Упражнение 2. «Другая сказка». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение 2. «Другая сказка».



 

Для выполнения этого тренинга необходимо выбрать любое литературное произведение – это может быть сказка, басня, пьеса, рассказ и так далее. Разбейте выбранное вами произведение на отрывки (важно, чтобы они были логически завершенными). А теперь придумывайте свою версию сказки, отталкиваясь от того, что бы поменялось «если бы»… Важно при этом соблюдать те предлагаемые обстоятельства, которые придумали и изменили вы, но и не забывать о тех, которые остались не измененными. Помните, что от характера героя, тоже очень многое зависит. Что получилось в итоге? Важно прорабатывать произведение очень подробно и внимательно. Не позволяйте себе халатности. Строго следите за всеми предлагаемыми обстоятельствами, и внимательно анализируйте поведение и поступки героев. Таким образом, задумка эстрадного номера, может появиться из измененной сказки. 

 

Упражнение 3. «Оркестр в голове».

 

Думаю, что режиссеру эстрады очень важно развивать слуховое воображение. Ведь эстрадный номер всегда должен быть сопровожден музыкой или звуками. Подбор верного музыкального материала нередко представляет собой сложную задачу. 

Прослушайте любое музыкальное произведение, я бы все-таки рекомендовала выбирать классическую музыку, но право выбора всегда остается за вами. Слушая музыку – пытайтесь не только услышать, но и понять композитора, его эмоции, чувства, что он хотел сказать своим произведением. Когда вам покажется, что вы достаточно изучили тот или иной материал, попытайтесь воспроизвести его у себя в голове. Представьте, что в голове у вас оркестр. Как играют музыканты? Вслушивайтесь в каждый инструмент, что-то вы не замечали ранее, что-то раскрасилось по-новому.

 

Упражнение 4. «Наблюдение за объектами ближнего круга».

 

Начинать лучше с очень простых, повседневных предметов. Будь то часы, парта, стул. Именно эти предметы называются объектами ближнего круга. Итак, выбираем такой объект, и очень внимательно, детально изучаем и описываем его. Усложняя этот тренинг в дальнейшем, можно просить студента рассказать о том, что раньше он не замечал в этом предмете, что показалось ему необычным, ил даже странным. Первый раз стоит провести этот тренинг в аудитории вместе со студентами. Начать самому, а далее дать возможность каждому попробовать. Далее тренинг можно усложнять, задавать работу на дому. Хорошо на развитие фантазии влияет наблюдение пляс история. То есть студент не просто изучает и описывает предмет, но и придумывает ему «историю».

Логично, что следующий этап развития воображения – это тренинги и упражнения наблюдения за объектами дальнего круга. Уточню, объекты дальнего круга – это те объекты, которые встречаются за пределами дома и аудитории. В первую очередь, это люди.

 

Упражнение 5. «Наблюдения за людьми».

 

Наблюдения за людьми очень развивает фантазию. Но не стоит выполнять его «топорно», тут важно не просто наблюдать, но и анализировать, пытаться понять и прочувствовать, придумать историю. «У каждого поступка, включая то, как вы ходите по комнате, должен быть мотив. Даже если вы стоите неподвижно, как скала, у вас должна быть на это причина»[5].

Наблюдать можно абсолютно везде. В аудитории, дома, на улице, в метро. Для закрепления хорошо потом рассказать о своем наблюдении, описать его, показать. В моей практике были случаи, когда студенты наблюдали за одним и тем же человеком, но показывали его совершенно по-разному. Такой опыт привел к тому, что вся группа попыталась проанализировать поведение данного человека, попытались найти его «солнышко», придумать историю. Таким образом, всего лишь из наблюдения, в дальнейшем, родился полноценный этюд. 

 

Упражнение 6. «Зеркало».

 

Предложил это упражнение Л.М. Шихматов. Суть этого упражнения в том, что два студента становятся напротив друг друга. Один выполняет определенные действия, другой же пытается очень точно зеркально повторить. На что стоит обратить внимание, при выполнении данного тренинга: студентам следует выбрать медленный темп, для выполнения этого задания, ведь партнер должен повторять движения одновременно, без запозданий, улавливая каждую мелочь.

 

Упражнение 7. «Тень».

 

Логичным и полезным продолжением тренингов на эту тему, станет следующий тренинг, под названием «Тень». Один актер идет по кругу, за ним следует другой. Задача «следуемого», точно выполнять все движения. Стать тенью впередиидущего. 

