Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По. Типы норм литературного языка
Лексические нормы отражают правильность употребления слов. Точность словоупотребления зависит: а) от значения слова; б) от правильного выбора слова из синонимического ряда; в) от правильного выбора слова из паронимического ряда. (ср.: карий — коричневый). При выборе слов учитывается и их стилистическая окраска. Орфоэпические нормы — это правила произношения отдельных звуков, сочетаний звуков, грамматических форм и в широком смысле — нормы ударения (акцентологические нормы). Акцентологические нормы — это нормы ударения. Словообразовательные нормы определяют правила образования слов в русском языке. Орфографические нормы — нормы правописания слов. Грамматические нормы: морфологические и синтаксические. Морфологические нормы — это правильное образование грамматических форм, правильный выбор варианта. Синтаксические нормы отражают правила согласования слов в словосочетании и предложении, правила управления, а также правила построения предложений, простых и сложных. Большую роль в правильной организации высказывания играет порядок слов в простом предложении и порядок следования (расположения) частей в сложном предложении. Пунктуационные нормы определяют употребление и расстановку знаков препинания в тексте. Стилистические нормы — это нормы, закрепляющие за функциональными стилями маркированные (отмеченные) языковые средства, а также правила употребления языковых единиц в соответствии с их стилистической характеристикой (разговорное, просторечное, книжное и т.д.). (Jfjl 505. Спишите предложения, исправив их в соответствии с нормами русского литературного языка. 1. Меня попросили рассказать свою автобиографию. 2. У поэта была сильная ностальгия по родине. 3. Мысленно они думали о вторичной встрече. 4. Скуднеют наши природные богатства. 5. Окончив наше училище, перед вами откроются двери фабрик, институтов. 192 § ПО. Типы норм литературного языка 6. В зимний период времени превосходит расход электроэнергии. 7. Мы строили прогнозы на будущее. 8. Мой товарищ — ровесник мне по возрасту. 9. По выходным молодёжь проводит время в очаге культуры. 10. Экологи занимаются проблемами окружающей среды. 11. Более лучше нельзя было придумать. 12. Первый дебют прошёл удачно. 13. В школе основали музей славы. 14. На каждом шагу и чуть ли не в каждом произведении писатель противоречил сам себе по любому принципу
506. Чем различаются варианты выделенных слов в современном рус 1. Ему даже показалось, что и один бакенбард был у него меньше и не так густ, как другой. (Г.) — Барину видна была только одна необъятная бакенбарда. (Гонч.) 2. Сжала руки под тёмной вуалью. (Ахм.) — Там в тяжком бреду томительный призрак, свой чёрный вуаль, вуаль донны Анны, к его изголовью склоняя, смеётся. (Аннен.) 3. Через несколько минут деревянный ставень поднялся. (П.) — Из покосившегося домика с хлопающей ставней вышла женщина. (Андр.) 4. Мне в грёзах виделся пестреющий толпою, высокий, мраморный, залитый светом зал. (Наде.) — Ему представилась дверь, запертая наглухо, а за ней огромная полутёмная зала. (Алд.) — Огромное зало в три квадратные сажени... было начищено и сияло. (Зощ.) 5. Он провёл доктора через переднюю в большую залу, где темнел чёрный рояль. (Ч.) — И на покорную рояль властительно ложились руки. (А. Б.) 6. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесённые снегом. (77.) — Он открывает глаза и видит перед собой что-то тёмное, похожее на избу или скир ду. (Ч.) 7. Когда кадриль кончилась, Сонечка сказала мне «merci». (Л. Т.) — Начался второй кадриль. (Лейк.) 8. Только жирафа может промочить ноги в понедельник, а насморк почувствовать лишь к субботе. (Л. Кае.) — Далёко на озере Чад изысканный бродит жираф. (Гум.) 507. Прочитайте предложения и укажите особенности грамматических 1. Чтобы разделить дробь на дробь, то для этой цели нужно числите ля первой дроби помножить на знаменателя второй, и это будет числителем частного. (Ч.) 2. В диком лесу, в январе, за костром, месяцы-братья сидели кругом... Копьями груду костра шевеля, в ночь поджидали к себе февраля. (Случ.) 3. С гостями рядом на скамьях сажали пыльного ске лета. Щур.) 4. Надобно знать, что для меня выписана была из Москвы географическая карта. Я решился сделать из неё змей. (П.) 5. В самом деле, что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин
