Технологическая карта учебного проекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технологическая карта учебного проекта



«_______________» (тема проекта)

Предметная область, учебные предметы Руководитель проекта Консультант(ы)

Смысл проектной деятельности.

Кому адресован проект. Его цель

 

Результат проектной деятельности

Продукт проектной деятельности

 

Критерии оценки

1. 2. 3. n.

Что необходимо для выполнения проекта

Источники информации

 

Приборы и материалы

 

Необходимые умения, способы работы

 

Время выполнения проекта

 

План работы над проектом

Этап 1 Дата Содержание деятельности, необходимые ресурсы, промежуточные результаты
Этап 2 Дата Содержание деятельности, необходимые ресурсы, промежуточные результаты
Этап 3 Дата Содержание деятельности, необходимые ресурсы, промежуточные результаты
Этап n Дата Защита проекта Итоги проектной деятельности

 

В зависимости от типа учебного проекта заполнение технологической карты может иметь индивидуальный, групповой или коллективный характер. В случае если проект групповой или коллективный, технологическая карта может быть единой для обучающихся, выполняющих учебный проект. Она может заполняться в электронной форме, чтобы её было удобно распечатать каждому участнику проекта.

Заполнение технологической карты начинается с определения замысла:

ü какую идею данный проект позволит реализовать или какую проблему данный проект позволит решить;

ü кому этот проект адресован;

ü в чем личный смысл работы над проектом;

ü где и как его предполагается использовать в дальнейшем.

Это краткий текст, который в свободной форме фиксирует исходные установки автора учебного проекта, которые были сформулированы в процессе индивидуальной консультации обучающегося с руководителем проекта. Например: в ходе беседы с руководителем проекта ребенок определяет идею – сделать оригинальный новогодний подарок членам своей семьи, который был бы и полезным (вовремя напоминал о семейных праздниках) и уникальным, адресованным конкретным людям. Его замысел – изготовить календарь, который отражает дни рождения и памятные даты членов своей семьи, родственников и друзей и включает фотографии и другие материалы, имеющие особый смысл для его близких. В ходе беседы определяется тема проекта – «Семейный календарь».

Если на уровне основного общего образования одна и та же тема учебного проекта (в том числе индивидуального учебного проекта) может быть реализована несколькими обучающимися (группой, классом, параллелью), то на уровне среднего общего образования темы индивидуальных учебных проектов, разрабатываемые обучающимися, не должны повторяться.

Следующая графа технологической карты (результат и критерии его оценки) фиксирует продукт проектной деятельности и его потребительские качества, которые позволят использовать его в соответствии с исходным замыслом. Желательно, чтобы продукт проектной деятельности (материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; сценарий, журнал, видеофильм, коллаж, концерт, спектакль или иная художественная творческая работа в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств; компьютерная игра, анимация, программа, сайт; гаджет, бизнес-план, мини-предприятие; пакет решений на основе анализа опроса, законопроект, социальная акция и др.) имел практическое применение, был востребован в жизни.

  Критерии оценки, которые отражаются в технологической карте, описывают конкретные качества, которые присущи полученному продукту и обеспечивают возможность его эффективного использования (у фильтра для воды свои критерии, у новогоднего костюма свои, у электронного словаря свои). Критерии должны быть конкретными, лаконичными, понятными для школьника. Они определяются в совместном обсуждении со школьниками, являются неизменным ориентиром в процессе работы над учебным проектом.

Например, критериями оценки учебного проекта «Семейный календарь» могли бы быть:

ü достаточность и достоверность информации о семейных праздниках и памятных датах;

ü наличие уникальных иллюстраций, семейных фотографий, рисунков;

ü оригинальность оформления и цветового решения семейного календаря;

ü удобство использования. 

Третий компонент технологической карты отражает анализ и оценку ресурсов, необходимых для реализации проекта (информационных, материально-технических, временных).

Информационные ресурсы описывают источники информации, которые предполагается использовать для выполнения учебного проекта, а так же для пополнения личных знаний и умений, необходимых при его реализации. В зависимости от проекта и длительности его реализации источники информации могут быть представлены как конкретные издания или ссылки на интернет - ресурсы (в том числе, рекомендуемые руководителем проекта), или сформулированы условно, тогда сбор источников информации становится значимым этапом реализации проекта. Общим требованием является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники (см. приложение). В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник учебный проект не может быть допущен к защите.