 

Упражнение 8. «Алфавит».

 

Это упражнение очень хорошо развивает не только внимание, но и чувство партнерства. Суть его в том, что каждому студенту – режиссеру дается определенная буква. Далее задается какое-либо слова (усложняя можно давать словосочетания, предложения и т.д.), и по знаку педагога студенты начинают хлопать в ладоши в том порядке, в котором расположены буквы во фразе.

Завершить тренинги на внимание лучше всего групповым упражнением. Я бы рекомендовала разбить студентов на группы по два-три человека. Каждой группе дается определенный предмет. Студенты внимательно его рассматривают, запоминают, ищут что-то необычное в нем, интересное. Придумывают историю предмета, а потом ставят этюд с этим предметом, или этюд об этом предмете. Таким образом, они не просто развивают внимание, но учатся придумывать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Раздел 3. Жанр эстрадного номера.

 

При сочинении и воплощении эстрадного номера большое значение имеет жанр номера. От жанра будет зависеть очень многое – способ существования артиста на сцене, выбор музыкального материала, и выбор средств выразительности. Однако, жанр на эстраде – это не тоже самое, что жанр в драматическом театре.

Все знают основные жанры в драматургии – это трагедия, комедия, драма. Но в каждом виде искусства система жанров своеобразна. На мой взгляд, лучше всего определяет и объясняет, что же такое жанр Георгий Товстоногов: «Всякое произведение тем или иным способом отражает жизнь. Способ отражения, угол зрения автора на действительность, преломленный в художественном образе, и есть жанр»1.

В эстрадном искусстве система жанров очень многообразна и сложна. Сложность заключается в том, что сам термин «жанр» в эстраде трактуется по-разному и неоднозначно. Во-первых, на эстраде жанр часто определяется посредством тех средств выразительности, которые используются при создании художественного образа. То есть, если мы услышим, что конферансье объявляет номер «Стена» в жанре пантомима – мы сразу поймем с помощью каких средств выразительности и приемов нам будет рассказана эта история. Хотя это определение вполне может показаться нам формальным и не совсем точным. Действительно, артист работает в жанре пантомима, но сам номер может быть решен и как фарс, и как драматическое выступление.

 А значит, что номера на эстраде могут делиться и по таким критериям, как эмоциональный отклик у зрителя. То есть, на какой отклик рассчитывает режиссер и артист при создании этого произведения. 

Хотя практика эстрадного искусства подсказывает, что под жанром подразумевают прежде всего объединение номеров по признаку общности выразительных средств. Принадлежность к тому или иному эстрадному жанру зависит, прежде всего, от выразительных средств, которыми пользуется актер при создании номера. Хотя, безусловно, этот термин на эстраде отличается от общепринятого.

«Выразительные средства эстрадного жанра являются как бы визитной карточкой номера. Но в любом из жанров можно выделить и его подвиды. На эстраде каждый жанр сам по себе достаточно многогранен, и часто это зависит не только от исторически сложившихся канонов, но и от индивидуальности исполнителя. Иногда яркая творческая индивидуальность артиста способна раздвинуть традиционные рамки жанра. Существуют следующие эстрадные жанры:

- речевой (разговорный) жанр;

- вокальный жанр;

- оригинальный и эстрадно-цирковой жанры;

- инструментальный музыкальный жанр;

- танцевальный жанр.

Так сложилось, что названия этих жанров употребляют в единственном числе. Хотя правильнее для речевого и оригинального - множественное число, потому что каждый из них подразделяется на множество более узких направлений»[6]

Естественно, что любой из жанров эстрадного номера не может существовать без актерской игры. Режиссерам эстрады надо понимать, что без органичности актера номер вряд ли станет успешным. Однако, задача режиссера не только подобрать «правильного» актера, но и оправдать художественное решение номера так, чтобы актеру было комфортно существовать в эти обстоятельствах, а у зрителей бы не возникало лишних вопросов о воплощении произведения. Но, также стоит отметить, что «актерское мастерство исполнителя номера не должно затушевывать выразительные средства жанра, а естественным образом сливаться с ними, образуя     органичный   синтез   актерского     искусства и технологии выразительных средств определенного эстрадного     жанра»[7].        Нельзя забывать, что в искусстве эстрады жанры часто могут смешиваться и дополнять друг друга. То есть номер может быть «синтетическим». Например, пантомима может соединяться с музыкальными жанрами, а клоунада сочетаться с дрессурой животных или даже с музыкальными фельетонами.  Примеры можно приводить бесконечно. Но режиссерам и артистам эстрады важно запомнить, что при постановке номера надо четко различать главные и второстепенные средства выразительности, иначе, номер может стать просто не интересным или, даже, бессмысленным.

