Урок № 7. Внутренняя политика Александра I в 1815 – 1825 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок № 7. Внутренняя политика Александра I в 1815 – 1825 гг.



Цели урока:

    Образовательная: показать и объяснить противоречивость внутриполитического курса Александра в послевоенные годы, причины отказа от реформ. Суть Аракчеевщины.

    Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, умение формировать и высказывать свою точку зрения

    Воспитательная: интерес к истории

Тип урока: комбинированный           Методы обучения: репродуктивные и ч/п      Формы работы: рассказ учителя, работа с учебником, опрос

Организационный момент.

2. Актуализация знаний по теме: «Внешняя политика России в 1812 – 1814 г»

1) Расскажите о начале войны 1812 г. Планах сторон, соотношении сил

2) Бородинское сражение, оценки, значение.

3) Какую роль сыграл Тарутинский марш-маневр?

4) Роль народа в Отечественной войне 1812 г. Примеры партизанского движения

5) Какова была цель заграничного похода русской армии?

6) Итоги Венского конгресса для России

7) Священный конгресс, цели создания

Изучение нового материала.

Россия после войны с Наполеоном

Перемены во внутренней политике. Победа в войне с Наполео­ном, казалось, открывала перед Александром I блестящие возмож­ности для проведения в стране крупных реформ. Реформаторские намерения царя совпадали с общим ожиданием перемен во всех слоях населения. Свободомыслящее дворянство мечтало и вслух го­ворило о будущей конституции. Крестьяне, отстоявшие Родину в борьбе с врагом, надеялись на отмену крепостного права. Многие народы Российской империи (в особенности поляки) ждали от царя приближения российских законов к западно-европейским, по­слаблений в национальной политике. С этими настроениями Алек­сандр I не мог не считаться.

Но он должен был учитывать и другое: консервативные слои дворянства восприняли победу над Наполеоном как очередное свидетельство превосходства российских порядков над западно-евро­пейскими, ненужности и вредности реформ. Восстановление ста­рых правительств в Европе стало для них сигналом к повороту во внутренней политике. Нельзя было допускать и стремительных перемен, грозивших стране революционным хаосом.

С учетом этого Александр I, не отказываясь от идеи реформ, был вынужден вести их разработку в строжайшем секрете. Если о предложениях «Негласного комитета» и Сперанского постоянно говорили и в высшем обществе, и на улицах столиц, то новые про­екты реформ готовились узким кругом лиц в обстановке полной тайны.

Крестьянский вопрос

   ??? Как Александр I пытался решить вопрос об отмене крепостного права в начале своего царствования? Почему он так и не решился на это?

    (указ о вольных хлебопашцах, отмена крепостного права в Прибалтике, недовольство дворянства этими идеями)

    Отмена крепостного права в Прибалтике. «Полигоном» для про­ведения этой реформы стали западные губернии страны. В 1811 г. немецкие помещики Прибалтики обратились к царю с предложением освободить их крестьян от крепостной зависимо­сти, но земли им при этом не давать. В 1816 г. Александр I утвер­дил закон о полной отмене крепостного права в Эстляндии при сохранении земель за помещиками. В 1818—1819 гг. такие же законы были приняты в отношении крестьян Курляндии и Лифляндии.

Проект Аракчеева об отмене крепостного права. Вскоре о желании подобным же образом решить крестьян­ский вопрос стали заявлять помещики белорусских, псковских, пе­тербургских и пензенских земель. Император дал секретное указа­ние о разработке общероссийской крестьянской реформы. Поручил он это дело человеку совершенно неожиданному, ближайшему к нему в то время чиновнику — генералу А. А. Аракчееву.

Однако такое решение могло показаться странным лишь на первый взгляд. Аракчеев был известен успешным ведением хозяй­ства в своем имении Грузино (Новгородская область). Ему удалось создать там крупное хозяйство, ориентированное на рынок. Арак­чеев открыл для крестьян Заемный банк, выдававший ссуды на постройку домов, покупку скота. Поощрял он и предприниматель­ство своих селян. Правилом стало оказание помощи беднякам. Однако методы создания образцового хозяйства были жесткими: крестьяне строго наказывались за малейшее нарушение и бесхо­зяйственность. Прибыль от имения была настолько велика, что большие деньги направлялись на постройку дорог, храмов и ка­менных домов для крестьян, создание парков, конных заводов. В 1810 г. Грузино посетил Александр I, который был просто изум­лен результатами, достигнутыми Аракчеевым.

