По. Типы норм литературного языка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По. Типы норм литературного языка



Лексические нормы отражают правильность употребления слов. Точность словоупотребления зависит:

а) от значения слова;

б) от правильного выбора слова из синонимического ряда;

в) от правильного выбора слова из паронимического ряда.
Необходимо также учитывать лексическую сочетаемость слов

(ср.: карий — коричневый). При выборе слов учитывается и их сти­листическая окраска.

Орфоэпические нормы — это правила произношения отдельных звуков, сочетаний звуков, грамматических форм и в широком смысле — нормы ударения (акцентологические нормы).

Акцентологические нормы — это нормы ударения.

Словообразовательные нормы определяют правила образования слов в русском языке.

Орфографические нормы — нормы правописания слов.

Грамматические нормы: морфологические и синтак­сические.

Морфологические нормы — это правильное образование грам­матических форм, правильный выбор варианта.

Синтаксические нормы отражают правила согласования слов в словосочетании и предложении, правила управления, а также правила построения предложений, простых и сложных. Большую роль в правильной организации высказывания играет порядок слов в простом предложении и порядок следования (расположе­ния) частей в сложном предложении.

Пунктуационные нормы определяют употребление и расстанов­ку знаков препинания в тексте.

Стилистические нормы — это нормы, закрепляющие за функцио­нальными стилями маркированные (отмеченные) языковые средст­ва, а также правила употребления языковых единиц в соответствии с их стилистической характеристикой (разговорное, просторечное, книжное и т.д.).

(Jfjl 505. Спишите предложения, исправив их в соответствии с нормами русского литературного языка.

1. Меня попросили рассказать свою автобиографию. 2. У поэта была сильная ностальгия по родине. 3. Мысленно они думали о вто­ричной встрече. 4. Скуднеют наши природные богатства. 5. Окончив наше училище, перед вами откроются двери фабрик, институтов.

192


§ ПО. Типы норм литературного языка

6. В зимний период времени превосходит расход электроэнергии.

7. Мы строили прогнозы на будущее. 8. Мой товарищ — ровесник мне по возрасту. 9. По выходным молодёжь проводит время в очаге культуры. 10. Экологи занимаются проблемами окружающей среды. 11. Более лучше нельзя было придумать. 12. Первый дебют прошёл удачно. 13. В школе основали музей славы. 14. На каждом шагу и чуть ли не в каждом произведении писатель противоречил сам себе по лю­бому принципу

506. Чем различаются варианты выделенных слов в современном рус­
ском языке?

1. Ему даже показалось, что и один бакенбард был у него меньше и не так густ, как другой. (Г.) — Барину видна была только одна необъят­ная бакенбарда. (Гонч.) 2. Сжала руки под тёмной вуалью. (Ахм.) — Там в тяжком бреду томительный призрак, свой чёрный вуаль, вуаль дон­ны Анны, к его изголовью склоняя, смеётся. (Аннен.) 3. Через несколь­ко минут деревянный ставень поднялся. (П.) — Из покосившегося до­мика с хлопающей ставней вышла женщина. (Андр.) 4. Мне в грёзах виделся пестреющий толпою, высокий, мраморный, залитый светом зал. (Наде.) — Ему представилась дверь, запертая наглухо, а за ней ог­ромная полутёмная зала. (Алд.) — Огромное зало в три квадратные саже­ни... было начищено и сияло. (Зощ.) 5. Он провёл доктора через перед­нюю в большую залу, где темнел чёрный рояль. (Ч.) — И на покорную рояль властительно ложились руки. (А. Б.) 6. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесённые снегом. (77.) — Он откры­вает глаза и видит перед собой что-то тёмное, похожее на избу или скир­ ду. (Ч.) 7. Когда кадриль кончилась, Сонечка сказала мне «merci». (Л. Т.) — Начался второй кадриль. (Лейк.) 8. Только жирафа может про­мочить ноги в понедельник, а насморк почувствовать лишь к субботе. (Л. Кае.) — Далёко на озере Чад изысканный бродит жираф. (Гум.)

507. Прочитайте предложения и укажите особенности грамматических
форм выделенных слов. Как форма слова связана со значением и граммати­
ческим понятием одушевлённости/неодушевлённости?