7 — Гольцова, 10-11 кл. Ч. 2 193 Культура речи чина почитай, ввелось в употребление другое, например: ум ума почи тай? (Щ 6. Он, правда, в туз из пистолета в пяти саженях попадал. (77.) 7. Я не люблю трупов и покойников, и мне всегда неприятно, когда переходит мою дорогу длинная погребальная процессия. (Г.) См 508. Прочитайте предложения. Охарактеризуйте грамматико-стилис-тические особенности форм степеней сравнения и форм степеней качества. Укажите способ их образования. Все ли из выделенных форм являются нормативными для современного русского литературного языка? 1. Мы считали нужным устранить его от фельетона, передав сей важный отдел одному из наших любимейших, изящнейших, фешенебельнейших, великосветских, щеголеватейших литераторов. (Друж.) 2. Но в мире нет людей бесслёзней, надменнее и проще нас. (Ахм.) 3. Мне дали имя при крещенье — Анна, сладчайшее для губ людских и слуха. (Ахм.) 4. И сказал старик, протягивая руку: «На, пожуй... маленько крепче будешь». (Ее.) 5. — На ваших посудинах чем меньше репетируешь, тем красивше выходит. (И. и П.) 6. — Не правда ли, что препочтеннейший и прелюбезнейший человек? — прибавил Манилов. (Г.) 7. Самое большое, про стое и бесхитростное счастье я нашёл в лесном Мещёрском краю. (Пауст.) 8. С тех пор я не знаю ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля. (Пауст.) 9. Это был один из самых честнейших и любезнейших людей. (Акс.) Qllf 509. Сравните выделенные глагольные формы. Чем различаются эти формы (по значению, стилистической окраске и т. д.)? 1. Но весна, весна идёт, ярко, звонко каплет с крыш. (Сол.) — И капают горькие слёзы из глаз на холодный песок. (Л.) 2. Где-то в трубе и за печкой ветер ворчливо мурлычет. (Рем.) — В воздухе тишина; только поскрипывает на берегу кузнечик да где-то робко мурлыкает орличка. (Ч.) 3. На льдинах Зима унеслась, река разлилась, прошумела, сбывает — тихо плескает старой привязанной лодкой. (Сев.) — Ты, волна моя, волна! Ты гульлива и вольна; плещешь ты, куда захочешь. (П.) 4. Машите платками, машите. (Чёрн.) — Ты не махай на меня руками. (Зощ.) 5. Солнце брызжет, солнце греет. (Чёрн.) — От них проходу нет по улицам: понаделают трубок, через забор на прохожих водой брызгают. (Остр.) 6. В поле ветер воет, травку колыхает. (Кольц.) — Над уснувшей нивой дышит лёгкий ветерок; он ласкает, он колышет полевой цветок. (Д. М.) 1. Щиплет мороз щёки и нос. (А. М.) — Что, уши мерзнут? — забеспокоился отец. — Щипает их. (Евд.) 8. Он хотел постлать мне на своей кровати. (Кае.) — Затопить бы печку, постелить постель. (Ее.) 9. Ты катишь волны голубые и блещешь гор- 194 §111. О качествах хорошей речи дою красой. (П.) — Месяц... сребряный ясный свет изливает, нежно блистает в чистых водах. (Карамз.) - Ели блестят в серебре. (Грот.) 10. Взгляните, кружками здесь в кучке стоят, и воду руками полощут, мутят. (А. Ш.) - На речке... бабы сидят, полоскают. {Л. Т.) О КАЧЕСТВАХ ХОРОШЕЙ РЕЧИ I Качества речи — свойства речи, которые помогают обеспечить I эффективность коммуникации и характеризуют уровень речевой I культуры говорящего. I Один из основоположников науки о культуре речи в отечествен-
