Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ссср в середине 1980-х – начале 1990-х годов
Попытка модернизации социалистической системы Начало реформаторскому курсу положил на апрельском Пленуме ЦК КПСС 1985 года М. С. Горбачев, избранный в марте того же года Генеральным секретарем ЦК КПСС. Проработанного плана реформ у М. С. Горбачева не было, но существовало стремление преодолеть стагнацию, придать динамизм существующей в СССР системе. В качестве стратегической цели нового советского руководства и общества был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны на основе использования достижений научно-технического прогресса и активизации «человеческого фактора», т.е. повышения заинтересованности работников в результатах труда. На первом этапе реформ (апрель 1985-1986 гг.) преобразова-ния осуществлялись на основе административных методов. Ос-новные средства были направлены на развитие машиностроения, особенно его капиталоемких отраслей, хотя отмечалась необхо-димость увеличения производства товаров народного потреб-ления, повышения качества продукции, в том числе за счет введения госприемки на предприятиях. В целом народное хозяй-ство продолжало работать по старой схеме, активно используя методы приказного нажима, политических кампаний, корректи-рования планов. Многие решения властей были не проработаны, например, антиалкогольная кампания, которая велась преиму-щественно административными методами и привела к значитель-ным экономическим потерям и социальной напряженности. В 1985-86 гг. развернулась борьба с коррупцией, происходила перестановка кадров. В мае-июле 1986 года появляется термин перестройка, который характеризовал глубокие преобразования в экономической, социальной и политической сферах. К концу 1986 года экономические трудности стали нарастать, как в результате объективных причин, например, падение цен на нефть, расходы на преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС, так и просчетов руководства. Во второй половине 1986 года среди окружения М. С. Горбачева все чаще говорилось о бюрократии, противодействующей реформам, сложилось убеж-дение, что неудачи реформ связаны с неэффективностью сущес-твующей системы. Переход к новой модели социально-экономического И политического развития
Новый план преобразований был оглашен на январском пленуме ЦК КПСС 1987 года. Главным препятствием на пути реформ был объявлен «механизм торможения», т. е. командно-админи-стративная система, его слом предполагал углубление демократии, расширение самоуправления. Получает распростра-нение политика гласности, когда открыто обсуждались наиболее острые проблемы как советского прошлого, так и проводимых в стране реформы. Были реабилитированы многие лица, осужденные по процессам 1930-х годов, раскрывались «белые пятна» советской истории. В соответствии с решениями XIX Всесоюзной партийной конференции 1988 г. начался процесс передачи власти от КПСС к Советам. Руководство страны ставило цель создания в СССР правового государства, осуществления разделения властей, ут-верждения гласности. На основе решений XIX партконференции в мае-июне 1989 года в результате альтернативных выборов был созван I съезд народных депутатов, на котором впервые началось формирование легальной политической оппозиции, лидером антикоммунистических сил стал Б. Н. Ельцина. Учреждался новый орган власти – съезд народных депутатов СССР. Из его участников избирался Верховный Совет, который стал постоянно действующим парламеном. К 1990 г. политическая система СССР находилась в кризисном состоянии: передача властных полномочий от партийных струк-тур к советам, недостаточно подготовленным для этого, привела к ослаблению централизованного влияния на экономические, политические и социальные процессы. В этих условиях на III съезде народных депутатов в марте 1990 года произошли отмена 6-й статьи Конституции СССР, закреплявшей монополию КПСС на власть, и избрание М.С. Горбачева первым президентом СССР. Реальностью становится многопартийная система. Возникли такие оппозиционные КПСС партии как «Демократический со-юз», «Демократическая партия России», «Социал-демократичес-кая партия России», «Либерально-демократическая партия» и др., в союзных республиках – народные фронты («Саюдис», «Рух» и др.). В центре политической борьбы за власть на рубеже 1980-1990-х гг. оказались партии коммунистической и либеральной ориентации. К концу 1980-х гг. наметился раскол среди сторонников реформаторского курса М. С. Горбачева, затронувший и КПСС.
Краеугольные изменения наметились и в ходе экономических реформ: в ноябре 1986 года был принят Закон «Об индивидуаль-ной трудовой деятельности», в мае 1988 года – Закон «О коопера-ции в СССР». Новый закон «О государственном предприятии» июнь 1987 г., значительно расширял самостоятельность предприятий и предполагал утверждение экономических принципов управления промышленностью. Произошли изменения в организации сельскохозяйственного производства: появились фермерские и частные крестьянские хозяйства. Однако результаты изменений как на государственных пред-приятиях, так и в кооперативном секторе были неоднозначны. Не только не удалось решить существующие экономические пробле-мы, но в условиях развивающейся инфляции они усугубили ситуацию как в производственной сфере, так и на потребительском рынке. В 1989-90 гг. резко сократились темпы роста произ-водства промышленной продукции, увеличились размеры дефи-цита госбюджета. В середине 1990 года, когда негативные изменения в эконо-мике приобрели необратимый характер, среди руководства стра-ны сложилось мнение о необходимости перехода к рыночным отношениям. Однако единства мнений о путях такого перехода не было. Часть руководства поддерживала план Л. И. Абалкина, предполагавший переход к рынку в течение 6-8 лет, другая – программу «500 дней» С. С. Шаталина, Г. И. Явлинского, преду-сматривавшую проведение рыночных реформ в более короткие сроки. Руководство страны остановилось на компромиссном варианте. Проводившаяся М. С. Горбачевым политика демократизации привела к активизации межнациональных противоречий (Якутск, Алма-Ата, Карабах, Сумгаит и т.п.), в республиках Прибалтики с конца 80-х гг. встал вопрос о выходе из состава СССР. Деклара-ции союзных республик о суверенитете (Эстонии, Латвии, Лит-вы, Азербайджана, РСФСР) поставили в центр политической жизни вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.66.206 (0.005 с.) |