Определение жанра – одна из ключевых задач режиссера еще на этапе замысла и придумывание номера. Важность нахождения «верного» жанра описывает Георгий Товстоногов: «Находиться в жанре для меня тоже самое, что для актера находиться «в зерне». Если актер находится «в зерне» образа. Он может существовать в любых обстоятельствах. Если он обнаружит «зерно», он может не только на репетиции, но и везде пребывать в этом зерне. Так и режиссер. Если он находиться в жанре произведения, он может написать еще один или несколько актов пьесы»[8]. Конечно, Георгий Александрович пишет о драматическом спектакле, но нахождение жанра не менее важно и для искусства эстрады. 

Так как тема моей работы посвящена режиссуре эстрадного номера, то необходимо дать краткую характеристику жанрам эстрады.

                                     Речевые жанры.

К таким номерам относятся те разновидности малых форм, в которых формой выражения темы и идеи – является слово. Иногда слово связанное с музыкой, танцами, различными элементами зрелища. Для примера можно привести Райкина, работающего в этом жанре. Для работы артисты в этой специфики требуются высокие актерские способности и ярко выраженная индивидуальность. Режиссеру необходимо это учитывать при подборе актеров для номера.

КОНФЕРАНС - искусство ведения концерта и импровизированного разговора или диалога со зрительным залом. Различают сольный и парный конферанс. Встречается инсценированный конферанс. В своем репертуаре конферансье обязательно имеет собственный номер, чаще всего речевого жанра. Конферансье обязательно должен быть хорошим импровизатором, ведь именно он задает темпо-ритм всего концерта, и именно он ведет его смысловую линию. 

МОНОЛОГ В ОБРАЗЕ - сольное выступление артиста, обращенное непосредственно к зрителю. Чаще произносится от маски, поэтому наиболее верное определение жанра - эстрадный монолог в образе. Чаще всего носит юмористический или сатирический характер. Для этого жанра необходимо выбирать артиста с умением быстро перевоплощаться.

ФЕЛЬЕТОН - социально-публицистическое выступление, выражающее гражданскую позицию артиста, его отношение к тому или иному актуальному явлению. Чаще всего произносится не в образе, а от лица артиста. От монолога отличается большей общественной звучностью, масштабом затрагиваемых тем. В настоящее время в России фельетоны приобретают окраску западного эстрадного жанра stand-up. Для исполнителей этого направления необходимо уметь подмечать самые острые, актуальные проблемы современности и общества, в котором он живет. Фельетон бывает еще и музыкальный. Он содержит в себе черты и монолога, и фельетона, но с активным использованием музыки в форме пения, игры на музыкальных инструментах, музыкального сопровождения. 

СКЕТЧ - маленькая пьеска с небольшим количеством действующих лиц, чаще всего сатирического направления, с известной схематичностью характеров персонажей, как в типажах, так и в моделях поведения.

СЦЕНКА - от скетча отличается отсутствием сюжета. Чаще всего в ней обозначается место действия и задаются условные предлагаемые обстоятельства. Однако, это совсем не означает, что актеру не надо ничего играть, или забыть о действенном разборе своей роли. 

ЭСТРАДНЫЙ ДИАЛОГ - еще более условен, чем сценка. Место действия и предлагаемые обстоятельства, как правило - реально идущий концерт. Отличительной особенностью является обилие реприз.

ПАРОДИЯ - искусство перевоплощения в узнаваемых и популярных персонажей от политических лидеров до эстрадных звезд. 

КУПЛЕТ - небольшое комическое, сатирическое, публицистическое стихотворение (буквально несколько строк, короткая строфа), положенное на какую-нибудь несложную мелодию. Всегда проходит сериями (несколько куплетов на одну тему) и содержит рефрен (повторяющиеся строки). Как правило, исполняется соло или дуэтом.