Анализ необходимых для реализации учебного проекта материально-технических ресурсов предполагает определение приборов, инструментов, материалов и т.п., которые планируется использовать при его выполнении (анализ их наличия в школе и дома, возможности получить/приобрести); расчет стоимости необходимых материалов (в случае нескольких вариантов – необходимо обоснование выбора). Данный раздел технологической карты создает условия для формирования математических компетенций, умений видеть множественность возможных вариантов и выбирать оптимальный вариант, экономически обосновывать необходимые затраты.

Анализ способов действий, обеспечивающих реализацию учебного проекта, выявляет, какие умения можно использовать, а каким предстоит научиться. Это очень важный компонент технологической карты, он отражает самооценку обучающегося, показывает его готовность к применению на практике теоретических знаний, полученных в школе, готовность к самообразованию. В случае, если в ходе выполнения учебного проекта предстоит осваивать какие-либо умения (работу в определенной компьютерной программе, определенные техники декоративно-прикладного искусства, работу с базами данных и каталогами, бизнес-планирование и т.п.), необходимо продумать где, в какие сроки и на каком материале данные умения можно будет отработать (на уроках, на внеурочном занятии, на курсах в системе дополнительного образования, получить индивидуальную консультацию специалиста, принять участие в мастер-классе). Руководитель проекта (особенно, если учебный проект реализуется в рамках рабочей программы учебного курса или курса внеурочной деятельности) планирует освоение необходимых умений на уроке или внеурочном занятии, встраивая проектную деятельность в учебный процесс.

Анализ временных ресурсов фиксирует период, который необходим для реализации учебного проекта, и становится основой плана работы над учебным проектом. Планирование осуществляется в свободной форме. В технологической карте фиксируются шаги, которые необходимо предпринять, чтобы реализовать проектный замысел, указываются промежуточные результаты и сроки их представления руководителю проекта.

При планировании работы над проектом важно учесть, что реализация проектного замысла – создание изделия, проведение спектакля и т.п. – не является окончанием работы над проектом. Важно продумать дальнейшее взаимодействие с предполагаемыми пользователями проекта, обобщить полученную информацию, возможно – доработать продукт в соответствии с поступившими предложениями. Как правило, проектная деятельность завершается защитой/презентацией проекта и подготовкой материала для личного портфолио обучающегося, что находит отражение в технологической карте учебного проекта.

Например, для учебного проекта «Семейный календарь» можно запланировать этапы:

ü собрать информацию о праздниках и семейных памятных датах;

ü подобрать фотографии, иллюстрации – промежуточный отчет;

ü подготовить эскиз (оригинал-макет) календаря;

ü составить перечень необходимых материалов, смету – промежуточный отчет;

ü изготовить календарь;

ü подарить календарь пользователям, получить и проанализировать отзывы (возможно, доработать проект);

ü подготовка к защите/презентации проекта; защита проекта;

ü подготовка материалов для личного портфолио.

Четвертый этап педагогического сопровождения проектной деятельности - помощь в воплощении проектного замыслаявляется основным. На этом этапе руководитель учебного проекта систематически консультирует школьника (группу школьников) по различным аспектам реализации учебного проекта, в соответствии с технологической картой принимает материалы промежуточных отчетов, поддерживает стремление реализовать свой замысел. На уровне основного общего образования помощь учителя направлена на формирование общих умений работать над учебным проектом, умений продуктивной работы в команде, формирование УУД. На уровне среднего общего образования задачи сопровождения проектной деятельности дополняются формированием компетенций, умения работать автономно, стремления к самообразованию; умения реализовывать свою идею, создавая законченный продукт деятельности, который можно использовать для решения жизненных задач; умения работать с различными источниками информации, разнообразными техническими средствами, приборами и материалами. Очень важно, чтобы в процессе сопровождения проектной деятельности учитель занял педагогически правильную позицию: консультанта, помощника, эксперта. Если учебный проект не является простой формальностью, а соответствует реальным интересам школьника, учитель лишь направляет и подсказывает, как лучше реализовать замысел, а не «вытягивает» проектную деятельность. 

Пятым этапом является подготовка школьника к защите учебного проекта деятельности и итоговая рефлексия.

Для подготовки к защите учебного проекта обучающемуся (группе школьников) можно предложить ответить на следующие вопросы, отражающие рефлексию по итогам проектной деятельности. Например:

ü Почему разработан этот проект?

ü Какая идея легла в основу проекта?

ü Какие идеи еще были? Почему их отвергли?

ü Соответствует ли результат деятельности тому проекту, который собирались выполнять?

ü Каковы этапы выполнения проекта? В чем они заключались?

ü Достаточны ли были имеющиеся знания и умения или в процессе работы над проектом пришлось чему-либо учиться?

ü Насколько хорошо было спланировано и использовано время?

ü Что бы могло быть сделано по-другому, если бы снова начать разрабатывать этот проект?