1. Чтобы разделить дробь на дробь, то для этой цели нужно числите­ ля первой дроби помножить на знаменателя второй, и это будет числи­телем частного. (Ч.) 2. В диком лесу, в январе, за костром, месяцы-бра­тья сидели кругом... Копьями груду костра шевеля, в ночь поджидали к себе февраля. (Случ.) 3. С гостями рядом на скамьях сажали пыльного ске­ лета. Щур.) 4. Надобно знать, что для меня выписана была из Москвы географическая карта. Я решился сделать из неё змей. (П.) 5. В самом деле, что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин


7 — Гольцова, 10-11 кл. Ч. 2


193


Культура речи

чина почитай, ввелось в употребление другое, например: ум ума почи­ тай? (Щ 6. Он, правда, в туз из пистолета в пяти саженях попадал. (77.) 7. Я не люблю трупов и покойников, и мне всегда неприятно, когда пе­реходит мою дорогу длинная погребальная процессия. (Г.)

См 508. Прочитайте предложения. Охарактеризуйте грамматико-стилис-тические особенности форм степеней сравнения и форм степеней ка­чества. Укажите способ их образования. Все ли из выделенных форм являют­ся нормативными для современного русского литературного языка?

1. Мы считали нужным устранить его от фельетона, передав сей важ­ный отдел одному из наших любимейших, изящнейших, фешенебельней­ших, великосветских, щеголеватейших литераторов. (Друж.) 2. Но в ми­ре нет людей бесслёзней, надменнее и проще нас. (Ахм.) 3. Мне дали имя при крещенье — Анна, сладчайшее для губ людских и слуха. (Ахм.) 4. И сказал старик, протягивая руку: «На, пожуй... маленько крепче будешь». (Ее.) 5. — На ваших посудинах чем меньше репетируешь, тем красивше выходит. (И. и П.) 6. — Не правда ли, что препочтеннейший и прелюбезнейший человек? — прибавил Манилов. (Г.) 7. Самое большое, про­ стое и бесхитростное счастье я нашёл в лесном Мещёрском краю. (Пауст.) 8. С тех пор я не знаю ничего более близкого мне, чем наши про­стые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля. (Пауст.) 9. Это был один из самых честнейших и любезнейших людей. (Акс.)

Qllf 509. Сравните выделенные глагольные формы. Чем различаются эти формы (по значению, стилистической окраске и т. д.)?

1. Но весна, весна идёт, ярко, звонко каплет с крыш. (Сол.) — И капают горькие слёзы из глаз на холодный песок. (Л.) 2. Где-то в трубе и за печкой ветер ворчливо мурлычет. (Рем.) — В воздухе тиши­на; только поскрипывает на берегу кузнечик да где-то робко мурлыка­ет орличка. (Ч.) 3. На льдинах Зима унеслась, река разлилась, прошу­мела, сбывает — тихо плескает старой привязанной лодкой. (Сев.) — Ты, волна моя, волна! Ты гульлива и вольна; плещешь ты, куда захо­чешь. (П.) 4. Машите платками, машите. (Чёрн.) — Ты не махай на ме­ня руками. (Зощ.) 5. Солнце брызжет, солнце греет. (Чёрн.) — От них проходу нет по улицам: понаделают трубок, через забор на прохожих водой брызгают. (Остр.) 6. В поле ветер воет, травку колыхает. (Кольц.) — Над уснувшей нивой дышит лёгкий ветерок; он ласкает, он колышет полевой цветок. (Д. М.) 1. Щиплет мороз щёки и нос. (А. М.) — Что, уши мерзнут? — забеспокоился отец. — Щипает их. (Евд.) 8. Он хотел постлать мне на своей кровати. (Кае.) — Затопить бы печку, постелить постель. (Ее.) 9. Ты катишь волны голубые и блещешь гор-

194


§111. О качествах хорошей речи

дою красой. (П.) — Месяц... сребряный ясный свет изливает, нежно блистает в чистых водах. (Карамз.) - Ели блестят в серебре. (Грот.) 10. Взгляните, кружками здесь в кучке стоят, и воду руками полощут, мутят. (А. Ш.) - На речке... бабы сидят, полоскают. {Л. Т.)

О КАЧЕСТВАХ ХОРОШЕЙ РЕЧИ

I    Качества речи — свойства речи, которые помогают обеспечить

I эффективность коммуникации и характеризуют уровень речевой

I культуры говорящего.