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ПРОЕКТОВ ОБ ОТМЕНЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА:

ü Крепостное право будет ликвидировано в далеком будущем

ü Крестьяне должны быть освобождены без земли

ü Дохода и привилегии помещиков должны сохраниться

ü Освобождать крестьян следует осторожно, чтобы не вызвать бунта

ЧИТАЕМ ПРОЕКТ АРАКЧЕЕВА на стр. 42

Поручая Аракчееву подготовку проекта, Александр I поставил лишь одно условие: реформы должны осуществляться постепенно и «не заключать в себе никаких мер, стеснительных для помещи­ков». В 1818 г. проект был готов. Для решения крестьянского вопроса Аракчеев предлагал царю выделять ежегодно по 5 млн рублей (это была рыночная стоимость крепостных, ежегодно вы­ставляемых на торги) на выкуп имений у тех помещиков, которые будут согласны на это. Таковыми могли стать в первую очередь дворяне, которые заложили свои поместья и едва сводили концы с концами. После этого выкупленные земли должны были распре­деляться между освобожденными крестьянами (по 2 десятины на душу). Наделы были небольшими, что заставило бы крестьян, по замыслу Аракчеева, «подрабатывать» у помещиков.

Проект Аракчеева вполне мог хотя бы на время устроить и по­мещиков, и крестьян, хотя и не решал полностью крестьянский во­прос. Но этот проект так и не был осуществлен.

??? Был ли этот проект реален? Почему он так и не был осуществлен?

1816 г. – создание военных поселений. Государственные крестьяне превращались в военных поселенцев, они должны были совмещать военную службу с крестьянскими работами

Жизнь военных поселенцев:

1-7 лет 7-12 лет 12-18 лет С 18 лет
Находились у родителей Направлялись в школу кантонистов Участвовали в сельскохозяйственных работах Переводились в войска

 

Военные посе­ления.  Другим планом Александра I, проведение в жизнь которого бы­ло поручено Аракчееву, стало введение военных поселений. В условиях экономического кризиса решено было сократить расхо­ды на содержание армии. Аракчеев разработал проект особой ор­ганизации вооруженных сил. Солдаты должны были совмещать во­енную службу с хозяйственной деятельностью. Поселенные в сель­ской местности войска («поселяне-хозяева») состояли из семейных солдат, отслуживших не менее 6 лет, и бывших государственных крестьян в возрасте от 18 до 45 лет. Дети поселенцев зачислялись на службу.

Размещение военных поселений проходило лишь на государст­венных землях. Это вызывало многочисленные восстания государ­ственных крестьян, которых превращали в военных поселенцев. С точки зрения экономии военных расходов поселения выполнили стоявшую перед ними задачу. За период с 1825 по 1850 г. было сэкономлено 45,5 млн рублей. Однако создание военных поселений ограничивало возможности свободного развития хозяйства.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Жизнь в военных поселениях была очень тяжелой. Процве­тала мелочная регламентация, палочная дисциплина. Вся жизнь поселенцев протекала под надзором командиров, занятия, не предусмотренные регламентом, не допускались. Военные на­чальники не были знакомы с сельским хозяйством, поэтому! уровень производства был низким. В результате хозяйства поселенцев были убыточными и требовали больших государствен­ных расходов. Браки в поселениях заключались с согласия на­чальства, а иногда и по его указанию, и имели целью не созда­ние счастливой семьи, а пополнение армии новыми солдатами. В детях поселенцев видели будущих солдат. Тяжелая жизнь поселенцев провоцировала недовольство, выливавшееся в восста­ния, которые жестоко подавлялись.

Документ Военные поселения

«Все, что составляет внешность, пленяет глаз до восхищения, все, что составляет внутренность, говорит о беспорядке. Чистота и опрятность есть первая добродетель в этом поселении. Но пред­ставьте огромный дом с мезонином, в котором мерзнут люди и пища; представьте сжатое помещениесмешение полов без разделения; представьте, что корова содержится, как ружье, а корм в поле получается за 12 верст; представьте, что капитальные леса сож­жены, а на строения покупаются из Порхова с тягостною достав­кою, что для сохранения одного деревца употребляют сажень дров для обставки его клеткою.

В этом поселении повивальные бабки, родильные ванны, носилки, отхожие места — все царское. В больнице полы доведены до парке­тов, но больные не смеют прикасаться к ним, чтобы не замарать, и, вместо того, чтобы выходить через дверь, прыгают прямо с кровати в окно. У каждого поселенного полка — богатая мебель и серебряный сервиз. Но мебель хранится, как драгоценность, и на ней никто не смеет сидеть. То же с офицерамиони не смеют ни ходить, ни сидеть, дабы не обтереть и не замарать того, что дано им в употребление».

Из «Записок» генерал-майора СИ. Маевского



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.231.245 (0.007 с.)