Функции лабораторных работ и практических занятий в преподавании психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции лабораторных работ и практических занятий в преподавании психологии.



Наряду с лекциями в учебном процессе важная роль отводится практическим занятиям. Практические занятия по психологии имеют целью научить студентов применять теоретические знания на практике. На таких занятиях моделируются фрагменты будущей деятельности в виде учебных ситуационных задач. Решая задачи, обучаемые отрабатывают различные действия по применению соответствующих психологических знаний. Все формы практических занятий (семинары-практикумы, собственно практические и лабораторные занятия) служат тому, чтобы студенты отрабатывали на них практические действия по психологическому анализу и оценке действий и поступков (поведения) людей в разнообразных ситуациях, складывающихся в реальной действительности. Количество и тематика фиксируются в рабочей программе дисциплины, разрабатываемой преподавателем

Функции практических занятий могут быть разными в зависимости от формы занятия.

К основным формам практических занятий относят:

Семинары- практикумы, на которых студенты обсуждают различные варианты решения практических ситуационных задач, выдвигая в качестве аргументов психологические положения. Оценка правильности решения практических ситуационных задач вырабатывается коллективно под руководством преподавателя.

Семинары-дискуссии, на которых обсуждаются различные методики психологического исследования применительно к нуждам практики. В процессе таких занятий обучаемые уясняют для себя приемы и методы изучения психологических особенностей конкретных людей (детей и взрослых), с которыми им придется работать.

Собственно практические занятия проводятся либо в стенах учебного заведения, либо в местах практики. Они имеют цель обучить студентов решению специфических задач по профилю своей специальности. Так, для школьного психолога это могут быть задачи по разрешению психологического конфликта в ученическом коллективе класса. Для юридического психолога – задачи по психологической экспертизе правонарушений или психологическому консультированию правоведов.

Учебная деятельность – это, по существу, решение учебных задач, требующих от студента мыслительных действий различной сложности. Именно поэтому преподавателю нужно готовить их не только для лекций, но и для практических занятий. Существуют учебные пособия по психологическому практикуму, а также специальные сборники задач по психологии. По мере накопления опыта преподавания преподаватель сам составляет задачи.

Два общих принципа к разработке учебных задач для практических занятий.

Первый – это принцип «от теории к практике», когда подбираются вопросы и задачи из числа теоретических проблем. Студентам предлагается самим найти соответствующие примеры в практической жизни, т е. в быту, в учебной, трудовой, спортивной и др. деятельности. Решая такие задачи, студент лучше усваивает теорию, а, правильно ответив, показывает уровень своего понимания проблемы. Например, по общей психологии предлагаем такой вопрос: «Известно, что важнейшим элементом психологической структуры деятельности является мотив, причем одна и та же деятельность может иметь несколько мотивов, т.е. быть полимотивированной. Приведите пример такой деятельности и покажите, какие потребности лежат в основе каждого из мотивов».

Второй принцип – «от жизни – к теории». В этом случае в задачах предлагаются различные практические ситуации, которые студент должен проанализировать с точки зрения известной теории. Например, в курсе общей психологии предлагаем задачу: «Пенсионер Петров после часовой прогулки по парку устал и сел на скамейку, чтобы дать отдых ногам и через несколько минут продолжить прогулку. Занимается ли пенсионер Петров деятельностью в психологическом смысле?»

Лабораторные работы и практические занятия имеют разные дидактические цели. Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка определенных теоретических положений (закономерностей, зависимостей). Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений — профессиональных (умений выполнять определенные действия, операции, необходимые в профессиональной деятельности) или учебных (умений решать учебные задачи, необходимые в последующей учебной деятельности)

Конечно, во многих случаях обе дидактические цели тесно переплетаются, поэтому некоторые виды учебных занятий называют лабораторно-практическими. В процессе проведения лабораторных и практических занятий по психологии:

  1. студенты, с одной стороны, находят подтверждение теоретических положений, убеждаются в наличии определенных закономерностей и зависимостей;
  2. с другой стороны, у них формируются практические умения и навыки организации и проведения психологического исследования, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обрабатывать данные эмпирического исследования, устанавливать зависимости, делать выводы и обобщения, оформлять результаты исследования.

