Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внешнеэкономической политики Китая
Свободные экономические зоны – это важнейший инструмент модернизации китайской экономики, которому, прежде всего, страна обязана своим впечатляющим индустриальным взлетом. На ограниченных территориях, хорошо обустроенных в инфраструктурном и телекоммуникационном отношениях, действует не только льготный режим налогообложения, но и льготные таможенные, инвестиционные и другие специальные условия экономической деятельности для иностранных и отечественных предприятий и предпринимателей. Все это стимулирует предпринимательскую активность, привлекает иностранные инвестиции в национальную экономику, притягивает передовые технические достижения, способствует налаживанию производства товаров народного потребления. При этом СЭЗ Китая далеко не сразу добились заметных успехов и стали локомотивами экономического роста. Поначалу большая часть их продукции использовалась внутри страны и только 20 процентов шла на экспорт, вложения стремились в быстро окупаемые и мало наукоемкие проекты (в сырьевую и легкую промышленность), многие правила не соответствовали международным нормам, затраты правительства превосходили вложения иностранных инвесторов и т.д. Правительство Китая определило следующие цели создания СЭЗ [12]: • привлечение иностранного капитала, передовой техники и технологий; • овладение опытом управления; • подготовка национальных кадров; • увеличение экспортной валютной выручки; • стимулирование реформы, предварительная «обкатка» ее мероприятий; • эффективное использование природных ресурсов; • стимулирование развития экономики страны в целом, передача передовой зарубежной технологии и опыта управления во внутренние районы страны; • мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции; • обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где находятся специальные зоны всех типов. Принято выделять несколько этапов в процессе создания свободных экономических зон в Китае [12]: 1. 1978–1983 гг. – этап перехода к открытости экономики страны. Шэньчжень, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь и позже Хайнань стали первыми «окнами» в рынок. 2. 1984–1987 гг. – этап усиления роли государства при привлечении иностранного капитала. Предпочтение отдавалось инфраструктурным отраслям. Были введены определенные ограничения на объемы ввозимых иностранных инвестиций – до 50 млн. долл.
3. 1988–1991 гг. - этап формирования приморских открытых зон, а также крупных производственных центров, в частности зоны Пудун. Параллельно шла подготовка к вступлению в ВТО. 4. С 1992 г. В Китае начинается создание северного пояса открытости. 5. Пятый современный этап начался в 2002 году – после вступления Китая в ВТО властям пришлось многое видоизменить в деятельности СЭЗ – внести соответствующие поправки в законодательство в соответствии с правилами ВТО, приоритетной отраслью инвестирования является высокие технологии. По статистике в современной китайской практике существует несколько разновидностей (групп) свободных экономических зон: 5 особых экономических районов (ОЭР), 90 государственных зон техникоэкономического развития (ГЗТЭР), 75 открытых зон новых и высоких технологий государственного значения (ЗРНВТ), 15 беспошлинных зон (БЗ), 14 зон приграничного экономического сотрудничества (ЗПЭС), 57 экспортнопроизводственных зон (ЭПЗ). Кроме вышеуказанных зон государственного уровня существует много зон провинциального и городского уровней [13]. Успеху СЭЗ способствовали многие обстоятельства: наличие продуманной долгосрочной стратегии их развития; стимулирование производства товаров народного потребления; четкая регламентация условий притока иностранного капитала в страну; весьма затратная подготовка соответствующей инфраструктуры зоны через льготные кредиты и капитал эмигрантов; быстрое решение всех организационных вопросов. Для нормальной эволюции СЭЗ важны также такие факторы как ресурсный, технический, организационный, социальный, синергетический. Важнейшим фактором при функционировании зон с льготным режимом является привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Производственно-технологический процесс предприятий с ПИИ, которые расположены преимущественно в зонах с льготным режимом, основан на импорте комплектующих и инвестиционных товаров с последующим экспортом готовой продукции. Финансовые ресурсы из-за рубежа активизируют деятельность малого и среднего бизнеса в регионах и способствуют повышению уровня жизни местного населения. Вместе с тем, предприятия с ПИИ, расположенные в зонах с льготным режимом, практически не осуществляют диффузию новых технологий на остальную территорию КНР.
