Тема : Технологии работы с различными источниками информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема : Технологии работы с различными источниками информации



     Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Чтение. Методы чтения

2. Работа со справочной литературой, устным словом, газетным материалом.

3. Технологии работы с графическими источниками информации.

4. Технологии работы с картами(исторической, географической), таблицами, диаграммами.

5. Технологии работы в компьютерных сетях (локальная, глобальная)

 

Задание:

1. Подготовить сообщение и выступление «Работа со Словарями». «Толковый словарь живого великорусского словаря» В.И.Даль, «Словарь русского языка» С.И.Ожегова

2. Подготовить сообщение и выступление «Работа с энциклопедическими словарями, энциклопедиями».

3. Подготовить сообщение и выступление «Работа в компьютерных сетях. Виды компьютерных сетей»

Литература:

17. Вараксин В.Н. Психолого-педагогический практикум / В.Н.Вараксин, Е.В.Казанцева. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 283 с.: ил – (Высшее образование). Социальная экология: Учебно-методическое пособие.– Тобольск, 2012. – 192с.

18. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под редакцией В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 368 с. – (Педагогическое образование).

19. Панферова Н.Н. Управление в системе образования: учебное пособие / Н.Н.Панферова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 248 с. – (Высшее образование)

20. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы / Ю.В.Сорокопуд – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 541 с. – (Высшее образование)

Интернет ресурсы:

13. http://e.lanbook.com – Издательство «ЛАНЬ»

14. http://znanium.com – Электронно-библиотечная система «znanium.com»

15. http://biblioclub.ru – Университетская библиотека ONLINE

 

Занятие 6.

Тема: Система научной информации. Библиотека вуза как центр информационного обеспечения учебной и научной деятельности (практическое занятие в справочно-библиографическом отделе библиотеки филиала «Тюменский государственный университет» в г.Тобольске

Вопросы для самостоятельной подготовки.    

 

1. Знакомство с библиотекой филиала «Тюменский государственный университет» в г.Тобольске, её справочным аппаратом и основами библиографии.

2. Справочно-информационный фонд и справочно-поисковый аппарат библиотеки

3. Книжный фонд, фонд учебной литературы по дисциплинам и периодических изданий.

4. Знакомство с картотекой книгообеспеченности учебного процесса на предмет привязанности издания к дисциплине, специальности и курсу.

5. Фреймовые и фрактальные технологии

6. Электронный каталог

7. Знакомство с сайтом библиотеки ТГСПА  им. Д.И.Менделеева

8. Способы поиска и нахождения необходимой научной информации по каталогам, библиографическим указателям.

9. Библиографический список основной и дополнительной литературы

 

Задание:

1. Библиографическое оформление используемой литературы научной работы

2.   Подготовить к презентации терминологический тезаурус по дисциплине «Введение в педагогическую специальность»

Литература:

Интернет ресурсы:

16. http://e.lanbook.com – Издательство «ЛАНЬ»

17. http://znanium.com – Электронно-библиотечная система «znanium.com»

18. http://biblioclub.ru – Университетская библиотека ONLINE

Занятие 7.

Тема: Система библиотечных каталогов. Работа с библиотечными каталогами.

Вопросы для самостоятельной подготовки

1.Система библиотечных каталогов

2.Области библиографического описания

3. Алфавитный каталог

3.Систематический каталог. Библиотечная классификация

4.Электронный каталог

Задание:

1. Составить библиографический список литературы, используемой для написания реферата (каждый студент составляет по своей теме реферата).

2. Подготовить электронную презентацию правил составления библиографического списка.

Литература:

 

Интернет ресурсы:

19. http://e.lanbook.com – Издательство «ЛАНЬ»

20. http://znanium.com – Электронно-библиотечная система «znanium.com»

21. http://biblioclub.ru – Университетская библиотека ONLINE

Занятие 8-9.

Тема:  Общие правила оформления библиографического списка и ссылок к учебной и научной работе. Практическое занятие в Справочно- библиографическом отделе библиотеки «Тюменский государственный университет» в г. Тобольске

Вопросы для самостоятельной подготовки

1. Библиографический список

2. Правила составления библиографического списка

3.  Примеры библиографических описаний

4. Библиографические ссылки. Виды ссылок

5. Методика написания учебной научной работы с учётом библиографического списка.