БУРИМЕ - шуточная игра со зрительным залом, когда из публики задаются рифмы и темы, а артист мгновенно импровизирует стихи на тему в точном соответствии с заданными рифмами. Этот жанр сейчас встречается крайне редко, и с точки зрения режиссуры поставить и спланировать его никак нельзя.

Все разговорные жанры относятся к игровым жанрам, потому что уровень актерской игры играет ключевое значение. 

                                   Вокально-эстрадные жанры.

С.С. Клитин писал в своих трудах, что вокально – эстрадные жанры соединяют в себе четыре компонента: музыку, слово, пение и актерское искусство. Он утверждал, что все элементы этого синтеза равным образом важны... Слабые вокальные данные нередко восполняются способностями к глубокому актерскому "проживанию" материала.

ПЕСНЯ НА ЭСТРАДЕ - на современной эстраде ведущий и самый широко распространенный жанр; при том, что главным выразительным средством жанра является вокал, эстрадное пение включает в себя и такие важные компоненты, как слово, актерское мастерство и пластику эстрадного артиставокалиста; таким образом, современная эстрадная песня создается комплексом выразительных средств.

ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА - по существу, является разновидностью эстрадного пения, но обладает рядом особенностей: исполнители одновременно выступают и как певцы, и как музыкантыинструменталисты, и часто как авторы музыки и текста исполняемого репертуара

     Оригинальные и эстрадно-цирковые (спортивно-цирковые) жанры.

Само название - оригинальный жанр, носит несколько рабочий характер. Говоря об оригинальном жанре надо подразумевать жанр, где будет применен какой-нибудь трюк. В лучших номерах "оригинального жанра" виртуозная техника владения трюками используется в единстве с пластикой, пением, танцем, словом, музыкой. 

ПАНТОМИМА - искусство сценического действия, которое находит исключительное выражение в движении человеческого тела, в пластике, без слов. Пантомима очень разнообразна: от классической философской пантомимы до буффонады и клоунады. Существует специальный пластический язык пантомимы (шаг на месте, клетка, ходьба против ветра и т. д.). В пантомимическом номере очень часто используется прием игры с воображаемым предметом и партнером.

КЛОУНАДА - по преимуществу цирковой жанр, который, однако, исторически всегда существовал и на эстраде. Популярен жанр клоунады на эстраде и сегодня. Эстрадная клоунада не используется всем арсеналом выразительных средств цирка, а только частью их. В клоунаде есть своя, особенная специализация: клоуны-акробаты, клоуны-мимы, клоунымузыкальные эксцентрики, клоуны-дрессировщики, клоуны-эквилибристы, клоуны-жонглеры и т. д. 

КУКЛЫ НА ЭСТРАДЕ - один из самых популярных жанров на эстраде; обладает всеми признаками и разновидностями кукольного театра (пальцевая кукла, кукла-перчатка, тростевая кукла, кукла-марионетка, большая планшетная кукла), но выступления строятся в форме эстрадных номеров. ТАНТАМОРЕСКА - на ширме высотой по плечи закрепляются куклы с маленькими руками и ногами. Один актер просовывает голову в отверстие и управляет руками куклы, а другой ногами. Создается комическое сочетание короткого кукольного условного тела и живого лица актера. Тантамореска всегда объединяется с другими эстрадными жанрами, чаще с речевыми. СИНХРО-БУФФОНАДА - по внешним признакам очень походит на пародию. Но если в пародии (как разновидности речевых жанров) артист пародирует весь комплекс выразительных средств пародируемого - речь, пение, пластику, - то в синхро-буффонаде пародируется исключительно пластическое поведение персонажа. Речь или пение в синхро-буффонаде принадлежат оригиналу пародии и чаще всего записаны на фонограмму, под которую выступает синхро-буффонист.

АКРОБАТИКА - цирковой и эстрадно-цирковой жанр. Существуют следующие виды акробатики.

Партерная: прыжковая акробатика, силовая и пластическая.

Вольтижная акробатика:  

Воздушная акробатика. 

а) акробатика на рамке - небольшом подвешенном прямоугольнике;

б) акробатика на штамберте (закрепленная на высоте перекладина) - различные пирамиды на снаряде, похожие на пирамиды партерной акробатики.