Лабораторные работы и практические занятия проводятся по многим психологическим дисциплинам и могут быть направлены на решение следующих учебных задач:

  1. обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам;
  2. формирование умений применять полученные знания на практике,
  3. развитие интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных и др.;
  4. выработку таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Можно выделить следующие основные функции лабораторных работ и практических занятий по психологии:

  1. закрепление теоретических знаний на практике;
  2. усвоение умений исследовательской работы;
  3. усвоение умений практической психологической работы;
  4. применение теоретических знаний для решения практических задач;
  5. самопознание учащегося или студента;
  6. саморазвитие учащегося или студента.

Соответствующие задачи ставятся преподавателем при планировании каждой работы. В рамках разных образовательных программ и отдельных занятий они могут сочетаться друг с другом или же отдельные задачи могут выдвигаться на первый план.

При выборе содержания и объема лабораторно-практических занятий следует исходить:

  1. из сложности учебного материала для усвоения;
  2. из внутрипредметных и межпредметных связей;
  3. из значимости изучаемых теоретических положений для предстоящей профессиональной деятельности;
  4. из того, какое место занимает конкретная работа в совокупности учебных работ;
  5. из значимости лабораторно-практических занятий для формирования целостного представления о содержании учебной дисциплины.

Типичными заданиями для лабораторных и практических занятий по психологии являются:

  1. демонстрационный эксперимент;
  2. индивидуальные задания;
  3. групповые задания;
  4. эксперимент в парах (подгруппах);
  5. решение психологических задач;
  6. групповая дискуссия;
  7. деловая игра, моделирующая профессиональные задачи.

Требования к практическому занятию

  1. Постановка проблемы, обоснование типичных ошибок, противоречий и затруднений.
  2. Обоснование ведущих идей, цели и познавательных задач.
  3. Наличие необходимого оборудования, источников информации, письменных заданий, чертежей, схем, карт, таблиц, инструкций, вопросов для самоконтроля.
  4. Инструктаж по технике безопасности и рациональной организации труда, конструированию и разработке идей, моделей, творческому решению задач.
  5. Организация учебно-практической деятельности содержащей следующие действия:

- воспроизведение, повторение, конкретизация опорных знаний;

- осуществление предметных действий, повторяющихся в измененных условиях (тренинг), комментирование действий;

- творческая, самостоятельная работа студентов, постановка учебной задачи, наличие образца, алгоритма или ориентировочной основы действий.

6. Управление деятельностью студентов, обратная связь, индивидуальный подход, консультирование, обучение способам учебно-практической деятельности.

7 Оценка результатов практической деятельности студентов и успешности реализации цели и задач практического занятия.

  1. Организация и проведение лабораторных работ и практических занятий.

Главная особенность практического занятия заключается в том, что оно состоит из двух частей. Первая теоретическая предполагает воспроизведение теоретических знаний, а вторая – практических ориентирована на перевод знаний в умения(выработка практических умений.

При проведении лабораторных работ и практических занятий учебная группа делится на подгруппы, что дает ряд преимуществ в организации занятия. Преподаватель имеет больше возможностей для эффективного руководства деятельностью малых групп и отдельных студентов и оказания им своевременной помощи в учебной работе.

Многие лабораторные работы проводятся в специально оборудованных учебных лабораториях.

Состав заданий для занятия должен планироваться с таким расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть качественно выполнены большинством студентов. Для эффективного использования времени, отводимого на лабораторные работы и практические занятия, полезно подобрать дополнительные задания для студентов, работающих в более быстром темпе.

Продолжительность занятия составляет не менее двух академических часов. План занятия включает в себя, как правило, следующие пункты:

  1. внеаудиторная самостоятельная подготовка студентов к занятию;
  2. проверка преподавателем теоретической подготовленности студентов к занятию;
  1. инструктирование студентов по проведению ими лабораторно-практической работы;
  1. выполнение практических заданий;
  2. обсуждение итогов выполнения работы;
  3. оформление отчета о проделанной работе;
  1. оценка преподавателем выполненных заданий и степени овладения студентами соответствующими умениями.