6. Рекомендации по оформлению результатов учебных и научных работ

 

Задание:

3. Составить библиографический список литературы, используемой для написания реферата (каждый студент составляет по своей теме реферата).

4. Подготовить электронную презентацию правил составления библиографического списка.

Литература:

Интернет ресурсы:

22. http://e.lanbook.com – Издательство «ЛАНЬ»

23. http://znanium.com – Электронно-библиотечная система «znanium.com»

24. http://biblioclub.ru – Университетская библиотека ONLINE

 

Для заочной формы обучения преподаватель выбирает из общего списка семинарских занятий по теме несколько (в соответствии с часами по учебному плану). 

 

7. Темы лабораторных работ (не предусмотрены учебным планом по дисциплине).

Для заочной формы обучения лабораторные работы также не предусмотрены.

8. Примерная тематика курсовых работ (не предусмотрены учебным планом по дисциплине).

9. Учебно-методическое обеспечение и планирование самостоятельной работы студентов.

Таблица5.

Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные дополнительные
             

Модуль 1

         
1.1 Особенности системы обучения в вузе Составить словарь – Подготовить тезаурус Подготовить план-конспект,  план реферата и презентацию (Презентация Power point)   1 4 0-10
1.2 Сущность, источники, функции самообразования Разработать презентацию Подготовка доклада, эссе, сочинения, проекта (по выбору студента) 1 4 0-10
1.3 Организация самостоятельной работы студентов в вузе Написать аннотацию, рецензию 1) конспектирование; 2) планирование; 3) аннотирование; 4)цитирование 5) написание эссе 2 4 0-10
  Всего       12 0-30

Модуль 2

         
2.1 Технологии подготовки к занятиям Разработать стартовую модель самообразования Разработать план по организации самообразования 2 4 0-15
2.2 Технологии работы с различными источниками информации Подбор источников литературы к реферату Подготовка сообщений 3 4 0-10
  Всего       8 0-25

Модуль 3

         
3.1 Технологии подготовки и презентации результатов учебного труда Составление структуры реферата 1) реферирование; 2)составление структуры реферата   3 4 0-10
3.2 Система научной информации. Библиотека вуза как центр информационного обеспечения учебной и научной деятельности Подбор источников литературы к реферату Составление картотеки 4 4 0-10
3.3 Технология работы с библиотечными каталогами оформление библиографического списка и ссылок к учебной и научной работе   работа с различными каталогами; 5 4 0-10
3.4 Технология поиска информации в корпоративной и глобальной сети. Технология библиографического оформления научной работы Технология работы с браузерами и в компьютерных сетях 1) составление библиографического списка; 2) подготовка и презентация реферата;   6 4 0-15
  Всего       16 0-45
  Итого       36 0-100

Таблица 5.

Для заочной формы обучения

Модули и темы

Виды СРС

Объем часов

обязательные дополнительные
         

Модуль 1

     
1.1 Особенности системы обучения в вузе Составить словарь – Подготовить тезаурус Подготовить план-конспект,  план реферата и презентацию (Презентация Power point)   7
1.2 Сущность, источники, функции самообразования Разработать презентацию Подготовка доклада, эссе, сочинения, проекта (по выбору студента) 7
1.3 Организация самостоятельной работы студентов в вузе Написать аннотацию, рецензию 1) конспектирование; 2) планирование; 3) аннотирование; 4)цитирование 5) написание эссе 7
  Всего     21

Модуль 2

     
2.1 Технологии подготовки к занятиям Разработать стартовую модель самообразования Разработать план по организации самообразования 7
2.2 Технологии работы с различными источниками информации Подбор источников литературы к реферату Подготовка сообщений 7
  Всего     14

Модуль 3

     
3.1 Технологии подготовки и презентации результатов учебного труда Составление структуры реферата 1) реферирование; 2)составление структуры реферата   7
3.2 Система научной информации. Библиотека вуза как центр информационного обеспечения учебной и научной деятельности Подбор источников литературы к реферату Составление картотеки 7
3.3 Технология работы с библиотечными каталогами оформление библиографического списка и ссылок к учебной и научной работе   работа с различными каталогами; 7
3.4 Технология поиска информации в корпоративной и глобальной сети. Технология библиографического оформления научной работы Технология работы с браузерами и в компьютерных сетях 1) составление библиографического списка; 2) подготовка и презентация реферата;   8
  Всего     29
  Итого     64

10.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).