 

ГИМНАСТИКА

Партерная гимнастика. Ее элементы исполняются на снарядах, закрепленных на манеже (в цирке) или на планшете сцены (на эстраде). Используются турники, кольца, брусья и другие специальные снаряды, которые часто трансформируются по сравнению с чисто спортивными - бывают круглыми, шестигранными, треугольными, многоуровневыми и т. д. Разновидностью жанра является партерный полет, аппаратура которого состоит из трапеции и неподвижной рамки-ловиторки; на эстраде партерный полет практически не встречается.

Воздушная гимнастика. Номера в этом преимущественно цирковом жанре исполняются на снарядах и аппаратах, подвешенных к куполу (в цирке) или колосникам (на сценической площадке). На эстраде такие номера требуют специально оборудованных помещений, поэтому если и исполняются, то чаще всего в стационарных мюзик-холлах. Воздушная гимнастика включает в себя разделы: гимнастика на трапеции (одинарной, двойной или доппельтраппе, групповой); гимнастика на корд де волане - провисшем канате; гимнастика на корд де пареле - вертикально висящем канате; гимнастика на воздушных турниках; гимнастика на рамке; гимнастика на бамбуке - металлическом шесте, подвешенном вертикально; воздушные полеты - на эстраде не исполняются.

ЖОНГЛИРОВАНИЕ - жанр, основанный на ловкости, на умении подбрасывать и ловить одновременно несколько одинаковых или разных предметов. Жанр очень популярен не только в цирке, но и на эстраде. Различают следующие виды жонглирования: 

Соло-жонглирование, где реквизитом служат палочки, мячи, шарики и шары, булавы; нужно различать жонглирование (подбрасывание и ловля) и выбрасывание (только одновременное Набрасывание предметов, без их ловли); рекордным классом является жонглирование восемью одинаковыми предметами (на репетиции некоторым артистам удавалось жонглировать десятью предметами, в представлениях это не удавалось - мешало волнение) и выбрасывание одиннадцати; при жонглировании разными предметами их количество сокращается чаще всего до трех, больше четырех разных предметов в жонглировании - чрезвычайно высокий класс мастерства; Групповое жонглирование - основано как на приемах соло-жонглирования, так и на приемах перекидки предметов; наиболее распространенный реквизит для группового жонглирования - булавы, палочки, кольца;

Антипод - жонглирование ногами; антиподисты выступают, на специальной подушке-подставке (тринке); в этом виде жонглирования применяется не только подбрасывание предметов, но и различные их вращения; реквизит антиподистов - крупные предметы - шары, барабаны, цилиндры, шестигранники; для театрализованных номеров в этом жанре часто используются бытовые предметы - стулья, кровати, ширмы, чемоданы, настольные лампы, тумбочки и т. д.

ДРЕССУРА (ДРЕССИРОВКА) 

ЭКВИЛИБР - основой мастерства исполнителей в этом жанре является удержание равновесия, номера строятся на демонстрации умения удерживать равновесие в необычном положении, на необычном снаряде; эквилибристика подразделяется на два вида - партерную и воздушную;

Партерная эквилибристка - исполняется непосредственно на манеже (в цирке) или на настиле площадки (на эстраде); различают следующие виды партерной эквилибристики:

а) ручной эквилибр, в основе которого - равновесие в стойке на руках (на двух или на одной) в различных положениях, на разных опорах, как в статике, так и в разнообразных вращениях;

б) эквилибр с першами и лестницами. Перш - длинный шест (наиболее часто применяется перш из дюралевых труб). Балансирование першей осуществляется в вертикальном положении на лбу (лобовой перш), на поясном упоре (поясной), на плече (плечевой), на одной руке (ручной), в зубнике (зубной), на ногах (ножной); этот вид эквилибра исполняется как соло, так и в паре или группе; в последнем случае функции исполнителей разделяются на верхнего (балансировщика) и нижнего (держащего перш или лестницу);

в) эквилибр на переходной лестнице, т. е. на такой лестнице, которая укреплена вертикально на площадке с помощью растяжек. Иногда лестницы устанавливаются в два яруса - одна над другой или в форме стремянки; на переходных лестницах эквилибристы работают парой - верхний и нижний; основные трюки верхнего - стойки на руках, на голове и на одной руке в различных комбинациях с нижним;

г) эквилибр на вольностоящих лестницах. Здесь снаряд ничем не закреплен; номера чаще исполняются группой и включают в себя элементы парной акробатики, жонглирования. Существуют три вида вольностоящих лестниц - одинарная (до 3-х метров), двойная (до 2,2 метра), редко используется третья лестница (меньшего размера со специальными упорами). Эквилибр на вольностоящих лестницах существует как чисто цирковой, так и эстрадноцирковой жанр.