1 ном языкознании профессор Борис Николаевич Головин выделял | следующие качества хорошей речи: правильность, точность, чи- I стоту, ясность, логичность, богатство (разнообразие), выразитель- I ность, уместность. 510. Прочитайте фрагменты из работ известных российских учёных и мыслителей XIX—XX вв. Выделите то общее, что является характерным для хорошей речи во все времена. М. СПЕРАНСКИЙ ПРАВИЛА ВЫСШЕГО КРАСНОРЕЧИЯ Общие свойства слога 1. Ясность. Первое свойство слога, рассуждаемого вообще, есть яс 2. Разнообразие. Второе свойство слогу общее есть разнообразие. побочные понятия, входящие в него, всегда берутся с одной стороны, 7* 195 Культура речи когда все выражения в обороте своём одинаковы; словом, когда мы в продолжение сочинения предпочтительно привязываемся к одному какому-нибудь образу выражения или форме. <...> 3. Единство слога. Не должно, однако, разуметь под именем разно образия сей развязанности слога, когда все выражения делают столько различных кусков, оторванных от различных материй и связанных вместе. Это было бы противно единству слога, третьему свойству его, столько же существенному Надобно, чтобы части были разнообразны, а целое едино; надобно, чтобы в сочинении царствовал один какой-нибудь главный тон, который бы покрывал, так сказать, собой все прочие, так, в музыке все голоса различны, но все подчинены главному тону, который идёт в продолжение всей пьесы. Сей-то род гармонии, разнообразной в частях и единой в целом, необходимо нужен в слоге. Отрывы и падения из слога высокого в слог низкий, из красивого в посредственный не могут ничего другого произвесть, как разногласие и дикость. <...>
О произношении. Те не знают истинного начала красноречия, которые думают, что предубеждающая внешность не нужна в ораторе. Они не знают, что самоё существо витийства основано на предубеждении, ибо основано на страстях, и вития не что другое есть, как человек, обладающий таинством двигать по воле страсти других и, следовательно, отнимать у разума холодную его и строгую разборчивость, воспламенять воображение и отдавать ему похищенные права рассудка. <... > О правилах произношения. <... > Начало слова всегда почти должно произносить тоном средним и умеренным, с приятной простотой, короткостью и непринуждением. Сильное напряжение голоса и руки во вступлении не сообразно с спокойным состоянием понятий слушающих; надобно их постепенно возвышать и настраивать на свой тон, чтоб после сделать счастливое на них ударение. Сверх сего, начав сильно, нельзя не ослабить к концу и тем самым опустить внимание слушателей и оставить слово без действия. Надобно, чтоб лицо, голос и руки — всё оживлялось час от часу более и чтоб конец или заключение было самое разительнейшее место в слове. Здесь должны открыться во всём своём пространстве все наружные дарования оратора, чтоб докончить потрясение умов и сделать удар, который бы долго раздавался в их сердце. А. КОНИ СОВЕТЫ ЛЕКТОРАМ §1 Необходимо готовиться к лекции; собрать интересное и важное, относящееся к теме — прямо или косвенно, составить сжатый, по 196 §111.0 качествах хорошей речи возможности полный план и пройти по нему несколько раз. Ещё лучше — написать речь и, тщательно отделав её в стилистическом отношении, прочитать вслух. Письменное изложение предстоящей речи очень полезно начинающим лекторам и обладающим резко выраженной способностью к свободной и спокойной речи. План должен быть подвижным, то есть таким, чтобы его можно было сокращать без нарушения целого. §4 Лектору, в особенности начинающему, очень мешает боязнь слушателей, страх от сознания, что речь окажется неудачной, то тягостное состояние души, которое хорошо знакомо каждому выступающему публично: адвокату, певцу, музыканту и т. д. Всё это, с практикой, исчезает в значительной мере, хотя некоторое волнение, конечно, бывает всегда. Чтобы меньше волноваться перед выступлениями, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке к лекции. Чем лучше владеешь предметом, тем меньше волнуешься. Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду или, вернее, результату подготовки. Невидимый ни для кого предварительный труд — основа уверенности лектора. Эта уверенность тотчас же повысится во время самой речи, как только лектор почувствует (а почувствует он непременно и вскоре же), что говорит свободно, толково, производит впечатление и знает всё, что ещё осталось сказать.
