Эмоции (от лат emoveo – потрясать, волноваться) – реакция психики человека на внешние и внутренние раздражители носящая ярко выраженную субъективную окраску. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоции (от лат emoveo – потрясать, волноваться) – реакция психики человека на внешние и внутренние раздражители носящая ярко выраженную субъективную окраску.



Внешние события вызывают гнев, радость или досаду. Внутренние раздражители - воображение, размышления. Методики психотренинга спортсменов, артистов (система Станиславского), политиков, преподавателей используют воображение для психологического самонастроя на желаемое эмоциональное состояние.

К характерным физиологическим изменениям относятся: расширение зрачков, увеличение испарины (потоотделения), учащенное дыхание, рост частоты сердцебиения и кровяного давления, повышение уровня сахара в крови. Для оценки ряда физиологических реакций на стимулы используется полиграфический тест (детектор лжи) —аппарат, собирающий и интерпретирующий информацию с датчиков на теле испытуемого.

Проявляются:

-  внутренних переживаниях;

- физиологической активности;

- внешнем выражении.

Факторы влияющие на их возникновение:

- характер потребностей, вероятность их удовлетворения;

- индивидуальные особенности субъекта;

- фактор времени;

- уровень интеллекта.

Функции эмоций:

- Отражательно-оценочная функция. Эмоции оценивают значимость предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей субъекта; являются той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о значимости происходящих, прошлых и будущих событий.

- Побудительная функция. Из оценки происходящего вытекает побуждение к действию. По мнению С.Л. Рубинштейна, «...эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него».

- Активирующая функция непосредственно связана с побудительной. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы и ее отдельных структур. Эмоциональные состояния по-разному влияют на динамику протекания деятельности, на ее темп и ритм. Эмоции радости уверенности в успехе придают человеку дополнительные силы, побуждают к более интенсивной и напряженной работе. Д.Хебб экспериментальным путем получил кривую выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и эффективностью его деятельности. Из нее явствует, что между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная зависимость.

Для достижения наивысшего результата деятельности нежелательны ни слишком слабые, ни излишне сильные эмоциональные возбуждения.

Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности.

Слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает неуправляемой.

Для каждого человека имеется собственный оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Он зависит от многих факторов: особенностей выполняемой деятельности, условий, в которых она протекает, индивидуальности включенного в нее человека и многого др.

- Регулирующая функция. Эмоции влияют на направление и осуществление деятельности субъекта. Возникновение того или иного эмоционального отношения к объекту, предмету, явлению влияет на мотивацию на всех этапах протекания деятельности. Оценивая ход и результат деятельности, эмоции придают субъективную окраску происходящему вокруг нас и в нас самих. Это значит, что на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать различно.

- Синтезирующая функция. Эмоции соединяют, синтезируют в единое целое отдельные сопряженные во времени и пространстве события и факты. А.Р. Лурия показал, что совокупность образов, прямо или случайно связанных с ситуацией, породившей сильное эмоциональное переживание, образует в сознании субъекта прочный комплекс. Актуализация одного из элементов влечет, иногда против воли субъекта, воспроизведение в сознании других его элементов.

- Смыслообразование (мотивационная). Эмоции служат сигналом смыслообразующей силы мотива. Так, например, А.Н. Леонтьев писал: «День, наполненный множеством действий, казалось бы, вполне успешных, тем не менее может испортить человеку настроение, оставить у него некий неприятный эмоциональный осадок. На фоне забот дня этот осадок едва замечается, но вот наступает минута, когда человек как бы оглядывается и мысленно перебирает прожитый день, в эту-то минуту, когда в памяти всплывает определенное событие, его настроение приобретает предметную отнесенность, возникает аффективный сигнал, указывающий, что именно это событие и оставило у него эмоциональный осадок. Может статься, например, что это его негативная реакция на чей-то успех в достижении общей цели, единственно ради которой, как ему думалось, он действовал, и вот оказывается, что это не вполне так и что едва ли не главным для него мотивом было достижение успеха для себя».

- Защитная функция. Такое сильное эмоциональное переживание, как страх, предупреждает человека о реальной или мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных последствий, а возможно, и от гибели.

- Экспрессивная функция. Эмоции за счет своего экспрессивного компонента принимают участие в установлении контакта с другими людьми в процессе общения с ними и воздействия на них.

К. Изард (1998) выделяет основные, «фундаментальные» эмоции: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд,вина, печаль, гордость. Стыд и гордость К. Изард считает своего рода высшими эмоциями и считает, что они присущи только человеку.

Критерии выделения базовых эмоций:

- имеют отчетливые и специфические нервные субстраты;

- проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики);

- влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком;

- возникли в результате эволюционно-биологических процессов;

- оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.

Этим критериям отвечают эмоции интереса, радости, удивления, печали, гнева, отвращения, презрения и страха. Если интерпретировать как мимические проявления движения глаз и головы, то к этому списку можно добавить и эмоцию стыда. А если в качестве экспрессивного компонента рассматривать также и пантомимические проявления, то к фундаментальным эмоциям можно отнести и такую эмоцию, как смущение (застенчивость).

Что касается эмоции вины, то ее обычно относят к базовым эмоциям, хотя она и не имеет отчетливого мимического или пантомимического выражения.

Вторичные эмоции - представляют собой комбинации фундаментальных. Например, восхищение - комбинация удивления и радости, а презрение состоит из отвращения и гнева.

«Формула эмоций (Симонов)

Э = f[П(Ин. – Ис.) ……]

Где:

Э - эмоция ее качество;

П – сила и качество актуальной потребности;

Ин. - информация о средствах необходимых для удовлетворения потребности;

Ис. - информация о располагаемых средствах для удовлетворения потребности;

(Ин. – Ис.) – оценка вероятности удовлетворения потребности.

При:

Ин. >Ис. – вероятность удовлетворения потребности низкая, эмоции отрицательные;

Ин. <Ис. – вероятность удовлетворения потребности высокая, эмоции положительные.

В целом эмоции можно классифицировать:

– на положительные и отрицательные;

стенические (повышающие физическую активность, активизирующие организм) и астенические (понижающие активность, вызывающие заторможенность, слабость);

- сильные - слабые.

В отличие от эмоций, чувства более устойчивые, но слабо внешне выраженные.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.008 с.)