д) эквилибр на канате (канатоходцы). В эстрадно-цирковых жанрах представляют интерес только партерные канаты, укрепляемые на небольшой высоте; канаты могут закрепляться не кольцо вертикально, но и наклонно; иногда используют, которые на концах снабжены специальными амортизаторами, что позволяет подбрасывать артиста вверх. Балансирование осуществляется с помощью длинного шеста-балансира. Выполняемые на канате трюки подразделяются на отрывные и неотрывные. Номера исполняются как в одиночку, так и группой. Групповой эквилибр на канате позволяет использовать арсенал акробатических трюков, жонглирование. 

ж) эквилибр на шаре - бывает сольный и групповой. Второй сложнее, но более зрелищный, т. к. позволяет дополнительно привлечь арсенал выразительных средств акробатики и жонглирования.

з) эквилибр на катушке (катушках) - здесь в качестве снаряда- реквизита используется полый цилиндр (или несколько) длиной около 30 см и 1S см в диаметре, а также дощечка, которая кладет круглую поверхность катушки; жанр очень распространен на эстраде; основной трюк - балансировка в различных положениях на нескольких катушках, свободно стоящих друг на друге; эквилибр на катушках часто сочетается с жонглированием.

АТЛЕТИКА - в основе жанра лежит демонстрация необычной физической силы; в старом цирке одним из видов атлетики - борьба; сегодня атлетика подразделяется на два вида - силовые жонглеры и атлеты:

Силовые жонглеры - номера этого жанра строятся на подбрасывании тяжелых предметов; чаще всего артисты работают соло или парой; в качестве реквизита используют гири, ядра, штанги, исполнители гнут железные пруты и гвозди, разгибают подковы и т. д.

Атлеты - номера этого жанра демонстрируют физическую силу в образнохудожественной форме: это - русские богатыри, античные атлеты, оживающие скульптуры и т. п.

ФОКУСЫ - в основе этого жанра создание иллюзии появления, перемещения (в том числе и полеты), исчезновения предметов, животных и даже людей. Номера этого жанра популярны на эстраде и очень часто театрализованы - артист создает характер, место действия, присутствует событийный ряд, он часто вступает в непосредственное общение со зрителями, как в разговоре, так и приглашая их на эстраду для демонстрации фокусов. В номерах чаще всего артистам помогают ассистенты, которые выполняют функции не только непосредственного помощника, но и призваны в нужный момент отвлекать внимание зрителей; жанр подразделяется на два вида - манипуляцию и иллюзию:

Иллюзия основана на использовании специальной аппаратуры, которая позволяет артисту вводить зрителя в заблуждение (ширмы, короба, зеркала, столы и т. д.). Выразительная иллюзия чаще всего возможна, когда с артистом работает группа ассистентов, часто используются двойникиблизнецы; выступления иллюзионистов, из-за большого количества участников, аппаратуры и реквизита, чаще всего проходят не в форме номера, а в виде аттракциона, занимающего целое отделение концерта; характерной особенностью таких номеров является использование артистовлилипутов.

ВЕНТРОЛОГИЯ (ЧРЕВОВЕЩАНИЕ) - этот жанр основан на умении говорить без помощи артикуляции губ, что создает впечатление, будто слова произносит не один человек, а несколько. Чаше всего вентрологи выступают с куклой, с которой артист ведет репризный диалог, при этом кукла «говорит» за счет чревовещания, а артист - своим голосом; иногда, хотя и очень редко, вентрологи выступают с «говорящими животными»; при работе над жанром требуется соблюдать особую деликатность и чувство меры, чтобы не возникало ощущения «занимательной патологии».