Когда спросили Ньютона, как он открыл закон тяготения, великий математик ответил: «Я об этом много думал». Другой великий человек — Альва Томазо Эдисон сказал, что в его изобретениях было 98 процентов «потения» и 2 процента «вдохновения». Многим известно, во что обходился «перл создания» нашему Гоголю: до восьми переделок начальных редакций! Итак, страх лектора уменьшается подготовкой и практикой, то есть тем же трудом. В уменьшении страха перед слушателями играют большую роль и те счастливые минуты успеха, которые нет-нет да и выпадают на долю не совсем плохого или только порядочного лектора. §6 Говорить следует громко, ясно, отчётливо (дикция), немонотонно, по возможности выразительно и просто. В тоне должна быть уверенность, убеждённость, сила. Не должно быть учительского тона, противного и ненужного — взрослым, скучного — молодёжи. 197 Культура речи Лектор должен быть в достаточной мере освещен: лицо говорит вместе с языком. §19 Чтобы лекция имела успех, надо: 1) завоевать внимание слушателей и 2) удержать внимание до конца речи. Привлечь внимание слушателей — самое трудное дело. Внимание всех вообще (ребёнка, невежды, интеллигента и даже учёного) возбуждается простым интересом (интересующим) и близким к тому, что наверно переживал или испытывал каждый. Значит, первые слова лектора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны отвлечь, зацепить внимание). Вторая задача лектора — удержать внимание аудитории. Раз внимание возбуждено вступлением, надо хранить его, иначе перестанут слушать, начнётся движение и, наконец, появится та «смесь» тягостных признаков равнодушия к словам лектора, которая убивает всякое желание продолжать речь. Удержать и даже увеличить внимание можно: 1) краткостью, 2) быстрым движением речи, 3) краткими освежающими отступлениями. Краткость речи состоит не только в краткости времени, в течение которого она произносится. <...> Краткость — отсутствие всего лишнего, не относящегося к содержанию, всего того водянистого и засоряющего, чем обычно грешат речи. Надо избегать лишнего: оно расхолаживает и ведёт к потере внимания слушателей. <...> Конец речи должен закруглить её, то есть связать с началом. <...> Конец — разрешение всей речи (как в музыке последний аккорд — разрешение предыдущего; кто имеет музыкальное чутьё, тот всегда может сказать, не зная пьесы, судя только по аккорду, что пьеса кончилась); конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали (не только в тоне лектора, это обязательно), что дальше говорить нечего. §20 Для успеха речи важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно прерывается, то такую речь почти невозможно слушать. Надо построить план так, чтобы вторая мысль вытекала из первой, третья из второй и т. д., чтобы был естественный переход от одного к другому. <... > 198 §111.0 качествах хорошей речи А. МИРТОВ УМЕНИЕ ГОВОРИТЬ ПУБЛИЧНО Выступление Первое выступление имеет большое значение для вашего ораторского развития. Успех или неуспех первых шагов часто навсегда определяют дальнейшую деятельность. Вот некоторые советы для начинающих: 1. Начинайте с коротких выступлений, без расчёта на эффект. Лучше всего первоначально примите участие лишь в общем собрании, в общем диспуте или обсуждении какого-либо положения. 2. Не развивайте более одной мысли в каждом выступлении. 3. Не выступайте с речью, не продумав вопроса, так сказать, до конца. 