Глава 3. Изучение «розы Иерихона» И. А. Бунина с применением технологии лок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Изучение «розы Иерихона» И. А. Бунина с применением технологии лок



Обзор произведений И.А.Бунина, изучаемых в школе

В современной методике обучения литературе существует множество авторитетных программ. Все они соприкасаются в определенных позициях, преследуют равнозначные цели.

Одной из наиболее удачных, на мой взгляд, при изучении творчества И.А.Бунина следует считать программу Т.Ф. Курдюмовой, в которой последовательно реализуется принцип вариативности, что делает программу достаточно гибкой и удобной для применения в школе.

К изучению предлагаются следующие произведения И.А.Бунина:
5 класс.

В процессе изучения русской литературы ХХ века в 5 классе для самостоятельного чтения и обсуждения в классе предлагаются следующие произведения И. Бунина: «Детство», «Сказка». Основные акценты предлагается расставить на следующих аспектах – мир фантазии и мир творчества. И.А. Бунин – прозаик и поэт..

В шестом классе в программе отсутствуют произведения Бунина.

Класс.

В седьмом классе для чтения и изучения предлагаются следующие произведения И.А. Бунина: «Цифры», «Лапти». К изучению предлагаются следующие вопросы – «Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Стихотворения и рассказы Бунина по выбору учителя и учащихся».

Далее в рамках изучения темы «Край ты мой, родимый край!», среди прочих предлагаются к чтению и обсуждению стихотворения Бунина.

В восьмом классе нет произведений Бунина, предлагаемых к чтению или изучению.

Класс.

В девятом классе в рамках изучения темы «Русская проза ХХ века» для чтения и изучения предлагается рассказ И.А. Бунина «Чистый понедельник». В рамках изучения данного произведения рекомендуется решение следующих вопросов: «Слово о Бунине. Особенности бунинского рассказа. Мастерство писателя стилиста».

Курс литературы 10-11 классов в рамках данной программы включает в себя обзорные и монографические темы, сочетание которых позволяет не только познакомить учащихся с выдающимися художественными произведениями, но и показать их место в историко-литературном процессе.

Так как основу программы изучения литературы в 10 классе составляется русская литература 19 в., творчество Бунина, львиная доля которого приходится на век 20 в нее не вошло.

В 11 классе творчество Бунина открывает изучение достаточно объемной темы проза конца 19 – начала 20 века.

Однако в программу вошли не только прозаические произведения Бунина, такие как «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», «Иоанн Рыдалец», «Чистый понедельник», но и стихотворения, выбор которых предоставлен учителю и ученикам, так же свобода выбора предоставлена и в плане изучения прозаических произведений.

Несколько иначе разработан подход к обучению литературе в средней школе, в программе, созданной под руководством А.Г. Кутузова. Цель и задачи литературного образования, структурные принципы и возрастные читательские интересы – вот главное составляющее программы.

В 5 классе творчество Бунина представлено только поэтическими произведениями, которые предлагаются пятиклассникам для самостоятельного чтения. Среди них: «Укоры», «Густой, зеленый ельник у дороги…», «Няня», «Осыпаются астры в садах…», «Перед закатом набежало…», «Вечер», «Слово», «Детство», «Сказка».

В шестом классе представлены не только поэтические произведения Бунина, среди которых: «Помню долгий зимний вечер…», «Летняя ночь», «На окне серебряном от инея…» и т.д., кроме них к изучению предлагаются отрывки из романа «Жизнь Арсеньева».

В девятом классе, в рамках темы «В мире русской литературы» к изучению предлагаются рассказы Бунина «Господин из Сан-Франциско», и для классов с углубленным изучением литературы – «Холодная осень».

Достаточно логичным представляется подробное изучение творчества Бунина в 11 классе. В частности к изучению предлагаются следующие произведения, проблемы и вопросы.

Толстовские и чеховские традиции в творчестве Бунина. Обращение к вечным вопросам человеческого существования. Эстетика символистов и поэзия Бунина. Образ природы («Осенний ветер», «Запах соли…»). Чувство пустынности, безлюдья и одиночества человека в мире (стихи 1886-1903 гг.) живописание природы как декларация объективных человеческих ценностей. Влияние на поэтические принципы Бунина поэзии Фета. Субъективно-эмоциональное восприятие мира и наглядное его описание, метафора и живописный эпитет. Чувственная деталь, образы детали.

Соотношение национального, социального и общественного в героях Бунина. Влияние Толстого, Древнего Востока, пантеистической философии. Лирико-философское решение «мужицкой темы» («Деревня», «Антоновские яблоки»). Картины «погибающих помещичьих гнезд» («Золотое дно»). Чувство исторической памяти и неизбежная «печаль времени». Исследование неразрешимых противоречий национального характера. Размышления о страшной и бессмысленной жестокости людей («Ночной разговор»). Поиски целостности личности и психологии человека («Чаша жизни»).

Вечные проблемы в художественном мире Бунина. Герой писателя: «чувство смерти» и жажда жизни. Образы последних дней героя («Худая трава»). Тема вековой приобщенности человека к миру живого, к природе. Трагедийная концепция любви. Любовь-страсть, как первозданная глубина стихии природы («Солнечный удар», «Грамматика любви», «Легкое дыхание»). Жанр рассказа, как художественное стремление Бунина к изображению концентрированного «мгновения» жизни, синтез поэтического и прозаического, открытый лиризм, подтекст. Рассказ-портрет, рассказ-«лицо».

В программе под редакцией Ладыгиной для  классов с углубленным изучением литературы, лицеев и гимназий с гуманитарной направленностью изучение творчества Бунина следует начинать с девятого класса.

К изучению предлагается рассказ И. Бунина «Господин из Сан-Франциско», причем рассматривается это произведение как новелла. К изучению предлагаются следующие проблемы: «Тема губительного влияния богатства на человеческую душу. Система ценностей в новелле. Символика и художественная деталь в новелле».

В 11 классе творчество Бунина рассматривается среди прочих во время изучения темы «Русское литературное зарубежье».[19]


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.240 (0.004 с.)