Каналы (лифты) социальной мобильности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Каналы (лифты) социальной мобильности.



Существуют специальные механизмы реализации вертикальной мобильности – социальные лифты. Социальный лифтэто способ или социальный институт, с помощью которого человек может индивидуально изменить свой социальный статус. К числу таких лифтов относятся образование, армия, государственная служба, политические партии, профсоюзы, бизнес, деловые и коммерческие организации, церковь, брак. Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная способность немного значит, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей. В другой стороны, открытое общество мало помогает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам. В некоторых обществах амбиции молодых людей могут находить один или два возможных, открытых для них канала мобильности. В то же время в других обществах молодежь может воспользоваться сотней путей для достижения высшего статуса.

Характеристики социальной мобильности. Для количественной оценки процессов мобильности обычно используют показатели дистанции, скорости и интенсивности социальной мобильности. Дистанция мобильности – это количество ступенек социальной иерархии, на которые удалось подняться или пришлось спуститься данному индивиду. Соответственно, под скоростью мобильности понимается «вертикальная социальная дистанция или число страт (экономических, профессиональных или политических), которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени». Например, некоему индивиду в течение трех лет после окончания института и начала работы по специальности удается занять должность заведующего отделом, а его коллеге, закончившему институт вместе с ним, – должность старшего инженера. Очевидно, что скорость мобильности выше у первого индивида, так как за указанный промежуток времени он преодолел больше статусных уровней. С другой стороны, если какой-либо индивид в результате сложившихся обстоятельств или личной слабости с высокого общественного положения скатывается на дно общества, то говорят, что у него высокая скорость социальной мобильности, но направленная вниз по статусной иерархии.

Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Число таких индивидов какой-либо социальной общности дает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля в общей численности данной социальной общности показывает относительную мобильность. Например, если мы будем учитывать число индивидов в возрасте до 30 лет, разведенных и перешедших в другие семьи, то речь пойдет об абсолютной интенсивности горизонтальной мобильности в данной возрастной категории. Если мы будем рассматривать отношение числа перешедших в другие семьи к численности всех индивидов в возрасте до 30 лет, то речь пойдет об относительной социальной мобильности в горизонтальном направлении.

Масштаб социальной мобильности – это процентная доля тех, кто сменил (в сравнении с родителями) свой социальный статус в данном обществе.

Часто возникает необходимость рассмотреть процесс мобильности с точки зрения взаимосвязи ее скорости и интенсивности. В этом случае используется совокупный индекс мобильности для данной социальной общности. Таким путем можно, например, сравнить одно общество с другим с целью выяснения, в каком из них или в какой период мобильность по всем показателям выше. Такой индекс может быть рассчитан отдельно по экономической, профессиональной или политической области деятельности.

Закономерности социальной мобильности:

1. В развитых индустриальных странах, в том числе и в России, в процессы социальной мобильности вовлечено более двух третей населения (например, около 40 % служащих в США и России на рубеже ХХ – XXI вв. происходит из рабочих).

2. Во всех развитых странах восходящая мобильность превышает нисходящую примерно на 20 %. Но оба эти подтипа вертикальной мобильности вместе взятые уступают горизонтальной мобильности. Иначе говоря, и в России, и в США высок уровень мобильности, охватывающей до 70 – 80 % населения, но на 70 % эта мобильность – горизонтальная, т.е. перемещения в границах одного и того же класса, слоя, страты. Например, из рабочих поднимаются в средний класс лишь 10 % американцев, 7 % японцев и голландцев, 9 % англичан, 2 % французов, немцев и датчан, лишь 1 % итальянцев.

3. На социальную мобильность во всех развитых странах наибольшее влияние оказывают не профессия и образование отца (родителей), а собственные достижения детей в обучении. Чем выше образование, тем больше шансов продвинуться вверх по социальной лестнице. Þ хорошо образованный сын рабочего имеет столько же шансов, сколько плохо образованный выходец из средних слоев, из служащих.

4. В индустриальном обществе мобильность определяется структурой экономики, соотношением отраслей и происходящими здесь сдвигами. Это – структурная мобильность. Например, в течение ХХ в. в индустриальных странах сокращались вакансии в традиционно рабочих специальностях и расширялись в сферах управления и обслуживания.

5. Наблюдается рост так называемых самостоятельных работников, занятых в мелком и среднем бизнесе, а также в сфере обслуживания.

6. Сокращается численность занятых в сельском хозяйстве. Удельный вес занятых в этой отрасли равен ныне для США – 3,4 % рабочей силы, для Великобритании – 2,6 %, для Японии – 3,5 %.

7. Несмотря на увеличение разрыва в уровне доходов различных слоев возрастает удельный вес лиц со средним уровнем доходов.

8. Во всех развитых странах женщине продвинуться сложнее, чем мужчине.

9. В целом молодые мужчины более мобильны, чем пожилые и женщины. Для молодых свойственна профессиональная мобильность, для взрослых – экономическая, а для пожилых – политическая мобильность.

10. Чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем меньше детей у него рождается.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.004 с.)