10.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы (выдержка из матрицы компетенций):

 

ОПК-6 способен  к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания
        Б1.Б.4 Культура речи
        Б1.В.ОД.3 Русский язык
        Б3.Б.1.1 Технологии самообразования
        Б3.Б.3 Методика обучения и воспитания детей дошкольного возраста
        Б5.П.3 Педагогическая (преддипломная) практика
        ИГА Итоговая государственная аттестация

 

10.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания:

Таблица 6.

Карта критериев оценивания компетенций

 

Код компетенции

Критерии в соответствии с уровнем освоения ОП

Виды занятий (лекции, семинарские, практические, лабораторные)

 

Оценочные средства (тесты, творческие работы, проекты и др.)

пороговый (удовл.) 61-75 баллов базовый (хор.) 76-90 баллов повышенный (отл.) 91-100 баллов

ОПК-56

Знать: Особенности доброжелательного стиля общения. Знает базовые понятия и категории в контексте рассматриваемой дисциплины   Знает базовые понятия и категории в контексте рассматриваемой дисциплины, условия эффективной работы на лекции и семинарском занятии Знать: Особенности применения доброжелательного стиля общения.   Семинарские, практические,  СРС   Ответ на семинаре, контрольная работа, эссе, портфолио. План самообразования
Уметь: Устанавливать позитивный, доброжелательный стиль общения в процессе профессионально-педагогической деятельности. Умеет использовать знания о базовых понятиях и категориях в контексте рассматриваемой дисциплины, проявляя тем самым культуру мышления, для обобщения, анализа и последующего восприятия информации Умеет использовать знания о базовых понятиях и категориях в контексте рассматриваемой дисциплины, условиях эффективной работы на лекции и семинарском занятии, проявляя тем самым культуру мышления, для обобщения, анализа и последующего восприятия информации Уметь: Устанавливать позитивный, доброжелательный стиль общения в процессе профессионально-педагогической деятельности и в процессе решения профессионально-педагогических задач и проблем. Умеет выступать. докладывать, представлять реферативные  работы, Семинарские, практические,  СРС   Ответ на семинаре, доклад, выступление. Цитирование, конспектирование, оформление схем таблиц, рисунков в реферативной работе
Владеть: Способами установления доброжелательного стиля. Владеет навыками самообразования  в контексте рассматриваемой дисциплины, проявляя тем самым культуру мышления, для обобщения, анализа и последующего восприятия информации Владеет навыками самообразования в условиях эффективной работы на лекции и семинарском занятии, проявляя тем самым информационно-библиографическую культуру  для восприятия информации Владеть: Способами установления доброжелательного стиля и конструктивного воздействия на участников общения. Владеет навыками самообразования в условиях эффективной работы на лекции и семинарском занятии, проявляя тем самым информационно-библиографическую культуру для написания реферативных работ Семинарские, практические,  СРС   Практикум Библиографические ссылки в тексте реферата. Технология поиска информации по каталогам, Библиографическая запись рекомендуемой литературы. Презентация реферата

10.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующей этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.

Контрольная работа

Контрольная работа представляет собой реферат на выбранную тему, содержащий анализ литературных источников.

Темы рефератов:

1. Самообразование как средство саморазвития личности студента

2.  Самообразование студентов как фактор успешности освоения будущей профессии

3. Самообразование как фактор профессиональной мобильности личности студента

4. Самообразование как условие успешной самореализации личности студентов

5. Самообразование как средство самообучения студентов

6. Формы самообразования

7. Технологии работы с текстом

8. Технологии учебного труда студентов

9. Информационно-библиографическая культура студента

10. Система библиотечных каталогов как условие успешного самообразования студента

11. Электронная библиотека в сети Интернет

12. Формирование индивидуального образовательного маршрута.

