Социальное государство в Германии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальное государство в Германии



Штейн считал, что идея государства заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого, и что в этом смысле следует говорить об общественном или социальном государстве.

Сильное давление снизу в пользу улучшения социально-экономического положения трудящихся сочеталось в Германии с традицией реформ сверху. Прорывом в этом отношении стала политика канцлера Отто фон Бисмарка, который принял ряд социально ориентированных законов, направленных на обязательное страхование основных жизненных рисков. В 1883 г. был принят Закон о страховании по болезни, в 1884 г. — Закон о страховании от несчастных случаев, а в 1889 г. — Закон о страховании по инвалидности и старости. Данные законы фактически заложили основу современной системы социального страхования. Уже тогда они предусматривали увязывание размеров страховых взносов с заработком; распределение расходов на взносы между рабочими и нанимателями и публично-правовую форму организации страхования. Наряду с данными законами в годы правления Бисмарка были созданы и другие элементы германской системы социальной помощи.

Свое развитие они получили в период Веймарской республики, которая среди прочего в 1927 г. приняла Закон о страховании по безработице. Основы немецкой системы социального страхования пережили первый мировой экономический кризис и годы нацисткой диктатуры, а их основные принципы были взяты за основу создания послевоенной системы социального обеспечения Западной Германии.

Социальная природа нового немецкого государства была зафиксирована в 1949 г. в Основном законе (Конституции), что стало определенной инновацией для того времени. В его 20 статье записано, что ФРГ является демократическим и социальным правовым государством. При этом государство должно подчиняться принципу социальности, т.е. осуществлять политику, направленную на обеспечение достойного уровня жизни своих граждан и удовлетворение основных жизненных потребностей всех социальных групп. В статье 28 Основного закона говорится об основах социального правового государства, построенного по типу республики. А статья 79 закрепляет вечные гарантии за принципом социального государства. Конституция Германии оставляет за законодательной и исполнительной властью право наполнять понятие социального государства конкретным содержанием.

Таким образом, в Германии сложилась так называемая «бисмарковская» модель социальной политики, которая устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты, результативностью и длительностью профессиональной деятельности.

Социальные права обуславливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной профессиональной жизни и которые по своей сути принимают форму страховых взносов. Страховые кассы, управляемые на паритетных или разделенных началах работодателями и наемной рабочей силой, собирают отчисления из заработной платы. Из них формируются обязательные и дополнительные профессиональные страховые фонды и осуществляются социальные выплаты. Размер отчислений, как правило, определяется в коллективных договорах. Ответственность за финансовое равновесие и сохранность средств несут правления касс (фондов). Они не должны субсидироваться за счет государственного, земельного или коммунального бюджета любого уровня. Другими словами, социальная защита должна быть независима от бюджетных «финансовых инъекций». При этом, данные основополагающие принципы дополняют вспомогательные механизмы — для отдельных граждан и семей с ограниченными возможностями активного трудового участия существует национальная солидарность, реализуемая через муниципальные службы для малообеспеченного населения или благотворительные организации.

Германская социально-экономическая модель характеризуется системным характером и взаимозависимостью элементов, другими словами, институциональной целостностью. Наряду со свойственной ей устойчивостью это позволяет данной модели на протяжении нескольких десятилетий отвечать на внутренние и внешние вызовы. Одновременно система социального рыночного хозяйства отличается достаточно высокой степенью жесткости, которая в силу упомянутой взаимозависимости элементов с существенными сложностями поддается совершенствованию и/или радикальному обновлению, что среди прочего сказывается на темпе и характере реформ, в первую очередь, в социальной сфере.

К классической функции социальной политики государства относится социальное страхование рисков. Отличительной особенностью немецкой системы социального страхования является разнообразие моделей, регулирующих функционирование ее основных подсистем,а именно:

— страхования на случай безработицы;

— страхования на случай болезни;

— страхования от несчастных случаев на производстве;

— пенсионного страхования;

— страхования на случай старости и инвалидности

Эти модели различаются, в частности, различной степенью государственного регулирования. Так, размер ежегодных страховых взносов в пенсионные кассы (фонды) определяется правительством и является единым для всех видов пенсионных касс, что предотвращает конкуренцию между ними. Больничные кассы, осуществляющие медицинское страхование, устанавливают размеры страховых взносов самостоятельно, а страхователь свободен в их выборе, что обуславливает конкурентную среду в сфере медицинского страхования.

