Наиболее обоснованной и получившей дальнейшее развитие является гипотеза развития психики в филогенезе А.Н.Леонтьева - К.Э.Фабри. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наиболее обоснованной и получившей дальнейшее развитие является гипотеза развития психики в филогенезе А.Н.Леонтьева - К.Э.Фабри.



В основе данной теории лежит принцип развития психики в деятельности, единства психики и деятельности.

l Простейшая форма реагирования на окружающую среду у организма - это раздражимость,  которая присуща всем живым существам и является фундаментальным свойством всякой живой материи.

l    Раздражимость - это способность организма реагировать на биологически значимые воздействия определенным комплексом функциональных и структурных изменений.

Возникновение психики связывают с переходом к новой форме реагирования – чувствительности, как способности реагировать на биологически нейтральные воздействия. При этом впервые появляется субъективный аспект отражения, который выражается во внутреннем переживании, ощущении. Например, паук реагирует на вибрацию паутины.

l Выделяют стадии развития психики животных.

l Критерии выделения стадий:

l 1. Психическое отражение.

l 2. Нервная система (это орган, который вырабатывает психику).

l 3. Поведение или деятельность.

l Стадии развития психики животных:     1) стадия элементарной сенсорной психики, форма отражения – ощущение; Это стадия, на которой отражаются отдельные свойства среды.  

На этой стадии находятся инфузории, простейшие одноклеточные и некоторые многоклеточные (губки, кишечнополостные, низшие черви).

l 2) стадия перцептивной психики, форма отражения – восприятие; Она характеризуется способностью отражения вещей, предметов внешней объективной действительности.
 На данной стадии развития психики находятся рыбы и другие низшие позвоночные, а также насекомые.

l  3) стадия интеллекта, элементарные формы мышления. Появляется способность отражать ситуацию, связи между объектами. В практической деятельности выделяется особая, ориентировочно-исследовательская, подготовительная фаза, создаются и используются примитивные орудия, обнаруживаются и учитываются причинно-следственные связи. На этой стадии находятся высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающиеся), обезьяны.

Т.О., 1. Развитие психических форм отражения идет от непосредственного отражения к опережающему отражению.

l   2. Совершенствуются формы реагирования от тропизмов и безусловных рефлексов к интеллектуальным формам поведения и сознательной жизнедеятельности.

l 3. Идет развитие и совершенствование органа психики - мозга.

 

l Сознание - высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. 

l Сознание  как качественно новая форма психического отражения возникает вместе с особенностями человеческой жизнедеятельности, которая приобретает сложное строение.

Сознание – высшая форма обобщенного отражения объективных свойств и закономерностей окружающего мира, обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.

Функции сознания:

 отражения, регуляции, переживания, порождения, рефлексии

Рефлексия – центральная характеристика сознания, процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Благодаря рефлексии человек осознает знания о мире.

Л.С. Выготский, развивая философские представления об онтологии сознания, писал, что в сознании можно выделить два слоя: бытийный и рефлексивный.

«Бытийный" слой сознания – сознание для бытия, бытие в сознании, отношение в действительности.

  Бытийное сознание включает обобщенное отражение действий, движений, сформированных умений, навыков, чувственные образы (восприятие, ощущение), которые возникают в процессе взаимодействия с окружающей действительностью.

  Бытийное сознание связано с практической деятельностью человека.

Рефлексивный слой сознания - это сознание для сознания, это отношение к действительности.

Формы активности (анализ, оценка, размышление и др.).

Ядром рефлексии является мысль о смысле жизни, бытия.

Рефлексивный слой включает в себя:

 - значение (содержание общественного сознания, имеет объективный смысл. Способ существования усваивается человеком в процессе развития);

- смысл (субъективное понимание и отношение к информации).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-22; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.005 с.)