13. Реализация национального проекта «Образование».

14. Образование в России и Болонский процесс

15. Формы организации обучения в вузе

16. Самостоятельная работа студентов в вузе

17. Карьера педагога

18. Системы оценки достижений студентов.

19. Технология «Портфолио»

Формирование общеучебных умений у студентов

10.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности характеризующих этапы формирования компетенций.

К зачету допускаются студенты, набравшие не менее 61 балла в течение семестра, а также сдавшие контрольную работу.

Для студентов заочной формы обучения зачет проводится в устной форме либо по результатам выполнения самостоятельных контрольных заданий.

 

Вопросы для подготовки к зачету:

1.Сущность понятия и виды самообразования

2.Функции, формы и уровни самообразования

3.Источники самообразования

4.Основные формы организации обучения в вузе

5.Лекция - ведущая форма обучения в вузе, виды лекций

6.Технология домашней самостоятельной работы с конспектом лекции

7.Семинарское занятие как форма организации обучения в вузе

8.Технология подготовки к семинарскому занятию

9.Формы контроля и самоконтроля

10.Основные умения познавательной деятельности

11.Основные виды самостоятельной работы студентов

12.Виды конспектов

13.Исследовательская работа студентов

14.Виды учебно-исследовательских заданий

15.Технология написания реферата и схема его подготовки

16.Модель самообразования.

17.Способы работы с текстом.

18.Планирование работы и распределение времени.

19.Виды представления знаний.

20.Оформление библиографических ссылок

21.Библиографическая запись

 

11. Образовательные технологии.

Проблемное изложение, использование компьютерной презентации по всем темам курса, доклады с презентацией, решение задач и тестов по темам 2-4, 6-7, оформление библиографического списка, защита рефератов в форме конференции.

12. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).

12.1 Основная литература:

  1. Вараксин В.Н.Психолого-педагогический практикум / В.Н.Вараксин, Е.В.Казанцева. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 283 с.: ил - (Высшее образование)

2.  Вершинин В. II. На принципах самообразования // Откры­тая школа.-2002. - № 5.

  1. Владимирская О.Д. Самообразование: пять шагов. – СПб.: НОУ «Экспресс», 2006. – 104 с.
  2. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления.
  3. Панферова Н.Н. Управление в системе образования: учебное пособие / Н.Н. Панферова. ­– Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 248 с.- (Высшее образование)
  4. Романенко В. Н. Сетевой информационный поиск: практическое пособие / В. Н. Романенко Г. В. Никитина. – СПб.: Профессия, 2003. – 288 с.
  5. Селевко Г. К. и др. Самообразование личности.— М-, 2001.
  6. Сили, Джон. Как написать доклад / Джон Сили. – М.: АСТ: Астрель, 2004. – 111 с.: ил. – (Шаг к успеху).
  7. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: «Академия», 2003. – 304 с.
  8. Сорокопуд Ю.В. Педагогика высшей школы / Ю.В.Сорокопуд – Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 541 с. –­­­ (Высшее образование).

 