I    Один из основоположников науки о культуре речи в отечествен-

1 ном языкознании профессор Борис Николаевич Головин выделял

| следующие качества хорошей речи: правильность, точность, чи-

I стоту, ясность, логичность, богатство (разнообразие), выразитель-

I ность, уместность.

510. Прочитайте фрагменты из работ известных российских учёных и мыслителей XIX—XX вв. Выделите то общее, что является характерным для хорошей речи во все времена.

М. СПЕРАНСКИЙ

ПРАВИЛА ВЫСШЕГО КРАСНОРЕЧИЯ Общие свойства слога

1. Ясность. Первое свойство слога, рассуждаемого вообще, есть яс­
ность. Ничто не может извинить сочинителя, когда он пишет темно.
Ничто не может дать ему право мучить нас трудным сопряжением по­
нятий. Каким бы слогом он ни писал, бог доброго вкуса налагает на
него непременяемый закон быть ясным. Объемлет ли он взором сво­
им великую природу — дерзким и сильным полётом он может парить
под облаками, но никогда не должен он улетать из виду. Смотрит ли
он на самую внутренность сердца человеческого — он может там ви­
деть тончайшие соплетения страстей, раздроблять наше чувствие,
уловлять едва приметные их тени, но всегда в глазах своих читателей
он должен их всюду с собой вести, всё им показывать и ничего не ви­
деть без них. Он заключил с ними сей род договора, как скоро при­
нял в руки перо, ибо принял его для них. А посему хотеть писать соб­
ственно для того, чтобы нас не понимали, есть нелепость, превосхо­
дящая все меры нелепостей. Если вы сие делаете для того, чтоб вам
удивлялись, сойдите с ума — вам ещё более будут удивляться. <...>

2. Разнообразие. Второе свойство слогу общее есть разнообразие.
Нет ничего несноснее, как сей род монотонии в слоге, когда все

побочные понятия, входящие в него, всегда берутся с одной стороны,


7*


195


Культура речи

когда все выражения в обороте своём одинаковы; словом, когда мы в продолжение сочинения предпочтительно привязываемся к одному какому-нибудь образу выражения или форме. <...>

3. Единство слога. Не должно, однако, разуметь под именем разно­ образия сей развязанности слога, когда все выражения делают столь­ко различных кусков, оторванных от различных материй и связанных вместе. Это было бы противно единству слога, третьему свойству его, столько же существенному

Надобно, чтобы части были разнообразны, а целое едино; надоб­но, чтобы в сочинении царствовал один какой-нибудь главный тон, который бы покрывал, так сказать, собой все прочие, так, в музыке все голоса различны, но все подчинены главному тону, который идёт в продолжение всей пьесы. Сей-то род гармонии, разнообразной в частях и единой в целом, необходимо нужен в слоге. Отрывы и паде­ния из слога высокого в слог низкий, из красивого в посредственный не могут ничего другого произвесть, как разногласие и дикость. <...>

О произношении. Те не знают истинного начала красноречия, кото­рые думают, что предубеждающая внешность не нужна в ораторе. Они не знают, что самоё существо витийства основано на предубеждении, ибо основано на страстях, и вития не что другое есть, как человек, об­ладающий таинством двигать по воле страсти других и, следователь­но, отнимать у разума холодную его и строгую разборчивость, воспла­менять воображение и отдавать ему похищенные права рассудка. <... >

О правилах произношения. <... > Начало слова всегда почти должно произносить тоном средним и умеренным, с приятной простотой, короткостью и непринуждением. Сильное напряжение голоса и руки во вступлении не сообразно с спокойным состоянием понятий слу­шающих; надобно их постепенно возвышать и настраивать на свой тон, чтоб после сделать счастливое на них ударение. Сверх сего, на­чав сильно, нельзя не ослабить к концу и тем самым опустить внима­ние слушателей и оставить слово без действия. Надобно, чтоб лицо, голос и руки — всё оживлялось час от часу более и чтоб конец или за­ключение было самое разительнейшее место в слове. Здесь должны открыться во всём своём пространстве все наружные дарования ора­тора, чтоб докончить потрясение умов и сделать удар, который бы долго раздавался в их сердце.

А. КОНИ

СОВЕТЫ ЛЕКТОРАМ

§1 Необходимо готовиться к лекции; собрать интересное и важное, относящееся к теме — прямо или косвенно, составить сжатый, по

196


§111.0 качествах хорошей речи

возможности полный план и пройти по нему несколько раз. Ещё лучше — написать речь и, тщательно отделав её в стилистическом отношении, прочитать вслух. Письменное изложение предстоящей речи очень полезно начинающим лекторам и обладающим резко вы­раженной способностью к свободной и спокойной речи.