Организация и проведение занятий, в частности подготовка студентов к занятию, инструктаж, выполнение студентами заданий, оформление работы, значительно упрощаются с методической точки зрения, когда существуют письменные методические указания по их проведению.

Лабораторные работы и практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер

Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны:

  • цель работы;
  • пояснения (теоретические положения и понятия);
  • оборудование и материалы;
  • порядок выполнения работы;
  • тип выводов (без формулировок);
  • контрольные вопросы;
  • литература.

Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дается порядок выполнения необходимых действий; такие работы требуют от студентов самостоятельного подбора материала и методики, выбора способов выполнения работы.

В работах, носящих поисковый характер, студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.

При планировании лабораторных работ и практических занятий возможно сочетание репродуктивных, частично-поисковых и поисковых заданий.

Формы организации работы студентов на занятиях: 1) фронтальная, 2) групповая, 3) индивидуальная.

При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одно и то же задание. Выполнение студентами психологических тестов с целью самопознания — типичный пример такой формы проведения практических занятий.

При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется в малых учебных группах, состоящих из нескольких человек. Проведение психологических экспериментов в парах (экспериментатор — испытуемый) или тройках (экспериментатор — протоколист — испытуемый) — типичная схема проведения многих лабораторных работ по психологии.

При индивидуальной форме организации занятий каждый из студентов выполняет индивидуальное задание. Затем они обмениваются опытом выполнения работы.

2. Изучение памяти по методикам «Оперативная память», «Смысловая память» (воспроизведение рассказа), «Опосредованное запоминание». 3. Исследование мышления по методикам «Толкование пословиц», «Простые аналогии», «Сравнение понятий», «Исключение лишнего» и др. 4. Исследование психологических свойств и состояний личности по методикам «Опросник САН» (оперативная оценка самочувствия, активности и настроения), «Опросник Шмишека» (диагностика типа акцентуации личности) и др.

Структура оформления отчета о проделанной работе определяется типом задания и ведущей дидактической целью. Оценки за выполнение работы могут выставляться в форме зачета или дифференцированно.

Для повышения эффективности проведения лабораторных работ и практических занятий рекомендуется разработка сборников заданий, задач, упражнений, сопровождающихся методическими указаниями.

При проведении ПЗ следует учитывать роль повторения. Но оно должно быть не нудным, однообразным. Повторение для закрепления знаний следует проводить вариантно, под новым углом зрения, что далеко не всегда учитывается в практике вузовского обучения.

Повышает эффективность проведения занятий также разработка заданий для экспресс-контроля уровня подготовки студентов к занятиям. Для этого могут использоваться, например, программированный или даже автоматизированный тестовый контроль, постановка коротких и лаконичных вопросов для устной или письменной проверки.

Кроме того, в современном обучении необходимо самостоятельное изучение литературы, при подготовке учащихся к занятиям.

 Внеклассная работа по психологии в школе.

Внеклассная работа по психологии может носить как учебный, так и внеучебный характер. Она может быть направлена на расширение знаний в области научной и практической психологии, а также являться психологическим сопровождением личностного развития учащихся и студентов. Целью внеклассной работы учебного характера является расширение и углубление знаний школьников по определенным областям психологических знаний, которым не уделяется достаточного внимания в рамках учебного курса психологии. Внеклассная работа осуществляется в индивидуальной, групповой или массовой форме.

Индивидуальная работа — это работа с отдельными учащимися (студентами) с целью руководства их самостоятельным психологическим образованием или научными занятиями. Проводится обычно в виде индивидуальных учебных консультаций. Главное их достоинство заключается в том, что студенты и учащиеся получают возможность неформального делового общения с преподавателем.

Групповая работа — это систематическая работа, проводимая с небольшим постоянным коллективом учащихся (студентов), направленная на углубление их знаний и практических умений. Проводится обычно в форме кружков, творческих научных групп, молодежных секций психологических обществ. Такая работа подразумевает гибкие организационные формы, дает возможность варьировать содержание занятий и осуществлять индивидуальный подход к учащимся (студентам). Содержание занятий кружка может быть образовательным или учебно-исследовательским. Темами изучения психологических кружков образовательного характера могут стать, например, «Психология личности», «Психология межличностных отношений», «Психология общения», «Таинственные явления психики», «Психология животных» или какие-то более частные и более проблемные вопросы. При организации кружка необходимо заинтересовать учащихся, показать им, что эта работа не является дублированием классных занятий. Для кружка исследовательского типа руководитель выбирает увлекательную тему и, разрабатывая ее, строит работу таким образом, что учащиеся, сталкиваясь с цепочкой трудностей, проблем и решая их (теоретически или практически), осуществляют творческую деятельность.

