Утренний сбор (групповой сбор или утренний круг) — это режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей, который проводится сразу после завтрака.
Большинство дошкольников (особенно младшего возраста) болезненно переживают приход в детский сад: их рано разбудили, оторвали от дома и любимых игрушек, то есть малыш обижен на всех. Таким образом, основная цель проведения утреннего сбора — «задать тон» всему дню, то есть создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным. Кроме этого, групповой сбор:
развивает толерантное отношение к людям;
формирует первичные представления о понятиях нормы и правилах поведения в обществе;
позволяет детям почувствовать свою значимость, уверенность в том, что их принимают в кругу сверстников такими, какие они есть.
Утренний сбор способствует тому, что дети учатся играть не рядом, а вместе, терпимо относясь друг к другу
Задачи
Утренний круг решает целый ряд образовательных задач:
Создаёт условия для общения детей и взрослых:
Познавательного характера, если речь идёт об обсуждении новой информации, которую малыши получили с момента предыдущей встречи.
Делового толка, если говорить о решении организационных вопросов, например, распределении обязанностей при подготовке костюмов к утреннику.
Межличностного характера, определяющего взаимодействие детей между собой, а также с педагогом.
Развивает коммуникативные навыки и способность планировать собственную деятельность. Иными словами, ребята учатся правильно строить разговор (к примеру, давать возможность высказаться товарищу), привыкают к режиму дня (например, переодевание по приходу в сад, расставание с родителем, игры, подготовка к завтраку и т. д.).
Нарабатывает у детей опыт понимать эмоциональное состояние других людей, то есть развивает эмпатию. Например, видя, что товарищ расстроен, малыш ищет способ его отвлечь, дав любимую игрушку или пригласив вместе поиграть с кубиками.
Работает над развитием навыков культурного общения. Малыши, придя в группу, получают комплименты относительно новой одежды, заколки, причёски и т. п. Постепенно дети приучаются так же вести себя со взрослыми: воспитательницей, нянечкой.
Обучает аргументированному построению высказываний, отстаиванию своей точки зрения. Например, если обсуждается поступок героев прочитанной накануне сказки или увиденного мультфильма.
Взрослый показывает малышам пример правильного построения высказывания, а также нормы ведения обсуждений
Развивает умение вычленять из своего опыта интересные события, а также описывать их лаконично, последовательно и логично.
Формирует навык коллективного труда, то есть умения распределять обязанности, роли, вырабатывать правила поведения. К примеру, чтобы не затягивать время, дети должны сами определить принцип, по которому будут выбираться ребята, презентующие новости.
Таблица: актуальные задачи группового сбора для разных возрастных групп
Младший дошкольный возраст
Старший дошкольный возраст
Учиться делать выбор и принимать решения (я хочу рисовать, играть).
Учить ставить цель (я буду строить дом).
Учиться говорить предложениями.
Учиться различать и называть признаки предметов (цвет, форма, величина, пространственное положение).
Учиться устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми).
Инициировать разговор, включаться в него и поддерживать общение (давай вместе…, я хочу сказать…, я думаю, что…).
Обращаться к источнику получения знаний (я узнал это из книги, из телепередачи).
Заявлять о своих представлениях, знаниях (я знаю, что белые медведи…).
Принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними в контексте ситуации (я играю в доктора, я…).
Управлять своим поведением и способами общения (я понимаю, что мама устала, буду играть тихо).
Сравнивать предметы (камешков 5, а шишек 3; река широкая, а ручеёк узкий).
Анализировать действия и поступки, прогнозировать результаты действий и поступков (если я сделаю так, то…).
Разрешать конфликтные ситуации (попросить, сказать о том, что не нравится…).
Обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании.
Установить и удерживать культурную рамку (помогать детям осваивать сообразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога).
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.004 с.)