Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Народ (объект изучения )Стр 1 из 30Следующая ⇒
1.1. Народ и его становление
«Народы – это мысли Бога.» И. Г. Гердер
Народ во времени и в пространстве. Основы метода. Обществоведение как дисциплина изучает общество. Но общество создается народом. Поэтому народ есть главный объект исследования, именно он стоит в центре внимания и является центральной категорией обществоведения. Бытие народа развертывается во времени и в пространстве. Это предопределяет метод его изучения. Народ проявляет свои качества, заявляет о себе, действует и творит в двух главных плоскостях – во временной и пространственной. Временное измерение описывает историю народа, порождаемых им и сменяющих друг друга общественных укладов, типов и форм. Пространственное измерение описывает связь народа, его расселения, его государственности с территорией, средой, ландшафтом. Народ и порождаемые им общества постоянно движутся во времени и в пространстве, изменяясь и открывая различные стороны своей идентичности (лат «identitas» - «самость», от «idem», «тоже самое», «тождество»). Проследить это движение в истории и географии составляет главную задачу обществоведения. Для этого следует описать сам объект изучения – народ, а также основные оси координат, в которых будет развертываться исследование – ось времени (общество в истории) и ось пространства (общество в географической среде). Изучение изменений общества по оси времени дает нам его историю. Изучение его положения в пространстве показывает динамику развития цивилизации, вписанной в территориальный, географический и геополитический контекст. Главенство народа. Народ как высшая ценность. Основой общества, государства, национальной истории является народ. Народ -- главное действующее лицо мирового процесса, которое на протяжении истории, сквозь векапретерпевая многочисленные трансформации, меняя экономические, политические, идеологические и религиозные уклады, создавая разнообразные ценностные системы, сохраняет свою целостность и непрерывность. Народ всключает в себя все поколения -- прошлые и будущие – одновременно. Предки пребывают в бытии народа наравне с ныне живущими. Потомки, будущие поколения, также соучаствуют в свободно развивающейся энергии исторического бытия и влияют на настоящее – ведь многие свои действия человек осуществляет ради своих потомков, с мыслью о них.
Один и тот же народ в разные периоды своей истории способен создавать разные типы общественных систем, политических режимов, ценностных структур и идеологий. Определенные ценности народ создает сам, иные заимствует у других народов, но во всех случаях именно народ является действующей инстанцией как в порождении новых, так и в выборе уже существующих социально-политических и экономических форм. Народ и общество. Общественные формы меняются. Народ, принимающий их, создающий то или иное общество, остается в своей глубине неизменным. Народ – есть содержание. Общество – форма. Народ – величина постоянная. Общество -- переменная. Народ – это сущность. Общество – разнообразные проявления этой сущности. Предмет «Обществоведение» изучает общество и в первую очередь современное российское общество. Но начинать это изучение необходимо с выяснения того, что является основой всякого общества, что это общество порождает, изменяет и направляет к исторической цели, замыкая в единую цепь прошлое, настоящее и будущее. Такой инстанцией является народ. Понятие «этнос». Чтобы точнее понять смысл категории «народ», следует определить понятие «этнос». Этнос – это группа людей, объединенных общим происхождением, языком,внешним видом, единством биологического типа (цвет глаз, волос, характерные физические черты и т.д.) Этнос – это биокультурная общность. Этносы в истории возникали по-разному – чаще всего через разделение прежних этносов на отдельные составляющие или через смешение различных этносов между собой. Большое влияние на формирование этносов оказывали природные условия, ландшафт, особенности быта и хозяйственной деятельности. Кочевые этносы зависели от состояния пастбищ, засух, изменения климатических условий. Оседлые этносы развивали, как правило, такие формы ведения хозяйства, где большую роль играло выращивание сельхозкультур и связанные с этим технологические циклы – ирригация, земледелие и т.д. Огромное значение для оседлых народов имело наличие водных и сухопутных путей сообщения.