Массовая работа — это эпизодическая работа в рамках большой аудитории. Может проводиться в форме лекций, бесед, вечеров и конференций, конкурсов, олимпиад, экскурсий. Главной целью таких мероприятий является привлечение интереса учащихся и студентов к психологическим знаниям, стимулирование их к более глубокому и всестороннему изучению психологии. Особый интерес представляют лекции и беседы, на которые приглашаются для выступления авторитетные специалисты, работающие в определенной области науки или практической психологии. Конференции обычно проводятся как итог определенной учебно-исследовательской работы группы учащихся или студентов. Главное их отличие от вечеров — более серьезная психологическая тематика. В вузах. Важной формой внеаудиторной учебной работы может быть участие студентов в работе научных и практических психологических конференций «взрослых» психологов. В качестве заданий на этой олимпиаде может предлагаться защита творческих работ, психологический анализ текста, разгадывание психологических кроссвордов, а также другие задания. Одной из интересных форм внеклассной работы по психологии является психологическая олимпиада школьников

Проверка и оценка знаний по психологии происходит в виду диагностики и мониторинга.

Словесные, наглядные и практические методы обучения психологии.

Словесные методы занимают ведущую позицию среди методов преподавания психологии. Главное их достоинство состоит в том, что они позволяют в короткий срок передать большую по объему информацию. Типичными словесными методами являются рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой. Эти методы преимущественно используются на лекциях, семинарах, в самостоятельной работе студентов и учащихся с учебниками, учебными пособиями, научной и справочной литературой, во время консультаций.

В зависимости от того, является ли воспринимаемая студентом речь устной или письменной (печатной), словесные методы можно разделить на устные и письменные. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Устные методы, используемые преподавателем на лекциях, семинарах, консультациях, по­зволяют ему более успешно объяснить материал:

- использование неречевых средств (мимики, жестикуляции, интонирования речи, позы, пантомимики преподавателя);

- своевременное получение обратной связи от студентов о понимании учебного

материала (с помощью речевых реплик, вопросов, мимики студентов);

- активизация восприятия и понимания студентов.

Письменная речь лишена этих преимуществ. С другой стороны, устная речь менее эффективна с точки зрения скорости передачи информации (скорость говорения меньше, чем скорость чтения текста).

Для того чтобы работа студентов и учащихся с печатными материалами была более эффективной, можно использовать ряд спе­циальных приемов. Основными из них являются следующие:

- конспектирование — краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного;

- составление плана текста (простого или сложного);

- составление тезисов — краткое изложение основных идей прочитанного текста;

- цитирование — написание дословных выдержек из текста;

- аннотирование — краткое, свернутое изложение основного смысла прочитан­ного;

- рецензирование — написание краткого отзыва с выражением своего отноше­ния к прочитанному материалу;

- составление формально-логической модели — словесно-схематического изо­бражения прочитанного материала;

- составление тематического тезауруса — упорядоченного комплекса базовых понятий по теме;

- составление матрицы идей — сравнительная характеристика однородных
предметов, явлений в трудах разных авторов.
Словесные методы обучения разделяются также на монологические и диало­гические.

Монологический метод (как форма речи) обычно используется на лекции.

Диалогический метод обучения предполагает большую активность студентов на занятии. Включение в лекцию элементов диалога, эвристической беседы, ак­тивное поощрение вопросов студентов повышает эффективность лекционной формы преподавания.

Диалогический метод обучения наиболее характерен для семинарских занятий по психологии. Постановка вопросов и заданий определяется содержанием, целями и задачами учебного курса, а также учебными пособиями и первоисточниками, ко­торые рекомендуются в программе. В помощь преподавателям во многих учебни­ках приводятся темы и вопросы, которые могут обсуждаться на семинарских заня­тиях. Однако преподаватель свободен в их выборе.

