Внешнеэкономической политики Китая 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешнеэкономической политики Китая



 

Свободные экономические зоны – это важнейший инструмент модернизации китайской экономики, которому, прежде всего, страна обязана своим впечатляющим индустриальным взлетом. На ограниченных территориях, хорошо обустроенных в инфраструктурном и телекоммуникационном отношениях, действует не только льготный режим налогообложения, но и льготные таможенные, инвестиционные и другие специальные условия экономической деятельности для иностранных и отечественных предприятий и предпринимателей.

Все это стимулирует предпринимательскую активность, привлекает иностранные инвестиции в национальную экономику, притягивает передовые технические достижения, способствует налаживанию производства товаров народного потребления. При этом СЭЗ Китая далеко не сразу добились заметных успехов и стали локомотивами экономического роста. Поначалу большая часть их продукции использовалась внутри страны и только 20 процентов шла на экспорт, вложения стремились в быстро окупаемые и мало наукоемкие проекты (в сырьевую и легкую промышленность), многие правила не соответствовали международным нормам, затраты правительства превосходили вложения иностранных инвесторов и т.д.

Правительство Китая определило следующие цели создания СЭЗ [12]:

• привлечение иностранного капитала, передовой техники   и

технологий;

• овладение опытом управления;

• подготовка национальных кадров;

• увеличение экспортной валютной выручки;

• стимулирование реформы, предварительная    «обкатка» ее

мероприятий;

• эффективное использование природных ресурсов;

• стимулирование развития экономики страны в целом, передача передовой зарубежной технологии и опыта управления во внутренние районы страны;

• мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции;

• обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где находятся специальные зоны всех типов.

Принято выделять несколько этапов в процессе создания свободных экономических зон в Китае [12]:

1. 1978–1983 гг. – этап перехода к открытости экономики страны.

Шэньчжень, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь и позже Хайнань стали первыми «окнами» в рынок.

2. 1984–1987 гг. – этап усиления роли государства при привлечении иностранного капитала. Предпочтение отдавалось инфраструктурным отраслям. Были введены определенные ограничения на объемы ввозимых иностранных инвестиций – до 50 млн. долл.

3. 1988–1991 гг. - этап формирования приморских открытых зон, а также крупных производственных центров, в частности зоны Пудун. Параллельно шла подготовка к вступлению в ВТО.

4. С 1992 г. В Китае начинается создание северного пояса открытости.

5. Пятый современный этап начался в 2002 году – после вступления Китая в ВТО властям пришлось многое видоизменить в деятельности СЭЗ – внести соответствующие поправки в законодательство в соответствии с правилами ВТО, приоритетной отраслью инвестирования является высокие технологии.

По статистике в современной китайской практике существует несколько разновидностей (групп) свободных экономических зон: 5 особых экономических районов (ОЭР), 90 государственных зон техникоэкономического развития (ГЗТЭР), 75 открытых зон новых и высоких технологий государственного значения (ЗРНВТ), 15 беспошлинных зон (БЗ), 14 зон приграничного экономического сотрудничества (ЗПЭС), 57 экспортнопроизводственных зон (ЭПЗ). Кроме вышеуказанных зон государственного уровня существует много зон провинциального и городского уровней [13].

Успеху СЭЗ способствовали многие обстоятельства: наличие продуманной долгосрочной стратегии их развития; стимулирование производства товаров народного потребления; четкая регламентация условий притока иностранного капитала в страну; весьма затратная подготовка соответствующей инфраструктуры зоны через льготные кредиты и капитал эмигрантов; быстрое решение всех организационных вопросов. Для нормальной эволюции СЭЗ важны также такие факторы как ресурсный, технический, организационный, социальный, синергетический.

Важнейшим фактором при функционировании зон с льготным режимом является привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Производственно-технологический процесс предприятий с ПИИ, которые расположены преимущественно в зонах с льготным режимом, основан на импорте комплектующих и инвестиционных товаров с последующим экспортом готовой продукции. Финансовые ресурсы из-за рубежа активизируют деятельность малого и среднего бизнеса в регионах и способствуют повышению уровня жизни местного населения. Вместе с тем, предприятия с ПИИ, расположенные в зонах с льготным режимом, практически не осуществляют диффузию новых технологий на остальную территорию КНР.

Их выход на оставшуюся территорию Китая затруднен.

 Как показывает практика, что наблюдающаяся в современном мире тенденция к росту взаимной зависимости между различными странами все больше набирает силу. В данных условиях совершенствование инвестиционного климата в СЭЗ является не разовой акцией, а сложным и скрупулезным процессом, который требует периодического возврата к уже решенным вопросам, их пересмотром с учетом некого накопленного опыта и разного рода обстоятельств.

Средняя производительность труда в данных предприятиях в 9 раз выше, чем в национальных. При этом почти две трети совокупных ПИИ Китая концентрируются в пяти приморских провинциях, таких как: Гуандун, Цзянсу, Фуцзянь, Шанхай и Шаньдун.

По состоянию на 2015 г. на зоны с льготным режимом приходилось 45% внешнеторгового оборота (1737 млрд. долл.), 49,9% экспорта (852 млрд. долл.) и 50,1 % импорта (885 млрд. долл.) Китая. 

За минувшие 15 лет внешнеторговый оборот зон увеличился в 12 раз (146 млрд. долл. в 2001 г.), экспорт — в 13 раз (67 млрд. долл. в 2001 г.), импорт — в 11 раз (80 млрд. долл. в 2001 г.). Внешнеторговые показатели остальной территории Китая за минувшее десятилетие выросли гораздо меньше: оборот — в 6,1 раза, экспорт — в 5,9, импорт — в 6,3 раза. Таким образом, зоны с льготным режимом являются одним из главных источников роста внешней торговли КНР [13,14].