Подсистемы социального страхования Германии, используя различные организационные модели, построены на единых базовых принципах.

Принцип обязательности.

 Социальное страхование охватывает более 90% населения ФРГ. Немецкое законодательство обязывает практически всех наемных работников стать страхователями, а всех работодателей — страховщиками. При этом и те и другие обязаны в равных долях делать социальные отчисления в страховые кассы.

• Принцип самоуправления.

Важную роль в ФРГ играет как закон об уставе предприятия, который определяет порядок создания советов предприятий, так и закон о соучастии в управлении, устанавливающий порядок участия представителей наемных работников в наблюдательных советах корпораций.

Наемные работники и избираемые ими советы предприятий тем самым получают право на получение информации и на участие в процессе принятия решений, которые непосредственно затрагивают вопросы протекания рабочего процесса, условий труда и, соответственно, вопросы рабочих мест. К обсуждаемым темам относятся общие кадровые вопросы, вопросы профессионального образования, организации труда, регулирования рабочего времени и т.д. В крупных компаниях наемные работники имеют право вводить в наблюдательный совет своих представителей на паритетной основе с собственниками капитала и принимать участие в решении вопросов, находящихся в компетенции данного органа.

С одной стороны, советы предприятий и соучастие в управлении создают условия для социального мира в Германии. Но, с другой стороны, это ограничивает возможности крупных корпораций быстро принимать эффективные решения в условиях быстро меняющихся внешних рыночных условий и нередко выступает тормозом в их развитии.

Особое место принадлежит государственной политике в области содействия занятости. Помимо общей политики экономического роста, среди прочего стимулирующей расширение занятости, германское государство использует для этих целей различные финансовые инструменты, способствующие повышению мобильности рабочей силы на региональном и секторальном уровнях, содействие в поиске работы через бюро по трудоустройству, консультирование по вопросам получения или смены профессии, включая вопросы профобразования, переподготовки и повышения квалификации.

Социальная помощь нуждающимся группам населения — тем, кто не застрахован и не имеет источников существования.

При этом государство рассматривает ее как средство поддержки граждан в определенной неблагоприятной жизненной ситуации, которое должно содействовать ее самостоятельному преодолению, а не как средство по постоянной поддержке бедняков (нищеты как таковой в Германии нет).

Особой частью социальной политики в ФРГ является политика по формированию собственности, которая призвана уменьшить зависимость наемных работников от единственного источника дохода — продажи своего труда. К основным направлениям этой политики относятся общее стимулирование сбережений; стимулирование образования собственности у наемных работников и участие наемных работников в прибыли, содействующее накоплению собственности. Для этого используются налоговые льготы, стимулирование сберегательных и страховых вкладов и т.д.

Важная роль в ФРГ отводится такой категории, как социальная ответственность бизнеса. Соблюдение социально-экономической справедливости в Германии всегда было не только составной частью государственной политики, но и традицией бизнеса — как крупного, так и

малого и среднего. Германская корпоративная модель отличается уникальными механизмами социального партнерства, действующими внутри предприятия, при этом немецкие концерны также активно задействованы в глобальном социальном партнерстве, направленном вовне.

В последние десятилетия немецкие компании, особенно ТНК, расширили свои инициативы и пределы ответственности в этой сфере. Основные нормы и правила корпоративной социальной ответственности немецких компаний опираются на так называемый Глобальный договор (Global Compact). Он представляет собой идейный фундамент для поведения предпринимателей, которые хотят сообразовывать свою деятельность с десятью принципами, принятыми по инициативе ООН почти 10 лет назад и по своей сути представляющими десять заповедей предпринимательства:

— поддерживать и уважать права человека;

— не быть причастным к нарушениям прав человека;

— поддерживать свободу объединения и признавать коллективные

договоры;

— выступать за ликвидацию всех форм принудительного и обязательного труда;

— выступать за полное искоренение детского труда;

— выступать за ликвидацию дискриминации в сфере труда и занятости;

— осторожно подходить к экологическим вопросам;

— ответственно относиться к состоянию окружающей среды;

— содействовать развитию экологически безопасных технологий;

— противостоять всем формам коррупции, включая вымогательство и взяточничество.

Механизмы финансирования услуг социального государства и особенности налоговой политики определяют не только содержание и особенности данных услуг, но и вопросы конкурентоспособности национальных хозяйств, т.е. в конечном итоге вопросы занятости и способности государства финансировать социальные расходы.