4. Учитесь ораторскому искусству у лучших ораторов: если нет возможности их слушать, то читайте их речи. Следите, как эти речи построены и какими приёмами (стилистическими) пользуется оратор. Если в аудитории некоторый шум, хотя бы от передвижения стульев, ходьбы и пр., то после краткого обращения вьщержите паузу. Но чуть на секунду водворилась абсолютная тишина, — пользуйтесь случаем: говорите! — Иначе пропустите момент, начинается вновь шум и начало речи пропало. Как заставить услышать себя в шуме толпы? Надо начать говорить (без крика) в пределах другой тональности. Однородные звуковые (воздушные) волны взаимно поглощают друг друга (слабые сливаются с сильными), волны же новой тональности (даже иногда очень слабые) могут чётко прозвучать и на фоне громкого шума. Лучше всего резко повысить (без крика!) голос. Однако, едва вас услыхали и смолкли, умейте перейти на более нормальный тон речи. Речь в резко повышенной тональности всегда тягостна для уха. Повышение тона — приём вступления в речь в шумной аудитории, а не приём произнесения речи. В нормальных же условиях вступайте в речь в обычной тональности, в тональности, что уже звучала до вас. Повышать же тон всей речи опасно: если противник не потеряется, то он будет вам отвечать, и отвечать, конечно, в условиях вашей же (теперь повышенной) тональности. Характер речи вообще заразителен, а тональность её — особенно. Не повышайте без нужды тона речи! Отсюда и ещё можно сделать ценный вывод: хотите успокоить толпу — перейдите в речи на то- 199 Культура речи нальность, соответствующую самой спокойной, неторопливой, рассудительной речи. Вопросы для повторения 1. Какими качествами, по мнению М. Сперанского, должна обладать речь оратора? 2. Вспомните, какие роды и виды ораторского красноречия выделялись в древности. Охарактеризуйте особенности одного из видов речи. 3. Что понимается под ораторским тактом? Как вы объясните данное понятие применительно к современности? Продемонстрируйте на конкретном примере. 4. Подготовьте конспект академической речи (лекции). Вьщелите основную мысль. Определите, не нарушена ли связь между частями текста, соответствует ли содержание теме речи. Ответ аргументируйте. 5. Подготовьте речь агитационного характера. 6. Какие приёмы вступления в речь можно использовать, чтобы привлечь внимание аудитории, если: а) в аудитории шум; б) аудитория настроена негативно? 7. А. Кони в советах лекторам писал: «Лучшие речи просты, ясны, понятны и полны глубокого смысла. При недостатке собственной "глубокой мысли" дозволительно пользоваться мудростью мудрых, соблюдая меру и в этом, чтобы не потерять своего лица между Лермонтовыми, Толстыми, Диккенсами...» Как реализуется этот тезис А. Кони в речах современных политических обозревателей и общественных деятелей? 8. Составьте собственное руководство «Учусь говорить хорошо и правильно». При выполнении задания используйте материалы данного раздела. 200 СТИЛИСТИКА Стилистика — раздел науки о языке, изучаю щий стили языка и стили речи, а также изобрази тельно-выразительные средства. Стиль (лат. stilus, от греч. stylos — палочка для письма) — способ словесного выражения мыслей, слог. Стиль характеризуется особен ностями в отборе, сочетании и организации языковых средств в связи с задачами общения. Функциональный стиль — это подсистема (разновидность) литературного языка, имеющая определённую сферу функционирования и обла дающая стилистически значимыми (маркиро ванными) языковыми средствами. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ ЯЗЫКА разговорный _____ книжные стили ________ язык ^ Z ^ научный официально- публицисти-
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.148.124 (0.052 с.) |