7.2 Дополнительная литература

  1. Антопольский А. Б. Информационные ресурсы России: научно-метод. пособие / А. Б. Антопольский. – М.: Либерея, 2004. – 424 с. – (Библиотекарь и время. XXI век. Вып. 14.).
  2. Бакнолл, Кевин. Как учиться в университете: руководство по курсу академического образования / Кевин Бакнолл. - Челябинск: Урал LTD, 1999. – 232 с.: ил.
  3. Басаков М. И. От реферата до дипломной работы / М. И. Басаков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 64 с.
  4. Библиотечное дело: терминологический словарь / Рос. гос. б-ка. - 3-е, значит. перераб. и доп. изд. - М., 1997. - 168 с.
  5. Гончаров М. В. Введение в Интернет: учеб. пособие: В 9-ти ч. / М. В. Гончаров, Я. В. Шрайберг; под общ. ред. Я. В. Шрайберга. – М.: ГПНТБ России. – Ч. 1: Общие сведения. – 2000. – 60 с.: ил.
  6. Гончаров М. В. Введение в Интернет: учеб. пособие: В 9-ти ч./ М. В. Гончаров, Я. В. Шрайберг; под общ. ред. Я. В. Шрайберга. – М.: ГПНТБ России. – Ч. 3: Интернет для науки, культуры и образования. – 2000. – 80 с.: ил.
  7. Грибова Т. Л. Освоение учебного материала в условиях самообразования // Открытая школа.— 2003.— № 6.
  8. Иениш Е. В. Библиографический поиск в научной работе: справочное пособие-путеводитель / Е. В. Иениш. – М.: Книга, 1982. – 248 с.
  9. Кинг, Элизабет. Как пользоваться библиотекой: практическое руководство для учащихся и студентов: пер. с англ./ Элизабет Кинг. - Челябинск: Урал LTD, 1997. – 156 с.: ил.
  10. Книга: энциклопедия / редкол.: И. Е. Баренбаум, А. А. Беловицкая, А. А. Говоров и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. - 800 с.: ил.
  11. Книговедение: энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1982.- 664 с.: ил.
  12. Королева Г. В. Прежде всего — учим учиться // Открытая школа.— 2000.— № 5.
  13. Минько, Э. В. Ускоренное конспектирование и чтение / Э. В. Минько, А. Э. Минько. – М.: СПб.: Питер, 2003. - 128 с.: ил.
  14. Эхо, Юрий. Письменные работы в вузах: практическое руководство для всех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные, доклады, рефераты, диссертации / Юрий Эхо. - М.: ИНФРА-М, 2002. – 127 с. – (Высшее образование).

7.3 Периодические издания:

• Журнас «Методист»;

• журнал «Педагогика»;

• журнал «Педагогические технологии»;

• журнал «Педагогическое образование и наука»;

• журнал «Народное образование»;

• газета «Первое сентября»;

• «Учительская газета»

 

12.3 Интернет-ресурсы:

1. http://diss.rsl.ru/ - Библиотека диссертаций РГБ

2. http://e.lanbook.com – Издательство «ЛАНЬ»

3. http://znanium.com – Электронно-библиотечная система «znanium.com»

4. http://biblioclub.ru – Университетская библиотека ONLINE

5. https://icdlib.nspu.ru/- - МЭБ – межвузовская электронная библиотека

13. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости).

Windows XP/7, Microsoft Office 2003/2007/2010.

14. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).

Мультимедийные технологии. Просмотр видеороликов, фрагментов фильмов на заданную тему, использование презентаций для демонстрации учебного материала.

15. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).

В целях успешного освоения учебной дисциплины «Технологии самообразования» студенты должны выполнить следующие методические указания:

1. Прочитать лекцию по теме.

2. Найти и изучить соответствующие главы в предлагаемых учебных пособиях.

3. Для углубленного изучения найти и прочитать специальную литературу, указанную после лекции по соответствующей теме.

4. Ответить на контрольные вопросы. В случае если найдены ответы на все вопросы, перейти к материалам для семинарских занятий. Если возникло затруднение ответить на контрольные вопросы - повторить теоретический материал и найти ответ в курсе лекций.

5. Сделать конспект статей предлагаемых по темам

6. После изучения всех тем следует провести проверку знаний дисциплины в целом по тестовому опросу.

Для заочной формы обучения преподаватель выбирает из общего списка семинарских занятий по теме несколько (в соответствии с часами по учебному плану). 

Рекомендации по выполнению контрольной работы.

Титульный лист оформляется в соответствии с общими требованиями: реферат, название темы, название дисциплины, по которой выполнена работа, данные автора: Ф.И.О., курс, группа, данные проверяющего.

В содержании контрольной работы обязательно указывается цель и задачи, актуальность выбранной темы, проблема, научная и практическая значимость исследуемой темы.

Изложение материала из изученных источников, их анализ. В работе должен быть подробно описан аспект изучаемой проблемы, представлена авторская позиция.

В списке литературы должны содержаться статьи из периодических изданий, не менее 2, опубликованные не ранее 2005 года.

Курс завершается сдачей зачета и написанием реферата. Теоретические знания, выработка навыков работы с текстом, оформление библиографического списка литературы, составление структуры реферата и его защита является основанием допуска к зачету.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.08 с.)