На финансирование социальной сферы, образования и здравоохранения расходуется около 70% государственных средств из бюджетов разных уровней власти и внебюджетных фондов социального страхования. При этом системы социального страхования (пенсионное и медицинское обеспечение, страхование по безработице и нетрудоспособности) выведены из государственного бюджета и организованыв специальные фонды. Они финансируются за счет членских взносов (премий), а их величина зависит от фонда и уплачивается, как правило, в соотношении 50: 50 работодателями и наемными работниками.

Базой для взимания взносов является ежемесячный доход до вычета налогов. Членство в фондах социального страхования является обязательным для лиц наемного труда, ежемесячный доход которых не превышает определенной государством суммы. Право на получение компенсаций из фондов социального страхования имеют только члены этих фондов, однако неработающие супруги и дети освобождены от уплаты членских взносов. Наемные работники с более высокими доходами освобождены от обязательного членства в фондах государственного социального страхования и могут, в частности, заключить частную медицинскую страховку.

Ставки взносов в фонды социального страхования имеют тенденцию к росту. Совокупная ставка отчислений в фонды соцстраха составляет более 40% от доходов до вычета налогов. Половина этой суммы уплачивается из заработной платы (до вычета налогов) наемным работником. Оставшаяся половина переводится в соответствующий фонд непосредственно работодателем.

Реальные объемы финансирования социального государства показывает «социальный бюджет», за который отвечает Министерство труда и социальной политики Германии. В этом бюджете сводятся все расходы социального характера, и он включает в себя расходные средства фондов социального страхования, предприятий и государственных бюджетных средств. Его объем составляет около 30% ВВП Германии, что существенно превосходит совокупные расходы фондов социального страхования. Наибольший абсолютный и относительный вес приходится на систему пенсионного и медицинского страхования. Две эти категории расходов составляют более половины расходов «социального бюджета». Финансирование фондов социального страхования лишь на 55% осуществляется за счет взносов, уплачиваемых предприятиями и частными лицами. Оставшаяся часть финансируется из бюджетов разных уровней власти. При этом из федерального бюджета выделяются дотации на покрытие дефицитов пенсионного фонда и фонда медицинского страхования, а из бюджетов местных органов власти предоставляется значительная часть социальной помощи населению. Пенсии государственным служащим выплачиваются из бюджетов разных уровней власти, но, в первую очередь, федеральных земель.

Система пенсионного страхования Германии примерно на 60% финансируется за счет ежегодно вносимых страховых взносов, а около 40% выплат приходится на бюджетные средства.

В системе государственного медицинского страхования особенно дорого обходится бюджетное финансирование включения в систему детей и неработающих супругов, за которых в частных фондах медицинского страхования также уплачиваются взносы. При этом наличие «семейной страховки» для неработающих супругов дополняет систему льготного налогообложения супружеских пар подоходным налогом..

Значительное увеличение продолжительности жизни, снижение рождаемости, увеличение удельного веса пожилых людей обусловили

создание в 1995 г. нового самостоятельного фонда в системе социального страхования — Фонда по уходу за инвалидами.

Право всех граждан на равноценное образование является одним из ключевых в социальной демократии, так как оно в значительной мере определяет шансы гражданина в будущем. Соответствующее, учитывающее индивидуальные способности, образование в школе, обучение профессии, высшее образование дают шансы для самостоятельной жизни, свободы принятия решений. Это и ключ для социально справедливого и экономически успешного общества.

Поэтому в ФРГ в центре общественного внимания постоянно находятся вопросы государственной политики, направленной на повышение эффективности в сфере дошкольного и среднего образования, профессионального обучения, высшего (университетского и пр.) образования.

Стоит согласиться с мнением тех немецких экспертов, которые

считают, что государственная политика в сфере образования также должна считаться частью социальной политики.

Установившийся к середине 60-х годов прошлого века социальный и хозяйственный порядок после отставки канцлера Л. Эрхарда стал претерпевать существенные изменения. Самым существенным стал поворот во внутренней экономической политике к кейнсианским методам экономического стимулирования. С этого времени социальные расходы стали возрастать, а государство взяло на себя роль распределителя национального дохода. Социальные привилегии трудящихся были объявлены неприкосновенными, а набор социальных услуг постоянно рос вне зависимости от экономической конъюнктуры. Для защиты от экономической нестабильности были приняты законы о защите от увольнений и тарифной автономии.

