Ссср в середине 1980-х – начале 1990-х годов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ссср в середине 1980-х – начале 1990-х годов



 

Попытка модернизации социалистической системы

Начало реформаторскому курсу положил на апрельском Пленуме ЦК КПСС 1985 года М. С. Горбачев, избранный в марте того же года Генеральным секретарем ЦК КПСС. Проработанного плана реформ у М. С. Горбачева не было, но существовало стремление преодолеть стагнацию, придать динамизм существующей в СССР системе. В качестве стратегической цели нового советского руководства и общества был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны на основе использования достижений научно-технического прогресса и активизации «человеческого фактора», т.е. повышения заинтересованности работников в результатах труда.

На первом этапе реформ (апрель 1985-1986 гг.) преобразова-ния осуществлялись на основе административных методов. Ос-новные средства были направлены на развитие машиностроения, особенно его капиталоемких отраслей, хотя отмечалась необхо-димость увеличения производства товаров народного потреб-ления, повышения качества продукции, в том числе за счет введения госприемки на предприятиях. В целом народное хозяй-ство продолжало работать по старой схеме, активно используя методы приказного нажима, политических кампаний, корректи-рования планов. Многие решения властей были не проработаны, например, антиалкогольная кампания, которая велась преиму-щественно административными методами и привела к значитель-ным экономическим потерям и социальной напряженности.

В 1985-86 гг. развернулась борьба с коррупцией, происходила перестановка кадров. В мае-июле 1986 года появляется термин перестройка, который характеризовал глубокие преобразования в экономической, социальной и политической сферах.  К концу 1986 года экономические трудности стали нарастать, как в результате объективных причин, например, падение цен на нефть, расходы на преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС, так и просчетов руководства. Во второй половине 1986 года среди окружения М. С. Горбачева все чаще говорилось о бюрократии, противодействующей реформам, сложилось убеж-дение, что неудачи реформ связаны с неэффективностью сущес-твующей системы.

Переход к новой модели социально-экономического

И политического развития

 

Новый план преобразований был оглашен на январском пленуме ЦК КПСС 1987 года. Главным препятствием на пути реформ был объявлен «механизм торможения», т. е. командно-админи-стративная система, его слом предполагал углубление демократии, расширение самоуправления. Получает распростра-нение политика гласности, когда открыто обсуждались наиболее острые проблемы как советского прошлого, так и проводимых в стране реформы. Были реабилитированы многие лица, осужденные по процессам 1930-х годов, раскрывались «белые пятна» советской истории.

В соответствии с решениями XIX Всесоюзной партийной конференции 1988 г. начался процесс передачи власти от КПСС к Советам. Руководство страны ставило цель создания в СССР правового государства, осуществления разделения властей, ут-верждения гласности. На основе решений XIX партконференции в мае-июне 1989 года в результате альтернативных выборов был созван I съезд народных депутатов, на котором впервые началось формирование легальной политической оппозиции, лидером антикоммунистических сил стал Б. Н. Ельцина. Учреждался новый орган власти – съезд народных депутатов СССР. Из его участников избирался Верховный Совет, который стал постоянно действующим парламеном.

К 1990 г. политическая система СССР находилась в кризисном состоянии: передача властных полномочий от партийных струк-тур к советам, недостаточно подготовленным для этого, привела к ослаблению централизованного влияния на экономические, политические и социальные процессы. В этих условиях на III съезде народных депутатов в марте 1990 года произошли отмена 6-й статьи Конституции СССР, закреплявшей монополию КПСС на власть, и избрание М.С. Горбачева первым президентом СССР.

Реальностью становится многопартийная система. Возникли такие оппозиционные КПСС партии как «Демократический со-юз», «Демократическая партия России», «Социал-демократичес-кая партия России», «Либерально-демократическая партия» и др., в союзных республиках – народные фронты («Саюдис», «Рух» и др.). В центре политической борьбы за власть на рубеже 1980-1990-х гг. оказались партии коммунистической и либеральной ориентации. К концу 1980-х гг. наметился раскол среди сторонников реформаторского курса М. С. Горбачева, затронувший и КПСС.

Краеугольные изменения наметились и в ходе экономических реформ: в ноябре 1986 года был принят Закон «Об индивидуаль-ной трудовой деятельности», в мае 1988 года – Закон «О коопера-ции в СССР». Новый закон «О государственном предприятии» июнь 1987 г., значительно расширял самостоятельность предприятий и предполагал утверждение экономических принципов управления промышленностью. Произошли изменения в организации сельскохозяйственного производства: появились фермерские и частные крестьянские хозяйства.

Однако результаты изменений как на государственных пред-приятиях, так и в кооперативном секторе были неоднозначны. Не только не удалось решить существующие экономические пробле-мы, но в условиях развивающейся инфляции они усугубили ситуацию как в производственной сфере, так и на потребительском рынке. В 1989-90 гг. резко сократились темпы роста произ-водства промышленной продукции, увеличились размеры дефи-цита госбюджета.

В середине 1990 года, когда негативные изменения в эконо-мике приобрели необратимый характер, среди руководства стра-ны сложилось мнение о необходимости перехода к рыночным отношениям. Однако единства мнений о путях такого перехода не было. Часть руководства поддерживала план Л. И. Абалкина, предполагавший переход к рынку в течение 6-8 лет, другая – программу «500 дней» С. С. Шаталина, Г. И. Явлинского, преду-сматривавшую проведение рыночных реформ в более короткие сроки. Руководство страны остановилось на компромиссном варианте.

Проводившаяся М. С. Горбачевым политика демократизации привела к активизации межнациональных противоречий (Якутск, Алма-Ата, Карабах, Сумгаит и т.п.), в республиках Прибалтики с конца 80-х гг. встал вопрос о выходе из состава СССР. Деклара-ции союзных республик о суверенитете (Эстонии, Латвии, Лит-вы, Азербайджана, РСФСР) поставили в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.005 с.)