Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психическая регуляция жизнедеятельности человека. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Эмоции человека. Эмоции – психические состояния переживания зависимости человека от мира. Функции эмоций: -сигнальная, оценочная, энергетическая, побудительная, коммуникативная. Чувства – устойчивые переживания, свойственные человеку, отражают его отношение к чему-либо, носят предметный характер. Ценностное отношение человека к действительности выражается в высших чувствах: моральных, эстетических, интеллектуальных и праксических. Классификация эмоций: положительные – отрицательные; стенические – астенические. Теории эмоций. Три основных аспекта анализа эмоций: Физиологических механизмов, экспрессивного компонента и анализ эмоций как результата оценки ситуации. Последний характеризует когнитивно-ориентированные теории. Н-р, информационная теория эмоций П.В.Симонова: эмоции – это функция 2-х факторов: значения потребности и разности между информацией необходимой для ее удовлетворения и информацией имеющейся. Основные виды эмоциональных состояний. Настроение - это более или менее длительное и устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и жизнедеятельность человека. Аффект - это кратковременная, бурно протекающая, чрезвычайно интенсивная эмоциональная реакция, связанная с резким изменением для человека жизненных обстоятельств. Аффект возникает на уже происшедшее событие и является как бы сдвинутым к его концу. В основе аффекта лежит переживаемое человеком состояние внутреннего конфликта. Стресс - это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой. Первоначально понятие "стресс" возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма (Г.Селье). Фрустрация - психическое состояние человека, характеризуемое стойкими отрицательными эмоциональными переживаниями, вызванное крайней степенью неудовлетворенности, блокадой стремлений и невозможностью достижения целей. 3.2. Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Воля выполняет две взаимосвязанные функции – побудительную и тормозную. Структура волевого процесса:осознания цели действия и связанного с ней мотива, борьба мотивов, принятие решения, исполнительный этап.
Познавательная сфера человека. Познавательная сфера имеет иерархическое (уровневое) строение: - сенсерно-перцептивный (ощущения, восприятие) уровень, чувственное, непосредственное отражение; - когнитивный (мышление, воображение, речь) уровень, обобщенное и опосредованное отражение. Чувственное и рациональное познание регулируется вниманием и памятью. Внимание - это направленность психики на объекты, сосредоточенность на чем-либо, обеспечивает регуляцию познавательной деятельности. Виды внимания: произвольное (волевое) – непроизвольное; внешнее - внутреннее. Свойства внимания: объем, переключение, распределение, устойчивость, колебание, концентрация. Память. К процессам памяти относят запоминание (закрепление), сохранение, воспроизведение (актуализация, возобновление), забывание. Виды П Виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную; эмоциональную; образную; словесно-логическую; 2) по характеру целей деятельности на непроизвольную и произвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) на кратковременную; долговременную; оперативную. Изучение памяти явилось одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. (XIX в. немецкий психолог Г. Эббингауз). Сенсорно-перцептивный уровень познания. В современной психологии сенсорные и перцептивные процессы разграничивают по целостности и предметности. Ощущение – непосредственное отражение отдельных свойств предметов и явлений. Восприятие – непосредственное отражение предмета в целом. Продукт восприятия – чувственный образ, построение которого требует активности субъекта. Способность восприятия складывается при жизни, в практической деятельности. Сенсорные процессы. Ощущения являются первичной формой ориентировки в действительности Анатомо-физиологический аппарат ощ. – анализатор. Каждый рецептор обладает специфической возбудимостью к определенным воздействиям. Виды ощущений: экстероцептивные – отражают воздействие внешней среды; интерацептивные – отражают воздействие внутренней среды организма; проприоцептивные – ощущение сокращения мышц и положения тела.
Закономерности ощущений: · чувствительность и пороги ощущений характеризуют диапазон отражаемых воздействий; · адаптация – изменение чувствительности для приспособления к изменяющимся условиям; сенсибилизация- повышение чувствительности под влиянием внутренних факторов; · синестезии – взаимодействие ощущений разных модальностей, при воздействии на 1 анализатор могут возникать сразу 2 вида ощущений (зрительные-слуховые, слуховые-кожные). Свойства восприятия. Целостность - отражение объекта во всем многообразии и соотношении его свойств и сторон. Предметность – отнесенность образа к предметам или явлениям объективного мира. Осмысленность – осознание того, что воспринимается, придание образам определенного смысла. Обобщенность - отражение единичных объектов как проявления определенного класса объектов. Константность – относительное постоянство формы, величины, цвета предметов при изменяющихся условиях. Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. Апперцепция – зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности и опыта. Когнитивный уровень Память. К процессам памяти относят запоминание (закрепление), сохранение, воспроизведение (актуализация, возобновление), забывание. Виды П Виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную; эмоциональную; образную; словесно-логическую; 2) по характеру целей деятельности на непроизвольную и произвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) на кратковременную; долговременную; оперативную. Изучение памяти явилось одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. (XIX в. немецкий психолог Г. Эббингауз) для успешного запоминания необходимо учитывать особенности механизмов процесса запоминания и использовать разнообразные мнемические приемы. Мышление – психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление тесно связано с речью, социально обусловлено. Специфическим продуктом мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Понятия – мысль, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений. Суждение – отражение связей между предметами и явлениями и между их свойствами и признаками. «Все сланцы горючи». Умозаключение – связь между суждениями, в результате установления которой, порождается новая мысль. «Все сланцы горючи», «Данное вещество является сланцем», следовательно «Данное вещество горюче». Классификации видов мышления.
|