 

На рынке остались только три крупных игрока: государство, профсоюзы и работодатели, что ослабило конкуренцию и позволило профсоюзам требовать повышения заработной платы, уменьшения рабочей недели, компенсаций при увольнении (или даже запрета на сокращение штатов). Особенностью этого периода стало стремление государства осуществлять перераспределение не по вертикали (уменьшать дифференциацию общества), а по горизонтали (внутрисреднего класса). Структурная политика ориентировалась на предоставление гарантий сбыта для угледобывающих предприятий

К концу прошлого века стало очевидным, что механизмы германской

социально-экономической модели, которая во многом построена на принципах социального государства, сформировавшихся в конце девятнадцатого — начале двадцатого века (два основных принципа Бисмарка: солидарность поколений и привязка государством к себе населения как к патерналистской структуре), в условиях постиндустриального общества и глобализирующейся экономики теряют свою эффективность, а в определенных сферах даже перестают быть дееспособными.

В течение последнего десятилетия немецкие политики предпринимают попытки модернизации модели социального рыночного хозяйства, созданной в конце 40-х — 50-е годы XX в., и придания ей нового качества, в первую очередь, в экономической политике, регулировании рынка труда и социальной сфере. Определенным прорывом в этом отношении стал пакет реформ, инициированный в марте 2003 г. тогдашним федеральным канцлером Герхардом Шредером и названный «Повестка дня 2010» (Agenda 2010). Эта программа носила комплексный характер и предусматривала самые разные меры — от снижения налогового бремени до повышения инновационности немецких фирм. Но прежде всего она была нацеленана либерализацию рынка труда, особенно на смягчение регламентаций найма и снижение степени социальной защищенности безработных.

Не случайно именно в этой сфере за последние годы был достигнут наиболее заметный прогресс. В сфере предпринимательства и на финансовых рынках прогресс гораздо слабее. Среди прочего, не удается преодолеть отставание от основных конкурентов в инновационной области.

Современные социальные проблемы Германии, во многом порожденные глобализацией и неблагоприятной демографической ситуацией, усугубляются неспособностью существующего социально- экономического механизма адаптироваться к новым вызовам и давать на них адекватный ответ. Прежде всего, это относится к принципу социальной солидарности поколений в системе социального обеспечения, который в условиях низких темпов рождаемости, высокой степени социальной однородности германского общества и доминирования среднего класса фактически перестает работать. Существующая система социального страхования способна функционировать только при постоянном наращивании социальных взносов, что в условиях весьма высоких издержек на оплату рабочей силы в ФРГ нереально. Социальное государство в Германии в нынешних условиях превратилось в перераспределительную машину, которая негативно воздействует и на экономику (предпринимательскую среду), и на социальное благополучие своих граждан.

Государственный патернализм, на котором были воспитаны послевоенные поколения немецких граждан, во многом обусловил низкий уровень склонности немцев к предпринимательскому риску и к принятию самостоятельных хозяйственных решений, например, в области инвестиций в ценные бумаги. Не случайно они весьма настороженно относятся к операциям на фондовых рынках, участию в собственности, инвестициям в образование из собственных средств. Немцы редко меняют работу и место жительства, предпочитают получать пособия, отказываясь от предлагаемых рабочих мест, если они их по какой-либо причине не устраивают. Поэтому составной частью реформ на рынке труда стали сокращение сроков выплаты пособий по безработице и замена помощи безработным социальной помощью, которая не увязывается с предыдущей зарплатой и для всех равных по размеру семей одинакова. Но и нынешний размер помощи относительно высок и не всегда стимулирует к дальнейшему поиску работы.

Социальное государство в Германии

Континентальная или корпоративистская модель

В Германии теории социального государства традиционно уделяется много внимания. В основном это понятие рассматривается в рамках теории социальной демократии. В ее рамках от социального государства ожидаются два основных результата.

  Во-первых, это социальная справедливость, положение о которой закрепляется в конституции страны и которая предполагает справедливое распределение шансов и реальное обеспечение основных прав, в том числе за счет минимизации и компенсации рисков.

Во-вторых, это экономическая эффективность его деятельности, предполагающая среди прочего положительное мотивирующее воздействие справедливо организованного общества на своих граждан; повышенную готовность граждан, осознающих наличие у них социальной защищенности, к переменам в обществе и экономике; а также вклад государства в подготовку и переподготовку рабочей силы.