План должен быть подвижным, то есть таким, чтобы его можно было сокращать без нарушения целого.

§4

Лектору, в особенности начинающему, очень мешает боязнь слу­шателей, страх от сознания, что речь окажется неудачной, то тягост­ное состояние души, которое хорошо знакомо каждому выступающе­му публично: адвокату, певцу, музыканту и т. д. Всё это, с практикой, исчезает в значительной мере, хотя некоторое волнение, конечно, бывает всегда.

Чтобы меньше волноваться перед выступлениями, надо быть бо­лее уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготов­ке к лекции. Чем лучше владеешь предметом, тем меньше волнуешь­ся. Размер волнения обратно пропорционален затраченному на под­готовку труду или, вернее, результату подготовки. Невидимый ни для кого предварительный труд — основа уверенности лектора. Эта уве­ренность тотчас же повысится во время самой речи, как только лек­тор почувствует (а почувствует он непременно и вскоре же), что гово­рит свободно, толково, производит впечатление и знает всё, что ещё осталось сказать.

Когда спросили Ньютона, как он открыл закон тяготения, вели­кий математик ответил: «Я об этом много думал». Другой великий че­ловек — Альва Томазо Эдисон сказал, что в его изобретениях было 98 процентов «потения» и 2 процента «вдохновения».

Многим известно, во что обходился «перл создания» нашему Гого­лю: до восьми переделок начальных редакций! Итак, страх лектора уменьшается подготовкой и практикой, то есть тем же трудом.

В уменьшении страха перед слушателями играют большую роль и те счастливые минуты успеха, которые нет-нет да и выпадают на до­лю не совсем плохого или только порядочного лектора.

§6 Говорить следует громко, ясно, отчётливо (дикция), немонотонно, по возможности выразительно и просто. В тоне должна быть уверен­ность, убеждённость, сила. Не должно быть учительского тона, про­тивного и ненужного — взрослым, скучного — молодёжи.

197


Культура речи

Лектор должен быть в достаточной мере освещен: лицо говорит вместе с языком.

§19

Чтобы лекция имела успех, надо: 1) завоевать внимание слушате­лей и 2) удержать внимание до конца речи.

Привлечь внимание слушателей — самое трудное дело. Внимание всех вообще (ребёнка, невежды, интеллигента и даже учёного) воз­буждается простым интересом (интересующим) и близким к тому, что наверно переживал или испытывал каждый. Значит, первые сло­ва лектора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны отвлечь, зацепить внимание).

Вторая задача лектора — удержать внимание аудитории. Раз внима­ние возбуждено вступлением, надо хранить его, иначе перестанут слу­шать, начнётся движение и, наконец, появится та «смесь» тягостных признаков равнодушия к словам лектора, которая убивает всякое же­лание продолжать речь. Удержать и даже увеличить внимание можно: 1) краткостью, 2) быстрым движением речи, 3) краткими освежаю­щими отступлениями.

Краткость речи состоит не только в краткости времени, в течение которого она произносится. <...>

Краткость — отсутствие всего лишнего, не относящегося к содер­жанию, всего того водянистого и засоряющего, чем обычно грешат речи. Надо избегать лишнего: оно расхолаживает и ведёт к потере внимания слушателей. <...>

Конец речи должен закруглить её, то есть связать с началом. <...> Конец — разрешение всей речи (как в музыке последний ак­корд — разрешение предыдущего; кто имеет музыкальное чутьё, тот всегда может сказать, не зная пьесы, судя только по аккорду, что пье­са кончилась); конец должен быть таким, чтобы слушатели почувст­вовали (не только в тоне лектора, это обязательно), что дальше гово­рить нечего.

§20 Для успеха речи важно течение мысли лектора. Если мысль скачет с предмета на предмет, перебрасывается, если главное постоянно пре­рывается, то такую речь почти невозможно слушать. Надо построить план так, чтобы вторая мысль вытекала из первой, третья из второй и т. д., чтобы был естественный переход от одного к другому. <... >

198


§111.0 качествах хорошей речи

А. МИРТОВ

УМЕНИЕ ГОВОРИТЬ ПУБЛИЧНО Выступление

Первое выступление имеет большое значение для вашего оратор­ского развития. Успех или неуспех первых шагов часто навсегда опре­деляют дальнейшую деятельность.