ü Каково мнение людей, которые будут использовать проект?

ü Вносились ли коррективы в проект по итогам опроса пользователей проекта?

Ответы на данные вопросы могут стать планом подготовки развернутого устного выступления или письменного текста, фиксирующего основные выводы по итогам проектной деятельности.

Текст выступления выстраивается с учетом регламента защиты и предполагает кроме ответов на вопросы итоговой рефлексии развернутые выводы о результатах работы над учебным проектом (чему научился; что понял; какие проблемы готов решать; какие возможности применения теоретической информации учебных курсов в практической деятельности увидел).

Руководитель учебного проекта готовит к защите проекта отзыв (в устной или письменной форме в зависимости от регламента процедуры защиты, закрепленной в локальном акте образовательной организации). Отзыв должен содержать информацию о работе над учебным проектом (характеристика исходного замысла, умение видеть проблемы и возможности реализации учебного проекта, определение темы и продукта проектной деятельности, уровень самостоятельности при заполнении технологической карты, умение видеть оптимальные способы решения проблем, возникающих при работе над учебным проектом; умение организовать свою деятельности в соответствии с технологической картой, умение соблюдать установленные сроки при работе над проектом, ответственность и творчество, умение работать в команде, рефлексия деятельности), оценку проектной деятельности обучающегося.

Защита итоговых индивидуальных учебных проектов обучающихся 9-х, 10-х или 11-х классов проходит как образовательное событие, для участия в защите приглашаются все участники образовательных отношений (педагогические работники, обучающиеся, родители (законные представители), а также представители общественных организаций и бизнес-сообщества).

Защита индивидуального учебного проекта является публичной и включает демонстрацию продукта проектной деятельности и развернутого отчета обучающегося-автора учебного проекта о проделанной работе, отзыва руководителя учебного проекта о проектной деятельности обучающегося. Защита учебного проекта включает необходимость отстаивать свою идею, доказывать правильность предпринятых действий, в том числе отвечая на вопросы экспертной комиссии.

Регламент проведения защиты учебного проекта, критерии и показатели оценки проектной деятельности, сроки проведения защиты, состав материалов для защиты учебного проекта утверждаются на уровне общеобразовательной организации. На его основе образовательной организацией для защиты учебных проектов создается комиссия, которая включает учителей и педагогов школы, членов попечительского совета школы и родительской общественности, представителей различных профессий и бизнес-сообщества, адресатов проектной деятельности (её персональный состав может быть вариативен с учетом конкретных проектов, которые будут представлены). Члены комиссии заслушивают выступление автора учебного проекта (коллектива авторов) и оценивают его, задают вопросы.

В состав материалов для защиты учебного проекта могут быть включены:

1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности (реальное изделие, фото/видеоотчет);

2) технологическая карта учебного проекта;

3) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к учебному проекту (объемом не более одной машинописной страницы), отражающая рефлексию по итогам проектной деятельности;

4) отзыв руководителя проекта, отражающий оценку проектной деятельности обучающегося.

На уровне среднего общего образования пакет материалов должен быть расширен по сравнению с уровнем основного общего образования за счет отражения вклада проектной деятельности в профессиональное самоопределение обучающегося.

После защиты учебного проекта наступает завершающий шестой этап сопровождения проектной деятельности - помощь обучающемуся (группе школьников) в распространении результатов проектной деятельности по итогам защиты учебного проекта. Результаты проектной деятельности могут быть представлены в личном портфолио школьника, портфолио класса, на страничке класса на сайте школы, в виде статьи в школьной стенгазете, журнале, блоге.

В случае, если проектную деятельность решено представить на сайте школы, класса, в блоге или статье руководитель проекта создает условия для подготовки данного материала участниками проекта, участвует в его редактировании, согласует текст и иллюстрации для размещения на сайте. 

Как правило, итоги проектной деятельности находят отражение в личном портфолио школьника. Руководитель проекта консультирует школьников по проблеме отбора материалов в портфолио (например: технологическая карта, материалы промежуточных отчетов – эскизы, расчеты; фотографии процесса и видеозапись учебного проекта (спектакля, экскурсии и т.п.), отзыв руководителя проекта, отзывы пользователей проекта, рефлексия и выводы по итогам выполнения и защиты проекта). При необходимости руководитель учебного проекта помогает обучающемуся (группе школьников) сформулировать выводы и рекомендации, обсуждает актуальные задачи (формирование конкретных УУД, самостоятельность, умение определять личные приоритеты, креативность работы), которые могут быть решены в ходе работы над следующим учебным проектом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 729; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.023 с.)