Современное социальное государство согласно теории предполагает следующие измерения:

— форма обеспечения доступа к социальным услугам, оказываемым государством (например, на основе гражданства, взносов, зависящих от величины заработка, добровольно и пр.);

— структура и характер услуг (например, стремление обеспечить определенный уровень доходов, бороться с бедностью или обеспечивать равноправие в получении социальных услуг);

— источники/методы финансирования (из налоговых поступлений, за счет взносов (из зарплаты), тарифов и пр.);

— кто оказывает эти услуги (специализированные государственные структуры, рынок или семья);

— формы семейной политики;

— политика на рынке труда (права профсоюзов и работодателей, правила увольнения, регулирование минимальной зарплаты, правила тарифных переговоров, производственные советы и прочие аспекты данной политики);

— участие не только госорганов, но и земельных и коммунальных властей, социальных партнеров, частных структур и пр. — все они отвечают за эффективность социальной политики;

— эффективность координации действий предпринимателей в области политики занятости, тарифной политики и пр.

Действующая в Германии модель социального государства относится к континентально-консервативному типу.

Она характеризуется следующими положениями:

— система социального страхования ориентирована на занятых в народном хозяйстве;

— социальные права индивидов увязываются не с их гражданством, а со статусом, определяемым их доходами (размер услуг определяется величиной предыдущих доходов);

— финансирование социальных услуг осуществляется за счет отчислений от фонда заработной платы;

— страхование по безработице, болезни, пенсии, уходу и материнству оплачивается за счет взносов работодателей и наемной рабочей силы. Государство выделяет за счет налогов дотации для пенсионного страхования и охране материнства. Страхование от несчастных случаев финансируется работодателями. Социальная помощь финансируется за счет налогов;

— основной целью социального страхования является обеспечение жизненных стандартов;

— в институциональной системе страхования и обеспечения центральная роль отводится семье;

— в области здравоохранения важную роль играет не только государственный, но и частный сектор;

— высокий уровень гарантий в сохранении рабочих мест и относительно пассивная политика на рынке труда;

— государственные служащие занимают привилегированное положение;

— развитая система профессионального обучения и подготовки кадров;

— жестко организованная система социального партнерства наемной рабочей силы и работодателей;

— преобладание системы отраслевых тарифных переговоров и соглашений, имеющих достаточно широкую степень обязательного применения.

Нынешняя модель социального государства начала формироваться в Германии с последней трети XIX в., и процесс ее формирования пока не закончен. В сущности, она находится в состоянии приспособления к внутренним и внешним вызовам современного глобализирующегося мира. Теоретики считают, что традиции немецкого социального государства своими корнями уходят во времена, когда Адольф Кольпинг (Адольф Кольпинг (нем. Adolph Kolping; 8 декабря 1813, Керпен, — 4 декабря 1865, Кёльн) — создатель католических союзов подмастерьев в Германии, причислен к лику блаженных в Римско-католической церкви.) а Фердинанд Лассаль — Всегерманское объединение рабочих. (Фердинанд Ласса́ль (нем. Lassalle[* 1]; 11 апреля 1825 года, Бреслау — 31 августа 1864 года, Женева) — немецкий философ, юрист, экономист, агитатор и политический деятель, родоначальник немецкой социал-демократии.)

 Деятельность этих организаций во многом строилась на основе христианского социального учения и вековых традиций попечительства. Именно в Германии возникло понимание того, что государство не должно выступать защитником слабых, а социальная благотворительность не принадлежит к его классическим задачам. Немецкий правовед и экономист Лоренц фон Штейн в середине ХIХ в. ввел понятие «социального государства», на теорию которого оказали существенное влияние философия Гегеля, французские социалистические доктрины, а также анализ развития капитализма и классовой борьбы в Германии.

Штейн считал, что идея государства заключается в восстановлении равенства и свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно осуществлять экономический и общественный прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого, и что в этом смысле следует говорить об общественном или социальном государстве.