Наибольшей долей (почти в 40%) в китайском экспорте среди зон с льготным режимом характеризуются особые экономические зоны, в импорте – бондовые зоны (38%). Превышение экспорта над импортом характерно для особых экономических зон, зон экспортной обработки и зон освоения высокотехнологичного производства. В конце 2000-х гг. на данные виды зон приходилась почти половина положительного сальдо торгового баланса Китая.

Таким образом, основной опыт развития китайских СЭЗ заключается в следующем:

1. Рыночное регулирование под управлением государственного плана является первостепенным в механизме функционирования экономики.

2. Наблюдаются значительное улучшение инвестиционного климата, политика открытых дверей во внешнеэкономической деятельности, снижение таможенных пошлин, просматривается привлечение иностранных инвестиций, предоставление иностранным инвесторам ставки корпоративного подоходного налога и освобождение от подоходного налога на импорт производственного оборудования, сырья, комплектующих и экспорт продукции, предоставление льготных условий в осуществлении валютных расчетов, переводе прибыли, землепользовании. Кроме этого, иностранным предпринимателям и членам их семей предоставляются льготные условия в процедуре прохождения границы и проживании за границей.

3. Активно развивается    высокотехнологичное производство, использование международного рынка, ориентация на экспорт, массовое внедрение и крупномасштабный экспорт обрабатывающей промышленности.

4. Уделяется должное внимание как внешнему, так и внутреннему рынкам. Китайские СЭЗ являются экспортно-ориентированными, но в то же время освоению внутреннего рынка придается немалое значение, ведь более 1,3 млрд. чел. (население Китая) - представляют собой огромный рынок сбыта.

5. Происходит одновременное развитие урбанизации, индустриализации и модернизации.

6. Гармонично сочетаются рядовые и высокотехнологичные производства. В связи с относительно низкой отправной точкой развития изначально СЭЗ могли перенять лишь опыт обрабатывающей промышленности развитых стран и регионов.

7. Происходит ускорение развития сферы услуг, финансовой, информационной, логистической сфер, научно-технических исследований и разработок, культурной, образовательной, консалтинговой сфер, сферы туризма и здравоохранения. Наблюдается непрерывный рост доли ВВП за счет этих сфер. В связи с этим планируется достижение удельного веса в добавленной стоимости ВВП в размере 70 %.

8. Всесторонне расширяются возможности самостоятельных инноваций. В основе экономических преобразований Китая лежит экономический рост. Это достигается посредством увеличения потребления материальных ресурсов, опираясь на научно-технический прогресс, а также на повышение мастерства рабочих и инноваций в управлении.

В этом и заключается всестороннее расширение возможностей самостоятельной инновации. Только полное освобождение от внешней технологической зависимости и выведение на передовой уровень ключевых технологий важнейших отраслей производства позволят стабильно двигаться вперед в условиях жесткой конкуренции глобальной экономики.

По данным Всемирного банка ВВП на душу населения Китая вырос со 190 долл. в 1978 г. до 8,28 тыс. долл. на человека в 2015 г. [15].

Из страны с низкими доходами населения Китай перешел в категорию стран со средним уровнем доходов. Политика открытости и интеграции финансовых, научно-технических и человеческих ресурсов превратила Китай в страну быстрого развития, роста благосостояния и социальных гарантий, беспрецедентного изменения инфраструктуры городов и деревень, позволила привлечь большие объемы иностранного капитала, повысить производительность труда, сделала Китай фабрикой по тиражированию и удешевлению передовых технологий.

В связи с вступлением Китая в ВТО в 2001 г. ожидалось, что СЭЗ перестанут играть ключевую роль в экономике страны. Действительно, Китаю пришлось упразднить ряд льгот для иностранных инвесторов, пойти и на другие меры по выравниванию экономических условий. Согласно уведомлению № 39 Госсовета КНР «О переходной политике предоставления льгот в отношении налога на прибыль предприятий» от 26.12.2007 г. с 1.01.2008 г. для предприятий СЭЗ налог составит 18%, в 2009 г. – 20%, в 2010 г. – 22%, в 2011 г. – 24 %, в 2012 г. – 25 % [15]. Введен «Каталог отраслей – ключ для иностранных промышленных инвесторов», который также содержит ограничения. 

Но если брать во внимание объем внешней торговли СЭЗ, то он не только не сократился, но и увеличился на 14.7% в 2014 г. составив около 700 млрд. долл. [14]. С помощью эффективной модели СЭЗ Китай сегодня активно развивает более отсталые внутренние районы страны. Постепенно СЭЗ становятся частью территориальных производственных кластеров мирового уровня, в которых происходит интеграция финансового, научнопромышленного и образовательного секторов. Если СЭЗ носят все же более закрытый анклавный характер для внутренней экономики, то кластеры способны в равной степени обслуживать как внешний, так и внутренний рынок. Например, кластер г. Гуанчжоу, объединивший СЭЗ Шэньчжэнь (именно здесь находится штаб-квартира фирмы Хуавей), Гонконг (самый богатый город Китая), промышленный центр Гуанчжоу и мегауниверситет, состоящий из 10 вузов разного профиля (при строительстве кампуса были задействованы идеи устойчивого развития – много зелени и альтернативных источников энергии).

Этот кластер производит 25 % всей продукции Китая [13].

Таким образом, мы видим, что, несмотря на трудности, Китай, с помощью механизма СЭЗ не только добился значительного роста совокупной мощи государства и существенного усиления позиции страны в международном разделении труда, но и продолжает наращивать свои успехи.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.214 (0.016 с.)