ИМИТАЦИЯ (или звукоподражание) - этот жанр необходимо отличать от разновидности того же названия в разговорных жанрах. В оригинальных жанрах это именно имитация звуков, при помощи которых создаются звуковые картинки (например, «Утро в деревне» - поют петухи, мычит корова, слышны голоса птиц и т. д.); часто номера этого жанра исполняются в форме "Человек-оркестр», когда артист подражает голосам и тембрам различных инструментов оркестра.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СВИСТ - искусство исполнения мелодии (с помощью свиста, Такой свист является своего рода трюком, так как исполнение мелодий возможно в необычном музыкальном,диапазоне, отличном от привычных тесситур вокального голоса; по этой причине относится к оригинальным жанрам. Часто с помощью свиста создают необычную и оригинальную мелодическую трактовку произведения. В качестве музыкальной основы используются произведения короткой музыкальной формы (или фрагменты больших форм, - например, ария из оперы), попурри. Обязательным условием является популярность и узнаваемость музыки, как современной, так и классической. Как правило, артист выступает в сопровождении концертмейстера, небольшого ансамбля или под инструментальную фонограмму,

МНЕМОТЕХНИКА - основана на искусстве запоминания, иногда ее еще называют «отгадыванием мыслей на расстоянии»; номер обычно работается парой - один исполнитель стоит на эстраде и «отгадывает», к кому из зрителей подошел его партнер, другой угадывает его профессию, пол, возраст, как зовут этого зрителя, какой у него в руках предмет, и т.д. В таких номерах действует скрытая форма передачи ответов - жанр требует тренировки памяти, так как надо быть готовым к самым неожиданным вопросам и, следовательно, помнить редко употребляемые кодовые слова. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ - очень похожи на мнемотехнику, но включают в себя более тонкую систему обмена знаками; здесь имеет значение не только речь, но движения, мимика, интонация; часто в этом жанре используется гипноз.

          ЖИВАЯ СЧЕТНАЯ МАШИНКА (МАТЕМАТИЧЕСКИЙ НОМЕР)-

демонстрация искусства быстрого и точного счета; артисты, работающие в этом жанре, должны обладать природными способностями такого рода и уметь вести непринужденный разговор со зрительным залом.

ХУДОЖНИК-МОМЕНТАЛИСТ - демонстрация искусства создать моментальный портрет одного или нескольких зрителей (чаще всего в форме дружеского шаржа); исполнитель должен обладать не только собственно художественными, но актерскими способностями, так как жанр требует живого импровизированного общения с публикой.

ИГРА С ЛАССО И АРКАНАМИ - демонстрация ловкости в захватывании различных предметов при помощи реквизита, указанного в названии жанра; близко к этому жанру примыкает.

 ИГРА С КНУТАМИ, разница в том, что здесь предметы чаще не захватываются, а сбиваются кнутом или бичом, причем в довольно опасных ситуациях, - например, кнутом выбивается сигарета изо рта ассистента, сбивается с головы яблоко и т. п. По преимуществу цирковой жанр, но встречается и на эстраде.

ДЪЯБОЛО - в основе жанра лежит игра со специальным волчком в форме небольшой катушки; волчок раскручивается тонким шнурком, который прикреплен к двум палочкам; исполнитель, держа эти палочки, подбрасывает и ловит волчок-дъяболо обратно на шнурок, делает различные вращения; такие номера чаще исполняются парой, что позволяет добавить к трюковому арсеналу различные перекидки.

ИГРА С ХУЛА-ХУПАМИ (БОЛЬШИМИ ОБРУЧАМИ) - исполняется только женщинами; основные трюки - вращение одного, а затем нескольких обручей вокруг тела и частей его - шеи, рук, ног; используется и жонглирование большими обручами; успех таких номеров в большой степени зависит от совершенства и красоты телосложения молодой артистки, круговые и быстрые движения тела которой должны быть эротичны, так как сам по себе трюковой арсенал жанра однообразен и весьма ограничен в комбинациях; на эстраде жанр встречается довольно часто.

ВРАЩАЮЩИЕСЯ ТАРЕЛОЧКИ (КИТАЙСКИЕ ТАРЕЛОЧКИ) - номера этого жанра строятся следующим образом: исполнитель на нескольких тростях (рекорд - 22), которые установлены на подставке, раскручивает тарелки, которые в силу естественных причин постепенно замедляют вращение и стремятся упасть; чтобы не допустить этого, исполнитель постоянно подкручивает трости; от исполнителя требуется актерское умение заставить зрителей переживать - упадут или не упадут тарелочки, успеет или не успеет он подкрутить трости.

СВЕРХМЕТКИЕ СТРЕЛКИ - артисты этого жанра демонстрируют уникальную меткость в стрельбе из разного оружия, не обязательно огнестрельного; на профессиональном жаргоне жанр иногда называют «Вильгельм Телль». По преимуществу цирковой жанр, на эстраде встречается, но очень редко, что вызвано, в первую очередь, невозможностью обеспечить требования безопасности.