Сильное давление снизу в пользу улучшения социально-экономического положения трудящихся сочеталось в Германии с традицией реформ сверху. Прорывом в этом отношении стала политика канцлера Отто фон Бисмарка, который принял ряд социально ориентированных законов, направленных на обязательное страхование основных жизненных рисков. В 1883 г. был принят Закон о страховании по болезни, в 1884 г. — Закон о страховании от несчастных случаев, а в 1889 г. — Закон о страховании по инвалидности и старости. Данные законы фактически заложили основу современной системы социального страхования. Уже тогда они предусматривали увязывание размеров страховых взносов с заработком; распределение расходов на взносы между рабочими и нанимателями и публично-правовую форму организации страхования. Наряду с данными законами в годы правления Бисмарка были созданы и другие элементы германской системы социальной помощи.

Свое развитие они получили в период Веймарской республики, которая среди прочего в 1927 г. приняла Закон о страховании по безработице. Основы немецкой системы социального страхования пережили первый мировой экономический кризис и годы нацисткой диктатуры, а их основные принципы были взяты за основу создания послевоенной системы социального обеспечения Западной Германии.

Социальная природа нового немецкого государства была зафиксирована в 1949 г. в Основном законе (Конституции), что стало определенной инновацией для того времени. В его 20 статье записано, что ФРГ является демократическим и социальным правовым государством. При этом государство должно подчиняться принципу социальности, т.е. осуществлять политику, направленную на обеспечение достойного уровня жизни своих граждан и удовлетворение основных жизненных потребностей всех социальных групп. В статье 28 Основного закона говорится об основах социального правового государства, построенного по типу республики. А статья 79 закрепляет вечные гарантии за принципом социального государства. Конституция Германии оставляет за законодательной и исполнительной властью право наполнять понятие социального государства конкретным содержанием.

Таким образом, в Германии сложилась так называемая «бисмарковская» модель социальной политики, которая устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты, результативностью и длительностью профессиональной деятельности.

Социальные права обуславливаются теми отчислениями, которые выплачиваются на протяжении всей активной профессиональной жизни и которые по своей сути принимают форму страховых взносов. Страховые кассы, управляемые на паритетных или разделенных началах работодателями и наемной рабочей силой, собирают отчисления из заработной платы. Из них формируются обязательные и дополнительные профессиональные страховые фонды и осуществляются социальные выплаты. Размер отчислений, как правило, определяется в коллективных договорах. Ответственность за финансовое равновесие и сохранность средств несут правления касс (фондов). Они не должны субсидироваться за счет государственного, земельного или коммунального бюджета любого уровня. Другими словами, социальная защита должна быть независима от бюджетных «финансовых инъекций». При этом, данные основополагающие принципы дополняют вспомогательные механизмы — для отдельных граждан и семей с ограниченными возможностями активного трудового участия существует национальная солидарность, реализуемая через муниципальные службы для малообеспеченного населения или благотворительные организации.

Германская социально-экономическая модель характеризуется системным характером и взаимозависимостью элементов, другими словами, институциональной целостностью. Наряду со свойственной ей устойчивостью это позволяет данной модели на протяжении нескольких десятилетий отвечать на внутренние и внешние вызовы. Одновременно система социального рыночного хозяйства отличается достаточно высокой степенью жесткости, которая в силу упомянутой взаимозависимости элементов с существенными сложностями поддается совершенствованию и/или радикальному обновлению, что среди прочего сказывается на темпе и характере реформ, в первую очередь, в социальной сфере.

К классической функции социальной политики государства относится социальное страхование рисков. Отличительной особенностью немецкой системы социального страхования является разнообразие моделей, регулирующих функционирование ее основных подсистем,а именно:

— страхования на случай безработицы;

— страхования на случай болезни;

— страхования от несчастных случаев на производстве;

— пенсионного страхования;

— страхования на случай старости и инвалидности

Эти модели различаются, в частности, различной степенью государственного регулирования. Так, размер ежегодных страховых взносов в пенсионные кассы (фонды) определяется правительством и является единым для всех видов пенсионных касс, что предотвращает конкуренцию между ними. Больничные кассы, осуществляющие медицинское страхование, устанавливают размеры страховых взносов самостоятельно, а страхователь свободен в их выборе, что обуславливает конкурентную среду в сфере медицинского страхования.

Подсистемы социального страхования Германии, используя различные организационные модели, построены на единых базовых принципах.

Принцип обязательности.

 Социальное страхование охватывает более 90% населения ФРГ. Немецкое законодательство обязывает практически всех наемных работников стать страхователями, а всех работодателей — страховщиками. При этом и те и другие обязаны в равных долях делать социальные отчисления в страховые кассы.

• Принцип самоуправления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 915; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.077 с.)