Наглядные методы предполагают использование средств обучения, для которых характерен образный язык изложения. Зрительные, слуховые, тактильные образы Дополняют словесное описание и, таким образом, способствуют лучшему понима­нию учебного материала учащимися.

Можно выделить 3 основных вида наглядности: предметную, изобразитель­ную и словесную.

Предметная наглядность — это демонстрация реальных предметов, явлений и процессов. В преподавании психологии этот вид наглядности применяется, когда используются макеты приборов, головного мозга, когда проводятся демонстраци­онные эксперименты и психологические опыты.

Изобразительная наглядность — это демонстрация на занятиях изображений предметов, явлений, процессов, а также теоретических знаний о них. Существует три вида изобразительной наглядности: художественная, символическая и тек­стовая.

Художественная наглядность отражает изображаемый объект или ситуацию во всех деталях. К этому виду наглядности относится демонстрация фотографий, картин, кино- и видеофильмов

Символическая (схематическая) наглядность — это изображения, отражаю­щие существенные признаки, характеристики, связи предметов или явлений. К это­му виду наглядности относится демонстрация таблиц, схем, диаграмм, графиков.

Словесная наглядность — это описание образов в речевой форме. Использует­ся она в тех случаях, когда применение предметной или изобразительной нагляд­ности по тем или иным причинам невозможно.

Наглядные методы могут использоваться на лекциях в качестве иллюстраций, на лабораторных и практических занятиях в качестве тестового материала.

Практические методы предполагают практическую деятельность учащихся (студентов), направленную на усвоение знаний, умений и навыков. К этой группе относятся такие методы, при использовании которых учащиеся не только слушают (как при словесных методах), смотрят (как при наглядных методах), но также выполняют определенные познавательные действия, направленные на решение учебных задач. В преподавании психологии к ним относятся:

- лабораторные работы, моделирующие психологические эксперименты;

- выполнение психодиагностических заданий, в частности психологических тестов;

- решение психологических задач;

- упражнения;

- групповая дискуссия;

- дидактические и деловые игры, имитирующие изучаемые процессы.

Эти методы используются по-разному в зависимости от того, какие учебные цели они преследуют.

Лабораторные работы как модели психологических экспериментов могут проводиться для того, чтобы: на практике продемонстрировать студентам опре­деленные психологические закономерности или для того, чтобы освоить мето­дику психологического эксперимента.

Психологические тесты могут проводиться для освоения психодиагностиче­ских умений или в целях самопознания. При этом важен тщательный подбор и уместное использование тестов в зависимости от целей обучения психологии. Можно выделить несколько типов тестов в зависимости от возможностей их использования на практических занятиях по психологии.

- сложные профессиональные тесты (например, MMPI, тест интеллекта Векслера); Они требуют серьезной психологической компетентности для проведения.

- относительно простые общепсихологические тесты (например, тест Айзенка на выявление экстраверсии и нейротизма или тест на коммуникативные и организаторские способности). Их проведение возможно при менее серьезной психологической подготовке.

Решение психологических задач может быть направлено на закрепление тео­ретических знаний или на применение этих знаний для решения практических за­дач.

Упражнения дают студентам возможность формирования умений и навыков исследовательской работы: в применении определенных методов математической статистики или практической психологической работы, например в усвоении консультационных умений. Упражнения могут использоваться также для достижения развивающих целей.

Групповая дискуссия и деловая игра как практические методы в преподава­нии психологии направлены на освоение соответствующих коммуникативных или профессиональных умений. Они могут проводиться в группах студентов-пси­хологов при изучении таких дисциплин, как основы психологического консульти­рования, психология семьи, психология труда и организационная психология.

Методы закрепления изученного материала.

Методы закрепления изученного материала

Закрепление изученного материала на занятиях по психологии может достигаться путем повторения или выполнения практических заданий с использованием изученного материала. Для повторения может использоваться узнавание, когда сам преподаватель несколько раз повторяет какую-либо мысль, тезис, определение. Эффективность такого повторения, как правило, невелика, поскольку учащиеся остаются пассивными.

