Общее представление об авторе. Особенности творчества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее представление об авторе. Особенности творчества




Иван Алексеевич Бунин – русский писатель и поэт, обладатель Нобелевской премии в области литературы.

И.А. Бунин родился 10 октября (по старому стилю) 1870 года в обедневшей, а затем окончательно разорившейся семье. Но, по его же признанию, был «вполне равнодушным не только к своей голубой крови, но и к полной утрате того, что было связано с нею.»

Первое образование Бунин получил в Елецкой мужской гимназии, куда был привезен отцом в возрасте десяти лет (1881 г.) Тяжкий уездной быт, чуждый уклад купеческих домов, где приходилось жить «на хлебах», нелепые устои провинциального учебного заведения, а главное разрыв с семьей, родной местностью (там он разглядывал небо, землю),  привели к душевному и даже физическому упадку. В начале весны 1886 года Иван Бунин был исключен из гимназии за неявку «с рождественского отпуска». Последующие 4 года Бунин проводит в Елецком поместье Озерки. В Озерках начинается подлинное открытие отечественной классики: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Жуковский, Тургенев, Толстой, Белинский. Растет жажда проникнуть в творения великих художников мира – Шиллера, Шекспира. А параллельно - острый интерес к писателю вообще, вплоть до самоучки-стихотворца Назарова, появившегося в Ельце «автора». И все это - в неразрывном единстве с собственным поэтическим творчеством, сначала подражательном (М. Ю. Лермонтову, А. С. Пушкину), затем все более самостоятельным, уникальным. В 1887 году в журнале «Родина» появляется первая публикация стихотворения «Деревенский нищий», в следующем году- в журнале «Книжки недели»- второе (позже названное «Затишье»). В 1892 году Иван Алексеевич переехал в Полтаву, где при содействии Юлия устроился на службу в статистическое отделение губернской управы. Вскоре туда же прибыла и Варвара Пащенко, первая любовь автора, которую исследователи прозвали «невенчанной» женой писателя. Попытка создать семью на новом месте не удалась.

В 1895 году Бунин впервые попал в Петербург и познакомился там сначала с публицистами-народниками: Н.К. Михайловским и С.В. Кривенко, а затем с писателями – А. П. Чеховым, А. И. Эртелем, поэтами К. Бальмонтом, В. Брюсовым. На основе этого принято выделять первый период в творчестве И. А. Бунина (1887 г. – 1899 г.) Написаны сотни стихотворений, десятки рассказов о жизни деревенской, крестьянской, мелкопоместной. Сам Бунин не включал их в собрание сочинений. Но после его смерти они были включены.[8]

Следующий период творчества (1900-1911 гг.) связан со знакомством с величайшими писателями (Горьким, Толстым, Чеховым и др.) оставляет след в жизни и творчестве Бунина. Выходят рассказы Бунина «Антоновские яблоки», «Сосны».

В 1900-1904 гг. автор путешествует по Германии, Франции, Швейцарии, Италии. Впечатления от поездки в Константинополь в 1903 г. легли в основу рассказа «Тень птицы» (1908 г.), с которого в творчестве Бунина начинается ряд блестящих путевых очерков, собранных впоследствии в одноименный цикл (сборник «Тень птицы» вышел в Париже в 1931 г.).

Писатель в 1909 году становится почетным академиком Академии наук в Санкт-Петербурге. Проза Бунина была опубликована в «Полном собрании сочинений»(1915).

Октябрьскую революцию 1917 г. И.А. Бунин не принял и в мае 1918 г. вместе со второй женой Верой Николаевной Муромцевой уехал из Москвы в Одессу, а в конце января 1920 г. Бунины навсегда покинули Советскую Россию, отплыв через Константинополь в Париж. Памятником настроений И.А. Бунина революционного времени остался дневник «Окаянные дни», опубликованный в эмиграции.

С Францией связана вся последующая жизнь писателя и завершающий период творчества. Большую часть года с 1922 г. по 1945 г. Бунины проводили в г. Грас, неподалеку от Ниццы. В эмиграции вышел всего один собственно поэтический сборник Бунина – «Избранные стихи» (Париж, 1929 г.), но написаны десять новых книг прозы, среди которых «Роза Иерихона» (опубликована в Берлине в 1924 г.), «Митина любовь» (в Париже в 1925 г.), «Солнечный удар» (там же в 1927 г.). В 1927-1933 гг. Бунин работал над своим самым крупным произведением – романом «Жизнь Арсеньева» (впервые опубликован в Париже в 1930 г.; первое полное издание вышло в Нью-Йорке в 1952 г.). В 1933 г. писателю присуждена Нобелевская премия «за правдивый артистичный талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер».

Годы Второй мировой войны Бунины провели в Грасе, некоторое время находившемся под немецкой оккупацией. Написанные в 1940-е гг. рассказы составили книгу «Темные аллеи», впервые изданную в Нью-Йорке в 1943 г. (первое полное издание вышло в свет в Париже в 1946 г.). Уже в конце 1930-х гг. отношение И.А. Бунина к Советской стране становится более терпимым, а после победы СССР над фашистской Германией и, безусловно, доброжелательным, однако вернуться на родину писатель так никогда и не смог.