Это далеко не все жанры эстрады. Для каждого из этих жанров требуется определенный особый режиссерский метод работы. На этапе придумывания номера, режиссеру необходимо определиться с жанром и продумать массу нюансов, от подбора артиста/артистов до выбора средств художественной выразительности.

 

         

 

 

 

   

Раздел 4. Действенный анализ эстрадного номера.    Метод действенного анализа был придуман и разработан Константином Станиславским. Драматические режиссеры начинают работу над пьесой именно с действенного анализа и определения событийного ряда. Однако, иногда считается, что режиссерам эстрада можно обойтись без действенного анализа номера. И это приводит к плохим последствиям. Номер получается неполный, иногда попросту бессмысленный или нелогичный. Зритель, даже совершенно не подготовленный, сразу чувствует подвох и неправду в таких номерах. Именно поэтому, еще на стадии придумывания номера и первых репетиций, я настоятельно рекомендую всем режиссерам и актерам эстрады прибегать к действенному анализу.

Как я уже писала выше, придумал действенный анализ Станиславский, однако в дальнейшем метод действенного анализа развивался и подробно разрабатывался последователями великого реформатора сцены. Георгий Александрович был большим поклонником анализа. Вот что он писал о методе Станиславского: «Метод действенного анализа представляется мне самым совершенным на сегодняшний день приемом работы с актером, венцом многолетних поисков Станиславского в области методологии». На мой взгляд, именно Товстоногов довел метод действенного анализа до совершенства, и именно по его методологии я бы советовала разбирать сценические произведения.

Принципы Метода действенного анализа по системе Товстоногова:

1) Найти ведущее главное предлагаемое обстоятельство, которое определяет существо куска (номера)

2) За эмоциональным, чувственным результатом обнаружить конкретное, реальное действие

3) Помнить, что действие строится на столкновении людей, но конфликт в настоящем произведении искусства не обязательно лежит в плоскости прямого, лобового столкновения

4) Стремиться уйти от литературного комментирования и приблизиться к раскрытию действенной логики куска (номера)

«Должен ли режиссер при работе методом действенного анализа приходить на репетиции с уже готовым планом, или лучше искать решение вместе с актерами? Событийный ряд должен быть ясен режиссеру заранее, но в процессе репетиций он может подвергаться изменениям и уточнениям. Определив самую сущность конфликта данного куска, режиссер не может предрешить как это выразит актер. Еще


не известно, как конфликт повернется в результате действенного поиска. Здесь нельзя быть рабом собственных изобретений»[9].   

Безусловно, чтобы верно выстроить этюд, эстрадный номер, режиссер должен правильно определить событийный ряд номера. Но для начала вспомним, что же такое событие? Событие - это психологическое происшествие, которое в корне меняет у всех действующих лиц отношение к происходящему, порождает новое соотношение сил. Событие определяет движение и развитие конфликта спектакля и его разрешения. Событийная структура пьесы - главный стержень метода действенного анализа. В каждом событии есть конфликт и высшая точка. Событие гам, где возникает новая мотивация и новое действие. Событие одинаково для всех участников. Определяя событие, необходимо определять задачи актеров и предмет борьбы в этом событии. 

Повторюсь, в эстрадном номере, как и в сценических произведениях больших форм, обязательно должно существовать исходное событие, основное, центральное, финальное и главное. Верно определив события, режиссеру будет легче придумать и воплотить номер. Смысл действенного анализа и состоит в том, что поиск действия вызывает нужные эмоции у актера, и позволяет режиссеру верно выстроить сценическое произведение. Анализ, разбор событийного ряда, помогают иногда даже найти индивидуальность номера, стилистические особенности, жанр номера и многое другое. Именно поэтому я так настоятельно требую уделять методу действенного анализа огромное внимание режиссерам и актерам эстрады. 

«Цепь событий – это уже путь к постановочному решению, составная часть режиссерского замысла. Нельзя построить цепь событий вне сквозного действия пьесы. Стало быть, замысел и решение постановки, которые реализованы в последовательном, точном развитии конфликта, переходящих из одного в другой, - это и есть то, за чем в спектакле будет следить зритель»[10].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.109.151 (0.066 с.)