Лучшим способом повторения являются различные виды воспроизведения: простое воспроизведение, резюмирующее повторение, систематизирующее повторение. Причем для развития мышления и умения понимать смысл информации, содержащейся в рассказе преподавателя или в тексте книги, большее значение имеют последние два вида повторения. Резюмирующее повторение предполагает краткое изложение основных тезисов (мыслей) услышанного или прочитанного учебного материала. Оно позволяет научиться отделять главное от второстепенного и обобщать изученный материал. Систематизирующее повторение нацелено на объединение в определенную систему изученной ранее разрозненной информации. Оно дает возможность развития мыслительной операции синтеза. Хорошим способом систематизирующего закрепления может стать составление таблиц и схем. Следует помнить о правильном распределении повторения во времени.

Опрос учащихся на уроке может служить как целям контроля усвоения знаний, так и целям закрепления знаний. Обычной для школы формой опроса является развернутый устный ответ, когда один ученик отвечает у доски, а остальные слушают. В этом случае ставятся вопросы, требующие изложения довольно большого объема учебного материала. Другой тип опроса — фронтальный устный или письменный опрос группы учащихся. В таком случае ставятся более конкретные вопросы, требующие относительно краткого ответа.

Помимо репродуктивного закрепления изученного материала полезно использовать и творческое его закрепление. Для этого могут быть предложены практические задания различного типа, например психологический анализ произведений художественной литературы, решение психологических задач. Большую популярность в последние годы получило закрепление психологических знаний через опыт переживания, действия и самоанализа. Особую увлекательность имеют игровые методы усвоения и закрепления психологических умений, в частности интеллектуальные и ролевые игры. Все шире используется учебная работа учащихся и студентов в малых группах.

Выбор преподавателем тех или иных методов обучения зависит от многих факторов, в частности от:

1) целей образовательной программы;

2) особенностей содержания учебного материала;

3) времени, отведенного на изучение данного учебного материала;

4) уровня подготовленности студентов и учащихся;

5) материальной оснащенности учебного процесса.

Методы обучения как способы конструирования учебной информации: современные модификации проблемного и программированного обучения; форма представления учебной информации как способ управления процессом усвоения знаний.

Среди современных активных методов обучения В. Я. Ляудис выделила следующие группы, наиболее интересные для использования:

- метод программированного обучения;

- метод проблемного обучения;

- метод интерактивного (коммуникативного) обучения [2, 160].

Методы программированного обучения предполагают перестройку традици­онного обучения за счет уточнения и операционализации целей, задач, способов решения, форм поощрения и контроля применительно к предметному содержа­нию знаний.

Методы проблемного обучения основное внимание уделяют мотивам и спосо­бам мыслительной деятельности учащегося, а также процедурам его включения в проблемную ситуацию.

Методы интерактивного обучения управляют процессом усвоения знаний по­средством организации человеческих взаимодействий и отношений. Обучение рассматривается как процесс социальный, коллективный.

В каждом из этих методов используется свой инструментарий:

- в программированном обучении — дозированный шаг программы, алгоритм;

- в проблемном обучении — проблемная ситуация, типы проблемных ситуаций, эвристические программы;

- в интерактивном обучении — коллективные дискуссии, учебно-ролевые игры, сценарии и партитуры диалогов между участниками группы по совместному решению.

Технические средства обучения.

Процесс общения преподавателя с аудиторией начинается с восприятия, которое протекает по-разному в зависимости от репрезентативной системы человека.

Существует три системы приема информации:

1) визуальная репрезентативная система человека (где задействованы зрительные анализаторы);

2) аудиальная репрезентативная система восприятия информации (задействовано слуховое восприятие информации);

3) кинестетическая система восприятия, основанная на ощущениях, чувствах.

В психологии применяются технические средства, воздействующие на все системы. Так же как и в других дисциплинах, в психологии широкое распространение приобрели ТСО.

