрегату.

Механизированный отряд или комплекс по основной обработке почвы включает подготовительное звено для подготовительных и заключительных работ (два-три однотипных агрегата с тракторами ДТ-75М или МТЗ). Каждое пахотное звено обычно состоит из трех-пяти также однотипных агрегатов с тракторами "Кировец", Т-4, Т-150К, ДТ-75М. В этот же комплекс при необходимости включают и отряд по внесению удобрений.

Известен опыт работы пахотных отрядов, когда за десять дней четырьмя звеньями по 6 тракторов К-700 в каждом было вспахано свыше 13 тыс. га при средней дневной выработке на агрегат более 50 га. Звено В.Я. Стенкового тремя агрегатами с тракторами ДТ-75М вспахало за сутки 103,6 га при норме 46 га.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.032 с.)