Многие этносы сохранили отпечаток ранних фаз становления и в более поздние эпохи, так как коллективная психология -- чрезвычайно устойчивое явление, и память о древних этапах развития того или иного этноса передается через культурные коды, ценностные системы и определенные психо-биологические особенности. Народ как этнос, осознавший себя исторически. Народ складывается на основе этноса, но становится самим собой тогда, когда этнос начинает осознавать свое историческое предназначение и воплощает свое бытие в политические формы. Народ -- это этнос, пробудившийся для осознания своей роли в мировой истории и сознательно выстраивающий систему отношений с другими народами. Народ отличается от этноса тем, что имеет рациональную или интуитивную историческую цель, выходящую за пределы инерциального биологического существования, т.е. определенную универсальную миссию. Народ -- это этнос, вступивший в область духа, перешанувший уровень традиционных мифов и представлений, родственных связей и естественных коллективов и приступивший к созданию обобщенного проекта – в истории, политике, экономике, идеологии, культуре, религии. Бытие народа сознательно обращено в будущее. В отличие от этноса народ не исчерпывается био-культурным родством и инерцией исторического существования в том или ином хозяйственном цикле. Народ способен оформить свое бытие в проекте, открытом для разных этносов, которым предоставляется право и возможность возвыситься над инерцией и обрести высшее социально-политическое измерение. Чаще всего народ заявляет о себе через осознанное и волевое создание новой политической общности в форме государства, подчас особой политической или религиозной системы. Обратимость становления народа. В истории бывает и обратный процесс: народ как политическое, государственное или религиозное единство распадается на части, которые утрачивают исторический смысл и политическую идею и продолжают существовать в силу культурно-биологической инерции, обособляясь от других этносов и погружаясь в замкнутый хозяйственный и культурный цикл, т.е. снова возвращается в этнос. Долгое время историки были убеждены, что цепочка «род-племя-этнос-народ» соответствует логике поступательного исторического развития любого народа. Но в последние десятилетия были собраны обширные социологические материалы, свидетельствующие об обратимости этого процесса. Процесс движения от рода к племени и далее к этносу и народу может протекать и в обратном направлении. Все больше сторонников в научной среде завоевывает гипотеза, согласно которой известные нам «примитивные» общества, где до сих пор сохранился родо-племенной строй (некоторые племена австралийских аборигенов, индейцев Южной Америки, центрально-африканских пигмеев, малых этносов циркумполярной зоны и т.д.), являются не остатками «детства человечества», но продуктами распада более организованных общественных форм – т.е. полноценных этносов, народов и, возможно, государств и цивилизаций, давно исчезнувших с лица земли. Об этом свидетельствуют, в частности, адекватно расшифрованные и проанализированные мифы и символы этих племен.
Обратимость процесса становления этноса народом показывает, что не все этносы движутся по пути обретения исторического и политического самовыражения, и следовательно, не все они непременно становятся когда-то народом. А те, кто являются народом сегодня, не обязательно останутся им в будущем. Любой народ может однажды прекратить свое существование, не подвергаясь даже физическому уничтожению, а оставшаяся от него масса индивидуумов, родов и этносов будет продолжать жить в ином качестве – вне общего исторического бытия. Так прекратили свое существования многие народы древности, хотя их биологические потомки живут до сих пор, но уже не в качестве народов. Народ как ценность. Народ есть особое состояние человеческой общности, которое сопряжено с наличием целостной духовной формы, собирающей воедино все составляющие этой общности, сохраняющей и передающей из прошлого в будущее ее основное содержание. В таком понимании народ есть не просто данность, но ценность, которую необходимо утверждать, защищать, оберегать и приумножать. Народ как начало материальное и духовное одновременно. В народе сочетаются материальное и духовное, биологическое и разумное, существующее по инерции и требующее усилий, естественное и искусственное начала. Человек и человечество всегда осмысляют себя и свое место в истории исходя из конкретного народа, который наделяет человека языком, формой мысли, историческим и пространственным бытием, всем тем духовным арсеналом, который необходим для полноценного мышления. Мышление фундаментально зависит от культуры и языка народа. Мысль существует в пространстве народа, который предоставляет как материальную, так и духовную базу для ее существования: телесное бытие человека обеспечено его причастностью к конкретному народу, а его мышление формируется через усвоение структур рациональности и культуры этого народа. Со всех точек зрения народ является главной фигурой исторического, общественного и политического бытия человечества. Контрольные вопросы: · Чем отличаются между собой понятия «этноса» и «народа»? · Дайте определение понятия «народ». · Что такое «историческое самосознание» народа? Попытайтесь описать это. · Ощущаете ли лично вы себя частью народа? В чем это проявляется? · Принадлежат ли к народу только те, кто живут в настоящее время, или к нему относятся предки и потомки ныне живущих? Выскажите ваше личное мнение.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.76.234 (0.01 с.) |