Вот некоторые советы для начинающих:

1. Начинайте с коротких выступлений, без расчёта на эффект. Лучше всего первоначально примите участие лишь в общем собра­нии, в общем диспуте или обсуждении какого-либо положения.

2. Не развивайте более одной мысли в каждом выступлении.

3. Не выступайте с речью, не продумав вопроса, так сказать, до конца.

4. Учитесь ораторскому искусству у лучших ораторов: если нет воз­можности их слушать, то читайте их речи. Следите, как эти речи по­строены и какими приёмами (стилистическими) пользуется оратор.

Если в аудитории некоторый шум, хотя бы от передвижения сту­льев, ходьбы и пр., то после краткого обращения вьщержите паузу. Но чуть на секунду водворилась абсолютная тишина, — пользуйтесь слу­чаем: говорите! — Иначе пропустите момент, начинается вновь шум и начало речи пропало.

Как заставить услышать себя в шуме толпы? Надо начать говорить (без крика) в пределах другой тональности. Однородные звуковые (воздушные) волны взаимно поглощают друг друга (слабые сливают­ся с сильными), волны же новой тональности (даже иногда очень слабые) могут чётко прозвучать и на фоне громкого шума. Лучше все­го резко повысить (без крика!) голос. Однако, едва вас услыхали и смолкли, умейте перейти на более нормальный тон речи. Речь в рез­ко повышенной тональности всегда тягостна для уха.

Повышение тона — приём вступления в речь в шумной аудито­рии, а не приём произнесения речи. В нормальных же условиях всту­пайте в речь в обычной тональности, в тональности, что уже звучала до вас. Повышать же тон всей речи опасно: если противник не поте­ряется, то он будет вам отвечать, и отвечать, конечно, в условиях ва­шей же (теперь повышенной) тональности.

Характер речи вообще заразителен, а тональность её — особенно. Не повышайте без нужды тона речи! Отсюда и ещё можно сделать ценный вывод: хотите успокоить толпу — перейдите в речи на то-

199


Культура речи

нальность, соответствующую самой спокойной, неторопливой, рас­судительной речи.

Вопросы для повторения

1. Какими качествами, по мнению М. Сперанского, должна обладать речь оратора?

2. Вспомните, какие роды и виды ораторского красноречия выделялись в древ­ности. Охарактеризуйте особенности одного из видов речи.

3. Что понимается под ораторским тактом? Как вы объясните данное поня­тие применительно к современности? Продемонстрируйте на конкретном примере.

4. Подготовьте конспект академической речи (лекции). Вьщелите основную мысль. Определите, не нарушена ли связь между частями текста, соответ­ствует ли содержание теме речи. Ответ аргументируйте.

5. Подготовьте речь агитационного характера.

6. Какие приёмы вступления в речь можно использовать, чтобы привлечь внимание аудитории, если:

а) в аудитории шум;

б) аудитория настроена негативно?

7. А. Кони в советах лекторам писал: «Лучшие речи просты, ясны, понятны и полны глубокого смысла. При недостатке собственной "глубокой мысли" дозволительно пользоваться мудростью мудрых, соблюдая меру и в этом, чтобы не потерять своего лица между Лермонтовыми, Толстыми, Диккен­сами...» Как реализуется этот тезис А. Кони в речах современных полити­ческих обозревателей и общественных деятелей?

8. Составьте собственное руководство «Учусь говорить хорошо и правильно». При выполнении задания используйте материалы данного раздела.

200


СТИЛИСТИКА

Стилистика — раздел науки о языке, изучаю­ щий стили языка и стили речи, а также изобрази­ тельно-выразительные средства.

Стиль (лат. stilus, от греч. stylos — палочка для письма) — способ словесного выражения мыслей, слог. Стиль характеризуется особен­ ностями в отборе, сочетании и организации языковых средств в связи с задачами общения.

Функциональный стиль — это подсистема (разновидность) литературного языка, имеющая определённую сферу функционирования и обла­ дающая стилистически значимыми (маркиро­ ванными) языковыми средствами.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ ЯЗЫКА

разговорный       _____ книжные стили ________

язык                ^                  Z                     ^

научный  официально- публицисти-
деловой             ческий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.148.124 (0.052 с.)