Особенности групповой организации учения, способы проблемно-конфликтного обучения, обучающие игры. Активные групповые методы обучения. Нетрадиционные формы обучения: лекция вдвоем, лекция с ошибками, семинар-игра типа «Что, где, когда?», семинар-шоу; заседания клуба знатоков психологии, семинар-аукцион, деловые игры, игры - путешествия, уроки-рекламы, занятия школы родителей, уроки-спектакли, защита творческих проектов, «телепередачи» и «телерепортажи», диагностические занятия, педагогические тренинги, поведенческие конкурсы и др. 

Массовая работа — это эпизодическая работа в рамках большой аудитории. Может проводиться в форме лекций, бесед, вечеров и конференций, конкурсов, олимпиад, экскурсий. Главной целью таких мероприятий является привлечение интереса учащихся и студентов к психологическим знаниям, стимулирование их к более глубокому и всестороннему изучению психологии.

Особый интерес представляют лекции и беседы, на которые приглашаются для выступления авторитетные специалисты, работающие в определенной области науки или практической психологии.

Вечер, как всякое массовое мероприятие, требует четкой организации. Цель вечера — раскрыть в строгой последовательности и интересной форме целую тему. Поэтому порядок выступлений должен быть хорошо продуман, а сами выступления должны быть краткими и четкими. Если этого не сделать, то вечер может затянуться и вместо пробуждения интереса вызовет обратную реакцию: он может показаться скучным. Продолжительность вечера не должна превышать 1,5-2 часов. Если вечер будет недолгим, но очень интересным, то следующего вечера учащиеся будут ждать с нетерпением. Методика подготовки и форма проведения вечера могут быть различными в зависимости от темы и поставленной цели. Чаще всего они организуются в традиционной форме чередующихся сообщений учащихся с широким использованием демонстрационных психологических опытов и экспериментов.

Конференции обычно проводятся как итог определенной учебно-исследовательской работы группы учащихся или студентов. Главное их отличие от вечеров — более серьезная психологическая тематика. В вузах традиционно организуются студенческие научные конференции, на которых студенты докладывают о результатах своей научной работы. Типичной формой их проведения являются устные выступления студентов, которые они делают на соответствующих секциях. На выступление обычно отводится 10-15 минут, после чего докладчику задаются вопросы. Традиционными методическими проблемами проведения таких конференций являются:

Недостаточная возможность для обсуждения доклада и диалога с выступающим (в силу дефицита времени);
чрезмерная длительность научного заседания в целом.

Для решения этих проблем может быть создано несколько тематических секций, что приведет к сокращению количества выступающих в рамках каждой из них. Интересным вариантом проведения таких конференций может быть также организация преимущественно стендовых сообщений. В этом случае информационная функция конференции выполняется более эффективно (чтение текста сообщения занимает меньше времени). Акцент работы научной конференции смещается на интерактивное общение и обсуждение результатов и проблем.

Важной формой внеаудиторной учебной работы может быть участие студентов в работе научных и практических психологических конференций «взрослых» психологов. Они получают возможность приобщиться к профессиональной жизни мира научной и практической психологии, слушая выступления опытных психологов или выступая на молодежных секциях.

Интерес учащихся и студентов обычно вызывают конкурсы и вечера-турниры в силу их соревновательного характера. В школах и вузах проводятся психологические игры «Что? Где? Когда?», КВН. Студенты участвуют в них с большим энтузиазмом. Такой вечер проводится обычно в форме соревнований двух-трех команд. Он является одновременно соревнованием, игрой и веселым представлением. Команды обычно включают 10-12 человек. В ходе вечера участники команд соревнуются в ответах на вопросы, в постановке психологических опытов, разыгрывании инсценировок и ролевых игр, выполнении психологических заданий. В определенные конкурсы могут быть включены и болельщики команд. Программа такого вечера должна быть хорошо продумана, чтобы предложенные вопросы и задания не носили беспорядочного, случайного характера, а были связаны единым сценарием. Основой принцип отбора материала — его содержательность. Успех вечера в немалой степени зависит от оформления помещения, в котором он проходит. Нужно стремиться сделать его ярким и интересным. Яркие плакаты с высказываниями психологов, газеты, стенды, хорошо оформленная сцена — все это важные атрибуты оформления помещения, где проходит вечер. Необходимо подвести итоги вечера, наградить победителей, выпустить газету с освещением итогов вечера.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.136.165 (0.116 с.)