Тематически произведения Бунина различны. Они посвящены переживаниям писателя, рожденными воспоминаниями детства, посещением русских сёл, поездками к южному морю или заграничными путешествиями, встречей с простыми крестьянами, либо утонченным чувством к женщине. Внутренне все рассказы объединены авторским стремлением проникнуть в трагическое несоответствие между прекрасной природой и человеческим бытием и мечтой о счастье.

«Роза Иерихона», написана под влиянием путешествия автора на Восток весной 1907 года. Произведение «Роза Иерихона» было опубликован в 1924 году, однако время его создания до сих пор точно не установлено. По некоторым деталям текста можно предположить, что «Роза» написана в начале 20-х годов. Произведение создано в прозе, но сочетает неотъемлемый для Бунина микросинтез прозы и лирики. В центре сюжета произведения «Роза Иерихона» лежит старинная восточная легенда, которая гласит о том, что очень-очень давно в странах Востока при погребении человека в гроб клали растение, чтобы душа умершего могла упокоиться. Роза Иерихона, которую клали в гроб, представляла собой очень непримечательное растение: сухие ветки с шипами. По своему внешнему виду оно крайне походило на всем известное перекати-поле. Это растение встречалось на территориях, находившихся ниже Мертвого моря.

В художественном построении произведения реализуется принцип антитезы. В экспозиции представлено основное назначение цветка на Востоке: Роза Иерихона - знак веры в вечную жизнь, воскрешение мертвых. Уже здесь перед нами предстаёт полярность образов этого произведения - между названием и внешними признаками: жизнью и смертью. И намечается осуществление мотива памяти через воспоминание о нашем перекати-поле. [9]

Согласно преданию, которое упоминает Бунин, именно преподобный Савва дал этого цветку такое название, когда тот поселился в пустыне Иудейской. Святой Савва стал монахом еще в своем отечестве в Каппадокии, когда ему было всего восемь лет. Восемнадцатилетним юношей он ушел в Святую Землю и отдал себя в послушание преподобному Евфимию Великому. Предание гласит, что преподобный Евфимий, увидев безусого и безбородого юнца, не принял его сразу, а отправил его в на одинокое жительство - в келью неподалеку от монастыря, пока не вырастет борода. По библейскому преданию, это растение благословила на вечную жизнь Богородица и его называют цветком Воскресения. В этой части произведения опять же видна отсылка к мотиву памяти - воспоминаниях о православной России. И снова очевиден контраст как основной композиционный приём: с одной стороны - страшная Огненная долина, мёртвая теснина, пустыня Иудейская, волчец - сухой, серый, мёртвый, а с другой - чудесный, может давать мелкие листочки, розовый цвет и тогда- сердце радуется, жива душа, любовь, память.

В следующей части произведения мотив памяти наиболее очевиден, он занимает доминирующее место - воспоминание рассказчика о благословенных днях молодости. Известно, что Иван Алексеевич вместе с женой Верой Николаевной Муромцевой-Буниной посетил Египет, Сирию, Палестину. [Михайлов О.Н. 1987] Рука об руку с той, кому Бог судил быть моей спутницей до гроба, совершал я свое первое дальнее странствие, брачное путешествие, бывшее вместе с тем и паломничеством во святую землю Господа нашего Иисуса Христа.[10] Долы Галилеи - воспоминания о православии, если можно - о былых временах в христианской России. Интересно метафорическое жупел Пятиградия. В Библии этим словом обозначается область (Содомское пятиградие) в регионе Святой Земли, где пять городов - Содом, Гоморра, Адма, Севоим и Сигор - объединились, чтобы противостоять нашествию эламитов Кедорлаомера и четыре из которых были полностью уничтожены. У Бунина это воплощает неизбежность страданий, нечто пугающее, внушающее ужас. И снова контраст - весна, анемоны, маки, Рахиль, полевые лилии, птицы небесные. Интересно то, что и анемоны и маки являются своеобразным символом забытья: анемоны иначе называют «сон-трава», маки также известны своими «забвенчискими чарами». Даже на фоне противопоставления этих частей - мотив памяти превосходно реализован.

Заключительная часть произведения представляет собой смысловое кольцо. Звучит назывной призыв - «Роза Иерихона». Прожитая жизнь для Бунина - это засохшее растение, омываемое водами памяти. Воспоминания делают его живым и отдаляют неотвратимый час смерти.

Роза Иерихона- символ чуда. Удивительным свойством этого цветка является утешение сердца, вера в вечную жизнь. Роза - символ памяти. Только с помощью памяти человек в мире Бунина может преодолеть время.[11]

Несмотря на то, что Иван Алексеевич никогда не считал себя символистом[12], в данном произведении образ этого чудесного цветка - смыслообразующий маркёр для понимания текста. Это позволило автору сформировать своеобразную многоаспектную концепцию памяти, цементирующую всю позднюю прозу писателя.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.005 с.)