Их выход на оставшуюся территорию Китая затруднен. Как показывает практика, что наблюдающаяся в современном мире тенденция к росту взаимной зависимости между различными странами все больше набирает силу. В данных условиях совершенствование инвестиционного климата в СЭЗ является не разовой акцией, а сложным и скрупулезным процессом, который требует периодического возврата к уже решенным вопросам, их пересмотром с учетом некого накопленного опыта и разного рода обстоятельств. Средняя производительность труда в данных предприятиях в 9 раз выше, чем в национальных. При этом почти две трети совокупных ПИИ Китая концентрируются в пяти приморских провинциях, таких как: Гуандун, Цзянсу, Фуцзянь, Шанхай и Шаньдун. По состоянию на 2015 г. на зоны с льготным режимом приходилось 45% внешнеторгового оборота (1737 млрд. долл.), 49,9% экспорта (852 млрд. долл.) и 50,1 % импорта (885 млрд. долл.) Китая. За минувшие 15 лет внешнеторговый оборот зон увеличился в 12 раз (146 млрд. долл. в 2001 г.), экспорт — в 13 раз (67 млрд. долл. в 2001 г.), импорт — в 11 раз (80 млрд. долл. в 2001 г.). Внешнеторговые показатели остальной территории Китая за минувшее десятилетие выросли гораздо меньше: оборот — в 6,1 раза, экспорт — в 5,9, импорт — в 6,3 раза. Таким образом, зоны с льготным режимом являются одним из главных источников роста внешней торговли КНР [13,14]. Наибольшей долей (почти в 40%) в китайском экспорте среди зон с льготным режимом характеризуются особые экономические зоны, в импорте – бондовые зоны (38%). Превышение экспорта над импортом характерно для особых экономических зон, зон экспортной обработки и зон освоения высокотехнологичного производства. В конце 2000-х гг. на данные виды зон приходилась почти половина положительного сальдо торгового баланса Китая. Таким образом, основной опыт развития китайских СЭЗ заключается в следующем: 1. Рыночное регулирование под управлением государственного плана является первостепенным в механизме функционирования экономики. 2. Наблюдаются значительное улучшение инвестиционного климата, политика открытых дверей во внешнеэкономической деятельности, снижение таможенных пошлин, просматривается привлечение иностранных инвестиций, предоставление иностранным инвесторам ставки корпоративного подоходного налога и освобождение от подоходного налога на импорт производственного оборудования, сырья, комплектующих и экспорт продукции, предоставление льготных условий в осуществлении валютных расчетов, переводе прибыли, землепользовании. Кроме этого, иностранным предпринимателям и членам их семей предоставляются льготные условия в процедуре прохождения границы и проживании за границей. 3. Активно развивается высокотехнологичное производство, использование международного рынка, ориентация на экспорт, массовое внедрение и крупномасштабный экспорт обрабатывающей промышленности. 4. Уделяется должное внимание как внешнему, так и внутреннему рынкам. Китайские СЭЗ являются экспортно-ориентированными, но в то же время освоению внутреннего рынка придается немалое значение, ведь более 1,3 млрд. чел. (население Китая) - представляют собой огромный рынок сбыта.
5. Происходит одновременное развитие урбанизации, индустриализации и модернизации. 6. Гармонично сочетаются рядовые и высокотехнологичные производства. В связи с относительно низкой отправной точкой развития изначально СЭЗ могли перенять лишь опыт обрабатывающей промышленности развитых стран и регионов. 7. Происходит ускорение развития сферы услуг, финансовой, информационной, логистической сфер, научно-технических исследований и разработок, культурной, образовательной, консалтинговой сфер, сферы туризма и здравоохранения. Наблюдается непрерывный рост доли ВВП за счет этих сфер. В связи с этим планируется достижение удельного веса в добавленной стоимости ВВП в размере 70 %. 8. Всесторонне расширяются возможности самостоятельных инноваций. В основе экономических преобразований Китая лежит экономический рост. Это достигается посредством увеличения потребления материальных ресурсов, опираясь на научно-технический прогресс, а также на повышение мастерства рабочих и инноваций в управлении. В этом и заключается всестороннее расширение возможностей самостоятельной инновации. Только полное освобождение от внешней технологической зависимости и выведение на передовой уровень ключевых технологий важнейших отраслей производства позволят стабильно двигаться вперед в условиях жесткой конкуренции глобальной экономики. По данным Всемирного банка ВВП на душу населения Китая вырос со 190 долл. в 1978 г. до 8,28 тыс. долл. на человека в 2015 г. [15]. Из страны с низкими доходами населения Китай перешел в категорию стран со средним уровнем доходов. Политика открытости и интеграции финансовых, научно-технических и человеческих ресурсов превратила Китай в страну быстрого развития, роста благосостояния и социальных гарантий, беспрецедентного изменения инфраструктуры городов и деревень, позволила привлечь большие объемы иностранного капитала, повысить производительность труда, сделала Китай фабрикой по тиражированию и удешевлению передовых технологий. В связи с вступлением Китая в ВТО в 2001 г. ожидалось, что СЭЗ перестанут играть ключевую роль в экономике страны. Действительно, Китаю пришлось упразднить ряд льгот для иностранных инвесторов, пойти и на другие меры по выравниванию экономических условий. Согласно уведомлению № 39 Госсовета КНР «О переходной политике предоставления льгот в отношении налога на прибыль предприятий» от 26.12.2007 г. с 1.01.2008 г. для предприятий СЭЗ налог составит 18%, в 2009 г. – 20%, в 2010 г. – 22%, в 2011 г. – 24 %, в 2012 г. – 25 % [15]. Введен «Каталог отраслей – ключ для иностранных промышленных инвесторов», который также содержит ограничения.
Но если брать во внимание объем внешней торговли СЭЗ, то он не только не сократился, но и увеличился на 14.7% в 2014 г. составив около 700 млрд. долл. [14]. С помощью эффективной модели СЭЗ Китай сегодня активно развивает более отсталые внутренние районы страны. Постепенно СЭЗ становятся частью территориальных производственных кластеров мирового уровня, в которых происходит интеграция финансового, научнопромышленного и образовательного секторов. Если СЭЗ носят все же более закрытый анклавный характер для внутренней экономики, то кластеры способны в равной степени обслуживать как внешний, так и внутренний рынок. Например, кластер г. Гуанчжоу, объединивший СЭЗ Шэньчжэнь (именно здесь находится штаб-квартира фирмы Хуавей), Гонконг (самый богатый город Китая), промышленный центр Гуанчжоу и мегауниверситет, состоящий из 10 вузов разного профиля (при строительстве кампуса были задействованы идеи устойчивого развития – много зелени и альтернативных источников энергии). Этот кластер производит 25 % всей продукции Китая [13]. Таким образом, мы видим, что, несмотря на трудности, Китай, с помощью механизма СЭЗ не только добился значительного роста совокупной мощи государства и существенного усиления позиции страны в международном разделении труда, но и продолжает наращивать свои успехи.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.214 (0.016 с.) |